Государство и право Франции в период Нового времени

  1. Предпосылки Великой буржуазной революции
  2. Крупная буржуазия у власти. 1789–1792 гг. (1-й этап)
  3. Установление Первой республики во Франции (2-й этап)
  4. Государственно-правовой механизм якобинской диктатуры 1793–1794 гг. (3-й этап)
  5. Государственный строй Франции в период Директории 1794–1799 гг. (4-й этап)
  6. Конституция Франции 1799 г. Режим 1-й империи (1804–1814 гг.)
  7. Реставрация монархии во Франции (1814–1848 гг.)
  8. Государственный строй Франции в период Второй республики (1848–1851 гг.)
  9. Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г.
  10. Право Франции в период Нового времени

Предпосылки Великой буржуазной революции


Во Франции вплоть до последней четверти XVIII века господствовал абсолютизм, основу которого, как известно, составляли феодальные отношения. Но в недрах феодального строя постепенно стали зарождаться и развиваться буржуазные отношения. Об этом свидетельствовало возросшее значение мануфактур в экономике страны. Причем некоторые мануфактуры являлись довольно крупными. Развитие мануфактур позволило увеличить производство промышленных товаров, что способствовало значительному расширению французского экспорта. За период с 1716 по 1784 год вывоз промышленных товаров вырос более чем в три раза.
Буржуазные отношения проникли и в сельское хозяйство страны. Здесь в некоторых провинциях наметилась имущественная дифференциация крестьянства и появление зажиточных крестьян, которые стали прибегать к наемному труду батраков из безземельных крестьян. Развитие мануфактур проникло и в деревню, где получила распространение так называемая рассеянная мануфактура. Крестьяне заготавливали для скупщиков-мануфактуристов пряжу, расчесывали хлопок и т.д.
Таким образом, капиталистический уклад прочно утвердился во Франции. Однако его дальнейшее развитие было невозможно в условиях господствующего в стране абсолютистско-феодального строя, который затруднял, а нередко и вообще делал невозможной предпринимательскую деятельность буржуазии. Цеховая регламентация также сдерживала капиталистическое производство. В этих условиях избежать противоречий было немыслимо.
1789 год являлся переломным в истории Франции. Именно в этом году все противоречия между феодально-абсолютистским строем и третьим сословием достигли апогея. В марте и апреле этого года по всей стране прокатилась волна крестьянских волнений. В то же время в городах выступила городская беднота, требовавшая хлеба, установления более низких цен на продовольствие.
Казна была опустошена, государственный долг Франции достиг громадной цифры. Платить жалование чиновникам и армии было нечем. Выход из создавшейся ситуации виделся в созыве Генеральных штатов, которые в период средневековья неоднократно выручали французских королей. В период становления абсолютизма во Франции в 1614 году они были распущены и не собирались уже 175 лет.
5 мая 1789 года в Версале открылись заседания Генеральных штатов, работа которых привлекла к себе внимание всей страны. Чувствуя огромную поддержку всего населения, третье сословие на первых же заседаниях вступило в острый конфликт с королевским двором и привилегированными сословиями.
Так, 17 июня оно провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля Учредительным собранием. Этим подчеркивалась важнейшая задача высшего законодательного органа Франции – учредить новый общественный строй и Конституцию.
Королевская власть пытается спасти положение с помощью армии. В столицу стягиваются войска для разгона Учредительного собрания. В ответ на это 13 июля народ Парижа поднялся на вооруженное восстание, которое было поддержано большей частью армии. 14 июля восставшие захватили крепость Бастилию. Эту дату принято считать началом Великой французской революции. Революция, начавшаяся в Париже, раскатилась по всей стране. Во всех городах королевства, куда доходила весть о событиях в Париже, народ смещал старые власти и заменял их новыми выборными органами – муниципалитетами, в большинстве своем составленными из наиболее именитых представителей третьего сословия. Этот процесс проходил как вооруженным путем, так и мирным.
Французская революция в своем развитии прошла несколько этапов. Как ни странно, в современной литературе нет однозначного подхода к этому вопросу. В советской исторической литературе доминировала точка зрения о трех этапах, в основу которых положен партийный принцип.
Так, в 1789–1792 гг. (первый этап) – у власти крупная буржуазия, 1792–1793 гг. (второй этап) – правление средней буржуазии, 1793–1794 гг. (третий этап) вершина революции (диктатура мелкой буржуазии). На этом, по мнению советских историков, революция заканчивалась. Свержение же мелкой буржуазии в 1794 году считалось контрреволюционным переворотом. А между тем, по нашему мнению, революция продолжалась значительно дольше и прошла в своем развитии не три, а пять этапов: правление противников террора якобинцев с 1794 по 1799 гг., захват власти Наполеоном в 1799 гг. также являлись продолжением революции.

Крупная буржуазия у власти. 1789–1792 гг. (1-й этап)


