Похожие публикации
Дорогие родители! Побеседуйте с ребенком о времени годаДокумент
Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. - О ком говорится в этом стихотворении? - Что делают трактористы весной? Рассмотрите картинки, что делают лю...полностью>>
П. моделирование на народнохозяйственном уровне часть а. Экономическая статика
Документ
Экономическая статика и экономическая динамика — это связанные друг с другом стадии исследования экономических систем, отличающихся характерными пробл...полностью>>
Протокол викторины «Никто не забыт, ничто не забыто!» по истории
Документ
Пензы (Центр дистанционного обучения) 10 153 8 Пучкарев Михаил МОУ Чиршкасинская СОШ Чебоксарского района Республики Чувашия 9 153 9 Габриэли Макар МО...полностью>>
1. Координаты курсора текстового редактора фиксируются
Документ
В НЕМ ПРОСТО НАХОДЯТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБРОБОТКИ ДАТЫ И ВРЕМЕНИ ДНЯ, АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ МАГНИТНЫХ ДИСКОВ, СРЕДСТВА РОБОТЫ СО СПРАВОЧНИКАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ФАЙЛА...полностью>>
Рабочая программа по биологии на 2013-2014учебный год
«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.
Рабочая программа по биологии
на 2013-2014учебный год
Учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424
Класс 9 в
Общее количество часов за год ___68___________ в неделю ___2______
Количество контрольных работ _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать вид работы и количество часов)
Учитель:
ФИО Жулинская О.Б.________________________________________
Квалификационная категория 1
Педагогический стаж 11лет
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Биология» 5-11 классы Изд. «Дрофа» 2009г.___________________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Количество часов: 68
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный
Тема |
Количество часов |
Введение |
1 |
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ |
19 |
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
15 |
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
5 |
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ |
13 |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ |
11 |
ОБОБЩЕНИЕ |
5 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Цели урока |
Основной материал |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Оборудование |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Введение (1 час) |
|||||||||
1 |
1-я неделя сентября |
Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. |
Вводный урок |
Сформировать знания о практическом применении достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. |
Основные понятия Биология "микология "бриология "палеоботаника "биотехнология "биофизика "биохимия "радиобиология Факты Биология как наука. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. |
Давать определение термину биология. Приводить примеры: Практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/ з: стр. 3 -5, |
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов) |
|||||||||
2 |
1-я неделя сентября |
Признаки живых организмов. |
Комбинированный урок |
Сформировать знания о свойствах живых организмов |
Основные понятия Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, |
Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена |
Учебник, таблицы |
Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1); "Задание №9 (Раздел 1, Гпава1) |
Д/ з: Глава 1, стр. 7-11. Вопросы к тексту параграфа № 4,5,6,7,8,9. |
3 |
2-я неделя сентября |
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. |
Комбинированный |
Сформировать знания об уровнях организации живой материи |
Основные понятия Таксон Система Иерархия Факты Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие. |
Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. |
Учебник, таблицы |
Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1) |
Д/ з: Глава 2 , §1. Вопросы №1,3,4 к тексту §1. |
4 |
2-я неделя сентября |
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. |
Комбинированный |
Сформировать знания о додарвиновском периоде развития биологии |
Основные понятия Эволюция. Искусственный отбор Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. |
Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. |
Учебник, таблицы |
Задания № 1,2 (ГлаваЗ, § 3). |
Д/з: §2, §3, §4 |
5 |
3-я неделя сентября |
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. |
Обобщающий урок |
Сформировать знания о движущих силах эволюции. |
Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. |
Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.. Характеризовать сущность борьбы за существование. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/ з: §5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту. |
6 |
3-я неделя сентября |
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение). |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости. |
Основные понятия Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина. |
Давать определения понятию естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: §5. Вопросы № 1,2, 5, 7. |
7 |
4-я неделя сентября |
Формы естественного отбора. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости. |
Основные понятия Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор. |
Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. |
Учебник, таблицы |
Задания № 1,2,3,6 (Глава 4, § 7); |
Д/з: §6. Вопросы № 1,2,3. |
8 |
4-я неделя сентября |
Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. |
Обобщающий урок |
Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов. |
Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия. Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора. |
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относител ьный характер приспособительных признаков у организмов. |
Учебник, таблицы |
Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9); |
Д/з: Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8. |
9 |
1-я неделя октября |
Выявление приспособленности к среде обитания. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование понятие приспособленности. |
Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Приспособительные особенности растений и животных. |
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: § 9 (повторить). Вопросы № 1-5 к § 9. |
10 |
1-я неделя октября |
Вид, его критерии и структура. |
Комбинированный урок. |
Сформировать понятие вида, его критериев, популяции. |
Основные понятия Вид. Виды-двойники Ареал Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. |
Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради. |
11 |
2-я неделя октября |
Популяция. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование понятия популяции. |
Основные понятия. Популяция Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица. |
Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 5, §10. Вопрос № 6 к тексту §10. |
12 |
2-я неделя октября |
Видообразование. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о механизмах микроэволюции. |
Основные понятия Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, |
Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 5 , §11. |
13 |
3-я неделя октября |
Биологические последствия адаптации. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о механизмах макроэволюции. |
Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. |
Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 6, стр. 59. |
14 |
3-я неделя октября |
Главные направления эволюции. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о механизмах макроэволюции. |
Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. |
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 6, §12. |
15 |
4-я неделя октября |
Зачет «Учение об эволюции органического мира». |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Учение об эволюции органического мира». |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. |
Владение знаниями по теме, умение их применять. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
|
16 |
4-я неделя октября |
Современные представления о происхождении жизни. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле. |
Основные понятия Гипотеза. Коацерваты Пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. |
Давать определение термину- гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 7, §14. |
17 |
4-я неделя октября |
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. |
Основные понятия Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты |
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 7, §15. |
18 |
2-я неделя ноября |
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. |
Основные понятия Ароморфоз. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. |
Давать определение термину- ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Глава 8, §16,17. |
19 |
2-я неделя ноября |
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле. |
Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. |
Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
: Глава 8, §18,19. |
20 |
3-я неделя ноября |
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о происхождении человека. |
Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. |
Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Глава 7, §20. |
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов) |
|||||||||
21 |
3-я неделя ноября |
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о химическом составе клетки. |
Микроэлементы Макроэлементы. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Вода, минеральные соли живых организмов. |
Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Глава 9, стр. 104 -105, § 21. |
22 |
4-я неделя ноября |
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. |
Основные понятия Углеводы Липиды Гормоны Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). |
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы |
23 |
4-я неделя ноября |
Органические вещества клетки. Белки. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. |
Основные понятия Белки, Гормоны Ферменты Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Молекула белка. |
Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Глава 9, § 22 , стр. 107-109. Вопросы №1,2- |
24 |
1-я неделя декабря |
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. |
Основные понятия Нуклеиновые кислоты Нуклеотид. Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), РНК (рибонуклеиновая кислота). Пространственная структура ДНК -двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосо-мальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение. |
Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
/з: §22, стр. 111-112. Вопросы № 11,12. |
25 |
1-я неделя декабря |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об обмене веществ в клетке |
Основные понятия Ассимиляция. Диссимиляция Фермент. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. |
Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: § 23 , стр. 113, записи в тетради. |
26 |
2-я неделя декабря |
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке |
Основные понятия Ген, Триплет, Генетический код Кодон, Транскрипция Антикодон, Трансляция Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке. |
Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: 23, записи в тетради. Вопросы № 1-5. |
27 |
2-я неделя декабря |
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке |
Основные понятия Гпиколиз. Брожение. Дыхание Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологи- |
Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
: § 24. Вопросы № 1,2,3,4. |
28 |
3-я неделя декабря |
Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки. |
Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Клетки прокариот. Спорообразование у бактерий. |
Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. |
Учебник, таблицы |
Д/з: Глава 11, §25. Вопросы № 1-5 к § 25. |
|
29 |
3-я неделя декабря |
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об строении эукариотической клетки. |
Основные понятия Органоиды Цитоплазма Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения. |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к § 26. |
30 |
4-я неделя декабря |
Эукариотическая клетка. Ядро. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки. |
Основные понятия Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы, |
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 11, §27. Вопросы № 1-7 к § 27. |
31 |
4-я неделя декабря |
Изучение клеток растений и животных. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки. |
Особенности строения растительной, животной, грибной клеток. Эукариотические клетки растений, животных. |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. |
Учебник, таблицы |
||
32 |
4-я неделя декабря |
Деление клеток. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о митозе, его фазах. |
Основные понятия Митотический цикл Интерфаза. Митоз Редупликация. Хроматиды |
Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
|
33 |
2-я неделя января |
Клеточная теория строения организмов. |
Комбинированный урок. |
Познакомить с клеточной теорией строения организмов. |
Основные понятия Цитология Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. |
