? Государственное регулирование рыночной экономики - Глава: Стратегическое и индикативное планирование

Государственное регулирование рыночной экономики

Стратегическое и индикативное планирование

Сущность стратегического планирования. Экономические, демографические, социальные, технологические, экологические процессы отличаются длительностью и значительной инерционностью. Как отмечалось выше, смена преобладающих поколений людей (в активном возрасте) происходит примерно раз в 25-30 лет, поколений техники — раз в 10 лет, технологических укладов — раз в 45-55 лет. От начала разработки инвестиционного проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от пяти до десяти лет. Структурные сдвиги в экономике также требуют немалого времени. Поэтому в экономической работе и в государственном регулировании экономики нельзя ограничиваться текущими задачами, годовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные планы, которые рассчитаны на более длительный период и направлены на решение крупных стратегических задач.

Это не означает, что такие планы нужно разрабатывать лишь раз в 5-10 лет, сохраняя неизменными. В жизни постоянно происходят перемены, и нередко существенные. Это вынуждает периодически корректировать и продлевать временной горизонт стратегического плана. Но и менять его каждый год нецелесообразно. Он потеряет стратегическую устойчивость, долгосрочную ориентирующую роль.

Стратегический план имеет свои особенности по сравнению с текущим индикативным планом. Во-первых, он должен охватывать достаточный продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи социально-экономического развития. Во-вторых, его показатели имеют укрупненный, обобщающий характер, ибо детали невозможно и нецелесообразно предусматривать на длительный период. Они являются предметом индикативных планов и целевых программ. В-третьих, этот план может иметь вариантный характер, предусматривать альтернативные сценарии на перспективный период в зависимости от тенденций изменения внутренних и внешних условий развития. В-четвертых, этот план может и должен периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при переходе от фазы к фазе экономического цикла.

Методология стратегического планирования. Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фаз экономического цикла, а то и несколько среднесрочных экономических циклов. Например, при завершении работы над стратегическим планом социально-экономического развития России на период до 2015 г. следует учитывать, что в этот период произойдет переход к очередному среднесрочному циклу (что сопровождается мировым экономическим кризисом в начале десятилетия), а также переход от повышательной к понижательной волне пятого Кондратьевского цикла. Это не может не сказаться на показателях экономической динамики в России, хотя сроки, степень и последствия влияния этих процессов на ее экономику рассчитать трудно.

Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные параметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать множество процессов. В том числе:

— демографического развития, т.е. возможности преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов страны и угрожающую ее будущему;

социального развития, т.е. уровня и качества жизни населения, здоровья, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;

— экономического развития, т.е. темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфляции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;

научно-технического прогресса, т.е. динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе новых поколений техники, освоения энергосберегающих технологий, развития информационной сферы и т.д.;

экологического развития, т.е. показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов (геологоразведки, лесного, водного и рыбного хозяйства, мелиорации и повышения плодородия почв), а также мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, освоению экологически чистых технологий;

— территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов, решения межрегиональных проблем федерального значения;

— внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Российско-Белорусского союза, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного курса рубля, развития въездного и выездного туризма, участия в международных программах и т.п.

Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга. Поэтому в стратегическом планировании используется отчетный и перспективный межотраслевой баланс, другие макромодели, позволяющие отражать сложные, многозвенные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.

Индикативное планирование является типичным инструментом в современной рыночной экономике. Оно, как было отмечено выше, является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Хотя научные основы индикативного планирования разработаны Н.Д.Кондратьевым еще в 20-е гг., они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральном уровне. В некоторых постсоветских странах (например, в Казахстане), а также в отдельных регионах (например, в Республике Татарстан) имеется некоторый опыт разработки и применения индикативных планов.

В странах, где используется такая форма планирования, правительство разрабатывает проекты индикативных планов и представляет их на рассмотрение и утверждение парламента. Аналогичный подход целесообразно использовать и в России Для усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитие страны.