Стратегическое прогнозирование бюджетных капитальных расходов бюджета и территориальные кластеры развития Россиии и СНГ


УДК 33, УДК 645.99


 Грицюк Татьяна Владимиров ан – кандидат экономических наук, доцент Международный университет «ДУБНА»


Проблемы  правового  регулирования  бюджетного регулирования в   Российской   Федерации[1]


Бюджетное регулирование и бюджетные  регулятивы являются родственными, но не тождественными понятиями. Бюджетные регулятивы должны быть основаны на долгосрочной стратегии развития бюджета, бюджетных прогнозах, планах-прогнозах направлений бюджета, планы- прогнозы сценариев бюджета и стратегических сценариях бюджета РФ. Бюджетные регулятивы используются на стадии бюджетных проектировок в форме распределения нормативов отчислений от регулирующих и расщепляемых налогов федерального бюджета в бюджеты краев, областей, краев и областей в составе федерального округа (например, (Якут-Саха).


Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики[2].  


Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня.[3]


Бюджетное регулирование - это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.


В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся[4]:


- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;


- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение, в порядке межбюджетного регулирования, доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;


- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;


- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;


- определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;


- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;


- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


- установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управление долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;


- осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации[5];


- установление порядка формирования доходов федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов;


- осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;


- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;


- установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;


- установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;


- утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;


- установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;


- формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;


- определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;


- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.


Публичо-нормативные казначейские обязательства бюджета РФ в части закрытых бюджет позиций оп отсроченным налоговым обязательствам третьих лиц и промышленных предприятий исполняются в целях детализации отдельных положений вышеприведенного нормативного акта следующим образом и в следующем обусловленном законодательством РФ по налогам неукоснительном  порядке:


а) административные штрафы  и платежи по различным обусловленным бюджетом основаниям в РФ;


б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета


объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;


в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;


г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.


Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем - принудительное изъятие).


Термин « взыскание налога » вписывается только в правовую конструкцию института ответственности - в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.


Принудительное изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием   недоимки   налагается   и   штраф   на   лицо,   совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.


Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.


В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж -пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.


Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.


- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.







Концепция безопасности территории


В качестве условий активизации инновационной деятельности территории могут выступать: наличие разных видов региональных угроз; наличие инновационного и предпринимательского потенциала; принятая долгосрочная и среднесрочная стратегии инновационного развития региона; правовая база для эффективной инновационной деятельности, финансовые ресурсы венчурного типа; инновационная инфраструктура поддержки   и содействия  реализации региональных программ; наличие интегрированной системы управления  инновационным процессом[6].


Проблемы реализации Концепции национальной безопасности России по отношению к государствам СНГ.


 В соответствии с этими изменениями под концепцией национальной «опасности Российской Федерации понимается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Изменения в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации были (от 10 января 2012 г. у24)  без существенных изменений[7].


В разделе «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» данного документа подчеркивается, что угрозы в экономике носят комплексный характер. Следует обратить внимание на то, что здесь делается    акцент    на    снижении    важнейшего    макроэкономические показателя     (ВВП),     на     ухудшение     инвестиционно-инновационной активности,    разбалансировку    банковской   системы,    нерациональную структуру экспорта и импорта, на технологическое отставание, на утрату передовых  позиций  в мире, деградацию  наукоемких  производств, сепаратистские устремления отдельных регионов и угроз федеративному устройству и укладу России.


В Концепции сформулированы основные нерешенные проблемы; направления внешнеэкономического сотрудничества РФ:


•   содействие международной интеграции,  интеграции российской экономики;


•   необходимость расширения рынков сбыта российской продукции;


•   формирование      единого      экономического      пространства государствами-участниками СНГ;


•   усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей;


•    сокращение     зависимости     России     от     внешних     кредитов и заимствований;


•   усиление контроля за вывозом капитала;


•   необходимость регулирования деятельности иностранных банков.


Уязвимость России заключается в том. что она не только унаследовав от СССР 21% мировых запасов ресурсов, огромную территорию (17 млн.км2), является ведущим производителем топливно-энергетических ресурсов, сохранила 60% военного потенциала, 20-25% обычных вооружений, но и «тянет» груз многочисленных диспропорций.


Основная уязвимость - это наличие таких диспропорций, которые выражаются в несоответствии между масштабами природно-ресурсного потенциала, потенциально высокими возможностями человеческой капитала и территориального выравнивания регионов, неумение использовать финансовые возможности повышения уровня благосостояния, неспособность превращать доходы, выгодные инвестиции.


