E) Освободиться от страданий нельзя.

B) С удивления.

“Вопрос об отношении мышления к бытию…” есть основной вопрос философии. Так считал…:

E) Энгельс.

У И. Канта есть 4 вопроса, являющихся предметом подлинной философии. Какой из указанных — лишний: C) Где начала мира.

Что исторически не предшествует философии: B) Социология.

Философия возникла: E) Практически одновременно в Древних Индии, Китае и Греции.

Специфика философии: B) В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.

Традиция приписывает введение термина “философия”: D) Пифагору.

Какие исторические типы мировоззрения можно выделить:

A) Мифология, религия, философия.

Какое определение философии абсолютно неверно:

C) Философия - это частная теория.

В чем суть человеческой жизни согласно Будде:

A) Страдание.

Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятии: A) Карма.

Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение в буддизме:

A) Нирвана.

Среди "благородных истин" Будды нет следующей:

E) Освободиться от страданий нельзя.

. В чем суть этико-политических взглядов Конфуция:

A) В теории управления с помощью гуманности.

Что означает "исправление имен" в философии Конфуция:

B) Исправление действительности в соответствии с подлинным смыслом.

Не относится к фундаментальным в философии Конфуция понятие:

B) Любознательность.

. Ведущее понятие в философии Лао цзы: D) Дао.

“Познай самого себя”, — таково философское кредо: C) Сократа.

“Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на …”, — писал Герцен: B) Воду.

Высказывание: «Наука станет непосредственной производительной силой общества» принадлежит: B) К. Марксу.

Гераклит Эфесский, Зенон Элейский… Что роднит их философские взгляды: A) Стихийная диалектика.

Платон создал философскую школу под названием: C) Академия.

“Верую, ибо абсурдно”, — такое философское кредо высказывал в свое время: C) Тертуллиан.

Что не относится к характерным чертам философии средневековой Европы: B) Антропоцентризм.

. Фома Аквинский, споря с Сигером из Брабанта, фактически спорил с:

C) Аверроэсом.

Что относится к характерным чертам философии средневековой Европы:

A) Теоцентризм.

Одна из основных философских книг Фомы Аквинского:

A) Сумма теологии.

. Одно из первых философских течений в средневековой арабской мысли:

A) Мутазилиты.

Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется: B) Перипатетизм.

Аль-Фараби был удостоен высокого звания:

A) Второго учителя, вслед за Аристотелем.

Характернейшей чертой философии Ренессанса является:

C) Антропоцентризм.

Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:B) Томаса Мора. Представитель натурфилософии Возрождения, кардинал католической церкви: A) Николай Кузанский.

Начало философии политики в эпоху Ренессанса положил:

B) Макиавелли.

Культ гуманизма и человеческой индивидуальности — особенная черта философии: C) Ренессанса. “История есть ныне совершающаяся политика”, — утверждал:

B) Макиавелли.

“Мыслю — следовательно существую”, таково философское кредо:

B) Декарта.

Позиция Декарта по проблеме субстанции: E) Дуализм.

Учение об «идолах познания» принадлежит:C) Бэкону.

Продолжая традиции науковедения, Фр. Бэкон написал книгу:

B) Новый Органон.

Образ человека как “мыслящего тростника” создает в своих философских сочинениях: A) Паскаль.

“Знание — сила”, — утверждал :A) Фр. Бэкон.

Идея бесконечного множества миров и безграничности вселенной принадлежит: C) Дж. Бруно.

Кто первый говорит о свободе как познанной необходимости:

A) Спиноза.

Понятие «философия истории» было использовано впервые:

B) У Вольтера.

Впервые идеи географичес­кого детерминизма выразил:

B) Монтескье.

Шеллинг одним из первых разработал понятие: E) Отчуждение.

С именем Л. Фейербаха можно связывать:

B) Конец немецкой классической философии.

Родоначальником экзистенциализма по праву считают написавшего книгу “Или — или”:

B) С. Кьеркегора.

Философию классики казахского Просвещения характеризует, как одна из главнейших черт: D) Гуманизм.

Центральная проблема философии Абая: B) Человек.

Какое место Бог-Аллах занимает в философских построениях Абая:

A) Основа нравственности, порядка. Творец.

Как характеризует Абай современное ему состояние казахского общества:

E) Критически, как требующее преобразований.

Основной философский труд Шакарима — “Три …”: D) Истины.

Гегель — выдающийся философ периода немецкой классики, чьи взгляды принципиально отличаются: A) Диалектичностью.

В ХХ в. пробле­му человека в принципиально по-новому осмысливали представители фило­софии:

D) Экзистенциализма.

В ХХ веке пробле­му методов научного познания в принципи­ально новом контексте осмысливали представители фило­софии:B) Неопозитивизма.

В числе первых фундаментальных понятий философской онтологии должно быть указано, в числе следующих, понятие: B) Бытие.

Кто в античности первый вводит в философию понятие бытие:

D) Парменид.

На основании чего существует деление философских концепций на идеализм и материализм:

A) Первичность бытия или сознания.

В чьем понимании " бытие есть первое и чистое полагание абсолютной идеи": A) Гегель.

Понятие бытия в философии означает: B) Существование вообще.

Мир есть соединение идеи и вещи, формы и материи, согласно:

D) Учению Аристотеля.

В чем суть категории Dasein в философии Хайдеггера:

D) Тут-бытие, здесь-бытие, присутствие.

В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека:E) Ноосфера.

66. Основные проблемы онтологии Хайдеггер рассмотрел в книге: B) Бытие и время.

Чтобы лучше познать мир, по Хайдеггеру, нужно:

A) Вопрошать бытие.

Кто из этих мыслителей для объяснения сущности и значения познания приводил миф о пещере:

A) Платон.

В чем коренное отличие диалектики Маркса от Гегеля:

A) В ее материалистичности.

Укажите последний элемент триады Гегеля: D) Синтез.

Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется: C) Агностицизм.

Какая форма знания, предположительно объясняющая действительность, требует дальнейшего обоснования и проверки: A) Гипотеза.

Выделите основную категорию гносеологии: C) Истина.

Укажите три основные формы чувственной ступени познания:

C) Ощущения, восприятие, представление.

Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период): D) Научная картина мира.

В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ...:

D) Научная революция.

Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос:

A) Конкуренции научно-исследовательских программ.

Что в первую очередь отличает религию как форму духовной жизни людей:

A) Вера в сверхъестественное.

Самое яркое сочинение Иммануила Канта о морали называется “Критика…”: B) Практического разума.

Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий: B) Общественное бытие — общественное сознание.

Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре: C) Обыденно-практичес­кое и научно-теоретичес­кое сознание.

“Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней: D) Маркс.

Уровни научного познания: D) Эмпирический и теоретический.

Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:

C) Неокантианства.

Принцип «эпистемологического анархизма» в науке предложил:

C) П. Фейерабенд.

Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:

D) Постмодернистов.

Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания: D) Эпистема.

Впервые различение морали и нравственности представлено в философии: D) Гегеля.

Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал: E) Юм.

“Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря: A) Канта.

К рациональному познанию относятся следующие формы:

B) Понятие, суждение, умозаключение.

Теория познания иначе называется: D) Гносеология.

Фундаментальный критерий истинности познания: E) Практика.

Кто лишний в списке гносеологов Нового времени: D) Оккам.

Философия, исследующая знание в его функции полезности:

A) Прагматизм.

Какое направление в философии науки не существовало:

E) Метапозитивизм.

Формы бытия материи: C) Пространство и время.

В теории марксизма движение — это: A) Способ бытия объективной реальности.

С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:

A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс: D) Шесть.

Укажите отличительную особенность мифологии:

D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.

Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:

E) Мыржакыпа Дулатова.

В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:

C) Общие законы развития.

“Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии: A) Вольтера.

Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:

A) Природной среды (бытия природы).

Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот: E) Конт.

“Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …: C) Руссо.

Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под наз­ванием “К вечному миру” был написан…:

C) Кантом.

Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …: D) Гоббса.

Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:

E) Постмодернизма.

Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:

D) Единичное и общее.

Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории: A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.

Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …: E) “Народ в ландшафте”.

Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:

A) Ясперса.

В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:

A) Н. Я. Данилевского.

“Науки о культуре” (“науки о духе”) — термин в философии истории:

D) Неокантианства.

Франкфуртская школа социологии, в частности, такой ее представитель, как Т. Адорно, разработала и применила в области социальной философии теорию:

B) Негативной диалектики.

“Азиатский способ производства” — понятие, отражающее у Маркса в его теории исторического процесса:

C) Особую общественную формацию.

В основе понимания логики и законов общественного бытия у К. Маркса лежит понятие:

B) Способа производства материальных благ.

Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен:

D) Представителями Римского клуба.

Наиболее излюбленный термин казахстанских ученых, исследующих проблемы становления и специфики развития нашей страны в последние годы: E) Трансформация и модернизация.

Одно из важнейших сочинений Поппера — “Открытое общество и его …”: A) Враги.

Человек, по Марксу, — это ансамбль …: D) Общественных отношений.

“Прекрасное – это жизнь”, — так считал представитель западничества:

E) Чернышевский.

Предметом философии политики прежде всего можно с полным основанием считать:

A) Природу и закономерности политической жизни, политического сознания.

Идея конца культур была провозглашена в XX веке: B) Шпенглером.

Человек — существо играющее. Такова идея …: D) Хейзинги.

К числу фундаментальных понятий философии Карла Густава Юнга принадлежит понятие …:

A) Архетип коллективного бессознательного.

Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:

C) Пассионарность.

М. Веберу принадлежит несомненная заслуга подробного анализа:

D) Роли этического начала в развитии капитализма.

Факторы, позволившие человечеству выделиться из природной среды:

C) Трудовая деятельность и общение.

Проблему человека в философии XX века по-новому поставил:

A) Экзистенциализм.

Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется: B) Бытие и время.

“Одномерный человек” — книга, написанная: A) Г. Маркузе.

Можно сказать, что личность — это совокупность:

D) Социальных ролей.

В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал: C) А. Печчеи.

Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является: E) О. Тоффлер.

Философский взгляд на человека, представленный Л. Фейербахом, называется:

C) Антропологическим материализмом.

“Адам бол!” — принцип, впервые провозглашенный: A) Абаем.

“Категорический императив” — формулировка И. Кантом:

D) Высшего нравственного требования.

Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые: D) Ницше.

Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком:

B) “Воля к власти”.

Фундаментальный труд Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации:

B) “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

Отрасль философского знания, занимающаяся проблемами ценностей, называется: A) Аксиологией.

Учение экзистенциалистов о проблеме человеческого выбора в условиях предельного напряжения названо:

B) Учением и пограничной ситуации.

“Сизифа надо представлять себе счастливым”, — столь неожиданно высказался: C) Камю.

“Cogito ergo sum”, — известнейший афоризм: C) Декарта.

“Человек есть мера всех вещей…”, — так начинается утверждение:

B) Протагора.

“Человек есть политическое животное”, — утверждал:

C) Аристотель.

Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:

D) Интенциональность.

Трудовая теория происхождения человека получила распространение в:

B) XIX веке.

Автор лозунга «назад к природе»: C) Руссо.

Фактор, не относящийся к идее антропосоциогенеза:

D) Инстинкт.

Отличает человека от животного и возводит психику на уровень сознательной психики:

B) Самосознание.

Определение человека как символического животного принадлежит: C) Э. Кассиреру.

Образ человека у античных мыслителей:

D) Космоцентричен.

Образ человека у средневековых мыслителей:

B) Теоцентричен.

«Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:

E) Экзистенциализма.

Автор афоризма «Бог умер»: A) Ф. Ницше.

Диалектико-материалистическая концепция сознания принадлежит: D) Марксу.

В марксизме общественное сознание воспроизводится:

A) Социальной системой.

Выделяемый в марксизме уровень общественного сознания:

A) Общественная психология.

Вопрос об отношении человека к миру – основной вопрос:

E) Мировоззрения.

Индивидуальное сознание человека не включает в себя:

C) Материю.

Античный философ, считавший душу человека состоящей из огня:

B) Гераклит.

Античный философ, считавший, что душа человека состоит из атомов: C) Демокрит.

Античный философ, считавший душу человека антиподом тела:

D) Сократ.

Античный философ, считавший душу человека единожды сотворенной Богом, бессмертной, вечной, способной переселяться из тела в тело: D) Платон.

Античный философ, считавший человека политическим животным:

C) Аристотель.

170. В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:

A) Ансельм Кентерберийский.

Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности:

A) Обыденное сознание.

По Марксу социальная система стабильно функционирует лишь при постоянном воспроизведении соответствующего ей: C) Общественного сознания.