На этом начальном этапе революции все слои населения, входившие в третье сословие: буржуазия, крестьянство, городская беднота, были заинтересованы в крушении абсолютистского режима и поэтому выступали вместе и сообща против главного врага.
Это нашло свое отражение в программном документе, принятом Учредительным собранием 26 августа 1789 года, «Декларации прав человека и гражданина», которая была написана под влиянием американской «Декларации независимости».
В этом документе в 17 статьях провозглашались принципы нового прогрессивного права. Причем они касались как конституционного, так и уголовного и гражданского права. Декларация 1789 года имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами же ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».
В обстановке грозных крестьянский восстаний, потрясших королевство, и «великого страха», охватившего бегущих из своих усадеб дворян, Учредительное собрание не могло пройти мимо крестьянского вопроса, и 11 августа 1789 года принимается Декрет «Об уничтожении феодальных прав и привилегий». При приятии этого декрета Учредительное собрание торжественно провозгласило феодальный строй отмененным, что хоть и являлось декларацией «чистой воды», однако имело большое революционизирующее значение.
Декретом «О феодальных правах» от 15 марта 1790 г. безвозмездно уничтожалась крепостная зависимость личная, имущественная или смешанная и все ее последствия (ст. 1, гл. 2 О сеньориальных правах, отменяемых без выкупа). Однако здесь же говорилось о том, что земли, находившиеся ранее в какой либо зависимости, и впредь будут обременены теми же повинностями и платежами, что и ранее (ст. 2). В феврале 1791 года был принят Декрет «Об упразднении цехов», что являлось прогрессивным явлением, так как ликвидировало один из пережитков средневековья. Но несколькими месяцами позже, 14 июня 1791 года, по предложению депутата Ле-Шапелье, огромным большинством голосов был принят декрет, прямо направленный против рабочих.
19 июня 1790 года Учредительное собрание уничтожило все старые сословные деления. Это был важный шаг на пути создания нации, призванный обеспечить юридическое равенство граждан и лишить бывшее дворянство каких-либо формальных преимуществ. Были отменены все дворянские титулы (князь, герцог, граф маркиз, виконт и т.д.), и пользоваться ими было запрещено.
Государственный строй первого этапа французской революции создавался постепенно. Идеалом крупной буржуазии в Англии и во Франции являлась конституционная монархия. Она по существу и была установлена в первые же дни революции, но до сентября 1791 года не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего эту форму правления.
И только в обстановке политической реакции и наступления на демократические права, господствующие в Учредительном собрании, фейяны поспешили завершить работы по выработке Конституции, начатые в 1789 г. 3 сентября 1791 года эта Конституция была подписана королем, утверждена Учредительным собранием и приобрела силу закона.
Конституция 1791 года состояла из преамбулы и 7 разделов, которые делились на главы (главы на отделы, отделы на пункты). В преамбуле подтверждалась отмена всех феодальных прав и привилегий, а вот 1-й раздел содержал в развернутом виде основные положения «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года.
По форме национального устройства Франция объявлялась единым и неделимым государством. В его состав входило 83 департамента, которые делились на дистрикты и кантоны. Статьи 8, 9 раздела 2 предоставляли право французским гражданам образовывать коммуны в городах и сельской местности и выбирать из своей среды на определенный срок в порядке, «предусмотренном законом», муниципальные органы, призванные вести местные дела общины.
3-й раздел «О государственных властях» был посвящен форме правления и избирательному праву. Здесь признавалось, что суверенитет принадлежит нации, и провозглашалась его неделимость и неотчуждаемость. Было заявлено, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская Конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается Законодательному собранию (Законодательный корпус), исполнительная – королю и назначаемым им министрам, судебная власть – выборным судьям.
Исполнительной власти посвящена глава вторая третьего раздела Конституции. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Вместе с этим подчеркивалось, что во Франции нет власти, стоящей над законом, «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения».
Провозглашалась также независимость суда от законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем устанавливалось, что суды не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов, вторгаться в круг деятельности органов управления. При выборах судей устанавливался имущественный ценз.
Таким образом, в первой Конституции Франции, воплотившей в себе воззрения прогрессивных мыслителей Европы (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.), содержались важнейшие принципы нового государственного строя: суверенитет нации, разделение властей, законодательные и бюджетные права парламента, парламентская неприкосновенность, цензовое избирательное право и др.
После принятия Конституции крупная буржуазия сочла революцию законченной. Простой народ, ничего не получивший в результате революции, во весь голос стал заявлять о своих правах. По всей стране прокатился целый ряд крестьянских восстаний, которые привели Францию к смене власти. Так, 10 августа 1792 года народ Парижа, руководимый Парижской Коммуной и поддержанный вооруженными отрядами, прибывшими из провинций, поднял вооруженное восстание и взял штурмом Тюильрийский дворец. Король и королева были арестованы и заключены в крепость Тампль. Вместе с королем потеряла власть и крупная буржуазия. Так закончился первый этап французской буржуазной революции.

Установление Первой республики во Франции (2-й этап)


Восстание 10 августа 1792 года привело к власти представителей средней буржуазии – жирондистов, которые по требованию Парижской коммуны сразу же взялись за радикальное изменение государственного строя. Так, уже 10 августа 1792 года был принят Декрет «О созыве Национального конвента», а 11 августа был принят Декрет, определяющий новый порядок выборов.
21 сентября 1792 года в Париже открылись заседания Конвента, избранного на основе новой избирательной системы. В состав Конвента вошло 750 депутатов, из которых около 200 принадлежало к жирондистам, около 100 – к якобинцам (за них голосовал Париж). Большинство же депутатов не принадлежало ни к одной из этих группировок. Не имея четких политических взглядов, они в зависимости от складывающейся обстановки примыкали то к одной, то к другой из указанных группировок. Современники в насмешку называли их «болотом». Так была создана законодательная ветвь власти.
Организация же исполнительной власти четко переплеталась с судьбой арестованного короля Людовика ХVI. Учитывая антимонархические настроения народа, Национальный Конвент начал свою работу актом об отмене монархии. Дальнейшая судьба короля Людовика ХVI весьма схожа с судьбой английского короля Карла I. 21 января 1793 года он был гильотинирован по приговору Национального Конвента. Во Франции впервые за ее историю была установлена республика, которая была законодательно закреплена декретом Конвента от 25 сентября 1792 года. В это же время вводилось новое летоисчисление, которое начиналось с первого года Французской республики.
Отстранение от исполнительной власти короля и его министров вынудило Конвент создать новый исполнительный орган, который назывался Временный Исполнительный Совет. Другим органом исполнительной власти являлся Комитет общественного спасения, созданный специальным Декретом Конвента 6 апреля 1792 года. Он состоял из 9 членов Национального Конвента, избираемых путем поименного голосования. Ему поручалось наблюдать и ускорять ход правительственных дел, вверенных Временному Исполнительному Совету, постановления которого он мог даже приостанавливать, если сочтет их противоречащими интересам нации, – с обязательством немедленно уведомить об этом Конвент. Судебная власть была направлена в основном на борьбу с контрреволюцией. Так, 2 октября 1792 года создается Комитет общественной безопасности, состоящий из 30 членов, а 10 марта 1793 года учреждается Чрезвычайный уголовный трибунал в Париже. Этот трибунал состоял из присяжных и 5 судей, которые назначались Конвентом относительным большинством голосов.
Жирондисты уже в первые месяцы августовского восстания получили от революции все, чего они добивались. Вполне естественно, что они не были заинтересованы в дальнейшем углублении революции. Подобно фейянам они превратились в контрреволюционную силу. Между тем антифеодальная революция еще была далека от своего завершения. 20 миллионов крестьян ждали справедливого решения аграрного вопроса, который не был решен на первом этапе революции. Правлением жирондистов были недовольны мелкие торговцы и рабочие. Постепенно недовольство переросло в вооруженные восстания против существующей власти.
Возмущение широких народных масс политикой жирондистов вылилось в вооруженное восстание против них. 2 июня 1793 года Париж под руководством якобинцев изгнал из Конвента депутатов-жирондистов. Власть перешла в руки якобинцев – представителей революционной мелкой буржуазии, находящейся в тесном союзе с народом. Эти события ознаменовали конец второго этапа революции и начало третьего.

Государственно-правовой механизм якобинской диктатуры 1793–1794 гг. (3-й этап)


Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.
Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.
Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».
Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.
Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.
Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.
В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.
Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.
Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.
Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.
Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.
5 сентября 1793 года по инициативе М. Робеспьера был принят Декрет «О реорганизации революционного трибунала». Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также в муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты. Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом.
Приведенная выше организация государственной власти позволила якобинцам отразить внешнюю агрессию со стороны европейских монархий, подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, они проводили жесткую линию в сфере экономических преступлений. Так, были приняты декреты: «Против спекуляции» от 26 июля 1793 г., «Об установлении максимума цен и заработной платы» от 29 сентября 1793 г., «Об установлении единого максимума на всей территории Республики» от 1 ноября 1793 г., которые устанавливали весьма жесткие меры ответственности за их нарушения. Вполне понятно, что декреты проводились в жизнь путем жесточайшего террора, который, в конце концов, лишил якобинцев социальной опоры и привел к гибели.
9 термидора (27 июля) 1794 г. все противники якобинского террора объединились и арестовали М. Робеспьера, Сен-Жюста и других наиболее видных их сторонников, которые вскоре были казнены. Правление якобинцев, продолжавшееся год и один месяц закончилось. Именно этот период характеризовался наличием огромных жертв как со стороны противников революции, так и со стороны ее сторонников.
Во многих работах по истории французской буржуазной революции, особенно выходивших в советское время, событие «9 термидора» называется не иначе, как контрреволюционный переворот, который привел к концу весь революционный процесс. Однако анализ исторических фактов и нормативных правовых актов, принимавшихся в последующие годы, позволяет сделать вывод о том, что революция еще долго продолжалась. Здесь уместно говорить о смене политического режима Первой республики Франции и об условном переходе революции в четвертый этап своего развития.

Государственный строй Франции в период Директории 1794–1799 гг. (4-й этап)


Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев. Они и не могли быть настроены иначе, так как почти все были связаны участием в суде над Людовиком ХVI и его казнью. А исторический опыт английской буржуазной революции свидетельствовал о возможности организации террора уже в отношении этой категорий политических деятелей.
Поэтому в первое время после прихода термидорианцев к власти действовала прежняя система государственных органов. Однако необходимо отметить, что основа механизма якобинской диктатуры была разрушена. Значение Комитетов общественного спасения и Комитета общественной безопасности было очень сильно ослаблено. Революционный трибунал был реорганизован, а все чрезвычайное законодательство якобинцев было отменено. По отношению к якобинской Конституции термидорианцы проводили двойственную политику. Формально считалось, что она оставалась в силе, хотя никогда не применялась по причине того, что идеи, заложенные в ней, были им чужды.
Вопрос о новой Конституции остро встал на повестку дня в связи с необходимостью законодательного закрепления пришедших к власти термидорианцев и для нейтрализации угрозы от противников (фейянов, роялистов и др.). Поэтому в августе 1795 года Конвент принял новую Конституцию Франции, которая вошла в историю как Конституция 3-го года республики (само название этой Конституции говорит о преемственности революционных процессов). Из этой Конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Впервые в истории Франции законодательная власть была представлена двумя палатами: Советом старейшин и Советом 500. Первый состоял из 250 депутатов (женатых или вдовцов), достигших 40 лет и избиравшихся коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. В компетенцию Совета старейшин входило утверждение либо отклонение законопроектов без обсуждения, а также списка членов Директории.
В Совет 500 входило 500 депутатов не моложе 30 лет, которые избирались коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. Он обладал правом законодательной инициативы, обсуждал законопроекты, формировал на основе обсуждения список Директории.
Весьма оригинально в Конституции решался вопрос об исполнительной власти. Она передавалась в руки 5 членов Директории, которые избирались списком тайным голосованием верхней палатой. Страхом перед длительным сохранением власти в одних руках было продиктовано положение о ежегодной замене одного из членов Директории. На три месяца из состава членов Директории избирался председатель. Они осуществляли руководство министерствами и ведомствами, в которых производили назначение и смещение должностных лиц и контролировали их деятельность.
Термидорианцев нельзя было назвать партией в прямом смысле этого слова. У них не было никаких программных установок, и поэтому главную цель своего нахождения у власти они стали видеть в собственном обогащении. Этому способствовала усиленная инфляция, выгодная буржуазии, которая проводилась чрезвычайно последовательно, что вызвало в стране страшную дороговизну и невероятную нужду, особенно в столице. Вполне естественно, что это вызывало волну недовольства политикой режима Директории. В 1799 г., когда Директория полностью исчерпала себя, стать во главе государства решил Э. Ж. Сиейес, член Директории, видный политический деятель Франции еще с начала революции. Для прихода к власти он хотел использовать популярность Бонапарта, который в это время находился в Египте. Однако, возвратившись в Париж, Бонапарт не захотел быть игрушкой в руках опытных политиков, и 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) сам совершил государственный переворот, уничтожил правление директории.
Так режим Директории, полностью исчерпавший свои возможности, уступил место более радикальным силам. Революция вступила в свой последний пятый этап.

Конституция Франции 1799 г. Режим 1-й империи (1804–1814 гг.)


Конституция 1799 г. была разработана в течение одного месяца и была самой краткой из всех ранее принимавшихся конституций во Франции. Она состояла всего из 95 статей и строилась по принципу разделения властей. Законодательная власть вручалась: Сенату, Государственному совету, Трибунату и Законодательному корпусу. Сенат состоял из 24 членов не моложе 40 лет, пожизненно избираемых своим же составом из кандидатур, представленных Законодательным корпусом, Трибунатом, Первым консулом. Компетенция Сената состояла в том, чтобы из национального списка выбирать соответственно членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов. Только Сенату предоставлялось право окончательно утверждать или отклонять законопроекты. Кроме того, он осуществлял функции конституционного надзора, так как должен был стоять на страже Конституции.
Таким образом, мы видим, что внешне главная задача Сената состояла в формировании всех основных звеньев государственной власти. При этом обращает на себя внимание специфичность избирательного права, которое лишало избирателей какого то ни было влияния на политическую жизнь. Выборщики должны были только намечать кандидатов в депутаты, а вот их отбор и утверждение должно было производиться «охранительным Сенатом».
Государственный совет состоял из 30–40 членов, назначавшихся 1-м консулом, которые занимались составлением законопроектов. Помимо прочего, члены Государственного совета обладали правом законодательной инициативы. После того, как Государственный совет разрабатывал проект закона, последний поступал в Трибунат, который состоял из 100 человек в возрасте не менее 25 лет. Этот орган избирался на 5 лет и ежегодно обновлялся на 1/5. В Трибунате проходило обсуждение законопроектов и их первичное утверждение. Он также имел право отклонить законопроект, разработанный Государственным советом. И, наконец, законопроект, одобренный Трибунатом, попадал в Законодательный корпус, состоящий из 300 депутатов в возрасте не менее 30 лет. Законодательный корпус также избирался на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5. Основная его задача состояла в том, чтобы путем тайного голосования и без обсуждения голосовать целиком за доработанный Трибунатом законопроект.
Таким образом, законодательная власть по этой Конституции распределялась между четырьмя органами, компетенция которых была сознательно сужена. Это приводило к тому, что ни один из перечисленных органов в отдельности не обладал законодательной властью в полном объеме.
Исполнительная же власть вручалась трем консулам, причем Первый консул обладал правом решающего голоса, а все остальные – совещательным. Второй и Третий консулы имели лишь право заносить в журнал заседаний свои особые мнения.
Первым консулом, избиравшимся на 10 лет, конечно же, стал Бонапарт. В его компетенцию входило: обнародовать законы, назначать и отзывать членов Государственного совета, министров, посланников, офицеров армии и флота, членов местной администрации, а также назначение (без отзыва) уголовных, гражданских, мировых, кассационных судей.
Таким образом, власть Первого консула распространялась на весь госаппарат, куда входило 9 министерств, и армию.
Судебная власть была представлена высшими и низшими судами, а также судами кассационными и апелляционными, которые комплектовались, как указывалось выше, Первым консулом лично.
Постепенно Бонапарт из революционного диктатора стал превращаться в диктатора единоличного и готовить свертывание революции. Здесь необходимо отметить, что все мероприятия, проводимые Бонапартом в целях укрепления личной власти, находили поддержку у народа. Это было связано в большей мере с тем, что, проводя удачные военные кампании против войск европейской коалиции, он приобретал огромный авторитет внутри страны. Так, в знак «признательности за заключение выгодного Франции мира» был проведен плебисцит по вопросу о назначении Бонапарта пожизненным консулом с правом назначения своего преемника. Одновременно с провозглашением Бонапарта пожизненным консулом был внесен ряд существенных изменений в Конституцию. Еще больше был урезан парламентаризм: состав Трибуната уменьшался до 50 человек, и возможности свободной дискуссии в нем были отныне крайне ограничены. Сенат получил право издания «сенатус-консультов» – чрезвычайных законов, не подлежащих обсуждению Трибунатом. Сенату также было предоставлено право роспуска законодательных собраний и внесения изменений в Конституцию. Урезаны были и прерогативы Государственного совета; право обсуждения мирных договоров было передано вновь созданному личному совету при Первом консуле.
3 мая 1804 г. Трибунат высказался за назначение Наполеона императором и установление наследственной власти. Вслед за этим 18 мая 1804 г. Сенат принимает сенатус-консульт, которым «во имя славы и благоденствия республики» Наполеон провозглашается «императором французов».
Именно провозглашение Франции империей можно, по нашему мнению, считать действительным концом Великой буржуазной революции. Получилось так, что все жертвы, которые понес французский народ в этот период, были принесены в угоду личной власти Наполеона, который вверг Францию в войну со всей Европой. Эта война очень дорого стоила французскому народу и привела, в конце концов, к поражению Наполеона от войск европейской коалиции и его свержению.

Реставрация монархии во Франции (1814–1848 гг.)


В апреле 1814 г., после вступления в Париж войск европейской коалиции, Сенат принял решение возвести на престол брата казненного в 1793 г. короля Людовика XVI – графа Прованского, принявшего имя Людовика XVIII.
Реставрация Бурбонов во Франции в 1814 г. не могла совершаться на почве дореволюционных общественных отношений. Нельзя было игнорировать завоевания революции и те жертвы, которые понес за них французский народ. Именно по этим причинам страны-победительницы, в которых, за исключением лишь Англии, господствовали феодальные отношения в абсолютных монархиях, не пошли на реставрацию феодализма во Франции.
Законодательным закреплением нового государственного строя стала Конституционная Хартия, которая была принята 4 июня 1814 г.
По этой Хартии Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Принцип разделения властей оставался незыблемым, хотя и не совсем последовательным. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – пэров и депутатов.
Исполнительная власть, которая принадлежала королю и министрам, была значительно шире, чем законодательная. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Он назначал и смещал министров, префектов, прокуроров, судей и вообще всех должностных лиц, осуществлял командование вооруженными силами страны, руководил ее внешней политикой, созывал палаты на ежегодную законодательную сессию. Очень серьезные права принадлежали королю и в законодательной сфере.
Рассмотренная выше Конституционная Хартия просуществовала сравнительно недолго. 14 августа 1830 г. принимается новая Хартия, более либеральная, чем Хартия 1814 г. Она содержала «Декларацию гражданских прав» и провозглашала «народную монархию». Существенные изменения произошли в палате пэров, численность которых была уменьшена в два раза, и они были лишены права передавать свое звание по наследству. Уменьшался возрастной и имущественный ценз для избирателей. Вследствие этого число избирателей во Франции увеличилось почти в два с половиной раза (с 100 тыс. до 240 тыс.). В несколько раз были расширены права палаты депутатов, которая получила право формировать правительство и требовать от него отчета. Король по этой Хартии потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона. Однако право назначать пэров пожизненно у него осталось.
С 1846 по 1848 гг. страна переживает ряд кризисов – торгово-промышленный, финансовый, политический. Во Франции вновь складывается революционная ситуация. В оппозиции к правящему режиму находились промышленники, торговцы и быстро растущий рабочий класс. В феврале 1848 г. происходит восстание парижских рабочих под лозунгом: «Даешь социальную республику!». К рабочим присоединяется Национальная гвардия. Луи Филипп отрекается от престола и бежит за границу. Режим «Июльской монархии» пал.

Государственный строй Франции в период Второй республики (1848–1851 гг.)


В ходе февральской революции народ Парижа сметал все органы государственной власти. Монархия как форма правления полностью дискредитировала себя. 24 февраля 1848 г. для разработки Конституции и определения направлений развития французского государства было создано Временное правительство, которое под давлением народа было вынуждено 25 февраля провозгласить республику. Важнейшим завоеванием революции явилось принятие 4 марта Декрета о введении во Франции всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года (при 6 месячной оседлости в данной местности).
Давление народа на Временное правительство вызывало серьезные опасения со стороны буржуазии и дворян. Выход из этого положения виделся в созыве Учредительного собрания. 23–24 апреля 1848 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которые продемонстрировали победу буржуазных республиканцев, получивших около 500 из 880 мест.
В обстановке террора и нарастания монархических тенденций, 4 ноября 1848 г. Учредительное собрание принимает Конституцию Второй республики. Она состояла из вступления и 11 глав.
Весьма интересной являлась глава 1 «О верховной власти», которая в своей единственной статье провозглашала, что власть принадлежит совокупности французских граждан, неотчуждаема и неотъемлема.
Вторая глава перечисляла права граждан, которые гарантируются Конституцией. Необходимо отметить, что перечень этих прав был весьма обширен и демократичен.
Конституции провозглашала разделение властей (ст. 19) как первое условие свободного правительства. Это означало, что принцип разделения властей уже прочно вошел в конституционное право Франции. Поэтому остальные главы Конституции раскрывали сущность властей законодательной, исполнительной и судебной.
Так, глава 4 была посвящена законодательной власти, которая вручалась единому (однопалатному) Национальному собранию, состоящему из 750 депутатов. Эти депутаты избирались прямыми, всеобщими (только для мужчин) выборами, при тайном голосовании на 3 года.
Национальное собрание назначало членов Государственного совета на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Этот орган занимался выработкой законопроектов, имел право контроля над администрацией и разрешал административные споры.
Глава 5 посвящена исполнительной власти, главой которой впервые в истории Франции являлся избранный всеобщими и прямыми выборами Президент, которому предоставлялись огромные полномочия в осуществлении исполнительной власти. Статья 45 определяла срок полномочий Президента в 4 года и содержала весьма редкую для конституционного права отсрочку на переизбрания. Можно было переизбираться только «по прошествии промежутка времени, равного четырем годам». Стремясь усилить роль Президента, составители Конституции поставили его в фактически не зависимое от парламента положение.
Глава 8 Конституции посвящена судебной власти. В ней отмечалось, что правосудие отправляется бесплатно от имени французского народа. Местные органы власти остались практически без изменений.
Таким образом, рассматриваемая Конституция в рамках одной и той же политической системы внешне поставила в независимое положение Национальное собрание, наделенное неограниченной законодательной властью, и не зависимого от него Президента с подчиненной ему армией, полицией и бюрократией, т.е. наделенного реальной силой.
При таком положении в случае конфликта между Национальным собранием и Президентом неизбежно должно было обнаружиться жесткое противоречие. Собрание получило право сместить Президента конституционным путем, но в его распоряжении не было реальной силы для претворения этого решения в жизнь. Президент же, наоборот, согласно ст. 68 не имел права ни распускать Собрание, ни даже временно откладывать его заседания – это рассматривалось как «государственная измена», в силу которой президент утрачивал свои полномочия. Другими словами, устранить Собрание конституционным путем Президент не мог, зато имел реальные возможности сделать это силой. Эти обстоятельства послужили предпосылкой недолговечности режима Второй республики Франции.
«Могильщиком» Второй республики во Франции явился племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон, который был избран первым президентом по Конституции 1848 г. В ночь на 2 декабря 1851 г. он произвел государственный переворот, вероломно нарушив свою присягу на верность Конституции республики.
14 января 1852 г. во Франции принимается новая Конституция, которая существенным образом отличалась от предыдущей и очень походила на Конституцию Франции 1799 г.
В 1870 г. Наполеон III ввязывается в войну с Пруссией для того, чтобы отвлечь внимание от тяжелых внутренних проблем и добиться поддержки оппозиционной буржуазии. Эта война привела к быстрому краху Второй империи, поскольку в сентябре 1870 г. император попал в плен под Седаном с 83-тысячной французской армией.
18 марта 1871 г. в Париже произошла пролетарская революция, в ходе которой власть перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который находился у власти 10 дней.
26 марта 1871 г. состоялись выборы в Парижскую коммуну. В результате выборов в составе Коммуны оказалось 86 членов – точнее 85, ибо один из них (О. Бланки) находился в тюрьме.
Уже на первом заседании вновь выбранного органа власти 29 марта 1871 г. был создан совершенно новый принцип организации государственной власти. На этом заседании было определено, что руководство работой Коммуны поручается Президиуму, который выбирается на 7 дней в составе председателя, двух заместителей и двух секретарей. В этот же день для того, чтобы «облегчить прохождение дел и обсуждение проектов декретов», из членов Коммуны образовывалось десять комиссий. Среди этих десяти комиссий самое важное значение имела исполнительная. На нее возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и всех постановлений других комиссий. Однако она находилась в полном подчинении Коммуны.
20 апреля 1871 г. для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать исполнительную комиссию, включив в нее руководителей всех девяти специальных комиссий.
19 апреля 1871 г. Коммуна приняла «Декларацию к французскому народу» – важный документ, в котором провозглашались основные принципы организации государственной власти во Франции.
29 марта 1871 г. Коммуна приняла знаменитый Декрет «Об отмене рекрутского набора». В нем говорилось об упразднении постоянной армии и замене ее вооруженным народом в лице Национальной гвардии. Те же самые меры были проведены и в отношении полиции. Большое значение имел принятый 2 апреля Декрет «Об отделении церкви от государства», который передавал имущество религиозных конгрегаций в собственность государства.
Совокупность этих мер означала слом старого государственного аппарата и построение совершенно нового типа государства, еще неведомого истории. В основу нового государственного аппарата были положены такие демократические принципы, как выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна, однако, не признавала принципа разделения властей. Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь комиссиями или ее уполномоченными.
Декретом от 30 марта было урегулировано административное управление округами Парижа. На выборы местных органов власти коммунары не пошли, поэтому руководство округами поручалось членам Коммуны, баллотировавшимися от этих округов. Для ведения дел им разрешалось создать комиссию по своему выбору и под свою ответственность.
В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая 1871 г., когда специальным декретом был организован Комитет общественного спасения. Он должен был состоять из пяти членов, избранных Коммуной голосованием каждой кандидатуры в отдельности. Комитету общественного спасения предоставлялась самая широкая власть над всеми делегатами и комиссиями, однако ответственность его перед Коммуной сохранялась.
Коммуна просуществовала до 28 мая 1871 г., когда пала последняя баррикада. С самого начала революции коммунары были обречены на поражение. Многие их них это прекрасно понимали, но руководствовались, прежде всего, идейными соображениями, свято веря в идеи равенства и социальной справедливости, провозглашенные еще в период Великой французской революции.

Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г.


После падения Парижской коммуны политическая обстановка во Франции отличалась жестоким террором и усилением реакции во всех направлениях. Во многих департаментах было введено осадное положение. До 1876 г. в Париже, да и в остальных городах Франции, действовали военно-полевые суды, приговаривавшие к смертной казни десятки тысяч участников Коммуны. Все демократические мероприятия Коммуны были отменены Национальным собранием, которое было избрано еще в феврале 1870 г. для выполнения весьма утилитарной задачи – утверждения условий мира с Германией.
Борьба монархистов и республиканцев в Национальном собрании продолжалась до 1875 г. Именно в этом году происходит законодательное оформление Третьей республики Франции. Было разработано три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. «Об организации Сената», Закон 25 февраля 1875 г. «Об организации государственной власти», Закон 16 июля 1875 г. «Об отношениях между государственными властями». Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи). Отказ от классической Конституции дал возможность монархистам не включать в нее преамбулу, где закреплялись бы принципы республиканского строя. Кроме того, ни один из перечисленных законов не содержал даже намека на какие-либо демократические права и свободы.
Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать в целом как документ, внесший в республиканское устройство принципы конституционной монархии послереволюционной Франции. Законодательная власть здесь принадлежала двум палатам – Сенату и Палате депутатов. Обе эти палаты могли в определенных случаях объединяться и заседать совместно под названием «Национальное собрание». Это касалось выборов Президента и принятия поправок к Конституции.
Особое положение в этой Конституции занимал Сенат. Именно этот орган мыслился как плацдарм для последующего перехода к монархической форме правления. Он формировался двояко: 75 человек назначались пожизненно, а 225 избирались коллегиями выборщиков по департаментам сроком на 9 лет. Каждые три года Сенат обновлялся на 1/3. Для выборов в Сенат был установлен возрастной ценз не моложе 40 лет. Помимо того, что Сенат имел равные права с нижней палатой в области законодательства (за исключением финансовых законов), у него имелись и особые полномочия. Он располагал юрисдикцией особого суда для рассмотрения преступлений, совершенных Президентом или министрами, по обвинению, предъявленному Палатой депутатов (своеобразным импичментом), а также для рассмотрения некоторых категорий политических преступлений, «угрожающих целостности или безопасности государства». Наконец, согласие Сената было необходимо для роспуска Президентом Палаты депутатов до истечения сроков ее полномочий. В 1884 г. был изменен порядок комплектования Сената: от пожизненных сенаторов перешли к выбираемым на срок. Однако здесь необходимо отметить, что это нововведение касалось только тех, кто замещал выбывающих пожизненных сенаторов. Другими словами, те 75 человек, которые были назначены пожизненно, продолжали осуществлять свои полномочия до своей смерти.
Палата депутатов состояла из 600 человек, избиравшихся на 4 года всеобщим голосованием. Но ни один из вышеперечисленных конституционных законов не содержал норм, регулирующих избирательное право. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Такая система привела к тому, что из 40 млн населения Франции избирательным правом пользовались 12 млн. Палата депутатов так же, как и Сенат, обладала правом законодательной инициативы, принятия законов, осуществляла контроль над деятельностью министров путем подачи запросов и т.д. Исключительным ее полномочием являлось, как уже указывалось выше, первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.
Построенная таким образом законодательная власть делала Сенат органом, который должен был сдерживать радикальные устремления нижней палаты, избираемой всеобщими выборами.
Исполнительную власть Конституция возлагала на Президента республики и министров. Президент избирался Национальным собранием сроком на 7 лет абсолютным большинством голосов и имел право переизбираться неограниченное количество раз. Полномочия его по Конституции Третьей республики были весьма значительны. Он являлся главой государства, руководил всей текущей государственной политикой (как внутренней, так и внешней). Президент назначал министров и председательствовал в Совете министров.
Конституция ничего не говорила о статусе и должности премьера – Председателя Совета министров и очень мало места отводила роли министров. Отмечалось только, что они подписывали все акты, издаваемые президентом (контрассигнация), а также несли конституционную ответственность коллегиальную (солидарную) за политику правительства и персональную – за акты, издаваемые ими. Конституция, однако, не уточняла, в чем должна выражаться политическая ответственность, и каким образом парламент мог содействовать смене правительства. А вот Президент, обладавший правом помилования, мог защитить любого члена правительства от нападок со стороны законодательной власти. В области законодательной Президент имел право законодательной инициативы, обладал правом обратиться с мотивированным посланием к парламенту о новом обсуждении закона (отлагательное вето), мог с согласия Сената распустить нижнюю палату. За все свои действия Президент не нес политической ответственности, но был ответствен конституционно – он мог быть обвинен в измене Палатой депутатов и судим Сенатом, как отмечалось выше.
Таким образом, должность Президента, Сенат мыслились как орудие желаемого монархистами переворота. Даже назначение Президенту огромного жалования (1200000 франков ежегодно) должно было служить финансированию переворота.
Конституция 1875 г. оставляет без внимания такие моменты, как вотирование бюджета, правовое положение судей и местных органов власти. Поэтому система судебных и местных органов власти была позаимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.
В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост Президента. Эти поправки подвели итог борьбы монархистов и республиканцев и окончательно закрепили во Франции республиканский строй.

