Здесь важно выделить проблему, которая должна быть изучена, определить отобрать людей для опроса, составить выборку.

Телефонный опрос

Он имеет преимущество перед анкетой, так как возврат анкет очень мал. Велика вероятность неправильного заполнения анкеты. Интервьюирование стоит дороже. И оно не свободно от влияния интервьюера. Телефонный опрос исключает затраты на тиражирование анкеты, занимает меньше времени, оперативно предоставляет итоговые данные. Телефон имеет признак социального статуса – между наличием телефона и образованием. Доходом, обращением к СМИ существует статистическая зависимость. Поэтому, если стремимся к качеству, нужно личное интервью. Телефонный опрос экономит время и деньги, но теряет в качестве. О плюсах и минусах телефонного опроса в сравнении с анкетой – прочитать самостоятельно.

Опрос в практике журналистов

Что же дают нам опросы? Стоит ли вообще тратить на них столько денег и усилий?

Опрос очень похож на интервью, однако обладает рядом самостоятельных характеристик. В ходе интервью журналист получает ответы на множество вопросов от одного человека. Цель опроса – получить ответы на один и тот же вопрос (или несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Опросы проводятся на самые животрепещуще темы.

Опрос осуществляется как в ходе личного (с глазу на глаз) контакта журналиста с респондентом, так и по телефону, а теперь и через Интернет. Те публикации, которые излагают ход или результаты опроса, можно отнести к самостоятельному типу текстов, которые тоже называют опросами.

Выступления прессы, построенные на материале, который журналист получает с помощью опроса, делятся на два вида: информационные и аналитические.

Информационный опрос

Его цель – извещение аудитории о существовании «веера> каких-либо мнений. Суждений, предпочтений, связанных с заинтересовавшей журналиста проблемой. Такие материалы часто появляются под рубрикой «Блиц-опросы».

Аналитический опрос

Публикации, построенные на ответах, приобретают черты развернутого аналитического текста. Помимо информационных вопросов здесь журналист ставит вопросы: почему, как объяснить, что значит, в чем причины. Объединяя в одном тексте несколько подробных ответов на каждый из заданных вопросов, журналист добивается «стереоскопического эффекта> в освещении предмета, о котором идет речь. Этим аналитический вопрос радикально отличается от других, чем-то похожих на него публикаций, например, от комментария.

Аналитические опросы часто появляются в серьезных общественно-политических, деловых изданиях.

Важную роль играют факторы времени и обстоятельств проведения интервью. Яркий пример действия этого фактораприводят авторы «Путеводителя журналиста по опросам общественного мнения. С. 106 - 107.28 ноября 1979 г. В посольстве США в Тегеране экстремисты захватили заложников ­американских граждан – и угрожали ужасными последствиями. Президент США Джимми Картер мучительно думал над проблемой. Отношение американцев к его деятельности было уже неважным, а рейтинг приближался к самому низкому значению за всю историю опросов. Как раз в этот вечер «Эн-Би-Си Ньюс» и «Ассошиэйтед Пресс» начали очередной массовый опрос населения об отношении к президенту, к проблеме заложников в Иране и пр. результаты получались неважные: плохие оценки действий президента, упавший рейтинг. Но вот начинается пресс-конференция Джимми Картера по национальному ТВ. Опрос приостановлен, все, в том числе и интервьюеры, прильнули к экранам телевизоров. В своем выступлении президент призвал к освобождению заложников, клятвенно пообещал поднять Америку против террористов. После окончания конференции опрос возобновился. И как разительно отличались ответы респондентов! (С. 107). Опыт показывает, что события и их освещение в прессе отражаются на президентских рейтингах. Да и не только на президентских.