КОЛЬЦА ПЛАТОНА И ТОЛКИНА: УРОКИ ВЛАСТИ, ВЫБОРА И НРАВСТВЕННОСТИ

ЭРИК КАЦ Если смертному, например человеку или хоббиту, достанется Кольцо Всевластья, станет ли он жить нравственной жизнью? Ставя такой вопрос, нужно разобраться в физических возможностях Хранителя Кольца и их пределах. Нужно понять, будет ли простой хоббит, например Сэм Скромби, обладать с помощью Кольца той же силой, что и Арагорн, человек благородный. Одинаковую ли силу дает Кольцо различным существам: если, к примеру, личности с сильной внутренней мотивировкой, вроде Арагорна, получают возможность контролировать сознание и действия окружающих, то слабо мотивированные личности — вспоминается Горлум — используют Кольцо как способ побега, отрыва от реальности? И хотя способы физического использования Кольца Всевластья весьма интересны, в данном эссе физический аспект обладания Кольцом нас мало интересует, гораздо приоритетнее нравственный аспект. Дает ли Кольцо право пренебрегать нравственными и этическими нормами? Существует ли этически оправданное и неоправданное использование Кольца? Еще больший интерес эти вопросы приобретут, если иметь в виду не просто любое Кольцо Власти, а Кольцо Саурона, поскольку обладатель этого Кольца наделяется почти безграничной властью, а существо, наделенное такой властью, кажется, вовсе не должно руководствоваться нравственными принципами. Во «Властелине Колец» Дж. Р. Р. Толкин дает несколько ярких примеров соотношения личного выбора, власти и нравственности. Вообще-то история Единого Кольца и путешествие Фродо, предпринятое для его уничтожения, можно представить современным решением этической проблемы, задолго до Толкина поднятой древнегреческим философом Платоном в диалоге «Государство». Платона тоже интересовал вопрос взаимоотношения власти и нравственности. Он поведал историю о Гиге, нашедшем кольцо волшебной силы. Кольцо позволяло быть невидимым. Гиг использовал его, чтобы проникнуть во дворец, соблазнить королеву и убить короля.

Платон спрашивал, следует ли оставаться на пути нравственности, имея возможность безнаказанно совершать аморальные поступки. Отменяет ли неограниченная власть необходимость быть нравственным? Интересно рассмотреть сказку Толкина о кольцах как вариацию на тему этической проблемы Платона. Кольцо Саурона сродни кольцу Гига: и то и другое дает своему обладателю сверхъестественные возможности1. Персонажи, которые стремятся использовать Кольцо, верят, что многие их желания будут исполнены безотносительно к интересам или нуждам других. История Кольца Сауро- на— это демонстрация идеи о невозможности сочетания добродетели с безграничной властью; Кольцо воплощает идею о неизбежном конфликте абсолютной власти с любым поведением, при котором уважаются чужие желания или потребности. Но само использование Кольца Толкина есть личный выбор каждого. Не обязательно следовать за негодяем Гигом, каждый может отказаться воспользоваться Кольцом Власти. Герои Толкина по-разному проявляют себя, получая возможность использовать громадную власть Кольца. Желание обладать Кольцом окончательно разрушило сознание Горлума. Боромира манит идея воспользоваться безграничными возможностями Кольца на благо Гон- дора, Галадриэль совсем отказывается брать Кольцо. Сэм и Фродо используют силу Кольца частично, поэтому избегают самого худшего, что оно может сделать, но если Фродо уступает его силе, то Сэм, как и Галадриэль, его отвергает. А Том Бомбадил, кажется, совершенно превозмогает его силу. Все эти герои и их взаимоотношения с Кольцом дают различные ответы на вопрос, поставленный еще Платоном. Мы сами совершаем свой выбор, отвергая безграничную власть и руководствуясь принципами морали. А теперь рассмотрим эти примеры и доводы более подробно.