Право Франции в период Нового времени


Правовая система дореволюционной Франции была весьма архаична и консервативна. В стране не было единого правового пространства, а царивший в ней в чистом виде партикуляризм мало соответствовал требованиям времени и препятствовал наступлению назревших социальных и политических перемен. Требования коренной реформы права, в частности создания единой национальной правовой системы, содержались в многочисленных наказах третьего сословия своим депутатам в Генеральные штаты в мае 1789 г. Поэтому, в отличие от английской, французская буржуазная революция произвела коренную ломку старого феодального права. Однако здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что этот процесс происходил постепенно. Это в большей мере зависело от партийной расстановки на различных этапах революции. Одним из важнейших документов, содействовавших ломке старого и созданию нового права, стала «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Именно в этом документе были впервые провозглашены принципы нового буржуазного права.
Кодификация права. По мере развития буржуазных отношений, в недрах феодальной Франции чувствовалась острая необходимость установления единого права для всей страны как одного из условий успешного развития новых буржуазных отношений. Именно поэтому буржуазия, возглавив революцию ХVIII в., с самого ее начала предпринимает меры, направленные на унификацию всей правовой системы. В первую очередь это касалось гражданско-правовых отношений, которые в большей мере отражали вопросы собственности и предпринимательства. Поэтому уже в 1790 г. Учредительное собрание постановило выработать единый гражданский кодекс (ГК), состоящий из законов «простых и ясных, соответствующих Конституции». Однако задача эта была весьма непростой. Дело в том, что французам предстояло стать пионерами в деле кодификации гражданско-правовых отношений в зародившемся буржуазном государстве. До 1799 года во Франции разрабатывается несколько проектов гражданского кодекса, которые так и не стали законом. Приход в 1799 г. к власти Наполеона явился мощным импульсом в деле кодификации гражданско-правовых отношений. Наполеон сразу понял, что предшествующий опыт кодификационной работы заводит законодателей в тупик. Поэтому он поставил задачу не пересматривать старые проекты, а разработать новый проект, отвечающий политическим установкам пришедшей к власти крупной буржуазии.
12–13 августа 1800 г. была создана специальная комиссия из 4 человек: Тронше, Порталиса, Риго де Преминэ, Мальвиля. Все члены комиссии были юристами-практиками и занимали ответственные должности в различных судебных инстанциях Франции. Приглашение указанных выше юристов в комиссию по разработке ГК не было случайным. Дело в том, что здесь учитывался тот факт, что во Франции в области имущественных отношений действовали две системы права: на юге – римское, на севере – обычное право. Юристы, призванные разрабатывать ГК, являлись специалистами по этим двум системами. Здесь сразу выявляется замысел Наполеона в соединении двух систем и создании единого права для всей страны. Основными авторами кодекса являлись Тронше и Порталис.
Проект был подготовлен за 4 месяца и разослан на отзыв высших судов. После получения отзывов в 1801 г. он подвергся окончательной редакции в Государственном совете под руководством Наполеона, благодаря которому было преодолено сопротивление всех несогласных с позициями данного закона. В течение 1 года (с марта 1803 по март 1804 г.) 36 законов, составляющих кодекс, были приняты и введены в действие. 21 марта 1804 г. кодекс был принят в полном объеме и издан.
Кодекс был в значительной степени построен на римском праве, из которого и взята его система, т. е. деление на лица, вещи и юридические действия, как это было определено в Институциях Гая. Такая система и получила название институционной. Кодекс состоял из вводного титула и трех книг, которые делятся на титулы, а титулы – на главы и статьи (2281).
Прогрессивный характер имели положения вводного титула, говорящие об опубликовании закона (ст. 1) и о действии их во времени. При этом не допускается придание закону обратной силы (ст. 2). Здесь же (в ст. 4) на судей налагалась ответственность осуществлять правосудие, несмотря на «молчание, темноту или недостаточность законов».
В первой книге, которая называлась «О лицах», содержались положения, определяющие правовое положение физических лиц, включая семейные отношения. Вторая – «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» регламентировала право собственности и других вещных прав. В третьей книге – «О различных способах, которыми приобретается собственность» речь идет о на следственном праве, обязательственном праве и др.
Статьям всех трех книг присуща четкость формулировок и лаконичность. Стоя выше всех существовавших в то время кодексов, уже благодаря одному тому, что он признавал в принципе равенство граждан, ГК сделался сводом законов, легшим в основу кодификаций гражданского права всех частей света.
Распространению Кодекса много способствовали завоевательские войны, которые вела Франция при Наполеоне. В 1804 г. Кодекс вводится в Бельгии и Пьемонте; в 1806 г. – в Баварии и Лукке; в 1808 г. – в Вестфалии и Голландии; в 1809 г. – в Сицилии; в 1810 г. – в Бадене и Польше. Он оказал сильнейшее влияние на гражданское законодательство в Латинской Америке, Румынии, Греции, Швейцарии, Испании, Португалии и др. Гражданский кодекс Италии 1865 г., хотя и изменяет некоторые институты, следует, в общем, за французским гражданским кодексом.
Таким образом, подводя итог вопросу об истории создания гражданского Кодекса Франции, можно сделать вывод о том, что необходимость его разработки остро ощущалась на всех этапах буржуазной революции. Однако только настойчивость и решительность Наполеона Бонапарта позволила Франции получить самый современный на тот период времени гражданский кодекс. Он сам прекрасно осознавал значение своего творения. В одном из своих писем с о. Св. Елены он писал: «Моя слава не в том, что я выиграл 40 сражений, одно поражение под Ватерлоо затмит в памяти потомства остальные победы. Но что не умрет никогда, что будет жить в веках – это мой гражданский кодекс». Гражданский кодекс 1804 г. неоднократно переиздавался, изменяя свое название. Так, в 1804 г. он получил название «Гражданский кодекс французов», в 1807 г. – «Кодекс Наполеона», в 1816 г. – «Гражданский кодекс», в 1852 г. он опять стал «Кодексом Наполеона». Это последнее название не было уничтожено законом. Но на практике после установления республики он получил устойчивое наименование «Гражданский кодекс», который действует во Франции и в настоящее время, правда с большим количеством поправок.
Право собственности. Центральным институтом из всех, которые регулируются кодексом, является право собственности. Именно в этот раздел были внесены наиболее существенные и радикальные изменения по сравнению со старым законодательством.
Статьи 544, 546 Кодекса дают классическое определение права собственности. Согласно титулу 1 кн. 2 все имущество делилось на движимое и недвижимое. Кодекс очень подробно останавливается на различиях между этими видами имущества, приводя конкретные примеры.
Вопросы обязательственного права отражены в третьей книге «О различных способах, которыми приобретается собственность». Анализируя обязательное право по ГК 1804 г., можно выделить его характерные черты.
1. Кодекс предоставляет широкий круг договоров (купли-продажи, займа, найма, залога, договора товарищества и др.).
Ст. 1101 дает определения договора как соглашения, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать ничего. Здесь мы видим, что участниками договоров могут быть только физические лица. Понятия юридического лица кодекс не вводил. Последнее было связано с тем, что буржуазия боялась возникновения рабочих организаций.
2. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности: каждый человек волен заключать любые договоры (это положение не касалось женщин).
3. Закрепляется формальное равенство всех участников договора. Однако здесь следует отметить, что в некоторых случаях кодекс отступал от этого положения. Например, ст. 1781, согласно которой хозяину верят в отношении его утверждений о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных за счет вознаграждения за текущий год. Кроме того, здесь можно указать и на целый ряд статей, ограничивающих права женщин (ст. 217 и др.).
4. Устанавливается правило, в силу которого договор является незыблемым и обязательным для сторон. Ст. 1134 гласит: «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил».
5. В кодексе четко перечисляются 4 условия, необходимые для соблюдения под страхом недействительности договоров (ст. 1108).
В первой книге «О лицах» помещены нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, которым присущи консерватизм и пережитки феодализма – с одной стороны, и прогрессивные для того времени положения – с другой.
Для заключения брака требовалось: согласие супругов, достижение определенного возраста (для мужчин 18 лет, для женщин 15 лет), а также обязательная регистрация брака в государственном органе. Согласно ст. 195 браком признавалось не фактическое сожительство мужчины и женщины, а должным образом оформленный в соответствующих органах, т.е. юридический брак. Последнее обстоятельство делало только церковный брак недействительным, что наносило удар по позициям церкви. Указанный выше брачный возраст имел законную силу только при согласии родителей брачующихся. Согласно ст. 148 мужчина до 25 лет и женщина до 21 года при наличии своего согласия на брак не могут заключить его без согласия отца и матери. В случае разногласия в этом вопросе последнее слово оставалось за отцом.
Главой семьи являлся муж. Он «оказывал жене покровительство», а она ему – послушание (ст. 213). «Жена не имеет другого места жительства, кроме места жительства ее мужа, который обязан принять ее и предоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своим возможностям и своему положению» (ст. 214). На правовое положение женщины в семье большое влияние оказали старые феодальные отношения. Она не могла выступать в суде без согласия мужа (ст. 215), а в отношении собственности была не в праве что-либо отчуждать, закладывать, дарить и приобретать без согласия мужа (ст. 217). Другими словами, в правовом отношении жена приравнивалась к малолетним и душевнобольным. Этот порядок был изменен в 1907 г., когда французской женщине было предоставлено право свободно распоряжаться заработком, включая право иметь личные сбережения. Она стала распорядительницей самостоятельно нажитого имущества, получила право выступать в суде по спорам, связанным с этим имуществом. В случае разногласий между супругами их доли в общих расходах стал определять суд.
Много внимание в Кодексе уделяется вопросам отцовства, а также правовому положению внебрачных детей. Как указывалось выше, только официально зарегистрированный брак влек права и обязанности супругов. Дети рожденные вне брака признавались незаконнорожденными и женщина не имела права требовать от сожителя никаких средств на содержание ребенка (отыскание отцовства запрещалось ст. 340). Это положение действовало во Франции до 1912 г., когда требования на взыскание алиментов на содержание детей стали допустимыми. Однако при этом требовалось наличие определенных условий. Ими признавались: обещание жениться; наличие писем и других документов, подтверждающих отцовство данного лица; недвусмысленная явная связь между отцом и матерью внебрачного ребенка; проявление заботы предполагаемого отца по отношению к ребенку и пр. Дети, рожденные вне брака, могли быть узаконены в силу последующего брака их отца и матери (ст. 331). Внебрачные дети могли быть признанными путем удостоверенного акта, но они не могли требовать прав законных детей (ст. 334, 338).
Титул IХ «Об отцовской власти» давал родителю очень серьезные рычаги воздействия на своих детей, вплоть до возможности заключения их в тюрьму в случае непослушания.
Весьма прогрессивным положением брачно-семейного права явилось наличие статей, предусматривающих возможность развода. Ст. 227 предусматривала 3 случая расторжения брака:
  • смерть одного из супругов;
  • развод в законном порядке;
  • присуждением на основании приговора, вступившего в законную силу, одного из супругов к наказанию, влекущему за собой гражданскую смерть (гражданская смерть была отменена законом 31 мая 1854 г).

Статьи 229–233 перечисляли причины развода: вследствие злоупотреблений, взаимного нежелания жить друг с другом, а также прелюбодеяния супругов. Весьма интересным представляется процесс доказывания факта прелюбодеяния со стороны мужа и жены. Закон предоставлял право мужу требовать развод во всех случаях, когда он мог доказать «прелюбодеяние жены». Жена же могла требовать развод по причине прелюбодеяния мужа только в том случае, если он держал сожительницу в общем доме (ст. 229–230).
Наличие статей о разводе являлось вторым серьезным ударом по позициям церкви, которая, как известно, не признавала развода. Поэтому после окончательного свержения Наполеона в 1816 г. не без участия церкви развод был отменен как «позорное учреждение», противное христианской религии.
Восстановление права на развод было вотировано только в 1884 г. Однако развод по взаимному согласию супругов восстановлен не был. Единственным основанием к разводу признавалось наличие вины обоих или одного из супругов. Основания для развода по мотивам супружеской неверности сделались одинаковыми для обоих супругов. При этом суду предоставлялось право разбираться в степени вины, а также оценивать факты, «нарушающие обязанности супругов», отчего и зависело и решение вопроса.
В 1807 г. принимается торговый кодекс, который служил как бы дополнением гражданскому, но заметно уступал ему как по содержанию, так и по форме. Источниками кодекса послужили Ордонанс 1673 г. «О сухопутной торговле» и Ордонанс 1681 г. «О морской торговле». Эти ордонансы подверглись переработке в духе равноправия всех граждан применительно к области торговых отношений, однако ряд норм обоих ордонансов вошел в кодекс почти без изменения. В кодексе получили развитие такие взаимоотношения, как коммерческая деятельность, товарищества и торговые биржи, международная и морская торговля, банкротства и т.д. Однако все эти положения регулировались весьма поверхностно, и поэтому весьма скоро потребовалось вносить в кодекс большие изменения. Этой цели служили Закон 1838 г. «О банкротствах», Закон 1841 г. «О торговле на аукционах» и др. Положительным моментом в принятии данного кодекса являлся тот факт, что торговое право обособлялось от гражданского права, что было воспринято многими странами (Германия, Бразилия и т.д.).
Уголовное право. Проблема переработки норм уголовного права выявилась уже в наказах избирателей депутатам Генеральных штатов 1789 г. Поэтому в 1791 году во Франции принимается первый уголовный кодекс, который вобрал в себя важнейшие прогрессивные положения Декларации 1789 г.
УК 1791 г., построенный на революционно-демократических принципах, противоречил интересам политического режима, сложившегося во Франции в начале ХIХ века. Поэтому наряду с созданием комиссии по подготовке гражданского кодекса была образована аналогичная комиссия по разработке уголовного. Однако, учитывая первостепенный характер разработки гражданского кодекса, уголовный кодекс разрабатывался во вторую очередь. Все подготовительные работы по кодификации уголовного права были закончены в 1810 г., когда и был принят новый УК Франции.
Уголовный кодекс 1810 г. в структурном отношении состоял из предварительных постановлений и четырех книг. Общая часть кодекса заняла вводную часть и две первые главы. Здесь нашли свое выражение принципы, связанные с определением преступных деяний и применением наказания. В третьей главе излагались нормы, относящиеся к преступлениями, проступкам и их наказуемости. В последней четвертой главе говорилось о «полицейских нарушениях и их наказаниях».
Кодекс вводил трехчленную классификацию преступных действий: преступление, проступок и нарушение. Преступлениями назывались такие деяния, которые караются «мучительным и позорящим наказанием»; проступками – деяния, караемые «исправительными наказаниями»; нарушения – деяния, которые «законы карают полицейскими наказаниями» (ст. 1). В ст. 4 определялось, что все перечисленные выше противоправные действия не могут караться наказаниями, которые не были установлены законом до их совершения. Другими словами, здесь закреплялся прогрессивный принцип уголовного права о недопустимости обратной силы закона.
Все противоправные деяния делились на две группы: преступления и проступки против публичных интересов, а также преступления и проступки против личности.
В первую группу входили преступления, направленные против безопасности государства (причем различалась внутренняя и внешняя безопасность), против имперской Конституции, против имперского спокойствия (сюда же входили преступления против порядка управления). Ко второй группе относились преступления против личности, против собственности. К последним преступлениям относились умышленное банкротство и мошенничество.
Субъектом преступления являлось вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Для лиц, которые не достигли этого возраста, ответственность не наступала в случае установления, «что он действовал без разумения». В этом случае он отдавался своим родителям или препровождался в исправительный дом для воспитания и содержания в нем (не более чем до достижения 20 летнего возраста, ст. 66). Но если было установлено, что лицо действовало с разумением, то наказания применялись, правда, несколько мягче, чем ко взрослым преступникам (ст. 67).
Объективная сторона. Помимо действия, наказывалось и бездействие, к которому относилось недонесение «о преступлениях опасных для внутренней или внешней безопасности государства» (ст. 103), бродяжничество (ст. 270, 271). Специальная глава VI устанавливала повышенную ответственность за рецидив преступлений и проступков. Квалифицирующим признаком являлось также и совершение преступления группой лиц (ст. 89, 109, 210 и др.). Отвергая признания смягчающих вину обстоятельств (в принципе), кодекс устанавливал, что соучастники подлежат тому же наказанию, что и виновники (ст. 59), пособники – за особым исключением – караются так же, как и соучастники (ст. 61). Неоконченное преступление наказывалось как и оконченное, особенно если это касалось преступлений и проступков против публичных интересов (ст. 88).
Субъективная сторона. Кодекс, как уже отмечалось выше, отказывался от учета смягчающих вину обстоятельств. Это было позаимствовано из средневекового права с его пренебрежением к субъективной стороне преступления (оценивался в первую очередь объективный вред, мотивы преступления мало интересовали суд). Кроме того, из средневекового уголовного права был взят курс на усиление наказаний. Однако полностью исключать элементы субъективной стороны в кодексе нельзя. Имеется целый ряд статей (ст. 319–322), в которых приводятся случаи, когда ответственность за совершенные преступления значительно смягчается (неловкость, невнимательность, неосторожность, неблагоразумие). Статья 324 говорит об извинении умышленного убийства в случае прелюбодеяния, когда муж застал жену с «соучастником на месте преступления в супружеском доме». Вполне вероятно, что здесь учитывается состояние аффекта.
Наказания в кодексе делились на три группы: уголовные, исправительные и полицейские. К первым относились: мучительные (смертная казнь, каторжные работы (пожизненные и срочные), депортация), а также позорящие (выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание и гражданская деградация (ст. 7–8)).
Исправительными наказаниями являлись: тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некоторых прав – политических, гражданских или семейных, штраф (ст. 9).
К полицейским наказаниям относились: тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф от одного до пятнадцати франков включительно, а также конфискация определенных предметов, на которые наложен арест (ст. 464–467). Применение всех указанных выше наказаний подробно расписывается в первой и четвертой книгах кодекса.
Таким образом, Уголовный кодекс 1810 г. дал Франции единое уголовное право взамен многих местных установлений и обычаев. Здесь сделана попытка покончить с произволом судей как в том, что касается признания действий преступным, так и в выборе наказания за него. Кроме того, все граждане, хотя и формально, стали одинаково ответственны перед уголовным законом, не устанавливались наказания за религиозные преступления.
Процессуальное право. В 1808 году во Франции принимается уголовно-процессуальный кодекс. В нем в ст. 9 определялся круг лиц, осуществляющих функции судебной полиции. Их компетенция раскрывается в книге второй «О правосудии». Здесь же предусматривается введение так называемых трибуналов полиции, которые рассматривали дела по полицейским нарушениям УК 1810 г.
УПК 1808 г. вводил так называемый «смешанный» процесс, который распадался на предварительный и окончательный. В стадии предварительного производства кодекс воспроизводил основы розыскного процесса по ордонансу 1670 года. На этой стадии защита не допускалась (была введена только законом 1897 г.), а права обвиняемого были стеснены. Он даже не мог присутствовать на допросе свидетелей, правда, он мог просить об их вызове, но эта просьба для следственного судьи была необязательна. УПК 1808 г. предоставлял полиции самые широкие полномочия для производства арестов и обысков. При этом сохранялась строгая тайна предварительного следствия, что ставило обвиняемого в бесправное положение перед следственными органами. Как видим, в стадии предварительного расследования применяются «проверенные средневековьем приемы и методы». Однако революция внесла в процессуальное право и на этой стадии некоторые новеллы. Во-первых, лицо, производившее предварительное расследование, было подчинено прокурору, который не только наблюдал за ним, но и руководил им. Во-вторых, в качестве источников доказательств перестали использоваться пытки.