Глава 2. освоение международных стандартов корпоративной социальной ответственности

Стандарты предназначаются для того, чтобы внести устойчивость и последовательность в определенную область знаний, и основываются на возникающих ожиданиях и консенсусе между практиками и более широкими кругами общества.

К основным направлениям стандартизации корпоративной социальной ответственности в нашей стране относятся: изучение и реализация опыта применения международных стандартов корпоративной социальной ответственности ИСО и разработка отечественных стандартов КСО с учетом международного опыта и российской специфики.

При разработке российских стандартов корпоративной социальной политики необходимо учитывать специфику современного этапа развития института предпринимательства в России. Это предполагает разработку таких направлений стандартизации, как:[34]

· утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса;

· отказ от коррупционных принципов взаимодействия бизнеса и власти;

· этичное взаимодействие с партнерами;

· прозрачность способов и принципов производства товаров;

· содействие демонополизации производства товаров и услуг.

Для того чтобы проанализировать эффективность существующих стандартов социальной ответственности применительно к оценке, управлению и представлению отчетности по результатам деятельности отечественных компаний в области КСО, выделим эти стандарты и рассмотрим их с точки зрения их функционального и целевого назначения.

Все стандарты КСО, применяемые на практике, по их функциональной направленности условно можно подразделить по сдледующим основным позициям:

· руководящие принципы и кодексы поведения;

· система управления и схемы стратификации;

· рейтинговые индексы;

· системы подготовки отчетности;

· трудовые отношения.

В таблице 2.1 представлен список наиболее распространенных стандартов в сфере КСО в соответствии с их географическим распространением, возможностью использования различными компаниями, отраслевой представительностью и особенностями бизнес-процессов.

 

Таблица 2.1.

 

Документы, определяющие и регламентирующие корпоративную социальную ответственность

Стандарт Компании, квалифицированные для использования стандарта Сферы применения и распространения
Охваченные компании Охвачен ные отрасли Ключевые связанные с компанией организации и люди Бизнес-функции Сфера ведения бизнеса Текущая область распрост ранения
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
Кодекс деловой практики стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества По всему миру Все Широкий круг Все По всему миру Страны Азии и Тихооке ании
Система сбалансирован- ных показателей (ВВС) По всему миру Все Акционеры, клиенты и сотрудники компании Все По всему миру США и Великоб ритания
Принципы ведения бизнеса, разработанные «Круглым столом в Ко» По всему миру Все Широкий круг Все По всему миру Не примени мо
ECCR/ICCR По всему миру Все Местные сообщества, сотрудники компании, клиенты, поставщики и подрядчики, органы власти и окружающая среда Все По всему миру Не примени мо
Глобальные принципы Салливана По всему миру (включая некоммерческие и государст- венные структуры) Все Сотрудники компании, местные сообщества Занятость, инвестиции в местные сообщества По всему миру США
Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных корпораций Базирую щиеся в странах ОЭСР многонациональные корпорации Все Широкий круг Все По всему миру Не примени мо
«The National Step» По всему миру Все Широкий круг Все По всему миру Нет данных
«Глобальный договор» ООН По всему миру Все Широкий круг Все По всему миру  
ВОЗ/ЮНИСЕФ (Детское питание) По всему миру Пищевая промышленность, здравоох ранение Потребители Маркетинг По всему миру Не примени мо
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
EFQM Европейс кие (включая некоммер- ческие и государст- венные) структуры Все Сотрудники, клиенты, акционеры Все По всему миру Европа
EMAS Европейские (включая некоммерческие и государст- венные) структуры) Промыш ленность Не применимо Производст во По всему миру Нет данных
Экологические этикетки ЭС Компании, ведущие торговлю на европейских рынках Ограниченный перечень потребительских товаров Не применимо Продукт, дизайн, производст- во и переработка Место производства продукции Нет данных
Совет по надзору за лесонасаждениями (FSC) По всему миру Продукты из леса и дерева Местные сообщества, сотрудники компаний и окружающая среда Управление лесным хозяйством Место производства продукции Нет данных
ISO 9000 По всему миру (включая некоммерческие и государст- венные структуры) Все Поставщики Экологичес- кий менеджмент По всему миру Велико- британия, Юго-Восточная Азия, Австра- лия
ISO 14001 По всему миру (включая некоммерческие и государственные структуры) Все Потребители, сотрудники компании и поставщики Качество По всему миру Велико- британия, Юго-Восточная Азия, Австра лия
Сигма Великобри- тания Все Широкий круг Занятость Место производственной деятельности Не примени мо
РЕЙТИНГОВЫЕ ИНДЕКСЫ
Индексы устойчивых показателей деятельности «Arese» (ASPI) Котирующиеся на европейс ком фондовом рынке компании Все Местные сообщества, клиенты, поставщики и сотрудники компании Все По всему миру Не примени мо
Индекс устойчивости Доу Джонса (DJSI) Входящие в котировку Доу Джонс компании Все с некоторыми ограничениями Персонал, занятый в производственно-сбытовой сети, местные сообщества Все По всему миру Не примени мо
FTSE4Good Входящие в котировку FTSE компании Все с некоторыми ограниче ниями Персонал, занятый в производственно-сбытовой сети, местные сообщества Все По всему миру Не примени мо
Социальный индекс Домини 400 Котирующиеся на ведущих мировых фондовых рынках компании Все с некоторыми ограниче ниями Персонал, занятый в производственно-сбытовой сети, местные сообщества Все По всему миру Не примени мо
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТНОСТИ
АА 1000S По всему миру (включая некоммерческие и государст- венные структуры) Все Широкий круг Вовлечение заинтересованных групп, страхование рисков По всему миру Не примени мо
Глобальная инициатива по представлению отчетности (GRI) По всему миру Все Широкий круг Отчетность По всему миру Не примени мо
трудовые отношения
SA 8000 По всему миру Производство Сотрудники компании Занятость Место производственной деятельности Одежда и производ ство игрушек в Китае
Ethical Trading Initiative Base Code ETI Стандарты трудовых отношений По всему миру Все Широкий круг Трудовые отношения По всему миру Нет данных
 
