Концепция нового индустриального общества ДЖ.Гэлбрейта

причины возникновения нового индустриального общества. Наиболее важные работы Дж. К. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономические теории и цели общества» (1973).Гэлбрейт, одним из первых, сделал попытку Теоретически обобщить опыт регулирования экономики США во время второй мировой войны.Он пришел к выводу, что олигополистический по своей природе рынок лучше поддается регулированию и планированию, чем рынок свободной конкуренции. В своих последующих работах Гэлбрейтделит американскую экономику на две качественно разнородные системы — «планирующую» и «рыночную».Основными критериями деления экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства: наличие передовой техники и сложной организации. В характеристике различий между планирующей и рыночной системами Гэлбрейт большое внимание уделяет категории экономической власти, то есть контролю над ценами, издержками, потребителями, над экономической средой. Он считает, что в современном обществе такая Власть сосредоточивается только в крупных корпорациях. Рыночная система, включающая в себя мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей, несовершенна по сравнению с планирующей системой – не может влиять на цены. Главным в концепции Гэлбрейтаявляется анализ планирующей системы и ее основного звена — «зрелой корпорации». Власть в корпорации неизбежно переходит к специальной группе людей, которая направляет деятельность, предприятия, является его мозгом. Такую группу людей Гэлбрейт предлагает называть техноструктурой. Развитой или зрелой корпорацией называется корпорация, в которой власть перешла к техноструктуре. Переход власти определил и изменения корпорацией ной стратегии: техноструктура уже не ставит своей целью получение максимальной прибыли. Гэлбрейт делит цели техноструктурына две группы: защитные цели, преследующие прежде всего самосохранение техноструктуры, и положительные — преследующие упрочение и расширение власти. Теория побудительных мотивов. Побудительные мотивы — это те средства или стимулы, с помощью которых достигается согласованность, то есть те средства или стимулы, которые побуждают отдельных личностей отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям организации. Для уяснения сути дела представим себе группу людей, копающих канаву. Копание канавы вряд ли может быть увлекательным занятием для обычного человека. Цель такой группы или организации будет, вероятно, достигнута, когда канава будет полностью аккуратно вырыта. Задача состоит в том, чтобы люди отказались от своих личных стремлений в интересах совместной работы лопатами. Это может быть достигнуто следующим образом: Группа может заставить принять свои цели, Согласие с общей целью может быть куплено, Личность, будучи связана с группой, может прийти к выводу, что цели группы выше ее собственных интересов, человек может служить организации не потому, что он ставит ее цели выше собственных интересов, а потому, что он надеется привести их в более точное соответствие со своими собственными целями. «Зрелая корпорация» особенности стратегии на рынках. Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование — объективная потребность современной промышленности. Идея замены рыночной стихии промышленным планированием широко используется Гэлбрейтом в обосновании процесса трансформации капитализма в новое индустриальное общество. Будучи приверженцем курса разрядки и мирного сосуществования в политике, Гэлбрейт полагал, что общность природы крупных предприятий в капиталистической и социалистической экономике обусловливает тенденцию к конвергенции («схождению») двух экономических систем. Концепцию конвергенции Гэлбрейт противопоставил доктрине неизбежного конфликта между социалистическим и несоциалистическим мирами.


24. Общая характеристика развития экономической теории в 70-90-е гг.
Период 70-х гг. явился временем «второго кризиса экономической теории» Запада в XX в. (по выражению Дж. Робинсон). Этап 70-х,гг. был трудным для всех школ и направлений. Но когда говорят о «втором кризисе» экономической теории, подразумевают в первую очередь кризис кейнсианства, или концепций государственного воздействия на экономику через совокупный спрос.
Экономическая ситуация и причины кризиса кейнсианства
Главной из них, безусловно, явилось общее ухудшение хозяйственной конъюнктуры в 70-х-начале 80-хгг. В 1973—1975 гг. западному миру довелось пережить самый тяжелый за весь послевоенный период циклический спад. Темпы экономического роста в 70-х гг. значительно понизились. В начале следующего десятилетия экономику наиболее развитых стран поразил еще один циклический кризис 1980—1982 гг. Возрождение глубоких кризисных спадов означало несомненную дискредитацию инструментария неокейнсианства. Еще одна причина состоит в теоретических слабостях кейнсианства, связанных с невозможностью найти эффективное противоядие галопирующей инфляции. Всплеск роста цен на Западе непосредственно был спровоцирован «нефтяным шоком» 1973 г. Политика дефицитного финансирования, составленная по рекомендациям кейнсианцев, была нацелена на стимулирование экономического роста за счет увеличения расходов государственного бюджета. Какое-то время подобная политика была результативной; однако уже в середине 70-х гг. инфляция окончательно вышла из-под контроля.
Следующая причина-неспособность кейнсианства объяснить явление стагфляции, то есть сочетание циклического спада и высокой безработицы — с одной стороны, и инфляции — с другой.
К основным причинам дискредитации кейнсианского направления необходимо также отнести отсутствие у его лидеров концепций, могущих объяснить кризисы мирового хозяйства и сформулировать программы их урегулирования. Что касается мирового валютно-финансового кризиса, то кейнсианская доктрина имела непосредственное отношение к его инициированию. Крах Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов (массовый сброс $ правительствами зарубежных стран), которая была сформулирована в духе кейнсиантсве.
Институциональные изменения-Возрождение мелких форм организации производства:НТП создал базу для мелкосерийного производства – технологии;Сфера услуг;Диверсификация спроса в связи с ростом доходов;Информационный рынок; В условиях кризиса они более мобильные.
В итоге кейнсианство утратило роль ведущего направления экономической теории Запада и вынуждено было перейти на вторые позиции. В 70-е гг. неоклассики, ведомые Чикагской школой М. Фридмана начали активно теснить кейнсианцев в экспертных советах при правительствах. При этом они развернули активную пропаганду идей «свободного предпринимательства» и приобрели огромное влияние в академических кругах. (UK-Тэтчер и ее советник Фридман, США-администр. аппарат Рейгана). Неоклассическая (монетаристская) рецептура быстро распространилась и в других странах Запада. Последующий период 80-х гг. принято именовать «экспансией неоконсерватизма». Неоконсерватизм — понятие более широкое, чем неоклассика, он составляет общую мировоззренческую платформу современного неоклассического направления. Неоконсерватизм дословно означает — курс на сохранение старых ценностей в новых условиях. В собственно экономической сфере неоконсерваторы настаивают на восстановлении в полном объеме таких ценностей, как экономическая свобода, частная собственность; рыночное регулирование, система свободного предпринимательства.
Неоконсерваторы критиковали кейнсианскую доктринау «большого правительства» и орениентацию на "государство всеобщего благоденствия"."Большое правительство» — это и большие налоги. В итоге, как считали неоконсерваторы, экономике наносится двойной вред: во-первых, в сфере регулирования частный предприниматель либо прямо заменялся государственным бюрократом, либо вынужден был подчиняться ему (а это вело к падению эффективности); во-вторых, прогрессивное налогообложение забирало в казну значительную долю предпринимательской прибыли, что резко снижало стимулы для частного бизнеса.
Кризисные, события в экономике стран Запада, начиная с середины 70-х гг., неоконсерваторы как раз и объясняли подрывом старых ценностей, а в их полномасштабном восстановлении видели путь выхода из кризисной ситуации. Главными ориентирами стали: сокращение объема государственного регулирования, больший акцент на регулирующей роли рынка и частного бизнеса. Сокращение объема государственной собственности, программа реприватизации были заявлены в качестве первостепенных задач в экономической программе тэтчеризма, у США- налоговая реформа: общую сумму налоговых поступлений предполагалось сократить примерно на 30%. Тем самым должна была снизиться активность государства в сфере косвенного экономического регулирования. Философией умеренных налогов и сокращения социальных программ руководствовались практически все правительства западных стран, находившиеся под влиянием неоконсервативной теории. Важные идеи были высказаны по поводу системы стимулирования: для того чтобы стать эффективной, она должна была стать не только наглядной, но и весьма жесткой.
Развитие науки. Предмет.
1. разработка микрооснов макроэкономики; 2. особое внимание к теории поведения
- Мэйнстрим: Монетаризм – теория адаптивных ожиданий; Новая классическая теория – теория рациональных ожиданий;Новое кейнсианство – теории информации;
-Альтернативные теории поведения:Неоинституционалисты – анализ институтов через мотивы поведения. 3. бурное развитие прикладных экономических дисциплин (менеджмент)
Развитие науки. Методы:1.рост специализации, 2.количественные методы приобретают доминирующее значение (вкл. клиометрику), 3. на первый план – теория игр, матрицы, 4.экспериментальная экономическая теория, 5.осознание кризиса экономической науки
В рамках обновленного неоклассического направления возникли новые школы, и прежде всего — монетаризм, экономическая теория предложения, школа рациональных ожиданий (новая классическая теория). Возникает своеобразная оппозиция неоклассическому направлению внутри современного либерализма- Неоавстрийцы (проблема искажения сигналов, государство неэффективно). Сторонники госуд вмешательсвта: Посткейнсианцы – идея неравновесности экономического механизма; Институционалисты (Белл)- необходимость государственного контроля за деятельностью крупных корпораций.


 

25. Американский монетаризм и экономическая теория предложения
Монетаризм представляет собой одно из влиятельных течений современного экономического консерватизма, получившее широкое распространение в середине 70-х гг. В этот период неоконсерваторы развернули критику кейнсианства по всем основным экономическим проблемам (долговременный рост и накопление капитала, занятость, инфляция, деньги, государственный бюджет и т.д.). В этой волне критики выделялись две более или менее сложившиеся теоретические школы неоконсерватизма — монетаризм и экономика предложения.

Для монетаристов ключевым пунктом критического пересмотра кейнсианской доктрины стала проблема инфляции, что, привело к реанимации идей классической количественной теории денег (КДТ). Возрождение КДТ особенно четко проявилось в теоретической системе Чикагской школы, возглавляемой американским экономистом М. Фридманом. Лозунг «деньги имеют значение» стал символом монетаризма. М. Фридман выступает против программы «регулирования спроса» мерами государственного вмешательства в экономику (поскольку такая программа нарушает естественные корректировки через конкуренцию); он также против политики бюджетного дефицита как средства активизации совокупного спроса.

Метод: 1.скептицизм; 2.эмпиризм; 3.концепция «черного ящика».

Теория перманентного дохода. Фридмен следовал двум постулатам позитивизма: доказуемость и верифицируемость. Для теории перманентного дохода это выражалось, «во-первых, в возможности предсказывать в количественных величинах изменение характеристики потребительского поведения из-за изменения дохода, во-вторых, в согласуемости концепции и эмпирических данных». Были проведены эмпирические исследования теории «дохода Дж.М. Кейнса, результаты которых практически по всем позициям противоречили выводам автора «Общей теории». в 1942 г. С. Кузнец пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению не падала, а оставалась постоянной, несмотря на значительное увеличение дохода. Кроме того, Фридмен указывает на концепции потребительского поведения: теорию относительного дохода Бреда и Розы Фридмен (потребление зависит не от абсолютного дохода, а от его распределения и положения потребителя на социальной лестнице), а также на схожую концепцию Дьюзенбери, который ввел в анализ влияние на текущее потребление факторов прошлого дохода и «эффекта соперничества или подражания». В 1957 г. в работе М. Фридмена «Теория потребительской функции» в законченном виде появилась .концепция перманентного дохода, основы которой были заложены в его диссертации «Доходы от независимой профессиональной деятельности»

Теория номинального дохода: Было доказано, что динамика объема денежной массы через определенный период времени повторяется в динамике экономической конъюнктуры — если объем денег в экономике повышается, то спустя некоторое время (примерно 12—18 месяцев) повышается и деловая активность, и наоборот. Эта закономерность была описана М.Фридменом. трансакционный вариант И. Фишера, послуживший отправной точкой для разработки М. Фридменом своего варианта КТД — теории номинального дохода.
И. Фишер объяснял наличие данной связи с помощью своего уравнения обмена: . Эмпирическим путем М. Фридмен выводит формулу зависимости уровня номинального дохода от объема денежных средств:Y= V * M,где Y— уровень номинального дохода; V—скорость обращения денег; М— количество денег. М. Фридмен принимает сторону Дж.М. Кейнса и рассматривает деньги как капитальный актив. т.е. средства, необходимые, например, для вложения в ценные бумаги. Каждый потребитель, получающий определенное количество денег, формирует так называемый портфель активов. М. Фридмен выделяет несколько видов активов — наличные деньги, облигации, акции, инвестиции в человеческий капитал. Соответственно, спрос на деньги будет зависеть от уровня доходности этих активов, а также от индивидуальных предпочтений каждого потребителя. С учетом того, что скорость обращения денег в длительном периоде является относительно неизменной, формула, предложенная М. Фридменом, предполагает, что изменения в объеме денежной массы приводят к соответствующим изменениям в номинальном доходе. Сам механизм изменений М. Фридмен не описывает, представляя его в виде черного ящика. Позже онн предлагает следующий вариант теории номинального дохода: -ф. спроса на деньги.; - это предложение денег; - условие равновесия, уравнение нормы процента.(у*-постоянный или ожидаемый темп прироста номинального дохода Y). В модели Фридмена главным импульсом, нарушающим равновесие на денежном рынке, является непредсказуемое увеличение предложения денежной массы. М. Фридмен отводит второстепенную роль влиянию изменений процентной ставки. Главный же эффект сдвигов проявляется, в первую очередь, в области цен при условии, что производство максимально использует ресурсы, имеющиеся в хозяйстве. Таким образом, передача импульсов от денежной массы на уровень номинального дохода происходит через опосредование изменения уровня цен.

