Понятие и виды форм государственного управления

 

Формы управленческой деятельности (формы государственного управления) – это объективированное (т. е. внешне выраженные) проявления сущности деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных субъектов государственного управления по формированию целей и реализации функций государственного управления. По формам исполнительной (управленческой) деятельности можно в какой-то мере судить о том, что и как надо делать.

Многообразие задач и функций государственного управления обуславливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законодательством. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти и исполнительных органов иных ветвей государственной власти.

Среди форм управленческой деятельности обычно выделяют:

- установление норм права (правотворчество);

- применение норм права (индивидуальные правовые акты управления);

- осуществление организационных действий;

- осуществление материально-технического обеспечения этих действий.

Вид конкретной формы управленческой деятельности определяется характером действий органов исполнительной власти по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других – нет (например, организационно-массовая работа). В соответствии с этим перечисленные выше формы управленческой деятельности исполнительных органов власти подразделяются на две основные группы:

1) правовые формы управления, с помощью которых закрепляются решения и действия, имеющие юридический смысл и которые влекут за собой юридические (правовые) последствия (к таковым относятся правотворческая и правоприменительная деятельность в государственном управлении);

2) неправовые формы управления, к каковым относятся формы осуществления организационных и материально-технических действий в управлении (составление всевозможных отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, проведение всевозможных совещаний и т. п.).

Возможна также и смешанная или так называемая организационно-правовая форма управления, например, разработка оптимальных организационных структур и штатной численности территориального органа исполнительной власти.

Правовые формы государственного управления классифицируются по своему содержанию, по целенаправленности и по способу выражения.

По содержанию правовые формы подразделяются на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную деятельность.

По целенаправленности правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние (применяются внутри самой системы государственного управления) и внешние (непосредственно связаны с реализаций задач и функции государственного управления в соответствующей сфере общественной жизни). Причем и внутренние, и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы управления делятся на словесные (как письменные, так и устные) и конклюдентные, т. е. выраженные соответствующими знаками (например, знаками дорожного движения), сигналами (светофора, регулировщика, выстрелом ракетницы и пр.) или иным несловесным образом (шлагбаум, «зеленый» и «красный» коридоры на таможне и т.п.).

Правовые формы государственного управления могут быть классифицированы и несколько иначе, в частности:

а) по степени своего юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т. е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (например, регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные или иные действия управленческого характера);

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (например, утверждение программ социально-экономического развития и т. п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления (в частности, деятельность по борьбе с административными правонарушениями);

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого персонала (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата того или иного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках того или иного административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние или многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

и) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

Неправовые же формы государственного управления носят скорее вспомогательный характер и такой подробной классификации не имеют. Сама же исполнительная власть имеет преимущественно юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.) и в системе деятельности ее органов главенствующая роль отводится именно правовым формам государственного управления.