Индекс потребительских цен. Индекс цен производителей


Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.
Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:
  1. сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  2. индекс потребительских цен для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;
  3. индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
  4. индекс потребительских цен, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;
  5. сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.

В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.
Расчет индекса потребительских цен осуществляется:
  1. к предыдущему месяц (или периоду);
  2. к декабрю предыдущего года (или кварталу);
  3. к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

Расчет индекса потребительских цен осуществляется в несколько этапов:
  1. на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;
  2. на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;
  3. на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.

Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле Ласпейраса:

где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.
Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.
В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.
Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.
Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:
  1. на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;
  2. на втором этапе определяется порядок регистрации цен;
  3. на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.

Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:
  1. индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);
  2. индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).