                 

 

Стандарты также можно «разбить» на категории в зависимости от их целевой направленности или той степени, в которой они:

- устанавливают связь между бизнесом и его устойчивыми показателями деятельности (например, DJSI, FTSE4 Good);

- предоставляют бизнесу возможность улучшить внутренние процессы, связанные с деятельностью в сфере социальной ответственности (например, BBC, AA1000S, EFQM);

- определяют конечный результат или формат для раскрытия информации (например, GRI);

- создают видимые сигналы, которые позволяют компаниям посредством сертификации и верификации устанавливать прочные, основанные на доверии отношения с различными группами пользователей (например, AA1000S, FSC, SA8000).

Так, к примеру, GRI – это разновидность стандарта, ориентированного на конечный результат. В данном случае под конечным результатом следует понимать процесс определения областей социальной ответственности и подготовки управленческой отчетности по заданным стандартом устойчивым показателям деятельности.

В другой разновидности стандартов заложены принципы создания систем организационной подотчетности. Например, в основе процессного стандарта AA1000S лежит принцип вовлечения круга связанных с компанией организаций и лиц, поскольку, по мнению разработчиков стандарта, такой подход позволяет создать естественную платформу для отражения всех граней КСО. Вместо создания предписывающих правил, этот стандарт дает возможность людям, связанным с компанией, понять, почему бизнес должен быть подотчетен и как в компании можно развивать деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности.

Большинство стандартов в области КСО предназначены для проведения оценки и управления инициативами по КСО, а также представления отчетности на корпоративном уровне. Несмотря на огромное количество и разнообразие стандартов социальной ответственности, грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компании синергетические эффекты.

Практика освоения КСО показывает, что на сегодняншний день существует большое число организаций, выступающих за КСО, в их числе:

1. American Management Association (www.amanet.org);

2. Association internationale des etudiants en sciences economique et commerciale (AIESEC) (www.aiesec.org);

3. Business for Social Responsibility (www.bsr.org);

4. The Caux Round Table (www.cauxroundtable.org);

5. The Center for Business Ethics (www.bentley.edu);

6. The Conference Board (www.conference-board.org);

7. The Copenhagen Centre (www.copenhagencentre.org);

8. Council on Economic Priorities (www.cepaa.org);

9. The European Bank’s Business Forum (www.ebbf.org);

10. European Business Ethics Network (eibe@nijenrode.nl);

11. European Business Network for Social Cohesion (EBNSC) (www.ebnsc.org);

12. The European Round Table of Industrialists (ERT) (Contact@ert.be);

13. Federation of European Employers (enetwk@globalnet.co.uk);

14. Groupe Cercle d’Ethique des Affaires (www.ensp.fr/CEA/eth.htm);

15. Institute of Social and Ethical Accountability (www.AccountAbility.org.uk);

16. International Confederation of Free Trade Unions (ICFTU) (www.icftu.org);

17. International Labour Organization (ILO) (www.ilo.org);

18. Minnesota Center for Corporate Responsibility (www.stthomas.edu/mccr);

19. The Prince of Wales Business Leaders Forum (www.pwblf.org);

20. Progressio Foundation (100414.1526@compuserve.com);

21. Social Venture Network (www.svn.org);

22. Society for Human Resource Management (shrm@shrm.org);

23. Tomorrow’s Company (www.tomorrowscompany.com);

24. Warwick Business School, Corporate Citizenship Unit (www.wbs.warwick.ac.uk);

25. The World Bank (www.worldbank.org);

26. The World Business Academy (wba@well.com);

27. World Business Council for Sustainable Development (www.wbcsd.ch);

28. Российский союз промышленников и предпринимателей (www.rspp.ru);

29. Торгово-промышленная палата РФ (www.tpprf.ru);

30. Институт экономики города (www.urbaneconomics.ru);

31. Ассоциация менеджеров России (www.amr.ru );

32. Агентство социальной информации (www.asi.org.ru).

Из представленного списка 5 организаций представляют нашу страну.

 

Вместе с тем, существующие подходы в отношении освоения КСО в странах ЕС и в России несколько отличаются (табл. 2.2).

Таблица 2.2.