ПРИЛОЖЕНИЕ 17 ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕСТ Р. КЭТТЕЛЛА (16PF): Инструкция: «Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕСТ Р. КЭТТЕЛЛА (16PF)


Инструкция: «Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши взгляды и интересы. "Правильных" и "неправильных" ответов нет, так как каждый имеет право на свое мнение. Отвечайте точно и правдиво.
Отвечая на каждый вопрос, Вы можете выбрать один из трех вариантов ответа: "1", "2" или "3". Отвечая, помните о следующих правилах:
Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову, старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите всю работу примерно за 35 мин.
Старайтесь избегать промежуточных неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно действительно невозможно (не более одного "неопределенного" ответа на 5—6 вопросов).
Возможно, некоторые вопросы Вам будет трудно отнести к себе; постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ.
Помните, что "плохих" и "хороших" ответов быть не может. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение». Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочел:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только можно:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я предпочел бы иметь дачу:
1 — в оживленном дачном поселке, 2 — предпочел бы нечто среднее, 3 — уединенно в лесу. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
1 — всегда, 2 — часто, 3 — редко. При виде диких животных мне становится несколько не по себе:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
1 — обычно, 2 — иногда, 3 — нет. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других людей:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я люблю планировать свои дела надолго вперед и действовать в соответствии с принятым планом:
1 — да, 2 — трудно ответить, 3 — нет. Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей:
1 — я бы предоставил им самим выяснять свои отношения, 2 — не знаю, что предпринял бы, 3-я постарался бы разобраться в их ссоре. На собраниях и в компаниях:
1 — я легко выходу вперед, 2 — верно нечто среднее, 3 — я предпочитаю держаться в стороне. По-моему, интереснее.быть:
1 — инженером-конструктором, 2 — не знаю, что предпочесть, 3 — драматургом. Мне легко подчиняться приказам, даже если они мне кажутся не вполне разумными:
1 — да, я понимаю, что без этого не будет порядка, 2 — нечто среднее, 3 — нет, мне трудно, даже когда знаю, что надо. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим способом показывают, что они высокого мнения о себе:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Разглядывая облака на небе:
1 — я думаю о погоде, 2 — не знаю, что ответить, 3-я вижу в них разные образы. Я считаю, что самую скучную повседневную работу нужно доводитьдо конца, даже если кажется, что в этом HeTjieo6- ходимости:
1 — согласен, 2 — не уверен, 3 — не согласен. Я предпочел бы взяться за работу:
1 — на которой можно заработать много, даже с риском неудачи (потери в деньгах), 2 — не знаю, 3 — с твердым, средним по размеру окладом. Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:
1 — изворотливым, 2— трудно сказать, 3 — воспитанным. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего:
1— да, 2 — нечто среднее, 3 — нет Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
1 — никакого чувства вины у меня не возникает, 2 — верно нечто среднее, 3 — я все же чувствую себя немного виноватым. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
1 — отказываются применять современные методы работы, 2 — не знаю, что выбрать, 3 — пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально. Принимая решения, я руководствуюсь больше:
1 — сердцем, 2 — нечто среднее, 3 — рассудком. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
1 — да, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — нет. Разговаривая, я склонен:
1 — высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову, 2 — верно нечто среднее, 3 — прежде хорошенько собраться с мыслями. Даже если я чем-то сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:
1— да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. При одинаковом рабочем дне и зарплате я предпочел бы работать:
1 — столяром или поваром, 2 — не знаю, что выбрать, 3 — официантом в хорошем ресторане. У меня было:
1 — очень мало выборных должностей, 2 — несколько, 3 — много выборных должностей. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:
1 — острый, 2 — резать, 3 — точить. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Устаревший закон должен быть изменен:
1 — только после основательного обсуждения, 2 — верно нечто среднее, 3 — немедленно. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:
1 — это меня не волнует, 2 — верно нечто среднее, 3 — они вызывают у меня неприязнь и отвращение. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. В школе я предпочитал:
1 — уроки музыки (пения), 2 — затрудняюсьсказать, 3 — занятия в мастерских, ручной труд. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
1 — да, 2 — иногда, 3 — нет. По некоторым вопросам я занимаю непреклонную позицию:
1 — всегда, 2 — иногда, 3 — только когда уверен, что
другим мое мнение покажется ценным. Мне интересны люди, которые во многом со мной не согласны, с которыми можно завязать спор:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Если в новой компании кто-то много и громко смеется, это говорит о том, что он:
1 — человек жизнерадостный, 2 — трудно сказать, 3 — не умеет себя сдерживать. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем грубыми и прямолинейными:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если меня вызывает к себе начальник, то я:
1 — использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно, 2 — верно нечто среднее, 3 — беспокоюсь, что сделал что-то не так. Я испытываю смущение, если мое мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме разошлось с общепринятым:
1 — да, 2 — трудно сказать, 3 — нет. Прежде чем высказать свое мнение:
1 — я стремлюсь узнать мнение других, 2 — трудно сказать, 3 — я не ищу выгодного момента. Когда я учился в 7—10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
1 — довольно часто, 2 — от случая к случаю, 3 — редко. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Когда я думаю о том, что произойдет в течение дня, я нередко испытываю беспокойство:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет.
Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
1 — лесничим, 2 — трудно выбрать, 3 — учителем старших классов. Ко дню рождения, к праздникам:
1-я люблю делать подарки, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — считаю, что покупка подарков — несколько неприятная обязанность. «Усталый» так относится к «работа», как «гордый» к:
1 — улыбка, 2 — успех, 3 — счастливый. Какое из трех данных слов не подходит к двум остальным:
1 — свеча, 2 — луна, 3 — лампа. Мои друзья:
1 — меня не подводили, 2 — изредка, 3 — подводили довольно часто. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
1 — обычно, 2 — иногда, 3 — никогда. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне хотелось бы ходить в кино или места развлечений:
1 — чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство), 2 — раз в неделю (как большинство), 3 — реже одного раза в неделю (реже, чем большинство). Я считаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. В присутствии людей более значительных, чем я (людей старше меня, с большим опытом или с более высоким положением), я склонен держаться скромно:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности, могу сказать, где север, юг, восток или запад:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если кто-то разозлился на меня:
1 — я бы постарался его успокоить, 2 — не знаю, что предпринять, 3 — это вызвало бы у меня раздражение. Если с человеком говорить начистоту, он никогда не обидится, даже если не все будет ему приятно:
1 — да, верно, 2 — трудно сказать, 3 — неверно. В наше время требуется:
1 — больше дисциплинированных, добросовестных людей, 2 — нечто среднее, 3 — больше увлеченных романтиков и энтузиастов. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, даже если они меня об этом не спрашивали:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Бывает так, что я избегаю встреч с кем-то, так как чувствую себя должником, не выполнившим обещаний:
1 — очень редко, 2 — бывает, 3 — довольно часто. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Когда я был подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:
1 — оставался при своем мнении, 2 — нечто среднее, 3 — уступал, признавал их авторитет. Мне хотелось бы работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я предпочел бы жить тихо, так как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим успехам:
1— да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Критика в том виде, в котором ее осуществляют люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает:
1 — часто, 2 — изредка, 3 — никогда. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление чувств:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 - нет.
Меня раздражают люди, которые витают в облаках:
1 — сильно, 2 — средне, 3 — почти не раздражают. «Удивление» так относится к «необыкновенный» как «страх» к:
1 — опасный, 2 — беспокойный, 3 — ужасный. Какая из следующих трех дробей не подходит к двум остальным:
1 - 3/7, 2 - 3/9, 3 - 3/11. Мне кажется, что многие люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю, почему:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — не верно. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я этого заслуживаю своим добрым к ним отношением:
1 — очень часто, 2 — иногда, 3 — никогда. Когда мне достается роль руководителя:
1-я смущаюсь и теряюсь, 2 — верно нечто среднее, 3 — я испытываю воодушевление. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я люблю бывать там, где шумно и весело:
1 — да, 2 — не знаю, 3 — нет. Люди считают меня легкомысленным, хотя и приятным человеком:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. В обычных ситуациях в обществе я испытываю волнение, только не то, которое испытывает актер перед выходом на сцену:
1 — довольно часто, 2 — изредка, 3 — едва ли когда- нибудь. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и чаще предоставляю возможность говорить другим:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне больше нравится читать:
1 — реалистические описания острых военных и политических конфликтов, 2 — не знаю, что выбрать, 3 — роман, возбуждающий воображение, чувство. Когда мною пытаются командовать, я нарочно все делаю наоборот:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, за дело:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть на человека на улице или в магазине:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Во время совместной поездки:
1 — я могу так увлечься общением с собеседником, что перестану замечать, куда и как мы едем, 2 — трудно ответить, 3-я всегда слежу за тем, как мы едем. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:
1 — это нисколько меня не угнетает, 2 — нечто среднее, 3-я падаю духом. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты или хвалят в лицо: .
