Похожие публикации

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников в 2010 – 2011 учебном году
Документ
10. У А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена...полностью>>

А. И. Саввинов новосибирск «наука»
Документ
депутата Государственного собрания (Ил Тумэн) по Среднеколымскому избирательному округу, генерального директора «Сахаэнерго» Николая Макаровича Парник...полностью>>

Настоящий договор составлен в соответствии с типовым договором на оказание туристских услуг, утвержденных Постановлением Совета Министров рб от 12. 05. 200г. №60
Документ
Настоящий договор составлен в соответствии с типовым договором на оказание туристских услуг, утвержденных Постановлением Совета Министров РБ от 12.05....полностью>>

Урок обобщения по теме «Лексика» в 6 классе (план открытого урока)
Урок
А случилось вот что. Однажды ветер решил подшутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда в школу утро...полностью>>



Индивидуальный и дифференцированный подходы при работе со слабоуспевающими детьми

Индивидуальный и дифференцированный подходы при работе со слабоуспевающими детьми.

Я работаю в сельской школе учителем русского языка. Не секрет, что дети в сельских школах – слабые ученики. Причин тому много.

И первая причина – нет подготовительной базы для учебы. Т.е. во многих селах нет детского сада, где бы будущему ученику развивали мелкую моторику, развивали бы устную речь и т.д. Дети элементарно не знают сказок, потешек, не умеют рисовать.

Вторая причина – это узкий круг общения. Мало общения – плохое развитие речи, узкий кругозор вообще., нет кружков, секций и т.п.

Следующая причина – это начальные классы. Как правило, начальные классы в селе объединены, т.е в одном классе 1 и 4 классы, 2 и 3 классы. Работать в таких классах трудно.

Еще одной причиной можно считать низкий уровень развития самих родителей (пьющие, неработающие, или постоянно в работе). Хорошо уже то, если бабушки детям сказки рассказывают.

В итоге, в среднее звено приходят уже слабоуспевающие ученики. Они не умеют читать (в нач.классах основное усилие уходит на скорое чтение, а не на усвоение текста), не умеют выбирать из текста главное, не умеют и не могут работать с планом, у детей ограниченный словарный запас, использование жаргонной, просторечной лексики и нежелание работать с учебным материалом.

Как помочь слабоуспевающему ученику? Меня не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (сильному, слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.

Испытанным средством является дифференцированный подход, индивидуальные задания.

Дифференцированный подход в обучении – это создание учителем внутри класса небольших групп (с учетом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, уровня готовности, способностей).

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Для разных видов деятельности состав групп может меняться.

Цель индивидуального подхода – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Но на пути реализации этих подходов встают трудности, которые нужно решать.

Структура и специфика урока обуславливаются поставленными целями и задачами. В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом. Но усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся (сильные поняли, слабые – нет). А цель учителя – добиться эффективной работы всего класса на уроке.

Решение. В этом случае помогает введение индивидуальных карточек для сильных учеников и координация работы слабых, однако проверка индивидуальной деятельности на самом уроке не всегда осуществима. Оптимальный вариант – сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, варианты) с учетом уровня подготовки и развития учеников, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

Наряду с организационными трудностями сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей: неумением контактировать друг с другом, трудностями межличностного общения, завышенной или заниженной самооценкой.

Решение этой проблемы видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива. Для этого на уроке формируются разные функции с целью повышения контактов, формирования объективной оценки товарищей и объективной самооценки. Функция 1 группы – воспроизводящая, функция 2 группы – оценивающая (дает критическую, но доброжелательную оценку с аргументацией). Затем группы меняются функциями.

Следующая трудность – это неумение работы с текстом.

Способы решения данной проблемы – требование от учеников полных развернутых ответов на поставленные вопросы, проведение на уроках дискуссий, уроков-диспутов, опробование учеником себя в роли учителя, использование на уроках памятки «Работа с текстом».

В работе со слабоуспевающими учениками также помогают лингвистические игры, которые предусматривают групповое решение (например, кроссворд, «учитель-ученик», «путаница» и мн.др.)