Похожие публикации

Просьба ответить на ряд проблемных вопросов по Транспортно-Пересадочному узлу Планерная, так как за несколько лет функционирования этого, фактически, торгового
Документ
Просьба ответить на ряд проблемных вопросов по Транспортно-Пересадочному узлу Планерная, так как за несколько лет функционирования этого, фактически, ...полностью>>

Данный набор предназначен для суммирования стереосигнала и выделения из этой суммы нч сигнала для сабвуфера. По сложности фильтр является самым сложным из предл
Документ
Данный набор предназначен для суммирования стереосигнала и выделения из этой суммы НЧ сигнала для сабвуфера. По сложности фильтр является самым сложны...полностью>>

Инструкция по эксплуатации kipor (2)
Инструкция по эксплуатации
Используйте на хорошо проветриваемых территориях или обеспечьте вывод выхлопов наружу, а также на удалении от устройств, всасывающих воздух. Для экспл...полностью>>

Инструкция по эксплуатации kipor (2)
Инструкция по эксплуатации
Благодарим Вас за покупку нашего оборудования. Нашей целью является обеспечение работы высококачественной генераторной установки для достижения удовле...полностью>>



Студентка 1 курса магистратуры исторического факультета

Бурниева Анжелика Игоревна, студентка 1 курса магистратуры исторического факультета

ФГБОУ ВПО Южный Федеральный Университет,

Ростов-на-Дону

Научный руководитель: д.ист.н., проф., зав. каф. Новой и новейшей истории Крючков Игорь Владимирович ФГБОУ ВПО Ставропольского Государственного Университета, Ростов-на-Дону

ОТМЕНА СИСТЕМЫ ТРЕХ ОПОР ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Моментом формирования системы трех опор Европейского Союза принято считать дату вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском Союзе - 1 ноября 1993 г. На основании Договора в рамках Европейских сообществ учреждается новая структура - Европейский Союз. Образованию столпов Евросоюза способствовало дополнение Договора новыми его компетенциями. Заключаются указанные компетенции в рассмотрении вопросов не только экономического сотрудничества, но и вопросов внешней политики и правосудия. Таким образом, складывается новая форма Европейского Союза, область полномочий которой расширяется и выводит стран-участниц на новый уровень интеграции и регулирования международных отношений.

Необходимость образования системы опор очевидна в силу расширения круга вопросов, находящихся в ведении Европейского Союза. Представлены указанные столпы следующим образом. В качестве первой опоры выступают непосредственно сами Европейские сообщества, а конкретнее: Европейское сообщество (бывшее Экономическое сообщество), Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейское объединение угля и стали.

Общая внешняя политика и политика безопасности заняли место второй опоры, вопреки трудностям процесса интеграции и кооперации интересов государств-участников Союза по множеству спорных вопросов. Так, политика предусматривает согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений. Как известно, интеграция в военной сфере проходило достаточно тяжело, еще в 1954 году Францией была отклонена идея создания оборонительного сообщества. Основными причинами длительного отказа руководства государств-членов от сотрудничества в данной области являлись нежелание стран делегировать свои полномочия на наднациональный уровень, а, следовательно, в некоторой степени утратить часть своих компетенций, неприятие дублирования системы НАТО, а также наличие серьезных противоречий по ряду вопросов между участниками Союза. Однако отправной точкой по этому направлению стала встреча Т. Блэра и Ж. Ширака в Сан-Мало в 1998 году, где было принято решение о формировании военного вектора в ускоренном режиме. Такое решение было принято ввиду необходимости обеспечения Европейского Союза возможностями для выполнения Петербергских задач, которые включали проведение гуманитарных, спасательных и миротворческих операций и действия по принуждению к миру.

В основу сложившейся системы общей внешней политики и политики безопасности легли такие принципы и цели как:

защита общих ценностей, основополагающих интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций;

укрепление безопасности Союза любыми средствами;

поддержание мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те из них, которые относятся к внешним границам;

содействие международному сотрудничеству;

развитие и укрепление демократии и правового государства, а также уважения к правам человека и основным свободам.[1]

Третий столп ЕС представляет сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. Данная опора начинает активно развиваться после принятия Амстердамского договора и учреждения им зоны свободы, безопасности и справедливости.[1] Но логично необходимое создание единой законодательной системы, которая регулировала бы правовые отношения в целях формирования такой зоны, является в определенной степени труднодоступной целью в силу наличия противоречий в существующих правовых системах стран-участниц Европейского Союза. Однако благодаря политике Союза по постепенному приведению правовых документов к единообразному облику, а так же вкладу практики Суда ЕС, Европейскому Союзу удается постепенно идти в данном направлении.

Таким образом, можно говорить об удачно складывающейся системе основ Евросоюза. Так, данная структура просуществовала на протяжении 16 лет вплоть до вступления в силу Лиссабонского договорах[4] в 2009 году, когда система опор ЕС была отменена. Предпосылками проведения столь резкого реформирования все еще формирующейся структуры столпов послужили следующие причины:

Лиссабонский договор был нацелен на упрощение организации и систематизации работы Союза, закреплению его в качестве субъекта международного права. Такие цели стояли ввиду отклонения проекта Конституции на фоне резко нарастающего количества стран-участниц Союза[5].

Многие ученые и практики считали неразумной структуру, предлагаемую в качестве опор из-за ее неоднородности: одна из опор представлена непосредственно Сообществами, две других – представляли собой сами их компетенции и области деятельности, что представлялось противоестественным в системе равнозначных опор.

Необходимым являлось укрепление общей внешней политики и политики безопасности, в основе которого лежала направленность Союза на его преобразование в «силу, желающую изменить направление мировой политики… и ограничить глобализацию моральными рамками».[6]

В качестве основных итогов проведения изменений в основах функционирования Союза следует привести следующие факты:

1. Европейский Союз приобретает статус единственной интеграционной структуры, а также статус юридического лица, включая широкую международную правосубъектность, что выводит Союз на новый уровень и степень участия в международных отношениях.[3:58]

2. Упраздняется структура неоднородных опор, выстроенная Союзам вопреки определенным факторам логики.

3. Стоит отметить, что отмена трех опор не прекратила тенденцию нарастания разнообразия методов управления, которая проявилась в 1990-е годы в ЕС. Фактически Европейский Союз состоял из порядка 20-30 подпорок, а не только 3 столпов, что закрепляет Лиссабонский договор, выделяя около 30 областей компетенции, некоторые из которых настолько обширны, что порой распадаются на несколько отдельных частей. Отмечая так же неполный характер отказа от структуры трех опор, стоит указать на то, что Суд Евросоюза по-прежнему лишен компетенции в сфере общей внешней политики и политики безопасности и ограничен в вопросах контроля действий государств-участников Союза, вытекающих из обязательств по поддержанию порядка, безопасности и законности.

3. По причине внесения корректив Лиссабонским договором, меняется система актов, принимаемых органами Евросоюза. Так, согласно Лиссабонскому договору, Европейский Союз должен проводить общую внешнюю политику и политику безопасности при помощи: выведения общих стратегий, укрепления сотрудничества стран-участниц в проведении их политики, принятия ряда решений, определяющих: акции, которые должны быть предприняты Евросоюзом, позиции, которые Союз должен принять, и, следовательно, действия, необходимые к проведению в целях реализации обозначенных акций и позиций. Рассматривая данный вопрос, следует указать, что использованный в ст. 12 Договора о Европейском Союзе термин «решения» олицетворяет собой решение не как вид правового акта, а собирательное понятие, используемое для обозначения любого вида принимаемых Европейским Союзом актов для реализации полномочий Союза в определенной сфере (регламент, директива, решение, рекомендация, заключение).[2]

4. Лиссабонским договором закрепляются пять видов компетенций Союза: исключительная, совместная, координирующая, компетенция, в которую включены полномочия осуществлять конкретную политику в целях поддержки, координации или дополнения действий стран-участниц; специфическая компетенция в сфере общей внешней политики и политики безопасности.

Принятие Лиссабонского договора зачастую расценивают как шаг назад в сравнении с возможным принятием Конституции, большая часть предлагаемых идей которой осталась нереализованной в Договоре. Однако касательно вопроса отмены опор Евросоюза стоит отметить действительную необходимость такого реформирования, а также его определенную результативность в указанных выше последствиях, в особенности, в трансформации Союза в цельный субъект международного права, занимающий еще более весомое положение на международной арене.

Литература:

  1. Competencies of the EU and Member States, Law observer official site, Items of general legal interest.

  2. Laeken Declaration on the Future of the European Union, Laeken, European Council, 2001.

  3. Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, Договор об учреждении европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты от 2 октября 1997 г.

  4. Довгань Е.Ф. К вопросу о статусе источников права европейского союза // Журнал международного права и международных отношений. 2010. -№ 1.

  5. Кавешников Н.Ю. Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС // Актуальные проблемы Европы. 2010. -№2. С. 54-76.

  6. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г.