Процесс стратегического анализа внутренней и внешней среды организаций


Студент 4 курса Мусабаев Д.


Научный руководитель – д.э.н., профессор Мишулина О.В.


Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова,


Республика Казахстан


Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этап стратегического анализа. Стратегический анализ – это средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план [1]. Основу информационного обеспечения составляет многоуровневое исследование по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации [2]. К инструментам стратегического анализа относятся: формальные модели и количественные методы; самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике  данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков. Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:


1. сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;


2. анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.


В процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии – того, который в наибольшей степени соответствуют условиям внутренней и внешней среды, а также выбранным целям деятельности [3].


 В общем смысле анализ подразделяется на два направления:


- анализ внешней среды: макросреда и микросреда;


- анализ внутренней среды.


Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении [4].


Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, и еще многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [5].


Анализ внутренний среды – процесс изучения текущего состояния организации, ее внутренних недостатков и возможностей. Цель внутреннего анализа – определение потенциала организации для создания конкурентного преимущества, основными источниками которого являются стержневые компетенции, также координация всех видов деятельности по увеличению ценности продукта. Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Кроме того, при анализе внутренней среды компании следует акцентировать внимание на ключевых компетенциях, которые приводят к формированию конкурентных преимуществ компании на рынке[1,с. 28-29].


Широко признанным подходом для анализа внешней и внутренней среды является метод SWOT анализа – где S обозначает силу (strenght), W слабость (weakness), O возможности (opportunities) и T угрозы (threats). Применяя метод SWOT анализа, удается установить сильные и слабые стороны, которые присуще внутренней среде организации, а также возможности и угрозы которые могут поджидать во внешней среде.    Методология SWOT анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.


  Метод SWOT анализа — универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек. Часто компании проводят SWOT анализ не только своего товара, но и продукции конкурентов, так как данный инструмент очень наглядно систематизирует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации. Преимущества SWOT анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений [5]. В процессе проведения SWOT анализа стоит привлечь заинтересованных в принятии решения людей, экспертов в различных вопросах. Стороннее мнение позволит составить анализ более объективно.


Литература:


1 Яблокова C.A. Стратегический менеджмент. Конспект лекций.- М.: «Приор-издат», 2007.– 80 с.


2 Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.– 122 с.


3 Справочник для экономистов.– Режим доступа: http://www.catback.ru/articles/theory/strman/analiz.htm.


4 Виханский О.С., Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.


5 Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/