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Человек не имеет права выходить из коллектива, если коллектив против этого:
1 — да, 2 — трудно сказать, 3 — нет. мне легче решить трудный вопрос или проблему:
1 — если я обсуждаю их с другими, 2 — верно нечто среднее, 3 — если я обдумываю их в одиночестве. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Выполняя какую-нибудь работу, я не останавливаюсь, пока не будут учтены самые незначительные детали:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если бы я работал в сфере обслуживания, мне было бы интересно:
1 — беседовать с заказчиками, клиентами, 2 — нечто среднее, 3 — вести счета и другую документацию. «Размер» относится к «длине» как «нечестный» к:
1 — тюрьма, 2 — грешный, 3 — укравший. «АБ» так относится к «Г»Ркак «С» к:
1 - ПО, 2 - ОП, 3 - ТУ. Попадая в компании, в которых выработалась своя мораль и нормы поведения, и употребление нецензурных слов является нормой, я теряюсь:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
1 — это мне не мешает сосредоточиться, 2 — нечто среднее, 3 — это портит мне все удовольствие и злит меня. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
1 — вежливый и спокойный, 2 — верно нечто среднее, 3 — энергичный и напористый. Я считаю, что:
1 — жить нужно по принципу «делу — время, потехе — час», 2 — нечто среднее между 1 и 3, 3 — жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее в глубине души радоваться, предвкушая успех:
1 — согласен, 2 — не уверен, 3 — не согласен. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе:
1-я стараюсь заранее составить план, как с ними справиться, 2 — нечто среднее, 3 — думаю, что справлюсь с ними, когда появятся. Я легко осваиваюсь в любом обществе:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 2 — неверно. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне было бы интересно:
1 — консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — работать инжене- ром-экономистом. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если мне это грозит непрятностями:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Когда люди ведут себя глупо:
1-я спокойно думаю, что на ошибках учатся, 2 — не уверен, 3-я начинаю волноваться и пытаюсь вмешиваться. Я так часто задумываюсь над какой-то новой идеей, что становлюсь рассеянным:
1 — едва ли, я — возможно, 3 — верно. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая, не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать или ерзать на стуле:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Если моим замыслам мешают только люди, а не объективные обстоятельства, я предпочитаю действовать в соответствии с замыслами:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:
1 — часто, 2 — иногда, 3 — редко. Если я знаю, что не выполняю своих обещаний по объективным, уважительным причинам:
1-я могу спокойно рассказать об этих причинах, 2 — не знаю, что ответить, 3 — все равно испытываю сильное смущение, что обо мне будут думать, что я виноват. Я считаю, что в интересах дела люди на выборных должностях должны сменяться:
1 — регулярно, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — в зависимости от авторитетов. При одинаковой зарплате:
1-я предпочел бы брать индивидуальную работу на дом, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — работать на предприятии, в учреждении. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:
1 — в коллективе, 2 — не знаю, что выбрал бы, 3 — самостоятельно. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
1 — часто, 2 —иногда, 3 — редко. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Торжественность и обстоятельность должны обязательно сопутствовать любому церемониалу:
1 — да, 2 — не уверен, 3 — нет. «Лучше» относится к «наихудшей» как «медленно» к:
1 — скорый, 2 — наилучший, 3 — быстрейший. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжать этот ряд ХООООХХОООХХХ:
1              - ОХХХ, 2              - ООХХ, 3              - ХООО. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую, что не в состоянии это сделать:
1 — согласен, 2 — нечто среднее, 3 — не согласен. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня очень шумят:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я говорю о своих желаниях и планах:
1 — редко, только тогда, когда спрашивают, 2 — нечто среднее, 3 — довольно часто, иначе о них забудут. Я провожу много времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Меня очень раздражает вид неубранной квартиры:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я считаю себя очень общительным (открытым человеком):
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. В общении с людьми:
1 — я не стараюсь сдерживать чувства, 2 — нечто среднее, 3-я скрываю свои чувства. Я люблю музыку:
1 — легкую, живую, холодноватую, 2 — верно нечто среднее, 3 — эмоционально насыщенную и сентиментальную, Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:
1 — я не повторяю его, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — повторяю свое замечание снова. Мне хотелось бы вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Для меня более важно:
1 — сохранить хорошие отношения с людьми, 2 — верно нечто среднее, 3 — свободно выражать свои чувства. В туристическом путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Люди слишком часто шутят с такой легкомысленной небрежностью, что обижают меня:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет.
• 144. Для меня не составляет труда придумать, как отблагодарить человека:
1 — верно, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — неверно. Когда требуется принять быстрое и ответственное решение, я испытываю трудности из-за того, что не могу собраться с мыслями:
1 — да, 2 — не знаю, что ответить, 3 — нет. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне легко заставить себя класть вещи на свои места, даже когда я очень тороплюсь уйти:
1 — да, 2 — трудно ответить, 3 — нет. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает:
1 — да, 2 — иногда, 3 — нет. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это выводит из равновесия:
1 — согласен, 2 — не уверен, 3 — не согласен.

Мне кажется интереснее быть:
1 — художником, 2 — не знаю, что выбрать, 3 — директором театра или студии. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
1 — какой-либо, 2 — несколько, 3 — большая часть. «Пламя» относится к «жара» как «роза» к:
1 — шип, 2 — красные лепестки, 3 — запах. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
1 — часто, 2 — изредка, 3 — практически никогда. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я всегда считаю, что стоит рискнуть:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:
1 — согласен, 2 — не уверен, 3 — не согласен. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен был этого делать:
1 — изредка, 2 — вряд ли когда-либо, 3 — никогда. Принимая решения, я считаю, обязательным для себя учитывать основные нормы поведения: «что такое хорошо и что такое плохо»:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Если в коллективе не принято осуждать людей за ошибки:
1 — я не буду осуждать, 2 — трудно ответить, 3-я все
равно буду «стоять» за требовательность. В школе я предпочел (предпочитаю):
1 — русский язык, 2 — трудно ответить, 3 — арифметику и математику. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне за глаза дурно без всяких на то оснований:
1 — да, 2 — затрудняюсь ответить, 3 — нет. Разговоры о повседневных заботах:
1 — важнее отвлеченных рассуждений, 2 — не знаю, что ответить, 3 — раздражают меня своей приземленностью, прозрачностью. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. В воспитании важнее:
1 — окружить ребенка теплотой и заботой, 2 — нечто среднее, 3 — выработать у ребенка желательные навыки и взгляды. Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Люди, которые старше меня, чаще всего правы, так как у них больше опыта:
1 — верно, 2 — не знаю, 3 — неверно. Я буду беспокоиться, если кто-то подумает, что я отклоняюсь от правил, принятых у кругу наших знакомых:
1 — очень, 2 — среднее, 3 — нет. Я лучше усваиваю материал:
1 — читая хорошо написанную книгу, 2 — нечто среднее, 3 — участвуя в коллективном обсуждении. Я часто отклоняюсь от намеченного важного плана, когда теряю интерес к процессу его выполнения:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Прежде чем высказать свое мнение, я пытаюсь понять, насколько мной учтены все детали вопроса:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Иногда мелочи нестерпимо действуют мне на нервы, хотя я понимаю, что это пустяки:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится сожалеть:
1 — согласен, 2 — не уверен, 3 — не согласен. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
1 — согласился бы, 2 — не знаю, что сделал бы, 3 — сказал бы, что очень занят. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
1 — широкий, 2 — зигзагообразный, 3 — прямой. «Скоро» относится к «никогда» как «близко» к:
1 — нигде, 2 — далеко, 3 — прочь. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро об этом забываю:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Окружающим известно, что у меня много разных идей, и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы:
1— да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я предпочел бы иметь работу:
1-е определенным и постоянным заработком, 2 — верно нечто среднее, 3-е более высокой зарплатой, которая зависела бы от моих усилий. Меня считают очень восторженным человеком:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства:
1 — да, 2 — нечто среднее, 3 — нет. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил:
1 — да, верно, 2 — не уверен, 3 — неверно.
Общая характеристика теста 16PF(Форма А). Личностный
тест 16PF (тест Р.Кэтгелла) предназначен для оценки степени выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Р.Кэт- теллом в качестве модели структуры личности. Адаптация опросника на русскоязычной выборке проведена А.Г.Шмелевым, В.И.Похилько и АС.Соловейчиком.
