International Organization for ISO9000/14001 Standardization (ISO 9000, ISO 14001, ISO 26000)

Международная Организация Стандартизации[53]

 

ISO (ИСО – Международная организация стандартизации), мировой лидер по разработке международных стандартов, начала свою деятельность в 1947 г. Членами ИСО являются 156[54] национальных организаций по стандартизации из больших и малых, развитых и развивающихся стран всего мира. ИСО разрабатывает добровольные стандарты, способствующие развитию всех видов деловой активности.

Стандарты ИСО оказывают позитивное воздействие на мир, в котором мы живем. Они обеспечивают такие жизненно важные вопросы, как качество, экология, безопасность, экономика, надежность, совместимость, эффективность и результативность, способствуют развитию торговли, распространению знаний и обмену передовыми технологиями и признанными управленческими практиками. Стандарты ИСО также защищают интересы пользователей и потребителей и во многом упрощают их жизнь.

ИСО разрабатывает только те стандарты, которые востребованы рынком.

Стандарты ИСО, публикуемые как международные стандарты, представляют собой международный консенсус по вопросам современных технологий и практик.

Традиционно роль ИСО заключалась в продвижении стандартизации продукции, услуг, процессов, материалов и систем. Затем организация приступила к разработке стандартизованных инструментов управленческих практик. Далее она продвинулась еще дальше в сторону разработки стандартов, адресованных различным аспектам жизнедеятельности общества.

Система управления качеством согласно стандартам ИСО 9000 базируется на документировании существующих процессов и выполнении требований, заложенных в документации. Новая версия стандартов ИСО 9000:2000 предъявляет к документации 2 типа требований:

1. Обязательные требования, то есть процедуры, которые обязательно должны быть задокументированы. К ним относятся:

1) Управление документацией (п.4.2.3 стандарта ИСО 9001)

2) Управление записями о качестве (п.4.2.4)

3) Внутренние проверки (п. 8.2.3)

4) Управление несоответствующей продукцией (п.8.3)

5) Корректирующие действия (п.8.5.2)

6) Предупреждающие действия (п.8.5.3)

2. Документация (процедуры, рабочие инструкции, планы по качеству и др. документы), которая не является обязательной по требованиям стандарта, но позволяет эффективно управлять существующими процессами. Организация сама определяет необходимые документы, их объем и детализацию.

Кроме того, стандартом требуется, чтобы на предприятии были разработаны, внедрены и постоянно актуализировались следующие документы:

·Руководство по качеству;

·Политика в области качества;

·Записи о качестве.

Организация непременно должна ставить цели и задачи в области качества, измерять степень их выполнения и изменять их по мере достижения.

В настоящий момент, в свете стратегического видения на период 2005-2010 гг., ИСО разработала политику обеспечения соответствия своей деятельности глобальным процессам, при этом исходя, в частности, из понимания того, что сегодня существует немного областей более актуальных в глобальном контексте, чем «Социальная ответственность» (СО).

Технический Управляющий совет (ТУС) ИСО, который осуществляет управление разработкой стандартов ИСО, приложил немало усилий для запуска инициативы по разработке стандарта в области социальной ответственности, основанной на вовлечении в процесс всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Была создана Рабочая Группа по Социальной Ответственности (РГ СО), непосредственно подчиняющаяся ТУС, со специальной структурой, позволяющей принимать участие в работе различным группам стейкхолдеров и исключающей доминирование какой-либо группы. Кроме того, предусмотрено вовлечение в работу развивающихся стран за счет проведения дополнительных семинаров и предоставления финансовой помощи.

Принято двойное руководство РГ СО, осуществляемое совместно представителями развивающейся страны (Бразилии) и развитой страны (Швеции). Участие сотен экспертов из 54 стран, вовлечение мужчин и женщин обеспечивают соблюдение критически важного принципа разнообразия.

В мае 2009 года Россия получила статус полноправного члена в ИСО/ТК 242. В июне того же года в нашей стране был образован новый ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». Среди организаций, получивших статус члена этого ТК, есть не только промышленные предприятия или научные институты, в большинстве своем имеющие статус ФГУП, но также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в начале 2009 года образовавший собственную Рабочую группу, включившуюся в разработку стандарта ISO 50001, в состав которой вошли лидеры отечественной промышленности.

Стандарт ISO 50001 дает российской системе энергоменеджмента выход на международный уровень за счет использования методологии и принципов, применяемых в национальных стандартах ряда других стран, в частности, США (ANSI/MSE 2000:2008), ЮАР (SANS 879:2009), Южной Кореи (KS A 4000:2007), Китая (GB/T 23331:2009), Беларуси (СТБ 1777-2009). В объединенной Европе на основе общеевропейского стандарта на системы энергоменеджмента (EN 16001:2009) тридцать стран приняли его национальные версии. Что позволяет привести российскую систему энергоменеджмента в соответствие с общемировыми требованиями предъявляемыми к энергосистемам. Требования данного стандарта таковы, что он пригоден как для внутреннего, так и внешнего аудита, а также для сертификации наряду с другими стандартами ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001). При сертификации по системе ISO 50001 используется признанная по всему миру методология Дэминга-Шухарта, известная как Plan-Do-Check-Act («Планируй-Делай-Проверяй-Улучшай») применяемая также в других стандартах КСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001). Что позволяет говорить о совместимости ISO 50001 и всех этих систем менеджмента позволяют и интегрировать их друг с другом. Он применяется лишь в отношении тех факторов энергоменеджмента, которые могут быть измерены и на которые организация может, так или иначе, оказать влияние. Выполняя оценку соответствия стандарту, организация сможет: проводить мониторинг своего соответствия энергополитике, которая одобрена руководством и, публикуя отчеты, по данному стандарту привлекать новых партнеров по бизнесу.

Применение в организации энергоменеджмента является, несомненно, инновационным решением, которое связано с модернизацией не только существующих методов управления, но также самой психологии управления энергопотреблением и энергозатратами.

28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Рабочая группа ИСО по социальной ответственности (ISO/WG SR), разрабатывавшая стандарт ISO 26000 с 2005 г., являлась крупнейшей группой такого рода в истории, что призвано обеспечить учет точек зрения всех заинтересованных сторон. В разработке стандарта были задействованы эксперты из шести основных заинтересованных групп: промышленность; правительства; организации по труду; потребители, неправительственные организации и службы, исследователи и другие, с учетом также географического и гендерного баланса участников.

Социальный стандарт ИСО 26000 имеет следующую структуру (таб. 3.11.1).

Таблица 3.11.1

Структура социального стандарта ИСО 26000

 

Согласно стандарту ИСО 26000 развивая свою социальную ответственность, организации следует понимать три взаимосвязи: между организацией и обществом, между организацией и ее заинтересованными сторонами, между заинтересованными сторонами и обществом (рис. 3.11.1)

 

 

Рис. 3.11.1. Взаимосвязь между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом

 

В соответствии с основными положениями стандарта, при признании своей социальной ответственности организации будет необходимо учитывать все три взаимосвязи. А также вести свою деятельность относительно других на основании следующих принципов:

Ø принципподотчетности: организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду;

Ø принциппрозрачности: организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду;

Ø принципэтичного поведения: организации следует постоянно вести себя этично;

Ø принципуважения интересов заинтересованных сторон: организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон;

Ø принципсоблюдения верховенства закона: организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно;

Ø принципсоблюдения международных норм поведения: организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона;

Ø принципсоблюдения прав человека: организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.