London Benchmarking Group (LBG)

 

В 1994 г. несколько старших менеджеров по социальным проблемам, представляющих крупнейшие компании, организовали Лондонскую группу сравнительного анализа (London Benchmarking Group (LBG)), целью которой было установить стандарты учета, оценки и отчетности о социальной активности британских компаний. Исходная цель организации была сформулирована следующим образом: «Уточнить систему количественной оценки эффективности всех типов социальной активности с использованием методов сравнительного анализа».

Члены LBG считали, что неправильно оценивать социальную активность их компаний исключительно по объемам непосредственных финансовых влияний, они попытались оценить общую социальную ценность своей деятельности для местных сообществ. Но как выбрать объекты оценки (особенно, нематериальные ресурсы) и как измерить ценность таких вложений? Какие инструменты оценки нужно использовать?

Модель сравнительного анализа LBG основана на следующих определениях:

- благотворительность,

- вклад в местное сообщество,

- коммерческая инициатива,

- основные виды деловой активности.

Данная модель исходит из того, что вся социально значимая деятельность компании является дополнительной к ее основной деятельности. Затем, на основе полных определений основных понятий, разработанных LBG, стало можно произвести материальную оценку расходов компании, ее материальных и нематериальных ресурсов, включая рабочее время сотрудников и другие виды непосредственной социальной деятельности. Например, когда сотрудники компании добровольно тратят время на социальные проекты, при расчете вклада компании должна учитываться соответствующая доля заработной платы и накладных расходов. Такая модель помогает компаниям в прояснении мотивов своей деятельности: почему именно компания участвует в социальных проектах, в чем состоит ее социальная вовлеченность и что именно она делает. В процессе такого анализа можно определить непосредственный социальный вклад компании по нескольким показателям:

- количество членов сообщества, получивших пользу от деятельности компании,

- объем материальных и других ресурсов, привлеченных для реализации программы из других источников,

- непосредственная выгода для основной деятельности компании.

В настоящее время компании и их социальные партнеры заняты разработкой показателей, описывающих конечные результаты деятельности.

 

 

Social Accountability 8000 (SA 8000)

Социальная Ответственность 8000[55]

Стандарт Social Accountability 8000 (SA 8000) разработан организацией Social Accountability International; последняя версия стандарта выпущена в 2001 г. Он построен на принципах ISO (ISO 9000, ISO 14001) и устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда по девяти основным пунктам – от параметров использования детского труда в производстве до стандартизации системы менеджмента.

SA8000 базируется на достаточно узком аспекте корпоративной социальной ответственности, а именно на соблюдении компанией прав трудящихся. Стандарт основан на нормах Международной организации труда, Декларации прав человека ООН и Конвенции ООН о правах ребенка.

Основное внимание стандарт уделяет правам работников и условиям работы; фокусирует политику и процедуры на улучшении условий работы и на улучшении взаимопонимания руководства и работников. Имеется Руководство по социальной ответственности – документ, в соответствии с которым осуществляется разработка, внедрение и аудит системы менеджмента, отвечающей требованиям SA 8000.

Основные вопросы стандарта:

- детский труд;

- здоровье и безопасность;

- свобода объединений и право на коллективный договор;

- дискриминация на рабочем месте;

- дисциплина;

- рабочее время;

- компенсация;

- система менеджмента.

Стандарт SA8000 предполагает обязательное наличие внешней аудиторской компании для проведения процесса верификации. Сам аудитор должен быть сертифицирован Международный организацией социальной отчетности. В России к настоящему времени нет аудиторской компании, уполномоченной проводить сертификацию по стандарту SA8000. Это затрудняет внедрение стандарта в нашей стране.

Содержание SA8000 (выдержки):

I. Цель и сфера деятельности

II. Нормативные элементы и их интерпретация

III. Определение

1. Определение компании

2. Определение поставщика

3. Определение субподрядчика

4. Определение исправляющего действия

5. Определение корректирующего действия

6. Определение заинтересованной стороны

7. Определение ребенка

8. Определение молодого рабочего

9. Определение труда ребенка

10. Определение принудительного труда

11. Определение защиты детей

IV. Требования социальной ответственности

1. Труд ребенка

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные меры

7. Рабочее время

8. Оплата труда

9. Системы управления

I. Цель и сфера деятельности

Данный стандарт определяет требования по социальной ответственности с тем, чтобы предоставить компании возможность:

а) развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние;

б) продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта.

Требования настоящего стандарта универсальны и распространяются везде, независимо от географического расположения компании.

II. Нормативные элементы и их интерпретация

Компания будет действовать в соответствии с национальными и другими законами…

Компания будет также соблюдать принципы следующих международных документов:

- Конвенций МОТ 29 и 105 (Принудительный и обязательный труд);

- Конвенции МОТ 87 (Свобода объединения);

- Конвенции МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора);

- Конвенций МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация);

- Конвенции МОТ 135 (Конференция представителей рабочих);

- Конвенции МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации);

- Конвенции МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и охраны здоровья);

- Конвенции МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные);

- Конвенции МОТ 177 (Надомная работа);

- Всеобщей декларации прав человека конвенции ООН по правам ребенка.

В России сертификат соответствия стандарту получен пока только одной организацией – компанией TNT Express, одним из ведущих операторов на рынке услуг по экспресс-доставке и логистике.

 

The Triple Bottom Line

 

Концепция (метод) «трех корзин» или «тройного результата».

Эта концепция учитывает три фактора: экономические, экологические и социальные результаты деятельности. Используя инструменты измерения полной стоимости деятельности, можно дать количественную оценку пользы для окружающей среды или нанесенного ей ущерба. Например, можно соотнести объем прибыли с объектом эксплуатируемых природных ресурсов, оценить социальный вклад деятельности, определив объем полученных или бесполезно израсходованных знаний и навыков или разработав инструменты количественной оценки социального капитала (включая уровень взаимного доверия и взаимопомощи участников социума). По словам Дж. Элкингтона, основателя и представителя SustainAbility: «Если мы хотим, чтобы устойчивое развитие на глобальном уровне превратилось из желаемого в действительное, правительства, сообщества, компании и индивиды должны работать вместе с целью улучшения «тройного итога» своей деятельности. Для этого мы нуждаемся не только в новых формах отчетности, но и в новых формах финансового и бухгалтерского учета, хотя это и не означает, что оценка всех сторон деятельности компании может или должна быть сведена к некому «всеобщему денежному эквиваленту». Однако для эффективной оценки работы компании мы должны быть способны представить эту оценку количественно. Мы должны найти точные, адекватные и надежные показатели, способные дать полную картину экономического развития, качества окружающей среды и социальной справедливости».

Одной из первых компаний, применивших Triple Botoom Line на практике, стала в 1998 г. Royal Dutch Shell. Позже к ней присоединились BP Amoco, Conoco, British Telecommunication, Uniliver, Novo Nordisk, BC Hydro, Dow Cheminal и др.

 

UN Global Compact (UN GC)

Глобальный Договор ООН[56]

В 1999 г. ООН выступила с инициативой добровольного глобального договора (Global Compact) с деловым сообществом. Цель договора – содействовать формированию «общих ценностей, которые придадут глобальному рынку «человеческое лицо». Договор предлагает бизнесу принять девять универсальных принципов в сфере соблюдения прав человека (два пункта), трудовых отношений (четыре пункта) и защиты окружающей среды (три пункта). Участие в Global Compact предполагает ежегодное публичное подтверждение компаниями следования его принципам.

По нашему мнению, GC не является стандартом социальной отчетности, скорее, это декларация принципов и набор пожеланий из цикла «что такое хорошо и что такое плохо». Ничто не мешает компании провозгласить, что она придерживается этих принципов, причислив себя к стану цивилизованного бизнеса.

Принципы Global Compact

Права человека

Бизнес должен:

- поддерживать и уважать защиту прав человека,

- быть уверенным, что он не участвует в нарушение прав человека.

Стандарты труда

Бизнес должен придерживаться:

- свободы ассоциаций и эффективного признания права на коллективные переговоры,

- эффективного запрещения детского труда,

- искоренения всех форм принудительного и обязательного труда,

- искоренения дискриминации в отношении найма и профессии.

Окружающая среда

Бизнес должен:

- бережно относиться к проблемам окружающей среды,

- выдвигать инициативы для обеспечения большей экологической ответственности,

- поощрять развитие и распространение экологически щадящих технологий.

К этим принципам в 2004 г. был добавлен десятый принцип, относящийся к борьбе с коррупцией: бизнес должен действовать против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Стоящая за «Глобальным Договором» идея заключается в том, чтобы глобальная экономика стала более устойчиво и приемлемо с экологической точки зрения развиваться с помощью упомянутых принципов, которые должны «укорениться» в качестве разделяемых всеми ценностей. Этого можно достичь двумя путями.

Первый – «интернационализация» этих десяти принципов компаниями через их включение в свою обычную повседневную деятельность и в их «стратегию».

Второй – использование этих принципов в качестве основы для сотрудничества бизнеса и других участников «Глобального Договора», с помощью четырех «механизмов вовлечения»: диалога, учебы, местных организационных сетей и партнерских проектов.

Любой компании совсем не трудно стать участницей «Глобального Договора». Для этого нужно лишь написать письмо Генеральному Секретарю ООН о поддержке компанией этого договора и его десяти принципов, а также заявить в нем о готовности участвовать в деятельности в соответствии с договором. В частности, компания должна ежегодно публиковать в виде отчета (или доклада) сведения о своей деятельности в поддержку «Глобального Договора».

3.16. Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises (ASPI)[57]

(Агенство социального и экологического рейтинга предприятий)Индексы устойчивых показателей деятельности для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке.