Похожие публикации

Пояснительная записка Цель работы Совершенствование форм и методов преподавания предмета Задачи
Пояснительная записка
Сегодня многие учителя проявляют интерес к новым информационным технологиям. Без сомнения, этот интерес может оказаться плодотворным. Однако у некотор...полностью>>

Пояснения к Типовым учебным планам специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями
Документ
1. Типовой учебный план коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями является основным нормативным документом, регламентирующим организ...полностью>>

Пояснения к Типовым учебным планам специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями
Документ
1. Типовой учебный план коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями является основным нормативным документом, регламентирующим организ...полностью>>

Пояснения к Типовым учебным планам специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями
Документ
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, коррекцию нарушенных психических функций...полностью>>



Экзаменационная контрольная работа по дисциплине «основы теории литературы» задания по теме «стихосложение»  i найдите звукоподражания 1) в ритме стиха

Их нет.

(А. Апухтин)

14) макаронических стихов

Отличалася Аннета

Я прекрасно разодета,

Жемчуги и де коро,

Э’ма роб а гран каро,

Черной блондою обшита,

Дез-аграф из малахита,

Башмаки куер сафран

Э де букльз-а л’анфан,

А над ними диадема,

С мозаикою из Рима,

И вуаль ан петинет,

А в руке большой букет.

(И. Мятлев)

Там, как тут девицы leider

По колено носят Kleider

Все обстрижены, без кос,

Задирают кверху нос.

Чуть в одну я не влюбился,

Ей в любви я объяснился,

Говорил: «Ich liebe dich»

А она: «Не лебези!»

(В. Гиляровский)

III. Центон – стихотворение, составленное с определенным смыслом из отдельных, собранных из различных мест стихов одного или нескольких авторов, например:

Лысый с белой бородою (И.С. Никитин)

Старый русский великан (М.Ю. Лермонтов)

С догарессой молодою (А.С. Пушкин)

Упадает на диван (Н.А. Некрасов)

(составил Н.О. Лернер)

  1. Определите, из каких басен И.А. Крылова составлен данный центон:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратясь,

По улицам слона водили,

Как видно, – на показ –

Известно, что слоны в диковинку у нас, –

Так за слоном толпы зевак ходили…

Какой-то повар грамотей

С поварни убежал своей,

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из того не дело, – только мука.

Однажды лебедь, рак да щука,

Собака, лев да волк с лисой,

Везти с поклажей воз взялись

И вместе все в него впряглись,

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу,

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а щука тянет в воду…

(составил Н.О. Лернер)

  1. Определите, из фрагментов каких стихотворений составлен центон «Генетический долг», укажите авторов этих стихотворений:

Вы откуда собралися,

Колокольчики мои?

В праздник вечером росистым

Дятел носом тук да тук.

Песни, вздохи, клики. Свисты

Не пустой для сердца звук.

Шепот, робкое дыханье,

Тень деревьев, злак долин.

Дольней лозы прозябанье,

Колокольчик дин-дин-дин.

IV. «Томные грезы. Вариации».

а) подберите рифмы к словам: грезы, были, спали, темны, сказки, тени.

б) из десятков вариантов выберите, например, грезы – розы, были – стыли, спали – дали, темны – томны, сказки – ласки, тени – лени.

в) составьте строфы по три слова в строке, комбинируя только эти шесть пар рифмующихся слов. Например:

Томно спали грезы;

Дали темны были;

Сказки тени, розы,

В ласке лени стыли.

Были томны грезы,

Лени стыли дали,

Темны сказки розы,

В ласке тени спали.

Спали дали, грезы,

Темны были, сказки

Лени тени, розы,

Стыли в томной ласке

Сказки темны были,

Спали грезы тени,

Дали розы стыли,

В ласке томной лени

Сказки лени спали,

Розы были темны,

Стыли грезы дали.

В ласке лени, томны

Спали тени были,

Лени, грезы, сказки,

Темны розы стыли

Томны дали ласки.

Темны были тени,

Стыли ласки грезы,

Спали в томной лени

Сказки дальней розы.

Тени розы спали,

Были темны сказки,

Томны грезы дали,

Лстыли лени ласки.

Спали грезы сказки,

Розы темны тени,

Дали стыли ласки,

Томны были лени.

Были сказки грезы

Тени спали темны,

В ласке стыли розы

Дали лени томны.

Розы в сказке были, Спали тени, темны,

Лени грезы стыли

В ласке дали, томны.

Сказки были спали,

Розы ласки – тени,

Томны грезы дали,

Стыли в темной лени.

Были грезы темны,

Сказки спали, тени,

Розы стыли, томны,

Дали в ласке лени.

Грезы лени темны,

Спали тени сказки,

Были дали томны,

Розы стыли ласки.

г) укажите, какие из этих строф входят в стихотворение В. Брюсова «Темные грезы».

V. Найдите ответы к загадкам в стихотворной форме

1) шарады

А) Начало – насекомое,

Всем хорошо знакомое:

Летает и вредит.

Конец – вы в книге встретите,

В письме его заметите,

Он в азбуке стоит.

Целое: А все мое – французский сочинитель

Вы пьесы лучшие назвать мне не хотите ль?

(Н. Соловьева)

Б) Часть первая моя от зноя укрывая,

Усталых путников под тень свою манит,

И их прохладой освежая,

С Зефиром шепчет и шумит.

Вторая часть моя приводит в восхищенье,

Коль был творцом ее Державин иль Петров;

Когда ж скропал Свистов,

Всех погружает в усыпленье.

А целое – заметь читатель дорогой! –

В себе волшебника всю заключало силу,

Посредством коей он прекрасную Людмилу

Похитил дерзостно в час полночи глухой

Из брачной храмины в волшебный замок свой.

(К.Ф. Рылеев)

2) омоним

Вещь чудную во мне, читатель, ты найдешь,

Когда подробнее рассмотришь, разберешь

Мои различные деяния и свойства:

Я часто в воина вселяю дух геройства;

Небесные тела известны стали мной;

Огня ты не страшись тогда, как я с тобой;

Притом же иногда так высоко бываю,

Что храмы и дворцы ногами попираю;

Имею сходственность с людьми – и вот она:

Наружно белая, а внутренность черна.

3) метаграмма

С «С» бегут нередко скоро,

Иногда же ход их тих…

С «Ш» – насмешки иль укоры

Мы порой находим в них…

А без буквы по газетам

Пропорхнут и улетят;

Их в воде мы видим летом,

Вместо сказочных наяд.

4) анаграммы (параграммы, биграммы)

Ломоносов – соломонов; Рим – мир; Схема смеха (В. Маяковский); Малина манила (С. Федин); Отбрось робость! (И. Мейлтцев); Увидимся – удивимся (Д. Авалиани); Постмодерн подсмотрен (К. Беляев); Вечность: свет – ночь. (Д. Авалиани); Лаконизм: замолкни. (Д. Авалиани); Врагов – в овраг! (О. Федина); Колхозы – ох, козлы! (Н. Белов); Правительство – привет, о власть! (М. Крушинский).

Попробуйте составить анаграммы.

5) логогриф

Всегда из их частей я составляюсь

И кровию людей, как хищный зверь питаюсь.

Когда ж ты голову отнимешь от меня,

Питаю и тебя, янтарностью маня.

А если ты меня разделишь пополам,

Вторую часть мою я в смех тебе отдам.

Когда же только хвост ты мой возьмешь,

То в азбуке и даже здесь найдешь.

Задания по теме: «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА»

1. Имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения Г. Шенгели 1955 г.? Какой из этих поэтов был в свое время заклятым врагом Шенгели?

Он знал их всех и видел всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимильяна, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава,

И Александра – небывалый хор,

Четырнадцатизвездное созвездье!

2. Стихи какого поэта процитированы? Какие два отрывка взяты из одного произведения?

А) Прилегши наземь, я глядел и слушал…

Довольно гнусно вдруг завыл шакал;

В своих мечтах меня он, верно, кушал,

А на него и палки я не взял.

Б) О, как в тебе лазури чистой много

И черных, черных туч!

Как ясно над тобой сияет отблеск Бога,

Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.

В) Пронизана лазурью золотистой

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

3. Что объединяет все эти заглавии? Какое заглавие «выбивается» из ряда?

а) Радуница;

б) Вечер;

в) Тихие песни;

г) Камень;

д) Стихи о Прекрасной Даме;

е) Пепел.

4. а) Какое поэтическое направление начала ХХ века насчитывало наибольшее количество поэтов, имя которых совпадало с отчеством?

б) Какое поэтическое направление начала ХХ века насчитывало наибольшее количество поэтов, чьи фамилии начинались на одну и ту же букву?

5. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста и футуриста) выписали все существительные и записали их в три столбика. Какой столбик «символистский»? какой «акмеистский»? какой «футуристический»?

а) бездна

ночь

Дух

Миры

Любовь

кормило

сретенье

светила

твердь

лоно

легион

атом

пожар

пламень

б) небо

труп

звезды

черви

туман

боль

обман

миопы

круп

эфиопы

ухватка

сыпь

вязь

вервия

крик

выпь

люди

звери

правда

звук

часы

преддверия

руки

паук

в) лыжи

небо

месяц

луг

дворец

окошки

тишина

тропинки

дорожки

проруби

ива

дерево

русалки

путь

ветки

галки

6. Какого цвета был кот «ведьмы» Варвары Малошиной – сожительницы «мелкого беса» Передонова из романа Ф. Сологуба «Мелкий бес»? Какую роль этот цвет играет в романе? Приведите примеры.

7. Из какого романа взяты эти фрагменты? Какие строки каких поэтов «предвосхищены» в цитируемых фрагментах?

а) В единице также нет ужаса; сама по себе единица – ничтожество: именно – единица!.. Но единица плюс тридцать нолей образуется в безобразие пенталлиона.

б) Николай Аполлонович беспомощно заметался по комнате, разыскивая очки, перебирая книги, перья, ручки и прочие безделушки и бормоча сам с собою.

в) … не громада камней, а воздушно вставшее кружево, состоящее из узоров тончайшей работы, и сквозь эти узоры рассветное небо проступило стыдливо.

8. Какое суждение читатель может составить о символизме, прочтя это стихотворение Андрея Белого?

Проповедуя скорый конец,

я предстал, словно новый Христос,

возложивши терновый венец,

разукрашенный пламенем роз.

В небе гас золотистый пожар.

Я смеялся фонарным огням,

запрудив вкруг меня тротуар,

удивленно внимали речам.

Хохотали они надо мной,

над безумно-смешным лжехристом.

Капля крови огнистой слезой

застывала, дрожа над челом.

Гром пролеток, и крики, и стук,

ход бесшумный резиновых шин…

Липкой грязью окаченный вдруг,

побледневший утих арлекин.

Ярко-газовым залит лучом,

я поник, зарыдав, как дитя.

Потащили в смирительный дом,

погоняя пинками меня.

9. Как соотносятся между собой эти два фрагмента из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах»? Какое суждение о футуризме может составить читатель?

А) Я, воспевающий машину и Англию,

может быть, просто,

в самом обыкновенном евангелии

тринадцатый апостол.

И когда мой голос

похабно ухает –

от часа к часу,

целые сутки,

может быть, Иисус Христос нюхает

моей души незабудки.

Б) Я думал – ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

из-за голенища

достаю ножик.

Крылатые прохвосты!

Жмитесь в Ра!

Ерошьте перышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

отсюда до Аляски!

10. В письме к В. Брюсову от 29 марта 1913 г. вождь акмеизма Н. Гумилев сообщал, что «действительно акмеистические стихи будут в № 3 «Аполлона», который выйдет на этой неделе». Среди «действительно акмеистических стихов», опубликованных в этом номере, было напечатано стихотворение В. Нарбута «После грозы». Какое суждение об акмеизме может составить читатель, ознакомившись с финальными строками этого стихотворения?

Христос!

Я знаю, ты из храма

сурово смотришь на Илью:

как смел пустить он градом в раму

и тронуть скинию твою!

Но мне – прости меня, я болен,

я богохульствую, я лгу –

твоя раздробленная голень

на каждом чудится шагу.

11. Кто и о ком дал эти отзывы?

а) Страна N – это какой-то остров, где-то за «водоворотами» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные всегда «ночные» или вечно «вечереющие» горные озера. Кругом «рощи пальм и заросли алоэ», но они полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы», «блуждающие пантеры», «слоны-пустынники», «легкие волки», «седые медведи», «вепри», «обезьяны». По временам видны «драконы», распростершиеся на оголенном утесе. Есть там и удивительные камни, которые ночью летают, блестя огнями из своих щелей, и сокрушают грудь своих врагов.

б) N оперирует только с двумя величинами – «я» и «мир» и в строгих, лишенных всего случайного схемах дает различные возможности их взаимоотношения. Он открывает новые горизонты к выяснению вопроса о приятии мира, перенося события в высший план мысли, где этическое мерило теряет свою силу и уступает место мерилу эстетическому. По мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини Астарты.

12. Кому посвящено этот стихотворение Н. Гумилева, написанное в 1909 г.?

Мощь и нега –

Изначально!

Холод снега,

Ад тоски,

И красива, и могуча,

Лира Ваша так печальна,

Уходящая в пески.

Каждый путник

Утомленный

Знает лютни

Многих стран,

И серебряная туча

На груди его влюбленной

Усмиряет горечь ран.

13. В этой строфе из стихотворения Н. Гумилева «Памяти Анненского» изменено одно слово. Какое? Как относился Н. Гумилев к И. Анненскому? Есть ли у Гумилева стихотворения, связанные с именем Анненского?

Я помню дни: я робкий, торопливый,

Входил в высокий кабинет,

Где ждал мня спокойный и учтивый,

Слегка лысеющий поэт.

14. Что это за стихотворение? Кто его автор?

Мы с тобой на кухне посидим,

Сладко пахнет белый керосин;

Наша улица снегами залегла,

По снегам бежит сиреневая мгла.

Острый нож да хлеба каравай…

Хочешь, примус туго накачай,

Не мою тоску ты давнюю развей,

Поделись со мной, желанная, своей!

А не то веревок собери

Завязать корзину до зари,

Чтобы нам поехать на вокзал,

А у печки-то никто нас не видал…

15. Первая строфа какого стихотворения какого поэта приведена? Какие строки послужили ритмико-синтаксическим и тематическим прообразом для этой строфы?

Что за счастье? Чад безумной речи?

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное «прости»?

16. Какое произведение послужило ритмико-образной основой для этого стихотворения акмеиста М. Зенкевича (особое внимание обратите на 7-ю строфу)? Содержит ли стихотворение Зенкевича смысловые переклички с произведением, на основе которого оно написано?

Свершение

И он настанет – час свершения,

И за луною в свой черед

Круг ежедневного вращения

Земля усталая замкнет.

И, обнаживши серебристые

Породы в глубях спящих руд,

От парусов громады льдистые

К остывшим тропикам сползут.

И вот весной уже не зелены –

В парче змеящихся лавин –

В ночи безмолвствуют расщелины

Волнообразных котловин.

Лишь кое-где между уступами,

Вскормленные лучом луны,

Мхи, лишаи, как плесень, струпами

Вскарабкались на валуны.

И на полдневном полушарии,

Где сохнут, трескаясь, пласты,

Спят кактусы, араукарии,

Раскрыв мясистые цветы.

Да над сякнувшими руслами –

Ненужный никому металл –

В камнях кусками заскорузлыми

Сверкает золото меж скал.

Да меж гранитными обвалами,

Где прилепились слизняки,

Шевелят щупальцами алыми

Оранжевые пауки.

И, греясь спинами атласными

И сонно пожирая слизь,

Они одни газами красными

В светило желтое впились.

17. Кого пародирует И. Сельвинский в приводимом ниже стихотворении? Что помогает догадаться об адресате пародии?

Над Невой (та тата) вьюга

Об (тата татата) лицо

Моя (тата тата) подруга

На (татата тата) крыльцо

И вот (тата тата) улиц

Под (тата тата) метель

Я (тата татата) сутулясь

И (татата та) не те ль?

О (тата тата) вечер

О (тата та) черты

И (татата тата) свечи

То (тата татата) ты.

18. Строфа из какого стихотворения какого автора приведена? Почему словосочетание «тайную свободу» автор выделил курсивом?

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

19. Какое реальное событие послужило поводом к написанию приведенного текста Вяч. Иванова, датированного 10 августа 1921 г.?

В глухой стене проломанная дверь,

И груды развороченных камней,

И брошенный на них железный лом,

И глубина, разверстая за ней,

И белый прах, развеяны кругом, –

Все – голос Бога: «Воскресенью верь».

20. Какое событие стало причиной написания стихотворения А. Ахматовой, датированного 15 сентября 1921 г.?

Широко распахнуты ворота,

Лица нищенски обнажены,

И темна сухая позолота

Нерушимой вогнутой стены.

Гулом полны алтари и склепы,

И за Днепр широкий звон летит.

Так тяжелый колокол Мазепы

Над Софийской площадью гудит.

Все грозней бушует, непреклонней,

Словно здесь еретиков казнят,

А в лесах заречных, примиренный,

Веселит пушистых лисенят.

21. Название чьих книг перечислены? Как они переводятся и что означают?

а) Urbi et Orbi;

б) Tristia;

в) Anno Domini MCMXXI.

22. Кто и о ком написал данное стихотворение? В ком автор видел предшественника прототипа героя стихотворения?

В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель,

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою.

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.

23. Почему в финале рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (1915) появляется персонаж, не принимающий никакого участия в развитии фабулы?

…как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров… и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстным беретом, спущенным на одно ухо.