ТЕМА 13. Осуществление и защита гражданских прав. Представительство

Цель изучения:

Анализ принципов реализации, форм и способов защиты гражданских прав, в том числе с помощью представителей.

Подтемы:

1. Понятие и принципы осуществления гражданских прав.

2. Право на защиту, формы и способы защиты гражданских прав.

3. Осуществление, защита гражданских прав и исполнение обязанностей через представителя. Коммерческое представительство.

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать, что: «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские « (п. 1 ст. 9 ГК); «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах» (абз. 1 п. 1 ст. 10 ГК), в частности в форме ограничения конкуренции (монополизм) и недобросовестной конкуренции;

2) уметь определить понятия реального ущерба и упущенной выгоды;

3) приобрести навыки оформления доверенности.

При изучении темы 13 необходимо:

1) читать Пособие (тема 13);

2) ответить на вопрос 29 практикума;

3) акцентировать внимание на понятиях необходимой обороны, крайней необходимости, морального вреда и коммерческого представительства.

Для самооценки темы 13 необходимо:

1) дать определения понятий конкуренции, ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции;

2) перечислить все способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК);

3) назвать все виды представительства по гражданскому праву.

План семинарского занятия по теме 13:

1. Понятие, принципы и пределы осуществления субъективных гражданских прав и исполнения субъективных гражданских обязанностей.

2. Понятие и формы злоупотребления гражданским правом. Монополизм и недобросовестная конкуренция.

3. Судебная защита и самозащита гражданских прав.

4. Общегражданское и коммерческое представительство.

127

Правоведение

Осуществление гражданских прав. Гражданские права осуществляются на базе ряда принципов. В силу одного из них граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. Этот принцип целиком отвечает основным началам гражданского законодательства, в том числе заложенной в них идее беспрепятственного осуществления гражданских прав. В то же время субъекты гражданского права, по свободному усмотрению реализуя свои гражданские права, не должны осуществлять их исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблять ими в иных формах. Гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). Подобные ограничения предусматривает, в частности, закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. (Российская газета. -

2001 г. - 9 августа; 2002 г. - 2 ноября), в редакции Закона от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ (РГ,

31 июля 2004 г.), вступившего в силу с 30 августа 2004 г., и закона от 27 июля 2006 г. №147-ФЗ (РГ, 29 июля 2006 г.) В целях снижения заболеваемости населения принят Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», вступивший в силу (в основном) с 14 января 2002 г. (Российская газета. - 2001 г. - 14 июля), в редакции закона от 26 июля 2006 г. № 134-ФЗ (РГ, 27 июля 2006 г.). В целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению ракетных средств доставки оружия массового поражения Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. № 1005 утвержден Список оборудования материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, в отношении которых установлен экспортный контроль (Российская газета. - 2001 г. - 11 августа).

Законодательными органами субъектов РФ принимаются меры также по борьбе с шумом. Например, в июле 2001 г. Мосгордума приняла законы, направленного на борьбу с нарушением тишины в ночное время (с 23.00 до 6.00 утра). Нарушением считаются: использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других громкоговорящих устройств, а также крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, пиротехнические взрывы, подача звуковых сигналов, немотивированное включение автомобильной сигнализации, езда на машинах и мотоциклах без глушителей. Шуметь запрещается в квартирах, подъездах, лифтах, на лестничных площадках, во дворах, на улицах рядом с домами и на территории больниц. («Клиент», 2001 г., № 24.)

В условиях свободного рынка формами злоупотребления предпринимателя своим правом признаются в первую очередь действия по ограничению конкуренции, ведущие к монополизму на рынках товаров, работ и услуг, и недобросовестная конкуренция. Эти формы предусмотрены, во-первых, ст. 10 ГК РФ и, во-вторых, вступившим в силу с 26 октября

2006 г. Законом «О Защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (РГ, 27 июля 2006 г.).

С вступлением в силу данного закона утратили силу Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (кроме статей посвященных аффилированным лицам), а также Закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

В соответствии с Законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ (РГ, 27 июля 2006 г.) «О защите конкуренции», в частности, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действия каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товар, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

128

Осуществление и защита гражданских прав.