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: § 29. Подготовиться к зачету. |
34 |
2-я неделя января |
Зачет по теме "Клетка". |
Обобщающий урок. |
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме "Клетка". |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. |
Владение знаниями по теме, умение их применять. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
|
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов) |
|||||||||
35 |
3-я неделя января |
Размножение. Бесполое размножение. |
Комбинированный урок |
Сформировать знания о бесполом размножении организмов. |
Основные понятия Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы Гэрмафродиты Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. |
Дать определение понятию размножение. Называть: >основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; ^способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 12, стр.146, §30. |
36 |
3-я неделя января |
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о половом размножении организмов. |
Основные понятия Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |
Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: §31. Вопросы №1-5. |
37 |
4-я неделя января |
Онтогенез. Эмбриональный период развития. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о эмбриональном развитии организмов. |
Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). |
Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6. |
38 |
4-я неделя января |
Онтогенез. Постэмбриональный период развития. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов. |
Основные понятия Постэмбриональный период Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. |
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 13, § 33. |
39 |
1-я неделя февраля |
Общие закономерности развития. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов. |
Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер). |
Давать определение понятию эмбриогенез. Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать:Сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионально- |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 13, §34. |
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов) |
|||||||||
40 |
1-я неделя февраля |
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. |
Вводный урок. |
Познакомить с основными понятиями генетики |
Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. |
Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 14, § 35,36. Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36. |
41 |
2-я неделя февраля |
Законы Г.Менделя. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о первом законе Менделя |
Основные понятия Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак |
Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11. |
42 |
2-я неделя февраля |
Законы Г.Менделя (продолжение). |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о втором законе Менделя |
Основные понятия Гэнотип Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. |
Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: Содержание определений основных понятий: дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: §37, стр.180-185, записи в тетради. |
43 |
3-я неделя февраля |
Генетика пола. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об особенностях генетики пола. |
Основные понятия Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы . Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности Закон сцепленного наследования. |
Давать определение термину Аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: §39, записи в тетради. Вопросы к параграфу. |
44 |
3-я неделя февраля |
Генотип как система взаимодействующих генов. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о генотипе, как целостной системе. |
Основные понятия Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. |
Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: §40. Вопросы № 1-6. |
45 |
4-я неделя февраля |
Решение генетических задач. |
Комбинированный урок. |
Закрепить умение решать генетические задачи. |
Закономерности Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом. |
Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: повторить §11. |
46 |
4-я неделя февраля |
Наследственная (ге-нотипическая) изменчивость. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о наследственной изменчивости. |
Основные понятия Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия. Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. |
Давать определение терминам изменчивость. Называть: вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: § 41. Вопросы № 1-4. |
47 |
1-я неделя марта |
Фенотипическая (мо-дификационная) изменчивость. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о ненаследственной изменчивости. |
Основные понятия "Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. |
Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: > ненаследственной изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модифика-ционную изменчивость. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з:§42. Вопросы |
48 |
1-я неделя марта |
Выявление изменчивости организмов. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о наследственной и ненаследственной изменчивости. |
Факты Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости. |
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: повторить §35-37, 39-42. |
49 |
2-я неделя марта |
Зачет «Наследственность и изменчивость». |
Обобщающий урок |
Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Наследственность и изменчивость». |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания - незаконченные предложения. |
Владение знаниями по теме, умение их применять. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
|
50 |
2-я неделя марта |
Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. |
Вводный урок. |
Сформировать знания о Центрах многообразия и происхождения культурных растений. |
Основные понятия Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. |
Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/?: Глава 16, стр. 204-205, § 43. Вопросы №1-4. |
51 |
3-я неделя марта |
Методы селекции растений, животных. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о методах селекции. |
Основные понятия Гибридизация Депрессия. Мутагенез Порода. Сорт. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. |
Давать определения понятиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 16, §44. Вопросы №1-7. |
52 |
3-я неделя марта |
Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о методах селекции. |
