Развитие национальной инновационной системы в Казахстане


Старший преподаватель кафедры «Экономика»


Магистр экономических наук


КОРАБАЕВА Н.Б.


Жетысуский государственный университет


 им. И.Жансугурова, Казахстан, г.Талдыкорган


Одним из основных приоритетов экономического развития в современный период стал рост конкурентоспособности национальной экономики как на внутренних, так и на международных рынках. Как показывает мировой опыт этого возможно добиться лишь на основе перевода экономики на путь инновационного развития, так как отечественные компании в настоящее время испытывают усиливающуюся конкуренцию со стороны международных рынков. Следовательно, только инновационно-ориентированные компании, корпорации способны извлечь преимущества из тех возможностей, которые дает интеграция в мировую экономику.


Инновационное предпринимательство как особый вид экономической деятельности является основной движущей силой инновационного процесса. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность, то есть субъекты малого и среднего бизнеса.


В период посткризисного восстановления страны особая ставка делается на стимулирование предпринимательской активности граждан: помощь малому и среднему бизнесу. Ведь именно небольшие компании быстро реагируют на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, способны оперативно осваивать и внедрять инновационные решения.


Деятельность инновационного предприятия заключается в извлечении прибыли в результате использования технологических или продуктовых инноваций. Важнейшим показателем прогрессивности и конкуренстоспособности предприятий должна стать наукоемкость производства, доля затрат на НИОКР в общем объеме производственных расходов.


Предпринимательская деятельность инновационного предприятия основана на:


- разработке или поиске новых научных идей и их оценке;


- поиске необходимых инвестиционных ресурсов;


- создании эффективной модели управления проектом или предприятием;


- получении денежного дохода.


Одной из главных функций инновационного предпринимательства является осуществление связующей (посреднической) роли между научно-технической и производственной сферами. Функционирование инновационного предпринимательства позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические организации и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением новых научно-технических решений до возможности их коммерческого использования [1].


Инновационная деятельность способствует развитию новых хозяйственно-территориальных образований (технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм), трансформации взаимосвязей между ранее созданными хозяйствующими субъектами, развитию технологий управления. При этом претерпевает изменение и содержание системы государственного регулирования экономикой.


Инновационные процессы оказывают влияние не только на производство, но и практически на все стороны общественной жизни. В результате этого совершенствуется структура потребления материальных и нематериальных благ, создаются новые сферы жизнедеятельности людей. Например, одно рабочее место в области высоких технологий создает от пяти до десяти рабочих мест в сфере промышленности. Высокотехнологичные производства являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета.


В настоящее время Казахстан находится на этапе формирования конкурентоспособной промышленно-технологической основы. Проведен значительный ряд реформ в научно-инновационной сфере, в 2010 году построено 350 новых предприятий инновационного типа, внедрено 13 инструментов поддержки инноваций, создано 9 офисов коммерциализации, расширено международное сотрудничество в области развития новых технологий с развитыми странами [2].


В целях дальнейшего развития инновационных процессов и выработки конкурентоспособной инновационной стратегии необходима государственная поддержка. Одними из направлений государственной поддержки выступают налоговые льготы, поддержка при внедрении инновационных проектов на основе смешанного государственного управления, то есть и частного. Сейчас в республике предприятиям, организациям осуществляющим прозводство продукции на новой технологической основе предусмотрены льготы в виде освобжоднеия от уплаты ряда налогов. Также таможенным законодательством предусмотрены условия при перемещении через границу товаров. В этом аспекте весьма важным является взаимодействие научно-исследовательской и проектно-конструкторской сферы по освоению новой продукции. При этом процесс создания и освоения новой продукции должен проходить ряд стадий – начиная от информационного прогнозирования, управления и координации, плнирования, регулирования и стандартизации до создания высокотехнологической продукции. Все эти стадии в свою очередь должны быть обеспечены соответствующими правовыми и нормативными документами, финансовыми ресурсами. В целом в Казахстане имеются реальные возможности для внедрения инновационных технологий во всех отраслях экономики. Главным для внедрения инновационных технологий должно стать совершенствование управления, приводящее к развитию конкуренции на конкретном рынке [3].


Для эффективного построения национальной инновационной системы в Казахстане действует генеральная линия развития инноваций, в рамках которой оказывается качественная поддержка казахстанским инноваторам.


Переход нашей страны к инновационному пути развития выступает одним из основных направлений государственной политики в области развития науки и новых технологий. В формироании и реализации инновационного процесса важную роль играют предприятия малого бизнеса. Именно такие предприятия в основном осуществляют начальную стадию перехода от идеи к коммерческому продукту. В связи с этим актуализируются вопросы льготных условий для малого бизнеса, ориентированного на новые наукоемкие технологии, разработанные в том числе и за счет государственного бюджета.


Учитывая рассмотренные аспекты мероприятий по стимулированию и поддержке инновационного предпринимательства в Казахстане, можно резюмировать о том, что государством проводится активная политика по разработке и реализации мер по всесторонней поддержке и мотивации субъектов предпринимательства. В контексте выбранного курса на форсированное индустриально-инновационное развитие страны функционируют различные отраслевые программы, направленные на поддержку различных сфер экономики, предпринимаются меры по оздоровлению и стимулированию экономической и правовой составляющей системы построения конкурентоспособного государства.


Литература


1. Постановление Правительства РК от 25.04.2005г. № 387 «Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005-2015 гг.»


2. А.Кулекеева. Современное состояние инновационного предпринимательства в РК. // Вестник КазНУ. – 2012.-№1.-С.12-13


3. Н.Н.Хамитов. Инновационная стратегия и конкурентоспособность экономики.// Вестник КазНУ. – 2012.-№1.- С.4-5