Среди проблем, препятствующих реализации Концепции (национальной безопасности России, следует по млению экспертов (из ИЭ, РАН, СОПСа и др.) обратить внимание на;


•    возможность повышения благосостояния и качества жизни населения, хотя бы в среднесрочной или долгосрочной перспективе;


•   способность экономики России функционировать в режиме воспроизводства;


•    поддержание в устойчивом состоянии финансово-банковской системы;


•    повышение конкурентоспособности регионов, отраслей, государства, бизнеса, а также улучшение имиджа и деловой репутации страны и ее финансово-промышленных групп и корпораций;


•   обеспечение доступа перерабатывающей промышленности на внешний рынок, рационализацию внешней торговли;


•   завоевания передовых научно-технических и технологических позиций по стратегически важным направлениям;


•   сохранение государственного контроля и регулирование военно-промышленных позиций в мире.


Приморский край


Площадь края составляет 165,9 тыс. км², Населениев 2010 составляло  1 956 426 человек  при плотности 11,9 чел./км², удельный вес городского населения: 75,4%.


В Приморском крае в основном развивались несколько секторов: военно-промышленный комплекс (судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение), рыбохозяйственный комплекс, горно-химическое производство, транспортный комплекс, лесопромышленный комплекс и др. При этом практически все сектора работали исключительно на внутренний рынок страны.


После спада 2008-2009 годов экономика края начала выправляться. Прирост валового регионального продукта Приморского края за 2010 год, по оценке, составил 8,0% (при 1,5% за 2009 год).


Индекс промышленного производства (добывающие и обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды) за 2010 год вырос на 11,5% к 2009 году (за 2009 год – снизился на 4,2%). При сохранении тенденции роста по сравнению с 2009 годом в обрабатывающих производствах на 19,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 2,6%, динамика добычи полезных ископаемых снизилась на 13,7%. Продолжился рост производства в лесозаготовках и рыболовстве - 114,4% и 169,3% соответственно.


Увеличение стоимости внешнеторгового оборота (65% к уровню 2009 года) сформировано повышением импорта и экспорта товаров на 32,9% на 77,9% соответственно.


Промышленное производство.


В 2010 году организациями, занятыми в добывающих и обрабатывающих отраслях, производстве электроэнергии, газа и воды произведено продукции (работ, ус- луг) на 11,5% больше, чем в 2009 году.


Рост производства достигнут в отраслях обрабатывающего сектора: металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; производстве транспортных средств и оборудования; обработке древесины и производстве изделий из дерева; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; текстиль- ном и швейном производстве; химическом производстве; производстве обуви; производстве пищевых продуктов, включая напитки; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; а также в рыболовстве и лесозаготовках.


Снижение объемов отмечено в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых; полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности; производстве резиновых и пластмассовых изделий; производстве машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования.


Спад в 2010 году в секторе добычи полезных ископаемых (83,6% к уровню 2009 года) обусловлен уменьшением добычи как топливно-энергетических полезных ископаемых (-5,3%), так и полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (-18,9%), в том числе добычи металлических руд на 12,5%.


Снижение в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (94,7%) связано со значительным уменьшением добычи каменного угля (-20,7%). В целом добыча угля в 2015 году по краю составила 10395 тыс. тонн (снижение на 1,0% к уровню 2012 года), добыча бурого угля увеличилась на 1,7% и составила 9385 тыс. тонн.


Обрабатывающие производства


Рост в 2015 году в секторе обрабатывающих производств (119,5% к уровню 2012 года) в значительной мере сформировали предприятия, занятые производством готовых металлических изделий, производством транспортных средств и оборудования, обработкой древесины и производством изделий из дерева, производством прочих неметаллических минеральных продуктов, производством пищевых продуктов, включая напитки.


Рост в текстильном и швейном производстве в 2012 году (133,6%) связан с увеличением выпуска предприятиями края трикотажных (+31,4%) и швейных изделий.


Увеличение производства кожи, изделий из кожи и производства обуви в 2015 году (116,9% к уровню 2012 года) обусловлено ростом выпуска обувной продукции предприятиями с иностранными инвестициями.


Значительный рост выпуска продукции в 2015 году предприятиями, осуществляющими обработку древесины и производство изделий из дерева (138,7%).


Рост химического производства в 2015 году (133,3%) сформирован увеличением выпуска моющих средств на 10,9% и лекарственных средств в 1,9 раза (в действующих ценах).