П у б л и к а ц и и : Бурлачук Ф.Я., Морозов СМ. Словарь-справочник по
психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С. 157-159; Общая психодиагностика / Под ред. АА.Бодалева, В.В.Сталина. М., 1987.
С. 124—128; 3. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 17—39.
Обработка результатов. После проведения обследования подсчитывается количество «сырых» баллов по разным шкалам. Например, если испытуемый, отвечая на вопрос № 3 выбрал ответ № 1, то он получает 2 балла по шкале А (добросердечность — отчужденность); № 2 — 1 балл; № 3 — 0 баллов.
Знак «—» возле номера вопроса означает, что за ответ № 3, по данному вопросу, испытуемый получает 2 балла; за ответ № 2 — 1 балл; за ответ № 1 — 0 баллов.
После присвоения баллов за ответы по всем вопросам данной шкалы определяется общая сумма баллов по конкретной шкале. Далее «сырые» баллы переводятся в стэны (см. таблицу). Например, если испытуемый по шкале А получил 8—9 баллов, то его результат соответствует 4 стэну, если 18—20 баллов — 10 стэну. Использование шкалы стэнов позволяет соотнести (сравнить) результаты конкретного испытуемого с данными выборки людей на которой стандартизировался тест.
Аналогичным образом определяются стэны по каждой из 16 шкал.
Номера вопросов и характер ответов, работающих на различные шкалы:
А 3 -26-27 -51              52 -76              101 -126 -151 176
В 28              2              53              2              54              2              77              3              78              2              102              3              103
2 127 3 128 2 152 1 153 3 177 1 178 1 С 4 -5-29 30 55 -79 -80-104 105-129 130-154 179 Е —6 7 -31 -32 56 -57 -81 -106 -131 155 156 180 -181 F —8 33 58 —82 83 —107 -108 132 133 -157 -158 182 183 G -9 -34 —59 -84 109 134 -159 160 184 185 Н 10 —35 36 -60 -61 -85 -86 110 111 135 136-161 186 1-11 12 37 -62 -87 112 -137 138 162 163 L -13 38 -63 -64 88 -89 ИЗ -114 -139 164 М -14 -15 39 40 -65 90 91 -115 116 140 -141-165-166 N-16 17-41 42 -66 -67 -92-117 142-167 О 18 -19 43 -44 -68 69 -93 94 118-119 143-144-168 Q1 20 -21 -45 -46 70 -95 120 -145 -169 —170 Q2-22 -47 71 72 -96 -97 121-122 146 171 Q3—23              -24              48              73              98-123              —147              148              -172 173
Q4-25              49              50              74              -75              99 -100              124 -125              149              150              174              175
Исходная выборка авторов текста
Стэны:
А 5 6 7 9 10 12 14 15 17
В 3 4 5 7 8 9 10 10 И
С 6 7 9 11 13 16 18 20 21
Е 5 7 9 11 14 16 18 20 22
F 3 5 7 10 13 15 17 19 22
G 4 6 7 9 11 13 15 16 18
Н 2 4 6 9 12 15 18 19 21
I 4 5 7 9 11 13 15 16 18
L 5 6 7 9 10 12 14 15 16
М 6 8 10 11 13 15 17 18 19
N 2 4 5 7 8 10 11 13 15
О 4 6 7 9 13 15 17 19 21
Q1 5 7 8 10 12 14 16 17 18
Q2 3 5 б 8 10 12 14 15 17
Q3 3 5 6 8 10 12 13 14 16
Q4 5 7 9 12 . 15 18 20 22 24

Интерпретациярезультатов: Фактор А — добросердечность — отчужденность.
Высокие оценки фактора: богатство и яркость эмоциональных
проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие; такие люди хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми, с готовностью участвуют в общественных мероприятиях.
Низкие оценки фактора: вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, жесткость; такие люди формальны в контактах, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей, предпочитают «общаться» с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы, в делах точны, обязательны, недостаточно гибки. Фактор В — мышление абстрактное — конкретное.
Высокие оценки фактора: высокий уровень интеллектуального развития, быстрота усваивания нового, быстрота обучения.
Низкие оценки фактора: склонность к медленному обучению, трудности при усваивании новых понятий, возможно наличие низкого уровня интеллекта, эмоциональной дезорганизации мышления [104. С. 31—32]. Фактор С— эмоциональная устойчивость — неустойчивость.
Высокие оценки фактора: эмоциональная зрелость, спокойствие, уверенность в себе, постоянство в своих планах и привязанностях; такие люди не поддаются случайным колебаниям настроения (не расстраиваются из-за пустяков), смело смотрят в лицо фактам, воспринимают окружающее серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, чувствуют себя хорошо приспособленными.
Низкие оценки фактора: неспособность контролировать эмоции и эмпульсивные влечения, неспособность выразить их в социально-допустимой норме. Плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Такие люди внутренне чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями              [104.              С.              33—34]. Фактор Е—доминантность — подчиненность.
Высокие оценки фактора: властность, стремление к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Такие люди действуют смело, энергично, активно, живут по собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих.
Низкие оценки фактора: конформность, неумение отстоять собственную точку зрения, отсутствие веры в себя и свои способности, зависимость и подчинение более сильным, пассивным, уступчивость [27. С. 36]. Фактор F — беспечность — озабоченность.
Высокие оценки фактора: бодрость, активность, беспечность, легкость восприятия жизни. Такие люди живут, не задумываясь серьезно над событиями, верят в удачу и свою счастливую звезду, о будущем не заботятся, строят жизнь по принципу «авось пронесет», имеют в основном более простой, оптимистичный характер.
Низкие оценки фактора: сдержанность, озабоченность, склонность все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач и несчастий, старательно планируют свои поступки [104. С. 38]. Фактор G — обязательность — безответственность.
Высокие оценки фактора: чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, хороший самоконтроль, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным целям. Такие люди глубоко порядочны, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают.
Низкие оценки фактора: склонность к непостоянству, леность, недобросовестность, эгоистичность, презрение моральных ценностей; такие люди легко бросают начатое дело, не прилагают усилий к выполнению общественных требований и культурных норм, способны ради собственной выгоды на нечестность или обман [104. С. 39—40]. Фактор Н — смелость — робость.
Высокие оценки фактора: невосприимчивость к угрозе, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям. Такие люди свободно вступают в контакты, не испытывают трудности в общении, охотно и много говорят, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, быстро забывают о неудачах, из пережитых наказаний не делают надлежащих выводов.
Низкие оценки фактора: сверхчувствительная нервная система, острое реагирование на любую угрозу, робость, неуверенность в своих силах, медлительность, сдержанность в выражении чувств. Такие люди терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности, не любят работать в контакте с людьми, предпочитают иметь одного-двух близких друзей вместо большой компании, не могут поддерживать контакты с широким кругом людей [104. С. 41]. Фактор /— мягкость — твердость характера.
Высокие оценки фактора: мягкость, утонченность, изысканность, образное, художественное восприятие мира. Такие люди не любят «грубых людей» и «грубую» работу, романтически обожают путешествия и новые впечатления, обладают богатым воображением и эстетическим вкусом, художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события.
Низкие оценки фактора: мужественность, суровость, практичность, реалистичность. Такие люди подходят к жизни с логической меркой, больше верят рассудку, чем чувствам, не доверяют впечатлениям и ощущениям, интуицию подменяют расчетом* а психотравмы изживают за счет рационализации [104. С. 43]. Фактор L — подозрительность — доверчивость.
Высокие оценки фактора: настороженность, недоверие, обособленность в коллективе, настойчивость, раздражительность, скептическое отношение к моральным мотивам поведения окружающих, высокий уровень тревожности и беспокойства. Такие люди подходят ко всем людям с предубеждением, ждут от всех подвоха, во всем ищут тайны, пекутся только о себе, завидуют успехам других людей, считают, что их недооценивают, уделяют мало внимания оценке их достижений, не терпят конкуренции, не поддаются влиянию других людей.
Низкие оценки фактора: доверчивость, искренность, уживчивость в коллективе, жизнерадостность. Такие люди считают других добрыми и хорошими, откровенно рассказывают о себе даже малознакомым, легко доверяют свои сокровенные мечты и материальные ценности, проявляют искреннюю заботу о своих товарищах, не стремятся конкурировать с ними, выделиться, обратить на себя внимание [104. С. 46-47]. Фактор М — мечтательность — практичность.
Высокие оценки фактора: богатое воображение, ориентация
на собственные желания, эксцентричность, самобытное мировоззрение, собственная, неповторимая манера поведения. Такие люди погружены В себя, витают в облаках, большие фантазеры и вьщумщики, не обращают внимания на повседневные дела и обязанности.
Низкие оценки фактора: уравновешенность, здравомыслие, трезвое оценивание обстоятельств; в неожиданных ситуациях таким людям часто не хватает воображения и находчивости. Фактор N— проницательность — наивность.
Высокие оценки фактора: искусственность, расчетливость, проницательность, умение вести себя холодно и рационально, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Такие люди держатся всегда корректно, вежливо и отстра- ненно, ко всему подходят разумно и не сентиментально, прежде чем предпринять что-либо, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы, хитро и умело строят свое поведение, скептически относятся к лозунгам и призывам, склонны к интригам и утонченному коварству; в общении мягки, аристократично вежливы, следят за своей речью и манерами.
Низкие оценки фактора: грубость, бестактность, прямолинейность, неумение ясно мыслить, отсутствие проницательности и социальной ловкости. Такие люди обычно наивны, открыты, общительны, любят простые естественные вещи и чувственные радости; плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, сентиментальны, чувствительны, не умеют хитрить и ловчить, не могут обуздать логикой эмоции, ведут себя естественно, просто и грубовато [104. С. 48—50]. Фактор Q — тревожность — безмятежность.
Высокие оценки фактора: доминирование тревожно-депрессивного фона настроения, озабоченность, подавленность, склонность к самоупрекам, замкнутость. Такие люди постоянно тяготятся дурными предчувствиями, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности; в обществе они чувствуют себя неуютно и неуверенно, держатся излишне скромно, обособленно.
Низкие оценки фактора: жизнерадостность, уверенность в своих успехах и возможностях. Такие люди довольные жизнью, веселы, живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных мелких делах. Фактор Q1 — радикализм — консерватизм.
Высокие оценки фактора: разнообразие интеллектуальных интересов, стремление быть хорошо информированным по поводу политических, научных, даже житейских проблем, недоверие авторитетам, терпимость к противоречиям и неясностям, критичность мышления. Такие люди никакую информацию не принимают на веру, ко всему относятся скептически, стараются' все проанализировать и понять сами, любят, когда эксперимент приносит что-либо новое и неожиданное, легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды и новые идеи.
Низкие оценки фактора: консерватизм, ригидность, нетерпимость к переменам, склонность к нравоучениям, морализации, наставлениям. Такие люди все новое встречают в штыки, другой точки зрения, кроме своей, не допускают, строго следуют принципам и традициям, требованиям старших поколений [104. С. 51-53]. Фактор Q2— самостоятельность — зависимость от группы.
Высокие оценки фактора: независимость, самостоятельность.
Такие люди не ищут контакта по собственной инициативе, предпочитают все делать сами: сами принимают решения, добиваются их исполнения, несут ответственность; они готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость.
Низкие оценки фактора: несамостоятельность, зависимость, привязанность к группе, отсутствие инициативы, смелости в выборе собственной линии поведения, ориентир на групповое мнение, потребность в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Такие люди предпочитают жить и работать вместе с другими людьми. Фактор Q3 — самоконтроль — импульсивность.
Высокие оценки фактора: организованность, умение хорошо
контролировать свои эмоции и поведение, упорство в преодолении препятствий, осознание социальных требований и стремление к их выполнению. Такие люди действуют планомерно и упорядоченно, доводят начатое дело до конца, заботятся о впечатлении, которое производят своим поведением, о своей общественной репутации.
Низкие оценки фактора: слабая воля, плохой самоконтроль, деятельность неупорядоченна, хаотична. Такие люди часто теряются, действуют неравномерно, безалаберно, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел, нередко оставляют дело незаконченным, чтобы без достаточного обдумывания взяться за другое. Фактор Q4 — напряженность — расслабленность.
Высокие оценки фактора: напряженность, возбужденность, активное неудовлетворение стремлений, беспокойность, неусидчивость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, нетерпеливость. Такие люди не могут остаться без дела даже в обстановке отдыха.
Низкие оценки фактора: слабость или отсутствие побуждений или желаний, безразличие к удачам и неудачам, невозмутимость, удовлетворенность любым положением дел, отсутствие стремления к достижениям и переменам [104. С. 54—57].