Похожие публикации

Биологическая роль
Документ
Для некоторых организмов кремний является важным биогеным элементом. Он входит в состав опорных образований у растений и скелетных — у животных. В бол...полностью>>

Все говорят о них
Документ
для них поддержкой будь, Направь к Христу, Он примет их в Свою семью, В служеньи этом сам приблизишься к Нему....полностью>>

Перспективное планирование в подготовительной группе Формы работы с детьми и родителями
Документ
Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешех...полностью>>

Перец сладкий (продолжение)
Документ
Минимальная сумма заказа 70 гривен. Отправка заказа после предоплаты (+9 грн.) или наложенным платежом с оплатой при получении на почте. При предоплат...полностью>>



Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (4)

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО обществознанию 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. Выберите правильный ответ (один или несколько).

1.1. Тип личности, характеризующийся признанием целей общества или группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей, называется:

1) ритуалист 2) конформист 3) мятежник 4) новатор.

1.2. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ

2) РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

3) право республик устанавливать свои государственные языки

4) в РФ гарантирована свобода вероисповедания

1.3. Какое из направлений характеризует распределение как сферу экономики

1) заключение предпринимательской сделки

2) посещение молодежной ярмарки вакансий

3) увеличение государственных расходов на социальные программы

4) изготовление оборудования для автомобильного салона

1.4. К вторичным потребностям человека, согласно теории американского психолога А.Маслоу относятся:

1) физиологические 2) экзистенциальные 3) духовные 4) все перечисленные выше

1.5. Термин «общество» не включает в себя понятие

1) части материального мира 3) природной среды обитания

2) способов взаимодействия людей 4) форм объединения людей

1.6. Интеллектуальный капитал человека формируется из:

1) трудового опыта, его образования и квалификации 3) его умственных способностей

2) его образования и нравственных качеств 4) всего вышеперечисленного.

1.7. Какой из нормативных актов занимает в их иерархии высшее положение

1) инструкция Министерства юстиции РФ 3) распоряжение Президента РФ

2) закон РФ «Об акционерных обществах» 4) постановление Правительства РФ

1.8. Самосознание характеризуется:

1) стремлением к объективной истине

2) способностью иметь собственное мнение

3) готовностью нести ответственность за принимаемые решения

4)способностью изучать окружающий мир во всем его многообразии

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Задание 2. Выберите несколько верных ответов.

2.1 Определите функции Верховного Суда РФ

1) объявляет амнистию.

2) рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ

3) рассматривает особо важные дела высших должностных лиц

4) является высшей кассационной инстанцией

5) осуществляет помилование.

6) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам

2.2. Найдите в приведенном ниже списке административные правоотношения

1) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека

2) отношения министерств и ведомств

3) отношения фирмы –производителя и магазина

4) отношения паспортно-визовой службы с гражданами

5) отношения драматурга и сценариста с киностудией

6) отношения управления образования с гимназией

2.1.

2.2.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

3.1. Либерализм, социал-демократизм, национализм, консерватизм.

Ответ ____________________________________________________

3.2. Семья, государство, производство, образование.

Ответ ____________________________________________________

Задание 4. Заполните пропуск в ряду.

4.1. Племя, ________________________________, нация.

4.2. Работа инженера – труд; Станок - _______________________; Залежи железной руды – земля; создание новой системы продажи товара – предпринимательская способность.

Задание 5. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

5.1. Правящая партия, оппозиционная партия, коммунистическая партия.

Ответ _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

Ответ ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Задание 6. Найдите в приведенном перечне признаки, относящиеся к названному понятию, и выпишите их буквенные обозначения. Ответ занесите в таблицу.

6.1. Понятие «условия заключения брака».

а) отсутствие у вступающих в брак психических расстройств, в результате чего один из них признан судом недееспособным;

б) достижение сторонами брачного возраста;

в) наличие у обоих вступающих в брак людей гражданства одного государства;

г) отсутствие близкого родства между вступающими в брак;

д) отбывание одной из сторон наказания в исправительных учреждениях;

е) наличие добровольного согласия вступающих в брак;

ж) оформление медицинского заключения о состоянии здоровья каждой из сторон;

з) представление справки о доходах каждой из сторон;

и) отсутствие у одной из сторон уже зарегистрированного брака.

6.2. Понятие «право».

а) является совокупностью социальных норм;

б) находится в строгом соответствии с нормами морали;

в) носит общеобязательный характер;

г) носит системный характер;

д) не требует обязательного признания государством;

е) регулирует все общественные отношения;

ж) носит не персонифицированный характер;

з) обеспечивается мерами государственного принуждения;

и) определяет исключительно границы возможного поведения;

к) определяет границы возможного и должного поведения;

л) имеет формальную определенность.

6.1

6.2

Задание 7. Составьте схему из приведенных ниже понятий. Для этого из перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, и соответствующим образом изобразите взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, общество, искусство, производительные силы, пища.


Задание 8. Проанализируйте данную информацию и ответьте на поставленные вопросы. Свою точку зрения обоснуйте.

8.1. При выборах в Национальной собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от общего числа избирателей.

Какой тип избирательной системы утвердился во Франции при выборах в Национальной собрание? Приведите три аргумента.

Ответ _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8.2 Гражданин Л. при покупке домашнего кинотеатра получил все необходимые документы: кассовый и товарный чеки, гарантийный талон. Через месяц телевизор, входящий в комплект, сломался. Какой нормативный документ регулирует данные правоотношения? Назовите три права, которыми обладает покупатель, приобретший товар.

Ответ _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Глобальный мир – это не …А….. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для …Б… политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального …В…не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные ……Г…… В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания ……Д…….. стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий ……Е…… появилось существенно больше, а ……Ж……. только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту ……З… из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной …И... В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей ……К………...» (К.В.Симонов, российский обществовед)

1. Автономия

2.Политика «большой дубинки»

3. Конфликт

4. Демократия

5. Федерация

6. Политика «открытых дверей»

7. Мигрант

8. Размежевание

9. Единообразие

10. «Умиротворение агрессора»

11. «Холодная война»

12. Коренное население

13. Доминирование

14.Взаимопроникновение

15. Полярность

16. Глобализация


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Задание 10. Проанализируйте представленную диаграмму. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Размеры денежных переводов мигрантов, поступивших в страны с разным уровнем доходов населения

Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ

  1. Темпы роста общего объема денежных переводов в мире существенно возросли с началом XXI в.

  2. В современном мире наблюдается тенденция уравнения объемов денежных переводов в страны с высоким и с низким уровнем доходов населения. Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокращаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.

  3. Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.

1. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 11. Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали

3. Устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

4. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

6. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся страны полностью сохраняют суверенитет и значительную независимость.

7. Привлечение президента к юридической ответственности, влекущее отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией.

9. Соединенье гражданской и духовной власти в одном лице.

10. Преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения.

11. Мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.

По вертикали

1. Признание какой-либо организации, процедуры существующими на законных основаниях.

2. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства.

5. Институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

8. Принцип устройства общества и государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни.

Задание 12. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей и писателей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

1.Раскрытие проблемы, затронутой автором, представление различных ее аспектов.

2.Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы.

3.Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

5.Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6.Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).

1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Дж. Б. Шоу).

2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Бернэ).

3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

природы». И.И. Мечников

4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).

6