? Налоги и налогообложение в Российской Федерации - Глава: Глава 1 налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями в рф

Налоги и налогообложение в Российской Федерации

Глава 1 налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями в рф

В налоговом  законодательстве используются следующие понятия с учетом норм статьи  11 Налогового  кодекса РФ:

1)  организации – юридические лица, образованные в соответствии  с законодательством Российской Федерации  (далее  – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные  образования,  обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в соответствии  с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные  организации);

2) физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица  без гражданства;

3)  индивидуальные предприниматели – физические лица,  зарегистрированные в  установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Физические лица,  осуществляющие предпринимательскую   деятельность без  образования юридического

лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве  индивидуальных предпринимателей в нарушение требований  законодательства, не вправе  ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

4)  лица  (лицо)  –  организации и (или)  физические лица;

5)  банки (банк) – коммерческие банки и другие кредитные  организации, имеющие  лицензию Центрального банка  РФ;

6)  счета (счет) – расчетные (текущие) и иные  счета в банках, открытые на основании  договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться  денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;

7)  источник  выплаты  доходов  налогоплательщику – организация или физическое лицо,  от которых налогоплательщик получает  доход;

8)  недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

9)  свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу,  зарегистрированным в качестве  налогоплательщиков;

10) сезонное производство – производство, осуществление которого непосредственно связано с природными,  климатическими условиями и со временем  года. Данное понятие  применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды  (квартал, полугодие)  их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

11) местонахождение обособленного  подразделения российской  организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

12) место жительства физического лица  – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому  физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого  оборудованы  стационарные рабочие места.  Признание обособленного подразделения  организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание  в учредительных или иных организационно-распорядительных  документах организации, и от полномочий, которыми  наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи  с постоянными изменениями в налоговом законодательстве, когда одни налоги  вводятся, другие отменяются, ранее бывшие федеральными налоги  становятся  местными или  региональными или  наоборот, вы вправе обратиться в налоговый орган по месту вашего учета – там бесплатно обязаны  представить вам необходимую информацию по налогообложению вашего предприятия (ст. 21 Налогового  кодекса  РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную  информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах  и сборах, законодательстве о налогах  и сборах и принятых в соответствии  с ним  нормативных правовых актах, порядке исчисления   и    уплаты     налогов    и    сборов,    правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,  а также получать   формы   налоговой   отчетности   и  разъяснения о порядке их заполнения.

Все налоги  делятся на:

1)  федеральные;

2)  региональные;

3)  местные.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ  и взимаются на всей ее территории,  т.е.  порядок  их взимания общий  на всей территории РФ.

Региональные и местные налоги либо устанавливаются соответствующими властями (субъекта  РФ или местными)  и действуют  на соответствующей территории, либо  имеют  особенности  взимания для  соответствующей территории.

К федеральным относятся следующие  налоги  и сборы (ст. 13 Налогового  кодекса  РФ):

1)  налог на добавленную  стоимость  (НДС);

2)  налог на прибыль  (доход) организаций;

3)  налог на доходы физических лиц;

4)  единый  социальный налог (ЕСН);

5)  государственная пошлина;

6)  налог на добычу полезных ископаемых;

7)  сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

8)  водный налог.

9) экологический налог.

Региональные налоги и сборы

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах  и обязательны к уплате  на территориях  соответствующих субъектов   России,   если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Региональные налоги  вводятся  в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии  с настоящим Кодексом  и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти  субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены настоящим Кодексом, следующие  элементы  налогообложения: налоговые ставки, порядок  и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом  РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти  субъектов  РФ законами о налогах  в порядке и пределах, которые  предусмотрены Налоговым  кодексом  РФ,  могут  устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок  их применения.

К региональным налогам  относятся:

1)  налог на имущество  организаций;

2)  налог на игорный  бизнес;

3)  транспортный налог.

Заметим, что в соответствии  со статьей 12 Налогового кодекса  РФ «не могут устанавливаться региональные или местные налоги  и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом».

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами  представительных органов  муниципальных  образований о налогах  и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом  РФ.

Местные налоги  вводятся  в действие  и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии  с Налоговым кодексом  РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным  налогам  относятся:

1)  земельный налог;

2)  налог на имущество  физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений  (муниципальных районов),  городских округов о налогах  и обязательны к  уплате  на территориях соответствующих поселений  (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом  РФ. Земельный налог и налог на имущество  физических лиц  вводятся  в действие  и прекращают действовать на территориях поселений  (межселенных территориях), городских округов  в соответствии с Налоговым кодексом  РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений  (муниципальных районов) и городских округов.

Местные  налоги  в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и законами указанных субъектов  РФ о налогах, обязательны к  уплате  на территориях этих субъектов  РФ,  если иное не предусмотрено Налоговым кодексом   РФ.   Местные  налоги   вводятся   в  действие и прекращают действовать на территориях городов федерального  значения Москвы  и Санкт-Петербурга в соответствии  с Налоговым кодексом  РФ и законами указанных субъектов  РФ.

При  установлении местных  налогов  представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах,  которые  предусмотрены Налоговым кодексом  РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты  налогов.  Иные элементы налогообложения по местным  налогам  и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом  РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) ор-

ганами  государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах  и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом  РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок  их применения.

Как  мы  уже  говорили, предприятия могут  применять  различные системы  налогообложения. В настоящее время  в Российской Федерации действуют  следующие  режимы налогообложения, которые  могут  применять  малые  предприятия:

1)  общий  режим, при котором  малые  предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость,  налог  на имущество  и другие  налоги, установленные законодательством;

2)  упрощенная система налогообложения;

3)  налогообложение единым  налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Предприятия, применяющие общий  режим  налогообложения, исчисляют и уплачивают все налоги, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации:

1)  федеральные налоги;

2)  налоги  республик в составе  Российской Федерации  и налоги  краев, областей,  автономной области,  автономных округов;

3)  местные  налоги.

Налоги, которые  должны уплачивать предприятия, применяющие общепринятую систему налогообложения:

1)  налог на прибыль  организаций;

2)  налог на добавленную  стоимость;

3)  единый  социальный налог;

4)  налог на имущество  организаций.

Общий режим налогообложения предполагает ведение  налогового   учета  по  многим   налогам,  входящим в данный режим. В частности, это относится к налогу на

добавленную  стоимость,  налогу  на  прибыль   организаций,  налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль  налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Для того чтобы выбрать для налогообложения определенный способ учета и налогообложения, субъект  малого предпринимательства оформляет учетную  политику по налогообложению.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения,  утверждаемой соответствующим приказом  (распоряжением) руководителя до наступления очередного  налогового  периода.   Для  целей  бухгалтерского учета учетная  политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98, для целей налогового учета учетная  политика организации регламентируется положениями Налогового  кодекса РФ. В целях  налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового  учета на основе глав 21 и 25 Налогового кодекса  РФ.

Учетная  политика должна  утверждаться до наступления  очередного налогового  периода.  Учетная  политика организации является основным  документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения на предприятии.

Обращаем внимание бухгалтеров и руководителей предприятий на тот момент,  что учетная  политика для целей бухгалтерского учета и учетная  политика для целей налогообложения – принципиально разные  организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию.