На какие три части в социологии принято разделять мировую систему

а) ядро, полупериферия, периферия;

б) центр, середина, окраина;

в) развитая часть, среднеразвитая, малоразвитая;

г) страны первого мира, страны второго мира,страны третьего мира?

10. Какой из нижеперечисленных типов стратификационной системы характеризует общество открытого типа:

а) сословный;

б) классовый;

в) рабовладельческий;

г) кастовый

11. Что из перечисленного НЕ относится к видам межличностного общения:

а) императивное;

б) лингвистическое;

в) диалоговое;

г) манипулятивное

12. К агентам социализации относятся:

а) родители;

б) СМИ;

в) социальные институты;

г) сенсорно-перцептивная система;

д) возрастные кризы;

е) школа;

ж) неформальные молодежные организации;

з) система здравоохранения;

и) компьютерные игры;

к) стыд и вина


13. Кто из перечисленных ниже ученых является автором концепции «зеркального Я»:


а) Дж. Мид;

б) Ч. Кули;

в) Р. Линтон;

г) Д. Рисмен;

д) М. Мид;

е) Ж. Пиаже;

ж) Э. Эриксон


14. Как называется ситуация, когда 17-летнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

а) культурный конфликт;


б) конфликт поколений;

в) ролевой конфликт;

г) статусный конфликт?

15. Социальным статусом называется:

а) позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями;

б) поступки человека в соответствии с социальными ожиданиями;

в) характеристика общества как устойчивого целого;

г) совокупность потребностей и мотивов, влияющих на социальное взаимодействие.


16. Группу отличает от простого скопления людей:


а) некоторая продолжительность существования;

б) взаимодействие между ее членами;

в) наличие общей цели или целей;

г) наличие хотя бы рудиментарной групповой структуры;

д) отсутствие противоречий между ее членами.


17. Для групповой динамики характерно:


а) «идиосинкразический кредит» неминуемо ведет к регрессу и распаду группы;

б) растущее стремление членов группы к самореализации и самоутверждению;

в) сочетание процессов интеграции и дифференциации;

г) периодически возникающие рассогласования поведения лидера и ожиданий, связываемыми с его действиями членами группы;

д) не существует каких-либо закономерностей, объясняющих насколько тому или другому члену группы может быть позволено отклоняться от групповых

норм.


18. К. Левин выделил три стиля лидерства, в число которых НЕ входит:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либерально-попустительский;

г)промежуточный.

19. Проявления девиантного поведения:

а) бегство от действительности (ретреатизм);

б) конформизм;

в) бунт;

г)инновация.

20. Теория социальной аномии рассматривает:

а) правила и нормы поведения;

б) нарушение коллективного порядка;

в) явления социальной харизмы;

г) отсутствие четкой системы социальных норм.

21. Система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем – это:

а) ментальность;

б) мировоззрение;

в) мироощущение;

г)менталитет.

23. Процесс вхождения индивида в новую для него культуру:

а) социализация;

б) культурная трансмиссия;

в) аккультурация;

г) инкультурация.

24. Укажите составляющие уравнения демографического баланса:


а) численность населения в начальный момент времени;

б) число вступивших в брак за период времени;

в) число родившихся за период времени;

г) число умерших за период времени;

д) число прибывших за период времени;

е) число убывших за период времени;

ж) число разводов за период времени.


25. Укажите внутренние источники статистической информации:


а) переписи и обследования;

б) отчетность предприятий;

в) административные источники;

г) платежный баланс;

д) регистр предприятий;

е) денежная и банковская статистика;

ж) таможенная статистика


 

 

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов.

2.1. Рекомендации по работе с материалами учебно-методического комплекса

Настоящие учебно-методические материалы подготовлены для использования в учебном процессе слушателями, обучающимися по направлению «Социальная работа» и изучающими курс, как одну из обязательных дисциплин гуманитарного знания.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на требования образовательного стандарта по данной учебной дисциплине, содержащиеся в п.1.1. Раздела 1. Здесь представлены основные знания, которыми должен обладать слушатель по окончании курса, а также умения и навыки, которыми он должен овладеть в ходе изучения дисциплины.

При изучении раздела № 1 настоящего комплекса необходимо обратить внимание на основные термины, прилагающиеся к каждой теме курса.

Учитывая междисциплинарный характер социальной работы, необходимо отметить специфику раздела № 1 настоящего комплекса, в рамках которого изучаются тесно взаимосвязанные друг с другом науки – социология, социальная статистика, этнография и демография. Соответственно, различные проблемы социальной работы рассматриваются в социологическом и статистическом аспектах, в ракурсе этнографии и демографических процессов, что способствует формированию целостного представления о социальной проблематике.

В разделе 3 настоящего комплекса представлены глоссарии по каждой, входящий в данный курс науке: социологии, социальной статистике, этнографии и демографии.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы 1 «Социология как наука: история становления и современность» особое внимание следует обратить на социологию О. Конта и эволюционную концепцию Г. Спенсера, а также на современный этап развития социологии, ее предмет, задачи и функции, на взаимосвязь социологии с другими науками.

При изучении темы 2 «Социальные системы и социоструктурные образования» особое внимание следует обратить на следующие вопросы: социальные связи и типы социальных систем; современные концепции и топологии обществ; гражданское общество; социальная структура и социальная стратификация; социальная мобильность; социальные институты и социальные организации.

При изучении темы 3 «Человек в социокультурной системе»особое внимание следует обратить на специфику понятий «человек» и «личность» в гуманитарных науках; соотношение природного и социального в становлении и развитии личности; социальная структура личности и сущность социализации; социокультурная типология и социальные типы личности; механизмы социальной деятельности и поведения; мотивы и ценностные ориентации, социальные установки; виды социального поведения; социальный контроль и девиация.

При изучении темы 4 «Социальные изменения в обществе»особое внимание следует обратить на следующие вопросы: социальные изменения: понятия и виды; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; мировая система и процессы глобализации; место России в мировом сообществе.

При изучении темы 5 «Программа прикладного социологического исследования»особое внимание следует обратить на специфику составления программы социологического исследования, разработку инструментария исследования.

При изучении темы 6 «Методы сбора, обработки и анализа социологической информации» особое внимание следует обратить на сущность и виды опроса.

При изучении темы 7 «Социологические проблемы социальной работы» особое внимание следует обратить на взаимосвязь проблем социальной работы с социологическими

проблемами, а также на пути их решения; на государственные стандарты и социальные нормативы в области социального обслуживания населения и социологическую оценку их влияния на социальную ситуацию в городе (регионе).

При изучении темы 8 «Социальная статистика» особое внимание следует обратить на статистку уровня жизни населения и статистику отдельных отраслей.

При изучении темы 9 «Этнография и демография»особое внимание следует обратить на следующие вопросы: культурно-историческое взаимодействие народов; демографическое прогнозирование в России и социальная работа; демографическая политика и её взаимосвязь с социально-экономической политикой.

Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:

1. Новикова, С. С., Соловьёв А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.-496 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Добросвет», 2008.-596 с.

3. Глушкова В. Г. Демография: учебное пособие.

К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:

1. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Добросвет», 2009.-596 с

2. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

3. Девятко,И.Ф. Методы социологического исследования: учеб.пособие для студентов вузов / Девятко, Инна Феликсовна. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2010.

4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

6. Афанасьев, Валерий Владимирович. Историческая социология :[Текст] : учебное пособие для студ. вузов / Афанасьев, Валерий Владимирович. - М.: КДУ, 2009.