Контроль качества аудиторских услуг в Украине и проблемы его проведения


Сорока Мария,  группа ОА-09-А, 4 курс


Научный руководитель: Садекова А. М.


Донецкий национальный университет экономики и торговки имени Михаила Туган – Баранвского


В большинстве развитых стран мира аудит является неотъемлемым инструментом обеспечения прозрачности и цивилизованности экономических отношений. Высококачественные аудиторские услуги помогут повысить эффективность аудита для экономики страны. [2]


За время исторического развития контроля качества аудита было собрано значительный объем информации и проведено множество исследований. Основной вклад в этот процесс внесли такие ученые, как Адамс Р., Белуха Н. Т., Соколов Я. В., Суйц В. П., Шеремет А. Д., Линник В.Г., Пушкарь М.С., Сопко В.В., Лоббек Д., Дорош Н., Данилевский Ю. и другие. Существует еще много проблемных вопросов контроля качества аудита, их исследования актуально и сегодня.


Целью статьи является исследование организации контроля качества аудиторских услуг в современных условиях.


Процессы, происходящие в экономике Украины, требуют роста качества отечественного аудита до европейского уровня. Обеспечение качества аудиторских услуг необходимо для укрепления позиций аудита на внутреннем и внешнем рынках. С экономической точки зрения качество - это способность объекта или действия удовлетворять требования личного, производственного или общественного порядка благодаря свойствам, которые составляют его потребительскую стоимость. [2]


С целью обеспечения своих полномочий Аудиторская палата Украины за последние годы приняла ряд важнейших нормативных документов по контролю за качеством предоставления аудиторских услуг, а именно:


· положение об осуществлении внешних проверок качества аудиторских услуг в Украине, утвержденное Решением Аудиторской палаты Украины от 26.05.2005 г. № 149/5.2;


· положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг», утвержденное Решением Аудиторской палаты Украины от 27.09.2007 г. № 182/4;


· положение о внешних проверках систем контроля качества аудиторских услуг, созданных аудиторскими фирмами и аудиторами в соответствии с профессиональными стандартами, законодательными и нормативными требованиями, утвержденное Решением Аудиторской палаты Украины от 23.04.2009 г. № 201/4. [1]


Принятие указанных положений свидетельствует об усилении внимания государства к проблемам качества аудита и формирования его основательной методологической базы. Однако украинский рынок аудиторских услуг не в полной мере удовлетворяет требования потребителей. Такое положение дел имеет ряд причин, которые не всегда зависят от субъектов аудиторской деятельности, а обусловлены, во-первых, несовершенством законодательной и нормативной базы, во-вторых, низким уровнем развития фондового рынка в Украине, что не позволяет определить фактическую стоимость капитала предприятий и осуществлять свободный его перераспределение. Это порождает непонимание важности аудита и социально-экономических преимуществ информации, подтвержденной аудитором и которому можно доверять. А в случае возникновения проблем с использованием такой информации клиент вправе обжаловать и возместить убытки, возникшие вследствие ее использования. Эта возможность, подтверждается тенденциями роста требований к контролю качества аудиторских услуг и примерами выплат огромных штрафов международными аудиторскими компаниями за подтверждение недостоверной информации. [5]


Наибольшим риском является некачественное оказание аудиторских услуг, что может привести к потере клиентов и лишения разрешения на аудиторскую деятельность. Е.Гутцайт выделяет черный, серый и цивилизованный аудит. Черный аудит осуществляется, когда аудиторская фирма фактически не осуществляет проверку, а дает положительное заключение на заведомо недостоверную информацию бухгалтерскую отчетность. Серый аудит - это ситуация, когда в основном осуществляют аудиторскую проверку, обнаруживают недостоверную бухгалтерскую отчетность, но все равно выдают положительное аудиторское заключение. Цивилизованный аудит отличается выдачей адекватного аудиторского заключения, то есть негативного, на недостоверную бухгалтерскую отчетность, к каким бы последствиям это не привело. [4]


Основными принципами проверок контроля качества является:


• принцип единства - подчиненность всех внутренних процессов системы обеспечения качества аудита единой цели, а именно удовлетворению требований пользователей в качественной информации;


• принцип непрерывности - корректировка направлений деятельности предприятия с учетом изменения внешних условий;


• принцип точности - конкретизация мероприятий по повышению качества аудита настолько, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности аудиторской фирмы;


• принцип гибкости - предоставление процесса формирования системы обеспечения качества аудита способности менять свою направленность из-за возникновения непредвиденных обстоятельств во внутреннем и внешнем среде, что, в свою очередь, требует оценки факторов, влияющих на качество аудита. Сформулированы принципы определили требования к формированию системы обеспечения качества аудита:


• целостность - единственное направление развития элементов системы, ориентирование на стратегию развития и цели обеспечения качества;


• сбалансирования отдельных элементов системы между собой - задачи должны быть выстроены таким образом, чтобы реализация одного из них обеспечивала успешную реализацию других;


• согласованность системы обеспечения качества аудита с внешней и внутренней средой - соответствие целей и задач обеспечения качества аудита прогнозируемым изменениям на рынке аудиторских услуг, а также общей системе развития аудиторской фирмы.


