ФОТОАППАРАТ В СЪЕМКЕ ДВИЖЕНИЯ

Как можно увидеть из табл. 25, съемка быстро движущихся объектов может потребовать очень коротких выдержек - до 1/500-1/1000 секунды. Таких скоростей центральные затворы не имеют. Правда, любой движущийся объект можно сфотографировать и с 1/100 секунды, но нередко это оказывается возможным лишь с такого значительного расстояния, что объект выходит на негативе очень мелким, и даже путем увеличения не удается получить крупного изображения с отчетливыми деталями.

Поэтому фотографу, желающему производить съемку самых быстрых движений на близком расстоянии, понадобится фотоаппарат со шторным затвором, допускающим выдержки в 1/500 и даже 1/1000 секунды.

Работа щелевого затвора имеет одну особенность: так как при нем отдельные участки пластинки экспонируются последовательно, то при съемке очень быстрого движения возможны своеобразные искажения. Например, если предмет движется параллельно фотослою в горизонтальном направлении, а шторка падает сверху вниз, то за тот короткий промежуток времени, в течение которого щель проходит от нижней части изображения до верхней, сам объект успевает несколько продвинуться вперед. В результате верхняя его часть приходится не точно под нижней (это бывает заметно по колесам, которые могут получиться нэ круглыми, а эллиптическими). Хотя такой снимок с овальными колесами и смещенной вперед верхней частью автомобиля иной раз может лучше передать впечатление движения, чем безукоризненно резкий кадр, похожий на снимок автомобиля, неподвижно стоящего на месте, нередко оказывается желательным предупредить подобное искажение. Достигается это тем, что фотоаппарат при съемке держат так, чтобы щель затвора двигалась навстречу изображению объекта на пленке, то есть имела бы то же направление движения, что и объект . Так, например, при съемке фотоаппаратом "Зоркий" предмета, который быстро и близко движется справа, при горизонтальном кадре держите камеру в нормальном положении. При движении предмета слева фотоаппарат переверните верхом вниз, чтобы видоискатель пришелся под камерой. Аппарат "Киев" в этом случае пришлось бы повернуть соответствующим боком; однако при этом не была бы использована вся полезная площадь пленки, так как вместо горизонтального кадра пришлось бы сделать вертикальный.

Немаловажную роль в съемке движения играет видоискатель. За движущимся объектом наблюдать в маленький видоискатель нелегко, и во время соревнования по футболу может случиться, что мяч попадет в фотоаппарат прежде, чем будет замечен в видоискателе.

Самым удобным является рамочный видоискатель. Пользуясь им, вы видите в одинаковом (натуральном) масштабе пе только самый кадр, но и окружающее, легко можете заметить приближение объекта съемки, оценить расстояние до него и определить момент вхождения объекта в кадр. Если вы часто занимаетесь спортивной съемкой, то советуем пристроить рамочный видоискатель к камере, не имеющей его.

Несколько труднее "ловить" движущийся объект в сквозной оптический видоискатель. Малым же зеркальным видоискателем пользоваться не рекомендуется.

Следить за быстрым передвижением предмета особенно затруднительно в зеркальном фотоаппарате: во-первых, фотограф изолирован шахтой от окружающего; во-вторых, объект появляется на матовом стекле со стороны, противоположной топ, откуда он в действительности движется ; в-третьих, объект с большинстве случаев исчезает из поля зрения зеркала прежде, чем фотограф успеет спустить затвор. По этой причине аппарат "Любитель", если им пользоваться как зеркальной камерой, мало пригоден для фотографирования перемещающихся объектов. Применение его становится возможным при визировании не по зеркалу, а по имеющемуся в камере сквозному рамочному видоискателю.

При съемке быстрого движения видоискатель нередко фактически служит только для центрирования кадра.

Заслуживает особого внимания вопрос наводки на резкость. Понятно, что производить наводку по движущемуся объекту невозможно. Для того чтобы объект съемки оказался в фокусе, надо навести на резкость заранее по какому- либо неподвижному предмету (столб, камень, ленточка финиша и пр.), около которого должен пройти снимаемый объект. Когда он достигнет намеченного места, спустите затвор, по сделайте это не в самый момент прохождения объектом точки наводки, а чуть-чуть раньше, иначе объект успеет немного продвинуться вперед и выйти из фокуса, а иногда даже и совсем из кадра. Это объясняется тем, что реакция человека, как правило, запаздывает в пределах двух десятых долей секунды; кроме того, на приведение затвора в действие уходит несколько мгновений. Успех здесь зависит от практики и правильного учета скорости движения и удаленности объекта; не нужно опаздывать, но и торопиться не следует.

Наиболее удобен для съемки движущихся объектов малоформатный фотоаппарат, и не только вследствие наличия шторного затвора. Большая глубина резкости изображаемого пространства, даваемая его объективом с небольшим фокусным расстоянием, позволяет (сравнительно с аппаратами большего формата): а) при одинаковой глубине резкости применять большее отверстие диафрагмы и потому сокращать выдержку; б) при одинаковой выдержке использовать большую диафрагму; в) при одинаковых диафрагме и выдержке получать лучшие по глубине резкости результаты. Кроме того, малоформатный аппарат допускает применение сменных объективов и быстро подготавливается к следующему снимку.

ВЫБОР МОМЕНТА СЪЕМКИ

Такие объекты, как автомобиль, трамвай, троллейбус, поезд, пароход, в движении имеют такой же вид, как если бы они стояли на месте. Автомобиль на большой скорости, снятый с полной резкостью изображения, ничем по виду не отличается от автомобиля, стоящего неподвижно. О движении этих объектов можно судить по оставляемым ими за собой следам; например, пар и дым за поездом, пыль за автомашиной, волны за кормой парохода. Выбор момента для съемки затруднений здесь не вызывает.

Другое дело, если приходится фотографировать живые существа, у которых кроме поступательного движения происходит непрерывное движение конечностей. Здесь выбор удачного момента играет важную роль. Снимая как придется, легко получить снимок с неестественно застывшими, как бы позирующими в необычных позах фигурами..

Движение живого объекта заключается в ряде фаз, непрерывно сменяющих одна другую, причем в момент смены фаз движение обычно на мгновение приостанавливается - наступает так называемое узловое положение.

Посмотрите на человека, колющего дрова. Его движения происходят в двух чередующихся направлениях: вверх (взмах топора) и вниз (удар по полену). Нетрудно на собственном опыте убедиться, что в момент нахождения топора в высшей точке он на какое-то мгновение приостанавливается, чтобы затем начать опускаться вниз.

Такую же "мертвую точку" легко проследить при взлете качелей, когда они в своем кульминационном положении "замирают", останавливаются перед началом спуска. "Мертвая" (она же наивысшая) точка имеется и в прыжке в высоту и в ряде других гимнастических упражнений.

Кульминационный момент перехода одного направления движений в другое в общем наиболее благоприятен для съемки с технической стороны: он выразителен, его сравнительно нетрудно уловить, и в то же время он вследствие замедления движения позволяет удлинить выдержку или при той же выдержке произвести съемку с более близкого расстояния, крупнее.

Рассмотрим фазы движения идущего человека (рис. 56). Здесь наиболее выигрышны для съемки два положения: 1) когда нога вынесена вперед до предела, но еще не начала опускаться на землю (А), и 2) когда человек уже ступил на вынесенную вперед ногу, а другая отделилась от земли, но еще не начала двигаться вперед (B).

Рис. 56. Различные фазы движения пешехода

Промежуточные положения дают меньший эффект движения, средние положения-иной раз даже отрицательный. Вряд ли фаза Б создает представление об идущем человеке, а между тем поступательная скорость человека (движение вперед) во всех трех положениях А, Б и В одинакова.

Узловое положение в момент перемены направления движения рук и ног человека имеется и в каждом спортивном упражнении. Жизненность снимка достигается тогда, когда зритель по нему представляет себе фазу движения, только что закончившуюся, и предвидит новую, начинающуюся фазу.

При съемке живых движущихся объектов одна из задач фотографа - запечатлеть единственный момент движения так, чтобы в нем непременно были переданы ощущения предшествовавшего и последующего состояний. Поэтому съемка в самый кульминационный момент не всегда является наиболее выигрышной с эстетической точки зрения, не всегда наилучшим образом передает быстрое движение. Она нередко может создать впечатление застывшего, остановленного движения. В большинстве случаев наиболее выразительны снимки, сделанные не в момент "мертвой точки" или узлового положения, а на мгновение раньше или позже.

ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Определение рабочей выдержки. Необходимость получить достаточно резкое изображение движущегося предмета заставляет несколько иначе, чем это бывает при съемке неподвижных или малоподвижных объектов, подходить к определению рабочей выдержки. Она должна быть короткой настолько, чтобы гарантировать получение несмазанного изображения, и в то же время достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворительную проработку негатива. Применительно к величине выдержки эти требования взаимно противоположны.

Табл. 25 учитывает только максимальный предел выдержек для получения резкого изображения; прочих условий (время года и час дня, погода, чувствительность негативного материала, диафрагма) таблица не касается, и в ряде случаев использование указанных в ней выдержек дало бы сильнейшую недодержку, не поддающуюся исправлению.

При всех прочих видах съемки рабочую выдержку находят по обычным определителям выдержек: при дневном свете (табл. 9 в 4-м уроке) или при электрическом свете (табл. 30 в 11-м уроке). При съемке движения дело обстоит наоборот: прежде всего (по табл. 25) следует определить, при какой наибольшей выдержке изображение объекта выйдет резким, не смажется. Найдя эту выдержку, сравните ее с той, которая требуется условиями освещения и пр. по табл. 9. Часто оказывается, что предельная по признакам резкости выдержка меньше той, которая необходима по световым условиям для проработки негатива.

В распоряжении фотографа имеются пять средств получения проработанного негатива: 1) применение наиболее высокочувствительного негативного материала; 2) использование большей диафрагмы; 3) отказ от светофильтра; 4) удаление от объекта съемки; 5) выбор более благоприятного (малого) угла съемки. Первые три средства компенсируют в известной мере недостаток освещения во время короткой выдержки, а последние два позволяют удлинить выдержку. Сочетая скорость движения объекта с освещением, светочувствительностью негативного материала и другими съемочными условиями, вы должны находить такое решение (нередко компромиссное), которое позволит получить удовлетворительный результат.

Что же касается определителя выдержек, то при съемке движения он используется иначе, чем обычно, а именно: для подбора диафрагмы к приемлемой предельной выдержке.

Все же далеко не всегда удается применить достаточно продолжительную выдержку, и тогда недодержку приходится частично исправлять последующим усилением негатива (урок 14).

На следующей странице мы даем прямую таблицу наименьших расстояний, с которых возможно фотографировать при выдержках в 1/250 и 1/500 секунды различные движущиеся объекты (табл. 26). Пользуясь таблицей, учитывайте следующее:

1. Как видно из таблицы, даже фотоаппаратами, имеющими центральные затворы с самой короткой выдержкой в 1/200- 1/500 секунды ("Москва", "Любитель", "Смена"), можно получать резкие снимки любого подвижного объекта; вопрос лишь в определении расстояния, с какого возможна съемка. Эти расстояния и указаны в табл. 26 сообразно направлению движения объекта съемки по отношению к фотоаппарату (точнее, к направлению оптической оси объектива).

2. Для выдержки в 1/250 секунды руководствуйтесь верхним заголовком таблицы, для выдержки в 1/500 сек.- нижним ее заголовком. Соответственно этому первая колонка расстояний действительна только для выдержек в 1/500 сек., а последняя колонка только для выдержек в 1/250 сек. Две средние колонки используются для обоих выдержек, но для разных направлений.

