Уровень таможенного обложения и классификация товаров

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара(customs value) – нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, то есть практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах – членах Европейского союза оценивается на базе СИФ, то есть включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Беларусь и Россия как страны, входящие в таможенный союз, в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам (пример 6.2).

В соответствии с законодательством, таможенный тариф Союза Беларуси и России основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров. Таможенной территорией считается территория страны, над которой она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела, таможенной стоимостью – стоимостью исчисления товара, определяемой декларантом под контролем таможенных органов и используемой для целей обложения товара таможенной пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики и применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром. В соответствии с ним таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию страны товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения таможенной границы. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются помимо цены самого товара:

а) расходы по доставке товара до места ввоза на территорию страны (стоимость транспортировки, страхования и погрузки-выгрузки);

б) расходы покупателя (комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и другой тары);

в) соответствующая часть стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и услуг, которые были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной стоимости продавцу для производства экспортных товаров;

г) лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условия продажи импортных товаров;

д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории страны.

За основу классификации товаров для определения таможенной стоимости обычно берется одна из международных товарных номенклатур. Одна из наиболее распространенных в мире, вступившая в силу с 1988 года, Гармонизированная система описания и кодирования товаров базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

Основным классификатором товаров в Беларуси является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). ТН ВЭД разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров[4] (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕЭС). Она состоит из 21 раздела и 97 групп. При группировке товаров в ТН ВЭД, так же как и в ГС, использованы основные критерии отнесения:

· по происхождению товара: «Живые животные и продукция животноводства», «Продукты растительного происхождения», «Минеральные продукты»;

· по назначению товаров: «Продукты пищевой промышленности: алкогольные и безалкогольные напитки, уксус, табак, искусственные заменители табака», «Текстиль и текстильные изделия» и др.;

· по виду материала, из которого изготовлен товар: «Кожевенное сырье, кожи, пушнина, пушно-меховое сырье и изделия из них…», «Изделия из камня, гипса…, керамические изделия, …стекло и изделия из него»;

· по химическому составу: «Продукты растительного происхождения», «Продукция химической и смежных отраслей промышленности», «Пластмассы и изделия из них».

В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к определенному разделу, группе, позиции. Однозначное понимание классификационных группировок является не только преимуществом ТН ВЭД, но и необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей; определении таможенного режима товаров; сопоставлении данных по внешней торговле различных стран.

Структура ТН ВЭД включает три колонки: кодовое обозначение товара, текстовое описание товара и обозначении дополнительной единицы измерения при ее наличии (основной единицей измерения количества товаров в ТН ВЭД СНГ принят килограмм).

Каждый товар по ТН ВЭД имеет 10-значный цифровой код. Первые две цифры кода обозначают товарную группу, первые четыре – товарную позицию, пятая и шестая – субпозицию, остальные – подсубпозиции.

Например, лесоматериалы хвойные шлифованные закодированы цифрами 440710500, что означает:

· 44 (группа) – «Древесина и изделия из нее»;

· 4407 (позиция) – «Лесоматериалы, распиленные вдоль или расколотые, строгальные или лущенные толщиной более 6 мм»;

· 440710 (субпозицию) – «-хвойные»;

· 4407105000 (подсубпозицию) – «- - - шлифованные».

Первые шесть цифр 10-значного кода ТН ВЭД обозначают код товара по ГС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС, девятая-десятая цифры предназначены для возможной детализации тех или иных товарных позиций.

Резюме. Основным классификатором товаров в Беларуси является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Nomenclature of the Germanized Commodity Description and Coding Systems).

Тарифная эскалация

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация(tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции (пример 6.5).

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Так, например, уровень таможенного обложения товаров из кожи, выстроенных по принципу производственной цепочки (шкура – кожа – продукты из кожи), возрастает по мере роста степени обработки шкуры. В США шкала тарифной эскалации составляет соответственно стадиям 0,8%–3,7%–9,2%, в Японии – 0%–8,5%–12,4%, в Европейском союзе – 0%–2,4%–5,5%. По данным ГАТТ/ВТО, тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Импорт развитых стран из развивающихся стран

(ставка импортного тарифа, в %)

  Сырье Полуфабрикаты Готовые продукты
Все промышленные товары (исключая нефть) 2,1 5,3 9,1
Тропические промышленные товары 0,1 6,3 6,6
Товары, произведенные из природных ресурсов 3,1 3,5 7,9

Экспортный тариф

Как было указано выше, экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

· фискальная– сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

· балансировочная– обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

Итак, таможенный тариф – это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара – нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Аргументы против тарифов

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Россию, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

· Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а, следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли;

· Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие–противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько, и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них;

· Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране;

· Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что, по меньшей мере, половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения;

· Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других, связанных с ним, секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для России наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов:

v Тарифзащита молодых отраслей(infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, в результате чего растет его эффективность, снижается себестоимость продукции, внутренняя цена товара сближается с мировой. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в незащищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутреннее потребление, такие как, например, субсидии новым отраслям. Правда, их недостаток заключается в том, что, в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.

v Тарифсредство стимулирования отечественного производства.Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

v Тарифважный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию.
(В случае России доходы от таможенных пошлин составляют примерно 12% доходной части бюджета, или 3,4% ВВП, причем эта доля с начала 90-х гг. постепенно растет. В России структура государственных доходов от таможенных пошлин значительно отличается от большинства стран – примерно 3/4 доходов приходится на экспортный тариф и только ¼ – на импортные пошлины). В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако, использовать импортный тариф, как важный источник бюджетных доходов, можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

v Тарифзащита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959–1973 годах. Однако, после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.


Резюме по теме 3

1. Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок, от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма. В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

2. Таможенный тариф – это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию данной страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара – нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

3. В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

4.Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Контрольные вопросы по теме №3

1. Какие формы государственного регулирования международной торговли вам известны?

2. В чем различие политики свободы торговли и протекционизма?

3. Перечислите основные инструменты торговой политики.

4. Что такое таможенный тариф?

5. Как классифицируются таможенные пошлины?

6. Что такое тарифная эскалация?

7. В чем заключается отличие экономики экспортного тарифа от импортного?

8. Какие аргументы используются сторонниками и противниками тарифов?