Основатель казахского просвещения, исследователь духовного мира казахов: D) Ч. Валиханов.

«Будь человеком» - основная мысль этической концепции: B) Абая.

Ложь в научно-философском смысле:

B) Преднамеренное искажение истины.

Автор историософского произведения «О граде божьем»:

C) Аврелий Августин.

Один из основателей теории исторического прогресса Нового времени: A) Кондорсе.

Подлинный субъект истории у Гегеля: B) Мировой дух.

Понятие осевого времени в философии истории ввел:

C) К. Ясперс.

Концепция исторического процесса как ответа народа на вызовы мира принадлежит: D) А. Тойнби.

Основоположник социологии как науки об изучении общества: A) О. Конт.

Основоположник диалектико-материалистической концепции общества: C) К. Маркс.

Автор концепции «открытого общества»: E) К. Поппер.

Выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед новыми технологиями:

E) Антитехницизм.

Американский социолог, один из основоположников теории постиндустриального общества:

E) Д. Белл.

Автор концепции «конца истории»: B) Ф. Фукуяма.

Впервые термин «общественно-экономическая формация» употребил: A) К. Маркс.

Не входит в число пяти общественно-экономических формаций: D) Монархия.

Автор терминов «массовое сознание» и «восстание масс»:

B) Х. Ортега-и-Гассет.

Выдающийся гуманист ХХ в. с позиций гуманизма сформулировал тезис о благоговении перед жизнью: E) А. Швейцер.

Организованные формы человеческой деятельности, воплощенные в учреждениях:

C) Социальные институты.

Божественное предопределение устройства общества – суть модели социума: D) Религиозной.

Маркс считал основой системного строения общества:

A) Материальное производство.

Главный субъект, движущая сила исторического процесса в марксизме: B) Народ.

Классовая структура общества и феномен класса как главного двигателя истории были предложены философией: E) Марксизма.

Основной признак в марксистском определении нации:

B) Общность экономической жизни.

Концепцию пассионарного происхождения этноса выдвинул:

A) Л.Н. Гумилев.

Впервые прямую связь климата и почвы с политическим устройством общества провел в Новое время: C) Монтескье.

Механизмы самоорганизации, т.е. самопроизвольного возникновения, устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур, в т.ч. общества – предмет: B) Синергетики.

В число социальных институтов не входит: C) Дружеская компания.

Философ и социолог, связавший происхождение капитализма с протестантской этикой: A) М. Вебер.

Модель Вселенной, олицетворение единства реальности, симбиоз духовных и материальных традиций в казахской культуре:B) Юрта.

Время в традиционной казахской культуре: B) Циклическое.

Кризис традиционной культуры казахов Шортанбай, Дулат, Мурат назвали: A) Зарзаман.

Автор морфологической теории культуры, считавший цивилизацию гибелью культуры:

E) О. Шпенглер.

Создатель игровой концепции культурогенеза: C) Й. Хейзинга.

Создатель орудийно-трудовой концепции культурогенеза:A) К. Маркс.

Создатель символической концепции культурогенеза: D) Э.Кассирер.

Создатель психоаналитической концепции культурогенеза: B) З. Фрейд.

Создатель теории культурно-исторических типов: B) В.С. Соловьев.

Автор «Заката Европы»:A) О. Шпенглер.

Философ, открывший метод деконструкции западной метафизики:

E) Ж. Деррида.

Священные тексты культуры Древней Индии: B) Веды.

Эпическая поэма Махабхарата появилась в культуре:

D) Древней Индии.

Автор трактата «Лунь юй» (Суждения и беседы) в культуре Древнего Китая: C) Кунцзы.

К основаниям средневековой культуры и философии не относят:

B) Антропоцентризм.

Родоначальник философии в арабо-мусульманской культуре:

A) Аль-Кинди.

Часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, проблемы человеческой природы и человеческого бытия: A) Философская антропология.

Представители философской антропологии как особого философского направления ХХ века:

A) М. Шелер, А. Гелен.

Религиозное учение о конечной судьбе мира и человека: B) Эсхатология.

Древнекитайский философ, создатель концепции идеального человека: B) Конфуций.

В древнеиндийской философии создатель учения «четырех истин» и «восьмеричного пути»:

D) Будда.

Древнегреческий философ, считавший человеческое бытие настолько трагичным, что его прозвали «Плачущим»: A) Гераклит.

В древнегреческой философии поворот к антропологической проблематике связан с: C) Сократом.

Древнегреческий философ, впервые определивший человека как существо общественное, государственное, политическое: E) Аристотель.

Средневековая христианская философия основывалась на бытийном отношении: C) Бог – человек.

Не принадлежит к числу тюркских философов мусульманской культуры:

D) Аль- Газали.

Философ Нового времени, уподобивший человеческую душу чистой доске:D) Д. Локк.

Автор концепции существования в человеке двух начал – аполлоновского и дионисийского, идеи сверхчеловека и воли к власти: C) Ф. Ницше.

Философский вопрос, отсутствующий у И. Канта:

B) Что есть истина.

Философ-экзистенциалист, открывший проблему абсурдности бытия и бунтующего человека:

B) А. Камю.

Антропологический принцип является стержнем всей философии:

B) Фейербаха.

Автор эссе «Миф о Сизифе»:C) А. Камю.

Автор произведение «Экзистенциализм – это гуманизм»:D) Ж.П. Сартр.

Человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода: B) Индивид.

В природных и психических качествах человека (память, темперамент, характер) проявляет себя:

E) Индивидуальность.

К природным свойствам человека не относится: E) Духовная культура.

Сущность личности опирается на: B) Социальные качества.

Открыл в человеке бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение – либидо: D) Фрейд.

К физическим данным индивида не относится: C) Темперамент.

К природным изменениям, влияющим на человека, не относится:B) Солнечная активность. Утверждение о природном превосходстве одной расы над другой: A) Расизм.

Индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей: C) Личность.

В процессе социализации формирование конкретной личности: C) Онтогенез.

В процессе социализации формирование родовых свойств и качеств человека: A) Филогенез.

Не влияет на формирование личности: D) Сексуальное влечение.

Автор высказывания «Познай самого себя»: C) Сократ.

Создатель концепции «благородного мужа» в философии Древнего Китая: B) Конфуций.

В античности впервые обосновал принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание»:D) Сократ.

В античности на позиции антропологического дуализма души и тела стоит: C) Платон.

В античности социальность и разумность как основные отличительные характеристики человека выделил:D) Аристотель.

В средние века впервые поставил проблему развития человеческой личности: A) Аврелий Августин.

Автор тезиса «Мыслю, следовательно, существую»: B) Декарт.

В новое время автор произведения «Человек-машина»: C) Ламетри.

Представитель немецкой классической философии, считавший исходным принципом поведения человека категорический императив: A) Кант.

У И. Канта формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна, поэтому не должна рассматриваться как средство:

B) Категорический императив.

Представитель немецкой классической философии, считавший, что личность, в отличии от индивида, начинается с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного»:

D) Гегель.

Специфику человека в трудовой деятельности видел: C) Маркс.

Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»: A) Протагор.

В античности философия, предложившая идеал человека мужественного и неподвластного обстоятельствам, который саму безнадежность превращает в торжество над обстоятельствами:

B) Стоицизм.

Автор «Слов назидания»: C) А. Кунанбаев.

 

Выдающийся философ ХХ века, полагавший, что язык есть последнее основание, прибежище подлинного человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения:

A) М. Хайдеггер.

М. Хайдеггер полагал, что последнее основание, прибежище человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения: D) Язык.

Раздел философии, изучающий отношения, структуры и связи общества:

D) Социальная философия.

Выдающийся представитель элейской философии, автор апорий: A) Зенон.

Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества: C) Софисты.

В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемую как разумную мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение: C) Сократ.

Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру: C) Цицерон.

Выдающийся средневековый мусульманский философ, автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»: B) Аль-Фараби.

Средневековый мусульманский философ, известный на Западе как Авиценна: C) Ибн Сина.

Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), в котором разработан идеальный портрет правителя: C) Ж. Баласагуни.

Понимание человека как субъекта, который с помощью научного знания устанавливает господство над объектами универсума относится к: D) Новому времени.

Представитель немецкой классической философии, исходя из наличия моральной нормы «ты должен», создает концепцию автономии морали: A) Кант.

К общественным формам сознания не относится: B) Психика.

Процесс освобождения общества от церковного влияния: C) Секуляризация.

К выдающимся ученым Возрождения не относится: B) Декарт.