3. Цифры колонки "Прямо на объектив" в равной мере действительны и для съемки объектов, уходящих от фотоаппарата по направлению оптической оси. Фотографировать движение па аппарат под углом в 0o, разумеется, большей частью нельзя; надо избирать практически возможный малый угол, не угрожающий столкновением.

4. Таблица пригодна для нормального объектива любого яз фотоаппаратов. Для сменных объективов малоформатного аппарата расстояния изменяются: при широкоугольном объективе в 3,5 см могут быть сокращены на 1/3; при длиннофокусном объективе в 8,5 см должны быть увеличены в 1,7 раза; при телеобъективе в 13,5 см подлежат увеличению в 2,7 раза.

Для фотоаппарата "Смена", имеющего объектив с фокусным расстоянием в 4 см, при выдержке в l/200 секунды полностью действительны табличные данные для 1/250 секунды.

5. При выдержках в 1/200 секунды, отсекаемых затворами фотоаппаратов "Любитель", "ФЭД", "Зоркий", расстояния, данные для 1/250 секунды, следовало бы удлинять на 1/5 (однако этой не очень значительной поправкой можно пренебречь).

6. При съемке с выдержкой в 1/1000 секунды все расстояния, приведенные для 1/500 секунды, можно сократить вдвое.

Прием ведения фотоаппарата. В тех случаях когда наименьшая выдержка, допускаемая центральным затвором или условиями освещения, оказывается недостаточно короткой для получения резкого изображения объекта, который быстро движется параллельно фотослою (или приблизительно параллельно), а отойти дальше нельзя или нежелательно, вы можете воспользоваться приемом, позволяющим в два-три раза удлинить выдержку, но требующим, однако, известной сноровки.

Нацелив аппарат на объект съемки и держа последний в поле зрения сквозного видоискателя, ведите (поворачивайте) камеру вслед за объектом так, чтобы он все время оставался в одном и том же месте поля видоискателя, и спустите затвор в нужный момент, не приостанавливая движения аппарата по радиусу, центром которого служит ваш корпус. Изображение движущегося объекта оказывается как бы прикрепленным к одному участку пленки, почти не перемещается по ней и получается более резким, чем при неподвижном аппарате и той же выдержке. Зато фон выйдет сильно смазанным, причем каждая точка неподвижных предметов будет размазана в направлении ведения фотоаппарата. Во избежание рывка и для придания ходу фотоаппарата плавности рекомендуется начинать движение перед экспонированием и прекращать после него.

К приему ведения фотоаппарата за объектом или сопровождения объекта фотоаппаратом прибегают не только вынужденно, а иногда и преднамеренно, для повышения динамичности снимка. Выбрав сравнительно продолжительную выдержку (1/100 секунды) и соответственно задиафрагмировав объектив, "ведут" его за объектом. В результате сглаживается задний план (например, пустые трибуны), внимание зрителя сосредоточивается на главном объекте; кроме того, рассматривая, например, подобный снимок бегуна, зритель как бы "бежит" вместе со спортсменом, которому окружающее и на самом деле отнюдь не кажется резким.

СЪЕМКА С ДВИЖУЩЕЙСЯ ТОЧКИ

Все сказанное действительно и для съемки с движущейся точки (с поезда, с парохода, с автомобиля, с самолета) при неподвижном объекте. Безразлично, что именно движется - объект съемки или самый аппарат. Имеет значение передвижение изображения по фотослою, скорость же движения изображения в обоих случаях подчинена одним и тем же законам. Поэтому, например, указанные в табл. 25 пределы выдержек действительны и для съемки пейзажа, фотографируемого с какого-либо вида транспорта (при условии, что нет близкого переднего плана).

Бывают и более сложные случаи съемки, когда одновременно движутся и объект и фотоаппарат. Здесь приходится учитывать обе скорости движения, а также их направления.

Таблица 26. НАИМЕНЬШИЕ РАССТОЯНИЯ, С КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ ДВИЖУЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ с выдержками в 1/250 и 1/500 секунды
Скорость объекта (в час) В трех последних колонках указаны наименьшие расстояния для выдержки в 1/250 секунды
направление движения объекта съемки относительно фотоаппарата: прямо на объектив под углом в 45o параллельно пленке
3,5 км Медленно идущий пешеход, пловец, спокойно играющие дети, вода в равнинной реке 0,8 м 1,5 м 3 м 5 м
5,5 км Быстро идущий пешеход, пловец в 100-метровке, лошадь и другие животные шагом, падающий снег 1 м 2 м 4 м 7 м
7 км Трудовые процессы, подвижные жанровые сцены, лыжник в нормальном шаге 1,5 м 2,5 м 5 м 10 м
11 км Оживленно играющие дети, тихоходный пароход 2 м 4 м 7 м 15 м
15 км Велосипедист, конькобежец, лыжник в гонке на равнине, лошадь рысью, быстро движущиеся животные, яхта 2,5 м 5 м 10 м 20 м
18 км Бегун на длинной дистанции, спортивные упражнения, гробной спорт 3 м 6 м 12 м 25 м
22 км Морские полны в обычную погоду, вода в горном потоке 4 м 8 м 15 м 30 м
25 км Трамвай, троллейбус, автобус, грузовик, прыгун, дождь 4,5 м 9 м 18 м 35 м
30 км Легковой автомобиль, мотоцикл в городе 5 м 10 м 20 м 40 м
35 км Футболист, бегун в 100-метровке, велогонщик и конькобежец на длинных дистанциях, быстроходный пароход 6 м 12 м 25 м 50 м
45 км Конькобежец и 100-метровке, хоккеист, лыжник в прыжке с трамплина, скаковая лошадь на длинной дистанции, скутер, товарный поезд 8 м 15 м 30 м 60 м
55 км Велогонщик в 100-метровке, скаковая лошадь на короткой дистанции, пассажирский поозд 10 м 20 м 40 м 75 м
70 км Автомобиль на шоссе, лыжник в слаломе, буер, морские волны в бурю 12 м 25 м 50 м 100 м
90 км Курьерский поезд, электропоезд, самолет при посадке, скоростной спуск с гор на лыжах 15 м 30 м 60 м 120 м
направление движения объекта съемки относительно фотоаппарата: прямо на объектив под углом в 45o параллельно пленке  
В трех первых колонках указаны наименьшие расстояния для выдержки в 1/500 секунды

Если объект и аппарат движутся в противоположных направлениях (например, встречные автомашины на шоссе), обе скорости движения нужно сложить, и выдержка потребуется самая короткая.

Наиболее простой случай,- когда объект съемки и фотоаппарат движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью. Например, два самолета летят рядом со скоростью нескольких сотен километров в час, и с одного из них надо сфотографировать другой, или с движущегося автомобиля надо заснять идущий сзади мотоцикл. По отношению друг к другу объект и аппарат неподвижны (движется земля под ними), и здесь возможна сравнительно не очень короткая выдержка).

При движении аппарата и объекта в одну и ту же сторону, но с различными скоростями пришлось бы учитывать только разницу между большей и меньшей скоростями. О влиянии на относительную величину выдержки встречных углов движения было рассказано в первом параграфе этого урока.

Во всех случаях съемки с движения помимо обычных условий приходится учитывать еще одно существенное обстоятельство. Тряска, вызываемая неровностями почвы при езде на автомобиле, толчки поезда и сотрясения вагонов на стыках рельс, а также вызываемая работой двигателей вибрация корпуса автомашины, парохода, самолета, даже когда они стоят на месте,- все это легко передается фотоаппарату, причем даже, казалось бы, незначительное колебание вызывает существенное смещение изображения на фотослое.

Для смягчения таких сотрясений избегайте прислонять аппарат к какой-либо твердой опоре и не опирайтесь на что-либо, а, стоя и согнув ноги в коленях, держите аппарат в руках. Ваш корпус будет пружинить, амортизируя сотрясения, которые могли бы служить дополнительной причиной смазанности снимка. Из предосторожности правильно вычисленную выдержку все же лучше несколько сократить (компенсировав увеличением диафрагмы).

НЕКОТОРЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Необходимо знать ряд простых условий, повышающих динамичность снимка. К средствам усиления передачи движения на неподвижном снимке относятся: а) немного смазанные ("шевеленые") фигуры на резком фоне (применяется редко); б) резкие контуры на сильно смазанном фоне (применяется чаще); в) диагональное построение кадра (применяется часто).

Расположение объекта съемки по диагонали снимка или по наклонным линиям, примерно параллельным диагонали, усиливает впечатление движения или создает подобное впечатление там, где явные признаки движения отсутствуют, например при съемке движущегося поезда, автомобиля и т. д.

Вертикальные линии на пути движущегося объекта как бы препятствуют движению, а горизонтальные - подчеркивают его наклонные линии, направленные в сторону движения, также повышают динамичность снимка, например тень объекта, падающая впереди него под углом к краям снимка.

Рис. 57. В левом кадре бегуну дальше двигаться не куда. В правом кадре свободное поле, оставленное перед бегуном, создает представление о преодолеваемом пространстве

 

Наконец, при съемке, а также при обрезке отпечатка или выборе кадра для увеличения следует учитывать, что пространство перед движущимся объектом создает впечатление о предстоящем пути; пространство позади него - о пройденном пути. Первое обычно важнее: пройденный путь, как правило, зрителя мало интересует. Поэтому, например, движущийся человек, изображенный на снимке, не должен упираться в препятствие - край снимка, а нужно оставить впереди него часть пространства (рис, 57), исключение возможно при съемке финиша. Современная фотография предоставляет все технические возможности для изображения живых существ в их движении, Не правы те фотографы, которые из опасений некоторых трудностей ограничивают себя съемкой статичных, неподвижных, "поставленных" сюжетов, обедняя этим свою фотографическую деятельность. Без овладения интересной областью съемки движущихся объектов нельзя стать умелым, всесторонне подготовленным фотоработником.

УРОК 11
ФОТОСЪЕМКА ПРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СВЕТЕ


Особенности электрического освещения.- Источники электрического света.- Использование электрического света

Фотографировать возможно не только при естественном солнечном (дневном) свете, но и при любом искусственном свете, делающем предметы видимыми. Больше того, для научных целей широко применяется фотосъемка в невидимых для глаза, но действующих на светочувствительный слой ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

Обычное электрическое освещение помещений, свет керосиновой лампы, автомобильных фар, огонь костра и даже спички, зажигающей папиросу портретируемого (при большой светосиле объектива и высокочувствительном негативном материале),- все это позволяет осуществлять съемку. Однако в перечисленных случаях выдержка бывает сравнительно длительной.

Подобные источники света неудобны и используются для фотографических целей лишь в редких, специальных или крайних случаях.

Мы оставляем пока в стороне так называемую ночную съемку под. открытым небом - городские пейзажи и иллюминации, где огни уличных фонарей, освещенные окна зданий, лучи прожекторов, вспышки ракет не столько служат средством освещения, сколько сами являются объектами съемки (ночной съемке посвящается самостоятельный раздел в 18-м уроке).

Предметом данного урока явится электрическое освещение, специально организуемое для целей фотосъемки в тех случаях, когда дневного (или нормального искусственного) освещения недостаточно или оно вообще отсутствует.

Электрический свет является наиболее распространенным источником искусственного освещения. Он делает фотосъемку не зависящей от времени года и часа дня, от погоды и географической широты, приходит на помощь фотолюбителям, занятым днем на работе, особенно удобен зимой, когда рано темнеет.

По сравнению с дневным светом электрический даже имеет для фотографа свои преимущества: возможность регулировать силу освещения, изменять по желанию направление световых лучей.