В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий объемы производства выросли в 2,3 раза к уровню 2009 года, рост обусловлен увеличением выпуска конструкций строительных сборных из стали ОАО «Находкинский СРЗ» и ООО «Спасский механический завод» для строящихся объектов в крае.


Снижение производства машин и оборудования в 2010 году (82,6%), связано с недостаточным объемом гособоронзаказов на ряде предприятий ОПК, а также снижением выпуска холодильников, морозильников бытовых на 34,7% и бытовых стиральных машин - на 7,2%.


Производство и распределение электроэнергии, газа и воды


Индекс промышленного производства в 2014 году на предприятиях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды составил 102,6% к уровню 2012 года. Рост формируется увеличением производства электроэнергии – на 4,2% и теплоэнергии - на 0,7%.


Лесозаготовки и предоставление услуг в данной области


Значительный рост в 2015 году объемов услуг в области лесозаготовок (114,4% к уровню 2012 года) связан с ростом вывозки древесины и производством древесины необработанной на 14,7%, в том числе хвойной на 15,7% к уровню 2009 года. Рост лесозаготовок в 2015 году сформировался на фоне низких объемов заготовки леса 2012 года.


Рыболовство, рыбоводство


Рост производства в 2015 году в рыболовстве составил 169,2% к уровню 2012 года.


В 2015 году производство важнейших видов продукции по виду деятельности «рыболовство» - рыба живая, свежая или охлажденная – составило 51,0 тыс. тонн, в 1,7 раза выше уровня 2012 года.


Внешнеторговый оборот Приморского края в 2015 году, по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю и данным ДВ Таможенного Управления, составил 6588,6 млн. долл. США с ростом 165,8% к уровню 2012 года. Рост обеспечен улучшением внешнеторговой конъюнктуры, ростом спроса со стороны основных внешнеторговых партнеров края – США, Японии, Республики Корея, Китая; ростом доходов населения и внутреннего спроса в Приморском крае (табл. 1).


Экспорт сложился в размере 1526,1 млн. долл. США, увеличился на 32,4% к уровню 2014 года; импорт – 5062,5 млн. долл. США, увеличился на 79,5% к уровню 2012 года.


В том числе, со странами СНГ экспорт составил 2612,1 тыс. долл. США ,снизился на 24,7% к 2009 году; импорт – 2863,1 тыс. долл. США, увеличился в 2,4 раза к 2009 году. Товарооборот вырос на 17,1%, что обусловлено повышением импорта машин, оборудования и транспортных средств (рост в 2,8 раза).


Со странами Дальнего Зарубежья экспорт сложился в размере 1523,5 млн. долл. США, увеличился на 32,6% к 2009 году; импорт – 5059,6 млн. долл. США (увеличился на 79,5% к 2009 году).


В структуре экспорта преобладают следующие виды товаров:


-продовольственные товары и сырье для их производства – 48,1% (733,8 млн. долл. США), из которых рыба и морепродукты составляют 95,5% (700,6 млн. долл. США.


 


 Стабильное и устойчивое развития территории и  экономический рост


Для стабильного и устойчивого экономического роста необходимы более прочные основы макроэкономической политики ю Новое бюджетное правило способствует укреплению основ фискальной политики  Новое бюджетное правило, введенное в декабре 2012 года, ограничивает прогнозное использование нефтяных доходов бюджета с учетом так называемой базовой цены на нефть, которая рассчитывается, исходя из ее средней цены за последние 5 лет (в дальнейшем эта средняя цена будет рассчитываться на основе десятилетнего периода); в настоящее время базовая цена на нефть составляет 91 доллар США за баррель. Таким образом, расходы федерального бюджета в среднесрочной перспективе рассчитываются на постоянной основе на три последующих года как сумма этих нефтяных доходов, прогнозируемых ненефтяных  доходов и максимального уровня бюджетного дефицита в размере 1% ВВП.


Реализация этого правила следует за повышением ненефтяного дефицита бюджета во  время кризиса, воздействие которого пока что было смягчено только отчасти  (Рисунок 3) и повышает предсказуемость совокупного расходования бюджетных  средств, одновременно уменьшая его волатильность. Данное правило не предполагает контроля за инвестиционными займами за счет поступлений от нефтяных доходов и внебюджетных фондов перекладыванием расходов на слабые региональные бюджеты без предоставления дополнительных ресурсов и за использованием гарантий. Вместе с тем, однако, оно устанавливает  рамки фискальных расходов, которые  подразумевают определенные меры постепенной бюджетной экономии в  среднесрочной перспективе. В этой связи правительству предстоит принять ряд непростых решений, особенно учитывая значительный объем расходных обязательств, который был сформирован в период президентских  выборов, включая социальные расходы, инвестиции в инфраструктуру, а также модернизацию Вооруженных сил. Важно то, что в качестве приоритетных выбраны статьи расходов, способствующих росту, в том числе инвестиции в человеческий капитал и в инфраструктуру.  В настоящее время расходы российского бюджета на здравоохранение и образование ниже средних показателей по странам ОЭСР, а на оборону и субсидии – выше.




Рисунок 3. Общий баланс государственного бюджета и ненефтяной баланс


Доля в процентах от ВВП


Источник: IMF, World Economic Outlook database, October 2013.


Нефтегазовые доходы сверх базовой цены на нефть  направляются в Резервный фонд, пока его объем не достигнет 7% ВВП; после этого, по меньшей мере, половина дополнительных доходов направляются в Фонд национального благосостояния, в то время как остальной объем средств может быть потрачен на финансирование инвестиций в инфраструктуру. Резервный фонд обеспечивает эффект «подушки безопасности» для смягчения последствий влияния колебаний нефтяных цен на бюджет страны. Воздействие на доходы бюджета в рублях дополнительно смягчается тем фактом, что снижение уровня нефтяных цен обычно связано с падением курса национальной валюты. Функционируют также и «автоматические стабилизаторы»: недостаточный объем ненефтегазовых доходов может компенсироваться  уменьшением объема внутригодовых трансфертов в Резервный фонд. Поэтому, учитывая минимальные расходные обязательства, уже преопределенные на среднесрочную перспективу основами фискальной политики на 2014 и 2015 гг., продолжающееся замедление темпов экономического роста будет подразумевать более высокий уровень дефицита и незначительный объем аккумулируемых в Резервном фонде средств. Несмотря на то, что такая политика представляется оправданной, она должна восприниматься в контексте прогнозируемого в среднесрочной и долгосрочной перспективе падения общих нефтяных доходов в долях ВВП.  


В Фонде национального благосостояния накапливаются средства для покрытия будущих пенсионных расходов. Однако объявленный в июле 2013 г. пакет тимулирующих мер предусматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния для финансирования рентабельных проектов инвестиций в инфраструктуру и программ банковского кредитования малого бизнеса.


Таблица 1. Макроэкономические показатели и прогнозы


Показатель


2010  


2011 


2012 


2013


2014 


2015


2016


Реальный рост ВВП 


4.5 


4.3 


3.4 


1.5 


2.3 


2.9


4.3


Инфляция, среднее значение за период 


6.9 


8.4 


5.1 


6.6 


5.7 


4.5


4.8


Бюджетный баланс федерального


правительства (в процентах ВВП)


-3.4 


1.5 


0.4 


-0.7 


- 1.0 


-0.9


1.2


Баланс счета текущих операций (в процентах


ВВП)


4.4 


5.1 


3.6 


2.5 


2.4 


2.2


2.5


Источник:  Economic Outlook 94 projections.


Это создает потенциальный риск для чистых государственных финансовых ресурсов, что может подорвать финансирование будущих пенсионных выплат. Следовательно, с учетом хорошо известного феномена неэффективности государственных инвестиций с точки зрения обеспечения запланированной доходности, необходимо использовать соответствующе механизмы управления и контроля (McKinsey & Company, 2009). 


С учетом границы расходов бюджета, установленных новым бюджетным правилом, особое значение приобретает вопрос повышения эффективности государственных расходов. Успешное внедрение в течение двух лет планируемой программы составления бюджета и контроля за его исполнением будет особенно важным шагом вперед. Это потребует тщательного анализа проблем, связанных с реализацией некоторых имеющихся экспериментальных проектов, в том числе выбора соответствующих показателей для мониторинга. Есть также планы по оптимизации деятельности государственных ведомств с передачей ряда функций на аутсорсинг и уменьшением количества государственных служащих на 20%. Для таких реформ это время особенно удачное, поскольку частный сектор нуждается в квалифицированных кадрах. Принятый недавно закон о государственных закупках предусматривает  обеспечение большей прозрачности  всего цикла закупок, и практика его реализации должна стать предметом скрупулезного мониторинга для внесения в него при необходимости корректив.


В России пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, что по международным меркам очень низкий показатель, особенно с учетом того, что продолжительность жизни на пенсии в дальнейшем будет расти являясь положительной реакцией на рост доходов и повышение качества жизни домохозяйств. Повышение возраста выхода на пенсию для женщин до соответствующего показателя для мужчин вместе с постепенным повышением возраста выхода на пенсию для представителей обоих полов вкупе с повышением уровня продолжительности жизни станет самым действенным методом сдерживания роста будущих пенсионных расходов, хотя органы власти сегодня открыто заявляют о том, что исключают возможность  реализации подобных изменений. 


В настоящее время в целях повышения пенсионного возраста и устойчивости пенсионной системы планируется ряд перемен: пересмотр формулы льготных пенсий, включая внедрение балльной системы; увеличение необходимого рабочего стажа; уменьшение возможности раннего выхода на пенсию; ужесточение индексации размера пенсий с более тесной увязкой ее с поступлениями в пенсионную систему; а также повышение уровня отчислений для индивидуальных частных предпринимателей. Финансовое бремя, образуемое специальными пенсиями должны отчасти брать на себя работники, что порождает для них стимулы к улучшению условий труда. Планируемые реформы  –  шанс  разрешить посредством совершенствования механизмов регулирования и надзора насущный вопрос обеспечения диверсификации рисков в сфере пенсионных накоплений и проблемы с реализацией определенных компонентов отчислений в пенсионную систему. Однако в настоящее время планируется перенаправить по умолчанию взносы, предназначенные для пополнения уже определенной накопительной части пенсии в также определенную страховую ее часть, что ослабит диверсификацию пенсионных доходов.


России удалось существенно улучшить структуру налогообложения в стране: расширена налоговая база, снижены ставки налогов, повысился уровень соблюдения налогового законодательства. Тем не менее налогообложение нефтегазовой отрасли могло бы более адекватно отражать экономическую ренту и способствовать развитию поисково-разведочных работ и инвестиций; для этого необходимы соответствующие совершенствования в системе учета операций, связанных с геологоразведкой, разработкой и производственными затратами на реализацию отдельных проектов и освоение месторождений. Налоги на алкоголь относительно низки, а налоги на табачную продукцию ниже, чем во всех странах - членах ОЭСР и в любой из крупных стран с развивающейся экономикой,  -  и это несмотря на то, что высокий уровень потребления табака и алкоголя в России  –  одна из причин высокого уровнясмертности (ОЭСР, 2012с). Кроме того, в России имеется потенциал к повышению ставок налогов на имущество, а повышение ставок экологических налогов обещает повысить доходы бюджета и способствовать переходу на более экологичные и устойчивые модели производства и потребления. 


В процессе осуществляемых структурных преобразований ситуация в банковском  секторе остается стабильной. 


Банковский сектор стабилен, и его капитализация находится на адекватном  уровне; маржинальный доход высокий, имеющийся объем невозвратных кредитов  остается контролируемым, а объемы резервов на покрытие потерь  -  достаточными. Однако более высокий уровень следования международным стандартам измерения объемов невозвратных ссуд, включая, в частности, сомнительные кредиты, мог бы вселить дополнительную уверенность в финансовой системе и в большей ее стабильности в долгосрочной перспективе. Финансирование деятельности крупных коммерческих банков осуществляется, главным образом, за счет депозитов, однако небольшой объем рыночного  обеспечения приводит к сегментированному межбанковскому рынку, поэтому значительную роль в обеспечении ликвидности по-прежнему будут играть стартовавшие в 2013 г. аукционы  по предоставлению займов по плавающей процентной ставке под залог нерыночных активов. Результаты  последних стресс-тестов ЦБ РФ, основанных на существенном падении цен на нефть и снижения ВВП на 5%, не предполагают системных рисков в краткосрочной  перспективе.


              Рисунок 4. Основные показатели банковского сектора


Данные на конец периода


                           Рисунок 4. Основные показатели банковского сектора


Данные на конец периода


Источник: Central Bank of Russia.


[1] Грицюк Т.В., Котилко В.В. Проблемы  правового  регулирования  бюджетного регулирования в   Российской   Федерации[1] Научный сборник. Научное обозрение сегодня. Тамбов, 2012.


            [2] «Бюджетная стратегия на период до 2023 года». Minfin.ru


[3] Финансы. Учебник /Под ред. проф. В.В.Ковалева.-М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. С.185.


[4] Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Ковалева В.В – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


[5] Тунин А.Г. Предпринимательство и финансы. Учебное пос. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2009.


[6] Котилко В.В., Грицюк Т.В. Региональный аспект экономической безопасности России (бюджет, инновации) / под  редакцией д.э.н., проф. Котилко В.В./ - М.: изд-во СОПС, 2010.


[7] Котилко В.В. Риски и кризисы на пространстве СНГ. Монография. / Под редакцией  Вашанова В.А./   М.: Просветитель, 2007.