Соблюдение указанных принципов и требований к формированию системы обеспечения качества аудита является гарантией рациональной организации процесса достижения и поддержания качества аудиторских услуг на высоком уровне.


Адекватность конкретных процедур контроля качества зависит от следующих условий: общеэкономических (состояния национальной экономики, трудового законодательства, системы налогообложения и т.п.) аудиторской деятельности (нормативно-правовой базы, элементов регулирования аудиторской деятельности, системы контроля качества услуг и т.д.); региональных (особенностей экономического развития региона , поддержки малого и среднего бизнеса, наличии экономического потенциала в регионе и т.п.); внутрифирменных (размера организации, этики и независимости, организации управления, кадрового состава, профессионализма и т.п.). Внешний контроль качества аудита осуществляют со стороны: Союза аудиторов Украины, при которой создана Комиссия по контролю за соблюдением требований стандартов и этики; Аудиторской палаты Украины, при которой создана Комиссия по контролю качества. Кроме того, к проверкам могут привлекаться отдельные аудиторские фирмы, получившие аккредитацию в АПУ. Контроль качества аудита может быть: предварительным; текущим и следующим. [6]


Предварительный контроль выполняется на этапе аттестации аудиторов и аудиторских фирм и выдачи им разрешений на занятие аудиторской деятельностью.


Текущий контроль осуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок, общий контроль качества аудита. Текущий контроль предполагает проверку: соблюдения принципов независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; выполнение требований законодательства.


Последующий контроль за качеством аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг осуществляет уполномоченный орган, который может осуществлять такие проверки собственными усилиями, а также делегировать право их осуществления аккредитованным профессиональным аудиторским объединением отношении участников этих объединений. Считаем, что во время внешнего контроля целесообразно уделять значительное внимание методологической базе аудиторской фирмы, проверяется, например, обоснованным способам расчета уровня существенности и необходимого объема выборки.


Кроме внешнего контроля, качество аудиторской деятельности должен обеспечивать и внутренний контроль. Система внутреннего контроля является процессом, который организует и осуществляет руководство для того, чтобы обеспечить уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой  (Бухгалтерской) отчетности, эффективного использования ресурсов, а также соответствия деятельности действующим нормативно-правовым актам. Внутренний контроль предусматривает контроль основным аудитором работы своих ассистентов, контроль работы аудитора со стороны администрации, контроль администрацией фирмы квалификационного уровня персонала и соблюдения им этических норм. [6]


Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение рисков деятельности. В Украину субъектами контроля качества аудита сертифицированные аудиторы и эксперты фирмы.


Следовательно, контроль качества аудиторских услуг играет важную роль в работе аудиторских фирм. Достоверность их работы должна тщательно проверяться, ведь аудиторы несут большую ответственность за достоверность информации, которую они подают. Качественная работа аудиторских услуг необходима для укрепления позиций аудита на внутреннем и внешнем рынках страны.


 Литература


1. Закон «Об аудиторской деятельности». Постановление ВР Украины от 22.04.1993, № 3125-XII


2. Бондарь В. П. Качество аудита и факторы ее повышения / В. П. Бондарь / / Вестник Житомирского государственного технологического университета / Экономические науки. - М.: ЖДТУ, 2008. - № 4 (46) - С. 22-27.


3. Гончарук Я. А. Аудит: учеб. пособие. / Я. А. Гончарук, В. С. Рудницкий. - [3-е изд., Перераб. и доклада.] - М.:, 2007. - 443 с.


4. Гутцайт Е. М. Внешний контроль за качеством аудита / Е. М. Гутцайт / / Аудиторские ведомости. - 2004. - № 5. - С. 62-66.


5. Кузуб А. Контроль качества аудиторских услуг - реалии и надежды / / Аудитор Украины. - 2008. - № 15 (143). - С. 12-15. Статья поступила в редакции 20 сентября 2010 года.


 6. Кулаковская Л.П. Организация и методика аудита: учеб. пособие. / Л. П. Кулаковская, Ю. В. Пича. - К.: Каравелла, 2006. - 560 с.