Представительство

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Систематическое осуществление монополистической деятельности - осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет.

Доминирующим положением признается, в частности, положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1. доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2. доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критерием, характеризующих товарный рынок.

По общему правилу не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

129

Правоведение

3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1.

эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2. эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1. эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2. эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

130

Осуществление и защита гражданских прав.

Представительство

4. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо судебными актами;

5. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо судебными актами;

6. экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7. установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8. создание дискриминационных условий;

9. создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка хозяйствующим субъектам;

10. нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Нарушения конкурентного законодательства влекут разноотраслевую ответственность. Помимо санкций, применяемых к нарушителям конкуренции Федеральной антимонопольной службой, и имущественных гражданско-правовых мер, к субъектам, виновным в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, могут быть применены также меры уголовной (ст. 178 УК в ред. закона от 18 декабря 2003 г. №162-ФЗ) и административной ответственности (ст. 14.31 и 14.33 КоАП в ред. закона от 9 апреля 2007 г.) - РГ,

12 апреля 2007 г.

Представительство. Гражданские права могут осуществляться, а корреспондирующие правам обязанности исполняться субъектами как лично, так и через представителей. Чаще всего представитель совершает от имени представляемого различные сделки. В зависимости от оснований возникновения полномочий представителя различают представительство, базирующееся на доверенности, законе либо акте государственного органа или органа местного самоуправления. Полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой он действует (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

131

Правоведение

Особым видом является коммерческое представительство, оформляемое письменным договором участников. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Судебная защита гражданских прав. К числу основных начал гражданского законодательства относится обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Защиту нарушенных, а также оспоренных гражданских прав осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд. В административном порядке гражданские права защищаются лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в указанном порядке, может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 11 ГК в ред. Закона от 18 декабря

2006 г. №231-ФЗ).

Гражданские права защищаются, в частности, путем признания права (например, права на жилое помещение или права на результат интеллектуальной деятельности), признания оспоримой сделки недействительной, возмещения убытков, взыскания неустойки и компенсации морального вреда (ст. 12 ГК). Определенными особенностями обладает защита права собственности и других вещных прав, а также чести, достоинства, деловой репутации и обязательственных прав (ст. 152, 302, 393-395 и др. ГК).

Различают два вида убытков, взыскиваемых с нарушителя прав: реальный ущерб (понесенные потерпевшим расходы, утрата или повреждение его имущества) и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые потерпевший получил бы, если бы его право не было нарушено. Определение размера этих доходов должно вестись исходя из обычных (а не особо благоприятных или неблагоприятных) условий гражданского оборота (ст. 15 ГК).

Одним из способов защиты гражданских прав является их самозащита. Граждане и юридические лица вправе сами, в том числе с привлечением в установленном порядке частных охранников, защищать свои права. Применяемые при этом приемы и меры самозащиты должны быть соразмерны нарушению прав и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК).

Важное значение имеет защита чести, достоинства гражданина и деловой репутации граждан и организаций (ст. 152 ГК), а также охрана изображения гражданина (ст. 1521 ГК). По общему правилу ст. 1521 ГК, введенной Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ, обнародование и дальнейшее использование изображения (в том числе фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в котором он изображен) допускается только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Честь - это общественная оценка качеств лица. Достоинство - субъективная оценка лицом своих возможностей и способностей, т. е. личностная самооценка. Деловая репутация представляет сочетание субъективной и общественной оценки деловых умений лица, в том числе индивидуального предпринимателя и коммерческой организации. Умаление чести, достоинства и особенно деловой репутации предпринимателя способно нанести большой урон его бизнесу, отпугнуть клиентов, снизить сбыт товаров и объем оказываемых услуг, поступление прибыли.

Гражданин (а в отношении деловой репутации - также юридическое лицо) вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Признав ложными распространенные сведения, суд обязывает распространителя опровергнуть их, в том числе в тех же средствах массовой информации, в которых они были распространены. Если ложные порочащие сведения были распространены в документе, исходящем от организации (например, в акте налоговой инспекции), такой документ подлежит замене или отзыву.

132