Понятие «личность», структура и свойства личности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.Понятие личностисвязано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. Движущей силой развитияличностиявляются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.Развитие личности- это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Структура личности (тоже что и свойства):

1темперамент (динамика психических процессов)

способности (психические возможности личности, в отдельных видах деятельности) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрениехарактер личности

Психологическая стуктура личности– представляет собой целостное системное образование, совокупнолсть социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и постпков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Подструктуры личности:

биологически обусловленная подструктура(возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента) индивидуальная подструктура(индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств)

индивидуальный социальный опыт(приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер)

подструктура направленности личности(наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен

 

Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.

Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Оно позволяет людям передать свои мысли и переживания и вместе с тем ограничивает их, задает определенные рамки самовыражения и познания. Творчество, с одной стороны, отражает прошлое народа, а с другой - определяет многие особенности его психологии, а значит влияет на настоящее и будущее. Существуют два основных понимания творчества: Творчество - социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально-значимых и эстетических конструкций. Творчество - постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.

Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу. Но появилась гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Выделили стадии процесса творчества (англ. уч. Г.Уоллес):

  1. Подготовка (зарождение идеи).
  2. Созревание (концентрация, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  4. Проверка.

Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В нем проявляется активность бессознательных психических процессов.

Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом, как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой - уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала.

Методы диагностики творч. способностей:

Наблюдение, тестирование, эксперимент, опрос.

Методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

.

Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема. Пути нравственного воспитания личности.

Социальное формирование личности— естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Биогенное направление - развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот

Социогенное направление - человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;способствует нравственному самовоспитанию личности.

Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей:потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Словесные методы-Рассказ, беседа, инструктаж

Практические методы -Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

Наглядные методы- Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Направления воспитания личности:

Духовно-нравственное

Физическое

Интеллектуальное

Трудовое

Патриотическое

Экологическое

Эстетическое

Пути

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, комсомольских собраний, пионерских сборов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области морали сопровождаются этическими переживаниями.