Выдающаяся личность, ставшая главным героем одноименного произведения Ф. Ницше:

C) Заратустра.

Общественно-экономическая формация в теории Маркса, в которой будет отсутствовать эксплуатация человека человеком: B) Коммунизм.

Основатель социологии как науки, изучающей общество: A) О. Конт.

Великий русский философ, основатель философии всеединства: C) Вл. Соловьев.

Саморазвитие общества, противоположное прогрессу: A) Регресс.

Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе: C) Теодицея.

Философ, который ввел понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука»:

C) Т. Кун.

Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестесвенными свойствами: B) Фетишизм.

Отождествление Бога и мира: C) Пантеизм.

Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира: A) Деизм.

Не относится к фундаментальным свойствам человеческого существа:B) Совесть.

Социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью: C) Гендер.

Великий греческий философ, основатель Академии: A) Платон.

Великий философ Нового времени, ввел термин «монада» как духовная единица бытия:

E) Г.В. Лейбниц.

Автор «Левиафана», провозгласивший государство и гражданское общество высшими ценностями человеческого общежития: D) Т. Гоббс.

Представитель немецкой классической философии, известный своим лозунгом «человек человеку Бог»: E) Фейербах.

В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям: B) Соборность.

Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский – представители: C) Космизма.

Русский философ, основатель славянофильства, разработавший понятие соборности:

A) А.С. Хомяков.

В античной философии разработал понятие бытия как главную проблему философии: D) Парменид.

Автор «Государства»: A) Платон.

Философское учение о природе ценностей, их связи между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности: B) Аксиология.

Эстетическая категория, характеризующая прекрасное, отличающееся необычайной значительностью и могуществом и поэтому возбуждающее чувство радостного изумления, восхищения и воодушевления:D) Возвышенное.

В эстетике: прекрасное – безобразное, трагическое - : B) Комическое.

В чем заключается сущность духовного производства:

A) Духовное производство выражает общественную сущность духовной деятельности в конкретно-исторических условиях.

Для О. Шпенглера, цивилизация - это: E) Закат культуры.

Высказывание Ф. Энгельса «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости ...было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил.. . вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление и освобождение естествознания от теологии...» характеризует систему мира: B) Гелиоцентрическую.

Каково марксистское понимание сущности человека:

A) Социально-трудовое.

Выберите суждение, характеризующее мировоззрение:

C) Мировоззрение - это представление о мире и месте человека в мире.

Предметом познания, по мнению Кузанского, является:

D) Пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.

В Древней Индии философская школа, разрабатывавшая практику совершенствования человека:

E) Йога.

По мнению какого философа, целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа». A) Конфуция.

Что означает понятие "апатия" в философии стоиков:

C) Бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни.

Фр. Бэкон установил, что вред познанию приносят четыре рода «…разума»: D) Идолов.

Существенный признак объективной истины:

A) Соответствие действительности, подтвержденное практикой.

К какому философскому направлению принадлежит учение А.Бергсона:

B) Интуитивизм.

Какой тип философствования сложился в Древней Греции:

A) Сыновья почтительность и отеческая забота.

Крупнейшим представителем средневековой схоластики считается:

D) Фома Аквинский.

Представитель суфийской философии в Казахстане:

C) Ходжа Ахмет Яссави.

В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C) Логика и язык науки.

По мнению какого философа – абсурд сущность человеческой жизни:

B) Камю.

Первооснова у Гераклита: A) Огонь.

Неверный тезис об особенностях научного познания:

A) Между методами обыденного и научного познания не существует принципиального различия.

«Я и ОНО» написал: C) З. Фрейд.

Какие функции в научном познании выполняет теория:

B) Теоцентризм.

Что являл ось центральной проблемой в философии Н.Кузанского:

D) Ученое незнание.

Учение о "пограничных ситуациях" относится к:

A) Экзистенциализму.

Автором идеи о решающей роли труда в происхождении человека является: E) Ф.Энгельс.

Философия, оказавшая большое влияние на западников в России XIX веке: C) Немецкая классическая.

Кто из философов был сожжен инквизиторами: D) Дж. Бруно.

Наука, которую Шакарнм Кудайбердиев предлагал включить в систему образования: B) Наука о совести.

Анализ языка науки ставится в центр исследований какого философского направления ХХ века.

B) Неопозитивизма.