Основные понятия Биотехнология Штамм Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Микробиологический синтез. |
Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 16, §45. |
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов) |
|||||||||
53 |
4-я неделя марта |
Структура биосферы. |
Вводный урок. |
Сформировать знания о структуре биосферы. |
Основные понятия Биосфера Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение В. И. Вернадского о биосфере. |
Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 17, стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46. |
54 |
1-я неделя апреля |
Круговорот веществ в природе. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о круговороте веществ в природе. |
Основные понятия Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус Фильтрация Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. |
Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота. веществ в экосистеме. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 17, § 47 |
55 |
1-я неделя апреля |
Экологические факторы. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания об экологических факторах. |
Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. |
Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и вопросы №1-4 к §51. |
56 |
2-я неделя апреля |
Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о биоценозах. |
Основные понятия Популяция. Биоценоз Экосистема Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. |
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать: струкгуру наземных и водных экосистем; |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 17, § 49, § 52 стр. 239-243, вопросы №2, 3 к §49. |
57 |
2-я неделя апреля |
Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о биоценозах. |
Основные понятия Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии. Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотро-фов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.. Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. |
Давать определение терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 17, § 52, вопросы № 4-7. |
58 |
3-я неделя апреля |
Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о биоценозах. |
Основные понятия Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, |
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 17, § 53. Вопросы и задания №1-6. |
59 |
3-я неделя апреля |
Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. |
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о биоценозах. |
Основные понятия Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса Взаимоотношения организмов Состояние экосистемы своей местности. Любая экосистема своей местности. |
Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
|
60 |
4-я неделя апреля |
Природные ресурсы и их использование. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании. |
Основные понятия Агроэкосистема Природные ресурсы |
Давать определение термину агроэкосистема (агроце-ноз). Приводить примеры: |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: Глава 18, § 54. Вопросы и задания №1-6. |
61 |
4-я неделя апреля |
Роль человека в биосфере. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о роли человека в биосфере. |
Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия. |
Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
повторить § 54. |
62 |
1-я неделя мая |
Последствия деятельности человека в экосистемах. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о последствиях деятельности человека в экосистемах. |
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: -загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана; -антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы; |
Называть антропоген н ые факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
Д/з: Глава 18, §55, 56. Подготовить сообще- |
63 |
1-я неделя мая |
Экологические проблемы. |
Комбинированный урок. |
Сформировать знания о экологических проблемах. |
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. |
Называть: Современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: Последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
Учебник, таблицы |
Индивидуальный |
повторить материал глав № 2,3,4,5,6 учебника. |
ОБОБЩЕНИЕ (5 часов) |
|||||||||
64 |
2-я неделя мая |
Становление современной теории эволюции. |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение и обобщение знаний по теме «Становление современной теории эволюции» |
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции; -причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания; -понятие о микроэволюции и макроэволюции; - основные направления эволюции; |
Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
повторить материал глав №№ 9,10,11 учебника. |
65 |
2-я неделя мая |
Клетка - структурная и функциональная единица живого. |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение и обобщение знаний по теме «Клетка - структурная и функциональная единица живого». |
Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. |
Описывать: химический состав клетки; структуру эукариотической клетки; процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
повторить материал глав № 14,15,16 учебника. |
66 |
3-я неделя мая |
Закономерности наследственности, изменчивости. |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение и обобщение знаний по теме «Закономерности наследственности, изменчивости». |
Закономерности наследования признаков, открытие Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики. |
Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять:механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм; необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства. Составлять родословные, решать генетические задачи. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Д/з: повторить материал глав № 17,18 учебника. |
67 |
3-я неделя мая |
Взаимодействие организма и среды обитания. |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение и обобщение знаний по теме «Взаимодействие организма и среды обитания» |
Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек. |
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
|
68 |
4-я неделя мая |
Итоговая контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. |
Урок контроля ЗУН |
Проверка усвоения знаний за год |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса. |
Учебник, таблицы |
Фронтальный |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
V. Литература и средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;
а также методических пособий для учителя:
Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся