Показатели рентабельности предприятий и организаций


Помимо абсолютного объема прибыли в финансовой статистике рассчитываются относительные показатели доходности деятельности предприятия (организации) – показатели рентабельности.
Рентабельность – это показатель, в общем виде характеризующий прибыльность работы предприятия (организации).
Существует несколько показателей рентабельности. К ним относятся:
  1. рентабельность (убыточность) активов (группы активов – внеоборотных и оборотных) общая:

    Общая рентабельность характеризует, сколько денежных единиц было привлечено предприятием для получения одного рубля прибыли, независимо от источников привлечения этих средств;
  2. рентабельность (убыточность) активов (группы активов) чистая:

    Чистая рентабельность позволяет определить влияние на доходность деятельности предприятия (организации) налоговых отчислений и других платежей из прибыли;
  3. рентабельность (убыточность) источников формирования активов общая:

    Данный показатель характеризует эффективность использования всех средств предприятия, независимо от источников их формирования;
  4. рентабельность (убыточность) источников формирования активов (по группам: собственные и заемные) чистая:

    Данный показатель характеризует эффективность использования средств предприятия в зависимости от источников их формирования (собственный, заемный, основной, оборотный капитал). Отдельное внимание при анализе уделяется показателю рентабельности собственного капитала;
  5. рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг:

    Данный показатель характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции. Его динамика может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля предприятием за себестоимостью реализованной продукции;
  6. рентабельность (убыточность) продаж общая:

    Данный показатель характеризует долю балансовой прибыли в доходе, т. е. какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции;
  7. рентабельность (убыточность) продаж чистая:

    Данный показатель характеризует давление налоговых платежей на доходы предприятия на всех направлениях деятельности.

Показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования чистой прибыли, важны в основном для кредиторов и акционеров организации.