Тема: Коллектив как фактор социализации и воспитания

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий детский коллектив и его влияние на формирования личности.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

2.2. Детский коллектив: функции, признаки и структура.

2.3. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива.

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию) о влиянии внешних факторов на формировании личности человека в системе коллективных отношений.

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 3, 5, 7, 8 (с.196-199) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.

Литература к практическому занятию по теме:

«Коллектив как фактор социализации и воспитания»

Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие. М., 2010.

Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

Донцов А.И. Психология коллектива. М.,1987.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1990.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Кульневич С. В., Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов н/Д., 2001.

Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1981.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. М.,1984. Т.3.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1982.

Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.

Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. М., 2004.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 2000.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект Л., 1990.

Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., 1990.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе., перераб., испр. и доп. М., 2003.

Сокольников Ю.П. Воспитательная система. М., 2001.

Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М., 1989.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4-х книгах. М., 2000.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий формирующий потенциал деятельности и общения и условия эффективности их осуществления.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.

2.2. Роль и основные характеристики межличностного общения как фактора формирования и социализации личности.

2.3. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации.

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию) о формирующем влиянии деятельности и общения, о специфике педагогического общения.

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. Блиц-опрос: какой материал, освоенный при подготовке к занятию и рассмотренный на занятии, мог бы быть использован в образовательной практике?

В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11 (с.139-141) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.

Литература практическому занятию по теме:

«Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека»

Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995.

Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978.

Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М., 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990;

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1990.

Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие / С. В. Кульневич, Т.П. Лакодекина; Кульневич С.В. М., Ростов-н/Д., 2000.

Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998.

Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1981.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т.3. М., 1984.

Милехина Т.Е. Основы педагогического общения. Учебно-методич. пособие. М., 2001.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

Петровская Л.А. Компетентность в общении М., 1989.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2003.

Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций М.,1996.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4-х книгах. – М., 2000.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Цели, задачи и содержание педагогического процесса (2 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, раскрывающий проблемы, отраженные в содержании практического занятия.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Структура, закономерности и принципы построения педагогического процесса.

2.2. Учитель, его функции и современные требования к нему.

2.3. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

3. Разработка проекта, представляющего собой свод правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса.

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию).

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. Оформление в мини-группах коллективных вариантов проектов, представленных в виде свода правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса. Публичная защита проектов.

В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№ 1, 3 (с.272-273) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.

Литература к практическому занятию по теме:

«Цели, задачи и содержание педагогического процесса»

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2005.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды. М., 1989.

Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 2004.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2 т. Т.2. М.,1982.

Лазарев В.С. Системное развитие школы. М., 2002.

Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования воспитательного процесса: Монография. – Волгоград, 1995.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1994

Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2003.

Сокольников Ю.П. Воспитательная система. М., 2001.

Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. – М., 1993.

Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. М., 1989-1990. Т.1.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6.

Тема: Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характеристика (2 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий нормативно-методическиедокументы,отражающие содержание образования.

2. Ознакомиться с государственными образовательными стандартами общего (первого и второго [проект] поколений) высшего профессионального образования по избранному направлению и профилю подготовки (второго и третьего поколений).

3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Структура и содержание государственных образовательных стандартов общего образования 2000 г. и 2011 г. (проект): сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

3.2. Структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования первое, второе и третье поколение: сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

4. Разработка проекта учебного плана инновационной школы, создателями которой будут студенты группы.

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию), содержащих сравнительную характеристику ГОС общего и высшего профессионального образования разных поколений.

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. Оформление в трех мини-группах коллективных вариантов учебных планов инновационной школы.

5. Публичная защита учебных планов. (На выполнение задания потребуется 30-35 мин. Преподаватель должен учитывать возможный дефицит времени.)

Литература к практическому занятию по теме:

Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характеристика

Требования к построению системы государственных образовательных стандартов и тестирования. М., 2000.

Баранников А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) // Педагогика. 2009. № 4.

Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1989.

Вульсон Б.Л. Проблема национальных образовательных стандартов: компаративистский контекст // Педагогика. 2009. № 4.

Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирова­ние: Учебное пособие для студентов. М., 2008.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2008.

Зарина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1989.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. перераб. М., 1991.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1,2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии: общая характеристика (2 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий формы, методы педагогического процесса и педагогические технологии.

2. Ознакомиться с педагогической характеристикой одной из перечня педагогических технологий, предложенных преподавателем. Особое внимание обратить на логику описания педагогической технологии.

3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

3.2. Методы воспитания (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

3.3. Формы организации педагогического процесса: общая характеристика.

3.4. Педагогические технологии обучения: сущность поня­тия и признаки педагогической технологии.

3.5. Достоинства и недостатки современной системы оценивания учебной деятельности в российской школе.

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию).

2. Заслушивание выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х (по выбору преподавателя) сообщений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать качество одного (на выбор преподавателя) из аналитико-критических выступлений.

4. Далее студенты должны, используя метод беседы, подтвердить свое знание основных педагогических категорий, представленных в проблематике занятия; рассказать о том, какие формы и методы обучения используются на их факультете, отметив при этом соотношение продуктивных и репродуктивных методов обучения.

Литература к практическому занятию по теме:

Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии:

Общая характеристика

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М, 2002.

Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000.

Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие. М., 2010.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие. М., 2007.

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / А.Г. Каспаржак, Л.Ф.Иванова, К.Г.Митрофанов и др. М., 2004.

Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, 1996.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. М., 2009.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М., 1997.

Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспи­тания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Уч­тены требования европейских стандартов высшего образования ESTS: Учебник для вузов. М., 2007.

Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М., 1998.

Сергеева В.П., Никитина Э.К., Медвецкая М.Н., Шашенкова Е.А. Методика воспитательной работы. М., 2010.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общ. Ред. В.Л. Матросова. М., 2004.

Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., 2008.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

Тема: Система отечественного образования: состояние, тенденции развития

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий систему отечественного образования, ее состояние и тенденции развития .

2. Внимательно ознакомиться с текстом проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учитывая, что вопросы по Закону будут вынесены на зачет.

3. Подготовить доклады для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и регио­нальные направления и тенденции.

3.2. Система образования в современной России: достоинства, недостатки, резервы и тенденции развития.

3.3. Современные подходы к организации управления об­разованием: достоинства и недостатки.

4. Оценить результаты своей работы по освоению учебного материала курса «Общая педагогика» и отразить их в 2-х формах (см. Приложени3)[9]:

План занятия

1. Заслушивание докладов (см.: задания к практическому занятию).

2. Провести блиц-опрос, направленный на выявление оценок и мнений студентов о состоянии и перспективах развития общего и высшего педагогического образования в России.

3. Составить коллективную декларацию «Наш вариант концепции развития образования в России», в котором тезисно (без комментариев) представить предложения студентов по совершенствованию системы общего и профессионального образования в стране.

Литература к практическому занятию по теме:

Система отечественного образования: состояние, тенденции развития

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.

Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1,2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.

Федеральная программа развития образования в России. М., 2000.

12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.,1999.

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. редакцией А.П. Тряпицыной. СПб, 2005.

Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие. М., 2008.

Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге 21 века. М., 1999.

Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.,1999.

Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / А.Г. Каспаржак, Л.Ф.Иванова, К.Г.Митрофанов и др. М., 2004.

Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб., 2005.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9