ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи.

2. Государственность на белорусских землях.

3. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.

4. Свободолюбие, патриотизм, трудолюбие, гуманистические идеалы, демократизм, солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие психологические составляющие самосознания белорусов.

1. Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение, во-первых, основных этапов формирования белорусского этноса, во-вторых, интеллектуальных и культурных достижений полиэтничного населения белорусской земли, что обусловило формирование белорусской национальной идеи. Эти процессы, в свою очередь, связаны с формированием восточнославянской (древнерусской) народности, наличием такого государственного образования как Киевская Русь. Несмотря на присутствие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, в целом явно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря, несмотря на особенности и уникальность каждого региона. Следовательно, восточнославянская (древнерусская) народность – важный этап в формировании трех братских народов – русского, белорусского и украинского. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в XIV–XVI вв., сначала в условиях Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, к XVII в. сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Естественно, у населения Беларуси в то время выявились не только специфические особенности, но и наиболее существенные черты, характерные для всего историко-этнографического региона, где проживали восточноевропейские народы (русские, украинцы), а в более широком смысле – черты европейской и общечеловеческой культуры.

Как известно, возникновение любой самостоятельной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они формировались вместе с развитием рыночных отношений, становлением индустриальной цивилизации. Процесс консолидации белорусов в самостоятельную нацию также был объективным и закономерным явлением. Однако противоречивые социально-экономические и политические факторы, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков в условиях Российской империи сдерживали ее формирование и развитие национального самосознания. Но это не смогло остановить объективный процесс консолидации белорусов в нацию. Белорусская интеллигенция, находившаяся в стадии своего становления, во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. возглавила борьбу за национальное Возрождение. Возрожденческая идеология получила свое отражение в творчестве Ф. Богушевича, А. Гуриновича, позднее Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Весомый вклад в ее формирование внесли газета «Наша нива», авторы многих статей, публиковавшихся в этом издании. Таким образом, процесс консолидации белорусского этноса растянулся на столетия. Но начавшийся ХХ в. заметно ускорил процесс пробуждения национального самосознания, что в свою очередь способствовало формированию белорусской нации.

2. Начать рассмотрение вопроса о государственности на белорусских землях следует с того, что ее элементы присутствовали в Полоцком и других княжествах, существовавших на белорусской территории в ІХ – начале ХІІІ в. Однако только элементы. Называть Полоцкое или Туровское княжества государствами, по всей видимости, все же нельзя. Можно говорить о государстве «Древняя (или Киевская) Русь». Хотя и оно не было государством в современном смысле этого слова. Русь была тем, что тогда именовалось «землей», т. е. территорией, принадлежавшей русскому народу. Следовательно, идея белорусской государственности имеет общерусские исторические корни, восходит к древнерусским содержании и форме государственности. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Существование отдельных русских княжеств со своими столицами и князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее они составляли одну страну – Русь с единым русским народом.

Возникшее в XIII в. Великое княжество Литовское, Русское, Жамойское следует рассматривать как полиэтничное государство, федерацию народов, в первую очередь литовского и славянских (русских) народов. Вполне закономерно, что ВКЛ воспринималось его населением, в т. ч. православным, как своя держава. Но считать ВКЛ белорусским государством так же нельзя. Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой надолго отложило вопрос о белорусской государственности. Непосредственные предпосылки для возникновения белорусской государственности формировались на протяжении XIX – начала ХХ в. Не случайно будущий декабрист Н. Муравьев, проходивший службу в Беларуси, в своем проекте (минский вариант) Конституции (1821 г.) высказал идею создания Западной державы (с центром в Вильно) в качестве составной части России. Однако непосредственно вопросы белорусской государственности стали подниматься белорусскими национальными деятелями на рубеже ХІХ–ХХ вв.

Идея национального освобождения и провозглашения национальной государственности белорусского народа выдвигались К. Калиновским еще в период восстания 1863–1864 гг. Эта идея была подхвачена и развита белорусскими народниками в 80-е гг. XIX в. в журнале «Гомон». При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, способствовала пробуждению его политического самосознания. Именно это обстоятельство и обусловило появление первой национальной партии – Белорусской социалистической громады, которая, влившись в революционный поток борьбы против самодержавия, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства.

Обострившиеся противоречия в России в начале ХХ в., вызванные во многом социальными издержками индустриального реформирования при сохранении традиционных укладов в сельском хозяйстве, невысокая степень уровня достигнутого страной прогресса по сравнению с ведущими державами мира настоятельно диктовали необходимость ее модернизации. Ожесточенные споры, вылившиеся в серьезные конфликты, болезненное восприятие массами их невысокого уровня благосостояния в итоге вызвали три революции, в ходе которых выявилось несколько моделей возможного развития – монархической, либеральной, социал-демократической и неонароднической. Но ни одна из них, к сожалению, не могла охватить всю полноту сложнейших проблем, предложить эффективные пути их решения. Подобные тенденции сказались и в общественно-политическом движении в Беларуси. Особое значение стал приобретать вопрос о белорусской государственности. Однако поначалу речь шла об автономии Беларуси в границах Российской федеративной демократической республики.

В дальнейшем национально-государственное строительство в Беларуси тесно связано с революционными событиями 1917 г., гражданской войной. Тогда проявились две тенденции. Первая отражала потребность скорейшего преодоления социальной и национальной отсталости. Подобную модернизацию «догоняющего» типа мыслилось осуществить на советской основе. Другая тенденция выражала стремление части интеллигенции к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии.

Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) не была государственным образованием даже в «марионеточной форме». Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что созданные политические структуры (Рада БНР и Народный секретариат) пытались выступать соответственно в виде законодательной и исполнительной ветвей власти, реальными властными полномочиями они не обладали. Акт самоопределения БНР не поддержало в своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала судебная и финансовая системы, так и не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли. Провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. Перипетии национально-государственного строительства были обусловлены многими объективными и субъективными обстоятельствами, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, логика политической борьбы. Это в какой-то мере и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею БНР, ориентируясь на желанный «патронаж» Запада.

Реальная белорусская государственность началась с 1 января 1919 г., когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Создавалась политико-территориальная единица с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя в то время, когда коммунистические лидеры всерьез еще рассчитывали на мировую социалистическую революцию, проблески которой, казалось, давали о себе знать в Германии, Венгрии, других европейских странах. Однако надежды построить Всемирную Советскую Федерацию с каждым днем становились все более призрачными. В то же время опыт гражданской войны, борьбы с иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить по одиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что БССР в условиях ограниченного суверенитета выполнила государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев. Впервые возник реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Страна в очередной раз поразила мир, превратившись в одну из сверхдержав, на полвека обеспечившая мировое равновесие именно тогда, когда технический прогресс привел человечество на грань самоуничтожения. Но цена советских свершений оказалась чрезвычайно высокой. Материальные лишения, зачастую голодные годы, тяжелый труд, социальные издержки – все это с избытком выпало на долю советского народа.

В то же время деформации общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой – равный подвигу военному. За послевоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустриально развитую республику. Это стало возможным при помощи советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов. Однако обострившиеся противоречия внутри административно-командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым. Он принес как положительные, так и негативные результаты. И этот совокупный исторический опыт необходимо учитывать при формировании современной идеологии белорусского государства.

3. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. При этом следует иметь в виду, что в начале 90-х гг. ХХ в. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. В 1991–1994 гг. шли поиски направлений и форм, направленных на укрепление белорусской государственности. Важную роль в этом сыграло введение института президентства и реальное разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали». Президентские выборы 1994 г., последующие годы это убедительно доказали, хотя поначалу была сделана попытка сделать крен на развитие парламентских форм демократии.

Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. Монолитны – не значит одинаковы и однообразны. Власть и общественное мнение должны сосуществовать как «сообщающиеся сосуды».

Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие страны. В стране много проблем. И надо приложить немало усилий во всех сферах, чтобы добиться существенного прогресса. Государственная идеология как важнейший ресурс призвана помочь в этом движении вперед.

4. Прежде всего, следует уяснить содержание понятия «свобода», его отличие от понятия «эгоизм», показать, что свободолюбие являлось характерной чертой восточных славян. Необходимо привести исторические факты, свидетельствующие о стремлении белорусов к свободе. Понятие «свобода» тесно связано с другим понятием – «справедливость», представляющим собой важнейший принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они реально заслуживают.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осозновать его пространство как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства – свободолюбие, справедливость, патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств – отважность, упорство мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы. Эти чувства являются неотъемлемыми для белорусского народа, о чем свидетельствуют годы Великой Отечественной войны.

Важнейшей чертой белорусского народа является трудолюбие. Производительный труд был и остается, пожалуй, единственным способом добывания белорусами жизненных благ. Эта трудовая созидательная ориентация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоевательных войн. Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общностей, а значит, они (белорусы) не могли пользоваться трудом других. В-третьих, свои небольшие природные богатства белорусы использовали для собственного потребления и лишь незначительную их часть превращали в предметы обмена. Сегодня же белорусы не располагают такими природными ресурсами, благодаря которым они могли бы, подобно другим народам, обеспечить безбедное существование себе и своим будущим поколениям. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси – становления сильного и эффективного государства.

Гуманистические и демократические идеалы нашего народа берут свое начало также с глубокой древности. Эти традиции закладывались предками белорусов во времена земель-княжеств XI–XIII вв. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – нравственно-этический принцип, заключавшийся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистические идеалы пронизывают произведения многих выдающихся деятелей белорусской культуры эпохи Возрождения – Ф. Скорины, Н. Гусовского, Л. Сапеги и др. В произведениях указанных авторов изложена вера в человека деятельного, гармонически развитого, обладающего высокой духовностью и нравственным совершенством.

Демократические идеалы и традиции занимают особое место в наследии белорусского народа. Для Полоцкого, Туровского и других княжеств, существовавших на белорусских землях, был характерен демократизм их внутренней жизнедеятельности. В Полоцком княжестве в XII–XIII вв. действовали две ветви власти: княжеская и вечевая. Вече – собрание свободных людей, призванное решать наиболее значимые общественные дела. Оно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях по решению вече князь мог быть отстраненным от власти. Конечно, речь идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Широкое распространение в XVI – начале ХХ в. в Беларуси получила так называемая «громада» – основное социально-территориальное и социокульурное общинное объединение сельских жителей. Таким образом, гуманизм и демократизм – неотъемлемые идеалы, ценности и ориентиры белорусского народа. Они не привнесены извне, а выработаны историей. За них наши предки боролись, стремились воплощать в реальную жизнь.

Преобладающей чертой характера белорусов является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Толерантность есть отношение к другому человеку, к представителям другого этноса или религиозной конфессии, к другим социальным общностям как к равным себе партнерам. Толерантность как жизненная установка предполагает настроенность на взаимопонимание с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотношения, на признание и уважения их права на собственную самобытность. Это важное качество белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве.

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т. п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки других людей. Белорусы высоко оценивают доброжелательность как важнейший принцип взаимоотношений в семье, с друзьями, на работе.