Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

Кандидатура на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ, а также вопрос об освобождении от уже занимаемой должности рассматриваются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Оба эти вопроса предварительно обсуждаются в Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, которая готовит соответствующее заключение.

Вопрос о назначении на указанную должность рассматривается в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ.

Решение о назначении и об освобождении проводится тайным голосованием. Заместитель Председателя Счетной палаты РФ считается назначенным на должность или освобожденным, если за представленную Президентом РФ кандидатуру или за освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, оно отклоняется. В случае отклонения предложения о назначении названной кандидатуры Президент РФ в течение двух недель представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на эту должность.

Решение о назначении на эту должность или отклонении, а также об освобождении или об оставлении в должности оформляется постановлением Совета Федерации.

Кандидатуры для назначения на должности аудиторов Счетной палаты РФ предлагают комитеты, комиссии Совета Федерации. Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ дает заключение по каждой кандидатуре, формирует список кандидатур и представляет его на заседание Совета Федерации. Обсуждение проводится по каждой кандидатуре.

По каждой кандидатуре, представленной для назначения на должность аудитора Счетной палаты РФ, проводится тайное голосование. Назначенным на эту должность считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если же представленные кандидатуры не получат при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, то на вакантные места Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ представляет Совету Федерации новые кандидатуры.

Назначение на должность аудиторов Счетной палаты РФ оформляется постановлением Совета Федерации.

Рассмотрение вопроса об освобождении от должности аудиторов Счетной палаты РФ точно такое же, как и в случае назначения на должность.

Кроме назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ и освобождения от них Совет Федерации может лишить их неприкосновенности по представлению Генерального прокурора РФ.

Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ совместно с Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в недельный срок рассматривают это представление, готовят на него заключения и проект постановления Совета Федерации. В проекте постановления Совета Федерации может быть сформулировано следующее: согласиться или отказаться в даче согласия на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудитора Счетной палаты РФ.

Проект постановления рассматривается на заседании Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

2. Совет Федерации принимает постановления по всем перечисленным в п. 1 комментируемой статьи вопросам, а также по вопросам, содержащимся в других статьях Конституции РФ (например, ст. ст. 104 - 108, 134 - 137). Постановления относятся к подзаконным актам, которые принимаются на основании и во исполнение законов.

Постановления Совета Федерации могут быть нормативными и ненормативными актами. Под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) <1>. К таким актам следует отнести, например, постановления о принятии Регламента палаты или внесении в него изменений.

--------------------------------

<1> См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 289.

 

Ненормативный акт - это такой акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении конкретного юридического или физического лица. Здесь речь идет о постановлениях о назначении на должность или освобождении от нее, других действиях единовременного характера.

Кроме постановлений Совет Федерации принимает заявления и обращения по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, рассматриваемых в том же порядке, что и постановления палаты.

3. В ч. 3 комментируемой статьи определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Общее число членов Совета Федерации составляет 178 человек. Простое большинство голосов - число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации. То есть для принятия постановления необходимо не менее 90 голосов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. С. 367.

 

Однако не все постановления Совета Федерации рассматриваются в таком порядке. Существуют и исключения, когда такие постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее 3/4, 2/3 или 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Например, голосование об отрешении Президента РФ от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ такое решение принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Такое же положение действует и в случае повторного рассмотрения и одобрения федерального закона Советом Федерации в ранее принятой редакции (ч. 3 ст. 107).

Не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации требуется на принятие федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108).

Не менее 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации необходимо для пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ (ч. 2 ст. 135).

 

Статья 103

 

Комментарий к статье 103

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы, которые не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции нижней палаты парламента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Полномочия Государственной Думы определяются также и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Так, например, полномочия принимать федеральные законы, Регламент Государственной Думы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и др. содержатся в Конституции РФ, соответственно в ст. ст. 105 и 101. Федеральный закон "О военном положении" конкретизировал полномочие Государственной Думы о принятии федеральных законов правом принимать такие законы по вопросам обеспечения режима военного положения и по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними). Регламентом Государственной Думы добавлены его полномочия по утверждению планов международных связей Государственной Думы с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, внесению запроса в Конституционный Суд РФ и направлению представителей Государственной Думы в него и др.

В соответствии с комментируемой статьей к ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы, по которым она принимает постановления: