Видеоконференции и системы групповой работы - Часть 2

Основная проблема с качеством видео состоит в том, что имеющиеся технологии позволяют осуществлять относительно низкую скорость передачи кадра (фрейма). Однако эта проблема может быть решена, если система будет использовать хорошую видеофиксацию и эффективную реализацию сжатия изображения без существенной потери качества.
Значительно проще решение проблем с качеством аудио. Несмотря на то, что среднее человеческое ухо в состоянии воспринимать колебания от 20 Герц до 20 кГерц, колебания, вызываемые человеческим голосом, лежат в значительно более узкой полосе. Это позволяет существенно уменьшить расходы сетевого трафика на передачу аудиоинформации. Вот почему многие поставщики систем настольных видеоконференций предпочитают класть в основу своих продуктов хорошее качество аудио и развитые средства групповой обработки информации.

2. Групповая деятельность и совместная работа: понятие, сущность

Групповая работа - это совместная работа людей в малых группах (до 25-30 человек или по количеству членов структурного подразделения) над определенным заданием, которые самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения. Групповая работа имеет содержательный, качественный, структурный и координационный аспекты.
Предшественниками метода групповой работы являются методики, созданные в социальной психологии и в прикладных разработках по теории систем: различные виды групповых тренингов, прежде всего тренинг психологической восприимчивости (сензитивнести) и процедуры коллективного поиска решений.
Основное назначение групповой работы - решение сложных проблем, требующих совместных усилий представителей различных организаций или разных подразделений внутри одной организации разных специалистов, например проблемы внедрения новшеств, развития организаций, сложные вопросы управления организацией и т. п.
Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быстрее решать возникающие проблемы и может использоваться как метод обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов в школах, колледжах, вузах и т. д., как одна из основных форм работы в различных видах игр (инновационных, организационнодеятельностных, практических, деловых наряду с межгрупповыми формами взаимодействия), а также как самостоятельная форма выработки решений (работа временных целевых групп, оргпроектирование, специальные совещания, семинары).
Для эффективной групповой работы необходимы определенные предварительные условия. Наряду с важностью процесса совместного решения задач и проблем в группе следует учесть важный момент предварительного командопостроения и формирования определенного климата в группе, «выращивания» группы до определенной степени зрелости, процесс подготовки членов группы к совместной работе. Также отличительной особенностью групповой работы является присутствие консультанта, координирующего работу. Таким образом, преимущество групповой работы достигается благодаря синергическому эффекту, который возможен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повышается.
Современные системы групповой работы обладают разносторонними возможностями, сочетая открытость Internet с доведенной до совершенства собственной вычислительной средой.
Выбор платформы для автоматизации групповой работы напоминает психологический тест Роршаха - в обоих случаях любые два человека не воспринимают одинаково ни одно цветовое пятно и ни один продукт. Некоторые смотрят на системы групповой работы и видят в них в основном электронную почту, другие же воспринимают их главным образом, в качестве средств сетевых конференций для дискуссий. Кто-то определяет системы групповой работы как платформу для разработки специализированных приложений. Но независимо от типа приложения все современные системы для автоматизации групповой работы имеют черты, присущие программным продуктам и протоколам Internet.
Идея групповой работы родилась несколько лет назад с появлением Lotus Notes - мощной системы предприятия, создающей условия для совместного пользования информацией. Вскоре у Lotus Notes появились конкуренты - Microsoft Exchange Server и Novell GroupWise, причем в основе каждого такого продукта лежали собственные службы каталогов, методы хранения документов и интерфейсы прикладного программирования (API). Для систем автоматизации групповой работы были разработаны также все процессы, обеспечивающие работоспособность такой вычислительной среды, например процессы маршрутизации почтовых сообщений, обеспечения безопасности и рассылки копий разным адресатам (тиражирования или репликации). Особенно важно, что были разработаны клиенты, реализующие эти услуги. Более того, фирмы Lotus и Microsoft интегрировали в свои программы для групповой работы такие широко применяемые в различных сериях изделий разных поставщиков средства управления.
Но эти собственные клиенты и службы для групповой работы пересматриваются в пользу открытых клиентов и протоколов Internet. Компании почувствовали красоту применения открытых, построенных на основе стандартов программных средств для совместной работы - отвечающие требованиям стандартов серверы различных поставщиков могут безупречно работать в разнородной вычислительной среде с разнообразными клиентами электронной почты, программами чтения новостей и браузерами Web. Поскольку такие продукты поставляются множеством поставщиков практически для всех операционных систем, компании не зависят от одного поставщика и его программ развития.
Термин "интрасеть" был использован для описания первой волны размещения программных средств Internet внутри корпораций. В настоящее время многие интрасети строятся на основе серверов Web, предоставляющих страницы HTML, и все представленные в этом обзоре фирмы-поставщики продают серверы Web. Обзор этих и других продуктов для серверов Web представлен в статье "За пределами UNIX" (Beyond UNIX). Теперь компании понимают, что теми же преимуществами обладает "экстрасеть" (extranet), которая позволяет им пользоваться информацией совместно со своими партнерами непосредственно по самой сети Internet.
Проповедник и активный пропагандист новой религии Internet и интрасетей, фирма Netscape начала поставки изделий, реализующих стандарты корпоративных сетей и разработанных специально для них. Поставщики собственных программных средств для групповой работы следуют этому примеру. Lotus, Microsoft и Novell "играют в догонялки", стремясь поспеть за стандартами Internet и лишь недавно поравнялись с Netscape.
Однако на пути выработки промышленного стандарта произошла забавная вещь. В то время как поставщики традиционных средств для групповой работы сломя голову ринулись в Internet, фирма Netscape сочла необходимым расширить свои предложения некоторыми средствами, недоступными для обычного программного обеспечения на базе стандартов Internet, в том числе модулем для составления календарных графиков (совместной) работы и некоторыми собственными средствами для проведения дискуссий. Microsoft, несмотря на добавление множества протоколов Internet в свой пакет Exchange, выпустила клиента Outlook для работы только под управлением Windows 95 или Windows NT и специально ориентированного на тесное взаимодействие с Microsoft Office. Фирма Lotus, давшая теперь своему серверу название Domino, а клиентам - Notes. Таким образом, в настоящее время все системы автоматизации групповой работы в разной степени сочетают в себе собственные функциональные средства и стандарты Internet.
Ниже мы рассмотрим средства четырех основных систем для групповой работы - GroupWise фирмы Novell, Lotus Domino , Microsoft Exchange Server и Netscape SuiteSpot. Из этой группы изделий реально производятся поставки только Domino и Exchange.
Чтобы понять стратегию каждого поставщика при интегрировании двух видов обслуживания - собственного и открытого, - мы тестировали эти системы там, где было возможно, как с собственными клиентами, так и с клиентами Internet. Неудивительно, что для групповой работы основное внимание продолжает привлекать электронная почта. Почта остается наиболее распространенным приложением в корпоративных сетях, а также наиболее популярным приложением Internet после средств просмотра Web. Среди собственных модулей надежными средствами электронной почты с возможностью передачи текста с сохранением оформления (rich text, формат RTF) отличаются системы Domino, Exchange и GroupWise. Интеграция со службами каталогов упрощает применение электронной почты внутри организаций. А при наличии почтовых шлюзов эти системы дают пользователям возможность посылать почту в другие системы. Netscape обеспечивает передачу по электронной почте текста с сохранением оформления, при этом HTML определяет формат документа.
Если говорить об Internet, то Netscape реализует прямолинейный способ передачи почтовых сообщений - с применением "родных" форматов почтовой службы POP3 (Post Office Protocol - протокол почтовой службы) и IMAP4 (Internet Mail Access Protocol - протокол иентерактивного доступа к электронной почте Internet), и серверов (краткие описания этих и других протоколов приведены в словаре терминов "Стандартные средства для обмена сообщениями по Internet"). В Domino и Exchange размещаются также серверы POP3, поэтому любая программа чтения почтовых сообщений POP3, например Qualcomm Eudora Pro, может работать с одним из этих серверов, так же как с любым базовым сервером POP3. Системы Domino и Exchange обеспечивают пользователям факультативный доступ к почте через браузер Web. Система GroupWise, в наименьшей степени опирающаяся на стандартные средства Internet, обеспечивает доступ к почтовому ящику Internet только посредством браузера Web.
Проникновение культуры Internet в корпорации принесло с собой такие новые инструментальные средства коллективного взаимодействия, как средства электронных диалогов и аудиторные доски; такие функции не были присущи традиционным системам для групповой работы. Представление об этих продуктах можно получить из врезки "Оперативное взаимодействие через Internet".
Хотя возможности обмена сообщениями имеют важное значение, системы для групповой работы не ограничиваются только основными функциями электронной почты. Lotus и Microsoft пытаются воспользоваться своими средами разработки Internet, чтобы перенести приложения для групповой работы в браузер. Здесь среди представленных программ лидирует Domino; стратегия Lotus проста - Domino транслирует на ходу любую базу данных или приложение на язык HTML. Любую базу данных Notes можно просмотреть с помощью браузера Web.
Microsoft связывает свою стратегию Web с технологией ActiveX в своем сервере и его страницах Active Server Pages, представляющих собой страницы HTML с командами сценария ActiveX для формирования динамического содержимого. В Microsoft Exchange применен подход, предусматривающий меньшие возможности настройки, чем принятый в Domino; он требует наличия в базе данных Exchange объектов ActiveX для каждого типа формы или представления. Например, если объекты ActiveX отсутствуют для представлений Schedule+ и Outlook Calendar, то эти функции не доступны из браузера. Такой подход Microsoft требует разработки приложения для ее клиента Outlook, а затем повторной разработки для Web, что сопряжено с большими затратами времени, чем при подходе, принятом Lotus.
Как и в Exchange, в состав GroupWise входит встроенная библиотека объектов для визуализации в HTML ограниченного числа элементов GroupWise (таких, как почта, календарь и другие документы) для браузеров Web.
Тем временем Netscape в стратегии построения приложений для автоматизации групповой работы ориентируется на Web-страницы своего сервера Enterprise Server. Хотя страницы HTML позволяют обеспечить простой способ интеграции (например, вы можете установить связь с электронной почтой на странице Web), построение более сложных приложений (подобных тем, которые можно было создать с помощью Domino) потребует большего времени и опыта

Список литературы

1. Захаренко М. ASP в России: суть и технологии, проблемы и решения // http:\\www.Metric.com
2. Помпили Т. Автоматизация групповой работы // PCMagazine. – 1997. – май 27. – 117 – 135.
3. Симонович С. Вы купили компьютер. – М.: АСТпресс, 2001.
4. Толузаков С. Корпоративный главпочтамт // Время информационных технологий. – 1998. - №16. – С. 3-5.
5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: Инфра-М, 1999.

Скачать работу в архиве бесплатно, без SMS (18.5 kB)