Формирование бюджета производства на предприятиях отрасли коневодства 


К.э.н., доцент Рыжова Л.И.


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Россия


Формирование бюджета производства на предприятиях отрасли коневодства


В современных условиях финансово-устойчивым считается предприятие, получающее прибыть от своей производственно-хозяйственной деятельности. Данная задача может быть реализована через систему внутрифирменного бюджетирования, которое следует рассматривать не как инструмент, а как управленческую технологию [2, с. 14]. Большое значение в настоящее время имеет изучение данного вопроса в такой специфической отрасли сельского хозяйства, как коневодство.   Актуальность и новизна проблемы исследования, недостаточная их теоретическая и практическая разработка обусловили выбор данной темы.


Бюджеты могут разрабатываться как в целом по предприятию (сводный или главный бюджет), так и для отдельных структурных подразделений (частные бюджеты). Главный бюджет состоит из операционного и финансового. При формировании операционного бюджета учитывается система специальных технико-экономических показателей, которые характеризуют определенные стадии производственно-хозяйственной деятельности. Разработка операционного бюджета начинается с составления бюджета продаж. На предприятиях отрасли коневодства можно разрабатывать следующие виды операционных бюджетов (рисунок). После составления бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции начинается разработка бюджета производства, который представляется в количественных показателях и относится к сфере ответственности руководителя производства соответствующего структурного подразделения.






Рисунок – Виды операционных бюджетов на предприятиях отрасли коневодства.


Например, в коневодстве можно выделить центры ответственности, такие как конефермы, кумысный цех, кормопроизводство, ипподром [1, с.11]. На основе данных бюджета производства в последствии определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении. Составление бюджета производства на предприятиях отрасли коневодства зависит от производственного потенциала предприятий, в основе которых находятся ориентировочные параметры количества выпущенной продукции за определенный плановый период времени. То есть, бюджет производства можно охарактеризовать как производственную программу, которая определяет запланированную номенклатуру выпускаемой продукции и объем производства в натуральном измерении за определенный бюджетный период. Зная производственную программу и величину запасов, впоследствии можно установить как производственную себестоимость продукции, так и затраты на хранении запасов. Для расчета объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение (согласно бюджету продаж) внутри определенного бюджетного периода, остатки готовой продукции на начало бюджетного периода и целевые нормативы остатков готовой продукции на конец бюджетного периода.  После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении необходимо определить количество продукции или услуг, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне. Бюджет производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом:


Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года – Запас готовой продукции на начало периода          (1)


Бюджет производства продукции коневодства в натуральных единицах измерения можно представить в следующей форме (таблица).


Таблица – Условный бюджет производства продукции коневодства в натуральном выражении на бюджетный период (год)


Показатели


Продукция


Кумыс, бут.


Молодняк лошадей, гол.


Мясо конины, кг.


1. Продажи по плану


261435


88


3070


2. Планируемые запасы на конец периода


115


120


307


3. Запасы на начало периода


58


28


64


4. Планируемое производство


261492


180


3313


Затем на основании данного бюджета производства на предприятиях отрасли коневодства следует составлять производственный бюджет не за год, а по месяцам бюджетного периода. Он является наиболее оптимальным и служит основой для проведения анализа и принятия правильных управленческих решений. Зная объемы производства по месяцам, можно рассчитать производственную себестоимость, включая прямые затраты труда и материалов, а также часть накладных расходов, необходимых для изготовления запланированного выпуска продукции. В последствии, для более точного составления производственной себестоимости продукции коневодства необходимо составить бюджет прямых затрат труда, бюджет материалов и бюджет накладных расходов. Параллельно с определением производственной программы должен составляться бюджет запасов продукции, необходимый для более точного отражения в расчетном балансе, в котором  цены отражаются с учетом уровня инфляции.


Таким образом, при составлении бюджета производства на предприятиях отрасли коневодства на наш взгляд необходимо соблюдать следующие этапы:


1) рассчитать стоимость запасов готовой продукции отдельно по каждому виду (кумыс, молодняк лошадей, мясо конины) в стоимостном выражении. Для этого необходимо сложить стоимость запасов готовой продукции в первый и последний месяцы бюджетного периода, получив тем самым общую стоимость запасов на начало и конец периода;


2) выявить месяцы бюджетного периода, в которых планируется изменение уровня запасов готовой продукции;


3) определить ежемесячные объемы производства каждого вида продукции (кумыс, молодняк лошадей, мясо конины) с учетом помесячного изменения уровня запасов, в соответствии с составленным ранее бюджетом продаж. 


Правильно составленный бюджет производства позволит спрогнозировать результаты, которые достигнет предприятие в случае принятия того или иного управленческого решения до начала производственного процесса, выявлять возникающие отклонения и разрабатывать эффективные управленческие решения.


Литература:


1. Рыжова Л.И., Николаева Л.В. Формирование и совершенствование учетного обеспечения управления затратами в коневодстве: монография /Мар. гос. ун-т; Л.И. Рыжова, Л.В. Николаева. – Йошкар-Ола, 2010. – 167 с.


2. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования /В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.