Механизм регулирования международных экономических связей

Механизм регулирования международных экономических связей

План темы:

1. Межгосударственное и международное регулиро­вание экономических связей.

2. Международные экономические организации, их категории, функции, виды.

3. Торгово – экономические организации.

4. Отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

5. Валютно-финансовые и кредитные организации.

6. Организация Объединенных Наций.

7. Межгосударственные организации регионального характера.

8. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

9. Полуформальные объединения типа «группы восьми».

10. Неправительственные специализированные международные организации.

 

1. Межгосударственное и международное регулиро­вание экономических связей

Межгосударственное регулирование МЭО - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей

Главные проблемы международного регулирования МЭО:

- необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов;

- крах мировой колониальной системы и обеспечение развития освободившихся стран;

- сырьевые и энергетические кризисы 70-80-х гг., осложняемые действиями стран-экспортеров нефти;

- глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимости стран, необходимость приспособления национальных экономических систем к происходящим изменениям в мировом хозяйстве;

- усиление роли ТНК;

- интенсивное развитие процессов международной экономической интеграции;

- интенсивное развитие экономических отношений между субъектами различных стран в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в методах регулирования внешнеэкономических связей;

- распад мировой социалистической системы;

- обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации.

Объекты международного регулирования:

- торговля товарами,

- торговля услугами,

- передача технологий,

- миграция капиталов,

- миграция рабочей силы,

- перевозки,

- международные расчеты.

Субъекты международного регулирования:

- конференции,

- совещания,

- постоянные органы,

- смешанные комиссии,

- организации.

Инструменты международного регулирования:

Межправительственные(включая региональные):

- торговые договоры,

- соглашения о товарообороте,

- клиринговые соглашения,

- соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве,

- соглашения о финансовой помощи,

- соглашения о защите инвестиций.

Торговые договора и соглашения общего типа страны предусматривают взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ), который распространяется на область взимания таможенных пошлин, всевозможных налогов и сборов при импорте и экспорте и т. п. В некоторых торговых соглашениях указывается, что принцип РНБ применяется сторонами только в области выдачи импортных лицензий. Страны – участницы ВТО – представляют друг другу РНБ, не имея между собой специальных соглашений.

Межправительственные экономические соглашения сходны с торговыми соглашениями общего типа, но отличаются от них тем, что помимо вопросов товарообмена и услуг в общей форме, предусматривается, что договаривающиеся стороны в рамках действующих в каждой из стран правовых норм обязуются не применять дискриминации также в отношении движения капиталов и во взаимных платежах.

Межправительственные соглашения о финансовой помощи – согласие правительства одной из сторон предоставить другой стороне долгосрочные кредиты (с указанием суммы кредита). В отношениях условий кредита и порядка их использования оговорено, что эти положения будут согласованы в специальных контрактах.

Межправительственные соглашения о защите инвестиций фиксируют обязательства договаривающихся сторон не проводить дискриминации в отношении взаимных капиталовложений, разрешать свободно переводить капиталы и прибыли и отчуждать капиталовложения другой стороны лишь при условии соответствующего и немедленного возмещения их стоимости. Соглашения о защите инвестиций – это способ страхования капиталов главным образом от политического риска.

Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве играют важную роль в расширении торговли наукоемкими товарами.

Международные:

- конвенции,

- резолюции,

- руководства,

- типовые контракты.

Отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации

ПРООН

ПРООН – Программа развития ООН. Учреждена в 1965 г. Штаб – квартира в Нью –Йорке.

Основная задача – содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально – экономического положения. Составляет и ежегодно публикует доклад о развитии человека, в котором рассматриваются показатели: продолжительность жизни здорового человека, уровень образования, уровень жизни.

ЮНИДО

ЮНИДО Организация Объединенных наций по промышленному развитию, стала специализированным учреждением ООН в 1986 году. Основана в 1966 г. для содействия индустриализации развивающихся стран путем мобилизации национальных и международных ресурсов, объединяет 170 стран, в.т.ч. Россию.В настоящее время - центральный координирующий орган ООН в области помощи промышленному развитию.

Цели:

- рост и промышленное и технологическое соревнование,

- наиболее эффективное использование людских ресурсов,

- справедливое развитие путем индустриализации,

- промышленное развитие и охрана окружающей среды,

- международное сотрудничество в области промышленных инвестиций и технологий.

Главная задача – реструктуризация промышленности и индустриализация развивающихся стран, особенно Африки.

Деятельность ЮНИДО условно подразделяют на вспомогательную и оперативную; вспомогательная включает: сбор, обобщение, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.

ФАО

ФАО– Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, специализированное учреждение системы ООН. Основана в 1945 г. Включает 170 государств и ЕС.

Цель:

- содействие развитию аграрного производства, лесоводства, рыболовства в целях ликвидации голода, улучшения питания и качества жизни.

ВОИС

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности, специализированное учреждение системы ООН.

Цель:

- содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире. Занимается защитой прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, модели и т.д.

МОТ

МОТ – Международная организация труда, специализированное учреждение системы ООН. Создана в 1919 г.

Цель:

- содействие решению проблем обеспечения занятости и роста уровня жизни, охраны здоровья трудящихся, повышению сотрудничества между предпринимателями и трудящимися.

Межгосударственные организации регионального характера

ОЭСР

ОЭСР организация экономического сотрудничества и развития. Основана в 1961 году на базе плана Маршалла. В состав входят 31 страна (22 западноевропейских и США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Турция, Мексика, Чили).

Цели:

- способствование развитию развитых стран,

- содействие экономическому сотрудничеству стран - членов между собой,

- таможенный союз,

- либерализация торговли,

- создание благоприятных условий для движения капиталов,

- консультации, координация экономической политики стран-членов и с третьими странами.

Координирует и разрабатывает единую экономическую политику развитых стран и их отношения с другими государствами. Имеет крупный и высококвалифицированный исследовательский аппарат, готовящий большой объем аналитических и статистических публикаций. При ОЭСР созданы крупнейшие автономные учреждения: Международное энергетическое агентство и Агентство по атомной энергии.

Механизм регулирования международных экономических связей

План темы:

1. Межгосударственное и международное регулиро­вание экономических связей.

2. Международные экономические организации, их категории, функции, виды.

3. Торгово – экономические организации.

4. Отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

5. Валютно-финансовые и кредитные организации.

6. Организация Объединенных Наций.

7. Межгосударственные организации регионального характера.

8. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

9. Полуформальные объединения типа «группы восьми».

10. Неправительственные специализированные международные организации.

 

1. Межгосударственное и международное регулиро­вание экономических связей

Межгосударственное регулирование МЭО - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей

Главные проблемы международного регулирования МЭО:

- необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов;

- крах мировой колониальной системы и обеспечение развития освободившихся стран;

- сырьевые и энергетические кризисы 70-80-х гг., осложняемые действиями стран-экспортеров нефти;

- глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимости стран, необходимость приспособления национальных экономических систем к происходящим изменениям в мировом хозяйстве;

- усиление роли ТНК;

- интенсивное развитие процессов международной экономической интеграции;

- интенсивное развитие экономических отношений между субъектами различных стран в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в методах регулирования внешнеэкономических связей;

- распад мировой социалистической системы;

- обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации.

Объекты международного регулирования:

- торговля товарами,

- торговля услугами,

- передача технологий,

- миграция капиталов,

- миграция рабочей силы,

- перевозки,

- международные расчеты.

Субъекты международного регулирования:

- конференции,

- совещания,

- постоянные органы,

- смешанные комиссии,

- организации.

Инструменты международного регулирования:

Межправительственные(включая региональные):

- торговые договоры,

- соглашения о товарообороте,

- клиринговые соглашения,

- соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве,

- соглашения о финансовой помощи,

- соглашения о защите инвестиций.

Торговые договора и соглашения общего типа страны предусматривают взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ), который распространяется на область взимания таможенных пошлин, всевозможных налогов и сборов при импорте и экспорте и т. п. В некоторых торговых соглашениях указывается, что принцип РНБ применяется сторонами только в области выдачи импортных лицензий. Страны – участницы ВТО – представляют друг другу РНБ, не имея между собой специальных соглашений.

Межправительственные экономические соглашения сходны с торговыми соглашениями общего типа, но отличаются от них тем, что помимо вопросов товарообмена и услуг в общей форме, предусматривается, что договаривающиеся стороны в рамках действующих в каждой из стран правовых норм обязуются не применять дискриминации также в отношении движения капиталов и во взаимных платежах.

Межправительственные соглашения о финансовой помощи – согласие правительства одной из сторон предоставить другой стороне долгосрочные кредиты (с указанием суммы кредита). В отношениях условий кредита и порядка их использования оговорено, что эти положения будут согласованы в специальных контрактах.

Межправительственные соглашения о защите инвестиций фиксируют обязательства договаривающихся сторон не проводить дискриминации в отношении взаимных капиталовложений, разрешать свободно переводить капиталы и прибыли и отчуждать капиталовложения другой стороны лишь при условии соответствующего и немедленного возмещения их стоимости. Соглашения о защите инвестиций – это способ страхования капиталов главным образом от политического риска.

Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве играют важную роль в расширении торговли наукоемкими товарами.

Международные:

- конвенции,

- резолюции,

- руководства,

- типовые контракты.