Концепция адаптивных ожиданий. Она построена на основе естественного уровня безработицы, под которым понимается такое количество рабочей силы на рынке труда, при котором не будет ощущаться ни ее нехватки, ни избытка. Данная теория разделяет кривую Филипса на краткосрочную и долгосрочную. Где первая почти совпадает с кейнсианской, и перемещение по ней объясняется на основе следующего принципа: когда действительный уровень инфляции выше, чем ожидаемый, уровень безработицы упадет, и наоборот. Долгосрочная же кривая Филипса имеет вид вертикальной прямой с ординатой в точке естественного уровня безработицы. Она объясняется теорией адаптационных ожиданий: хозяйствующие агенты формируют свои ожидания по поводу затрат на основе простого переложения тенденций изменения инфляции и связанных с ней процессов в прошлом на будущее. В результате монетаристы приходят к выводу, что любой данный уровень инфляции сочетается с естественным уровнем безработицы.

Концепция естественной нормы безработицы: факторы, обуславливающие естественное состояние безработицы производительность труда, структура занятости, условия международной торговли и т.д., а также социально-психологи­ческие факторы, которые определяют претензии людей, их нежелание признать новую ситуацию и т.д.

Д. Лейдлер, опубликовавший в 1980 г. работу «Монетаристский подход», в которой была представлена монетаристская модель с адаптивными ожиданиями и в целом подтверждены выводы Фридмена, пришел к следующим выводам: Политика стимулирования спроса не может снизить естественный уровень безработицы (к контексте кривой Филипса это означает отсутствие долгосрочной обратной связи между инфляцией и безработицей), но она может воздействовать на ту части безработицы, которая возникает в результате краткосрочного уменьшения агрегированного спроса ниже его потенциального уровня из за фрикционности рынка труда.Правительство может попытаться снизить естественный уровень безработицы особыми методами, например, уменьшая «трение» на рынке рабочей силы, чего можно добиться программой переподго­товки кадров и структурной политикой. В условиях инфляции наиболее желательна денежная политики, направленная на постепенное снижение темпов роста денежной мас­сы — так называемый градуализм.

Рекомендации в области экономической политики: Монетаристы, напротив, видят в дискреционной (т.е. проводимой «по своему усмотрению») политике правительства главное зло. Для монетаристов главное — обеспечить ценовую стабильность, устойчивость денежной единицы. Выступают против «активизма» и стремления устранить циклические колебания конъюнктуры. При этом, если важным объектом макрорегулирования у кейнсианцев является процентная ставка, то у монетаристов в этой роли выступает объем денежной массы. М. Фридмен выдвинул идею регулирования объема денежной массы автоматическим способом, выступая против волевых решений ФРС. Предполагал сочетать монетаристскую и бюджетную политику посредством влияния государственного бюджета на объем денежной массы, а также сохранять на неизменном уровне такие элементы бюджета, как общая сумма расходов, трансфертные платежи, ставки налогообложения. Но позже М. Фридмен упростил метод автоматического регулирования объема денежной массы, сведя его к «денежному правилу»: устойчивый прирост количества денег из года в год, совпадающий с ежегодным темпом роста реального ВНП в длительной перспективе. Фридмен настаивает на жестком соблюдении своего «денежного правила». Другим важным пунктом при определении экономической политики государства стало признание существования длительных и непредсказуемых лагов между изменением денежной массы и сдвигом в производстве.
История возникновения экономической теории предложения: Теория предложения (supply-side economics) сформировалась в 70-е гг. усилиями главным образом экономистов США. Ее сторонники, так называемые сэплайсайдеры, представляют неоконсервативное течение, неоклассическую экономическую теорию. Среди идейных источников теорий предложения можно выделить взгляды представителей неоавстрийской школы, прежде всего Ф.фон Хайека, элементы теории предельной эффективности факторов производства, современного монетаризма. У теории нет собственной, ясно сформулированных методологической и идейной платформ, четкой характеристики предмета, признанных лидеров.

Авторы стоят за переход к долгосрочному государственному регулированию предложения факторов производства, считают необходимым снижение налогов и проведение ограничительной денежной политики, разделяют эффект Лаффера. В большинстве образующих теорию предложения концепций в той или иной степени присутствуют монетаристские компоненты. Отметим, что по ряду проблем (роль денежной политики в стабилизации инфляционного процесса, финансирование бюджетного дефицита и др.) представителям теории предложения удалось выработать позиции, существенно расходящиеся с монетаристскими. Создатели теории проводят твердую антикейнсианскую линию.

Практически все разделы теории предложения строятся на основе одной и той же концептуальной схемы. Корни данного подхода уходят в традиции неоклассической экономической теории. Имеется в виду идеализация «спонтанного рыночного порядка» и сведение функций государства к обеспечению условий его бесперебойной работы. Иные формы государственного вмешательства в экономику признаются вредными, расстраивающими механизм рынка и порождающими хозяйственные трудности. Поэтому, например, известный теоретик неоконсерватизм М. Фелдстайна усматривал в «неправильной» кейнсианской политике первопричину этих трудностей.

Влияние гос. политики на уровень занятности\деловой активности: Сторонники теории предложения в целом разделяют монетаристскую трактовку причин безработицы, включая концепцию ее «естественной» нормы. Они возводят безработицу в ранг чисто рыночного явления, а любые действия государства, направленные на снижение безработицы макроэкономическими способами, расценивают как неоправданное посягательство на свободу предпринимательства. Своеобразие их позиции: главный фактор роста безработицы считается система государственного социального обеспечения. Во-первых, в ней видят причину ослабления стремления незанятых к поиску рабочих мест, а значит увеличения «естественной» нормы безработицы. Во-вторых, с социальными программами связывается рост расходов государственного бюджета, что требует довольно высоких ставок налогообложения. К тому же государственные затраты на социальные цели делают потребление предпочтительней инвестиций.

В отличие от монетаристов создатели теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и действия государства, вызывающие неожиданные колебания издержек производства. Представители теории предложения полностью отвергают дефицит. Недоверие создателей теории предложения к государственным органам, проводящим денежную политику, скептицизм в отношении их способности финансировать дефицит в рамках монетаристской денежной стратегии, не допуская непредвиденной инфляции, указывает на то, что по проблемам бюджета они занимают более реалистическую позицию, нежели монетаристы. Добавим, что и в этом пункте их взгляды куда лучше согласуются с представлениями Ф. фон Хайека, чем М. Фридмена.

Вопросы налогооблажения(эффект Лаффера)

Сторонники теории предложения, напротив, расценивают налоговую политику как важнейший инструмент государственного регулирования. Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должно более полно раскрыть возможности рыночной системы. В налоговом разделе теории предложения предусматривается, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной эффективности.

Например, в большей степени надо сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Личные сбережения рассматриваются, как видно, в качестве своеобразного запасного резервуара денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Это заключение известно как эффект Лаффера. Согласно концепции американского экономиста А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок вызовет лишь кратковременное сокращение объема государственных доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а, следовательно, совокупных доходов, подлежащих налогообложению.( по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок.)

Экономическая программа(политика): 1. акцент на снижение налогового бремени (особенно налоги на доходы от инвестиций, на высокие личные доходы); 2. скептически относятся к возможности государства проводить грамотно даже монетарную политику; 3. крайне негативное отношение к инфляции (обесценивает сбережения);4. сопровождаться монетаристской политикой здоровых финансов.