Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь


Студентка Третьяк М.С.


Полесский государственный университет


Проблемы и перспективы развития аудита  в Республике Беларусь


Вхождение экономики Республики Беларусь в рынок – сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Поэтому необходимо, чтобы информация, предоставляемая субъектами хозяйствования, была достоверной, объективной и соответствовала действующему законодательству. Получению таких сведений способствует аудит.


Согласно Закону РБ «Об аудиторской деятельности»  аудиторская деятельность– это предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее– аудиторы– индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг. [1]


Существует ряд проблем, с которыми сталкивается аудит в Республике Беларусь. В частности, есть вопросы к качеству аудита.  К основным  проблемам  национального  аудита  в  настоящий  момент можно отнести:  


1) Несовершенство  системы  государственного  и  общественного регулирования  аудиторской  деятельности. Отсутствует  единообразный подход к оценке предложений аудиторов заказчиками, оценке существенных условий  договора  и необходимой для этого информации.


2) Недостаточный  охват  субъектов  хозяйствования  обязательным аудитом. Это  означает, что  большинство субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту, уклоняются от его проведения.


3) Ограниченные  возможности большинства аудиторских компаний.   Выражаются  в  малочисленности, невысокой  финансовой  устойчивости, зависимости от заказчика, недостаточном уровне квалификации, отсутствии практики  международного  аудита, незначительном  потенциале  развития.


4) Отсутствие международного признания национального аудита.            Аудиторские  заключения  национальных  аудиторских  организаций  не признаются  за  территорией  Республики  Беларусь.


Для решения данных проблем особенно важным представляется законодательное закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества.


В связи с этим был разработан и в мае 2012 года принят в первом чтении проект нового закона «Об аудиторской деятельности», который вступил в силу с 1 января 2014 года.


В новом законе изменен порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. В условиях отмены лицензирования аудиторам предоставлен более свободный доступ на рынок аудиторских услуг. Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели смогут осуществлять аудиторскую деятельность сразу после государственной регистрации при соблюдении минимальных требований, определенных законопроектом.


Увеличение минимальной численности штатных аудиторов в аудиторских организациях с трех до пяти человек обеспечит более высокий профессиональный уровень при проведении проверок, поскольку крупные аудиторские организации имеют возможность учитывать индивидуальные профессиональные качества каждого аудитора, их специализацию по отдельным вопросам, обеспечивая при этом должный уровень внутреннего контроля качества оказываемых услуг. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества аудита.


Так же  предусмотрен аудит отчетности, составленной по МСФО. Законопроектом установлено, что предметом аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности может являться не только отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО. Это нововведение крайне важно, поскольку для привлечения иностранных инвестиций, а также выхода белорусских предприятий на первичный публичный выпуск акций необходимо обеспечить прозрачность, надежность, понятность и достоверность финансовой отчетности для потенциальных инвесторов.


Кроме того, в целях повышения качества аудита и усиления ответственности за его результаты законопроектом предусмотрено, что обязательный аудит годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, могут проводить только аудиторские организации, имеющие в штате не менее двух аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО и МСА.[2]


Так же Особое  внимание  следует  уделить  расширению  базы  обязательного аудита и предусмотреть механизм контроля за уклонение от него. В процессе аудита  рассматриваются  вопросы, которые  не  контролируются  ни  одним государственным  ведомством. 


Контроль за уклонение от обязательного аудита обеспечивается путем включения сведений о проведении обязательного аудита в государственную статистическую отчетность. 


Обязанности  контроля  за  качеством  аудита  также следует возложить и  на профессиональные общественные организации аудиторов. Таким  образом, профессиональные общественные  объединения  вовлекаются  в  процесс  регулирования аудиторской деятельности и несут за это ответственность.


Развитие белорусского аудита должно идти в ногу с мировыми технологиями. Появление этих технологий в Беларуси и их доступность широкому кругу аудиторов – основа развития национального аудита и появления национальных компаний, успешно конкурирующих с западными.


        Стоит отметить, что развитие национального аудита требует серьезных финансовых, временных и интеллектуальных вложений. К сожалению, большинство аудиторов занимают выжидательную позицию. Она проявляется в том, что некоторые аудиторы будут уклоняться от своей доли затрат на формирование национального аудита. [3, с. 268]


Подведя итог, можно сделать вывод, что для формирования эффективного аудита в Республике Беларусь, сначала необходимо:


1) обеспечить законодательную основу для данного вида аудита, т.е. внести соответствующие изменения и дополнения в Закон РБ «Об аудиторской деятельности»;


2) изменить организационно-правовой механизм аудиторской деятельности, т.е. должны быть внесены дополнения в существующие формы финансовой отчетности или введены новые формы отчетности, содержащие показатели текущей и прогнозной устойчивости и платежеспособности, и др.;


3) обеспечить желание и возможности национальных аудиторов защищать интересы пользователей отчетности и свои собственные.


 Литература:


1. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон  Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2054_ ,  - Дата доступа: 04.05.2014.


2.  Главный бухгалтер  бухгалтерский портал [Электронный ресурс] / Аудиторская деятельность - прогнозы и перспективы: оnline конференция - Режим доступа: http://www.gb.by/novosti/bukhuchet/auditorskaya-deyatelnost-prognozy-i-pers ,  - Дата доступа : 04.05.2014.


3. Пивчевский, А.О. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь / А.О. Пивчевский // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: выпуск 9; в 3 т.; под общ. ред. В.Г. Шадурского. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2012. – Т. 3. – С. 393.