Понятие товарооборота. Статистическое изучение динамики товарооборота


Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю.
Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:
  1. оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров;
  2. в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления;
  3. при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.

Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:
  1. по натурально-вещественному составу (по товарным группам);
  2. по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции);
  3. по формам собственности;
  4. по территориальной составляющей.

Выделяют следующие категории товарооборота:
  1. оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;
  2. розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;
  3. валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота;
  4. чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.

Объем товарооборота рассчитывается по формуле:
S=Σpq,
где р – цены товаров;
q – количество проданных товаров.
Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.
Общий индекс товарооборота определяется по формуле:

где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;
q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.
Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.
Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:

где р – сопоставимые цены товаров.
Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.
Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:

где IрП – общий индекс цен по Пааше.
Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.
Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:
IS = Iq * IрП.