Похожие публикации

Администрация юрьевецкого муниципального района ивановской области постановление (7)
Документ
В соответствии с Решением Совета Юрьевецкого муниципального района от 05.12.2013г. №252 «Об утверждении Положения о трёхсторонней Комиссии Юрьевецкого...полностью>>

Министр экономического развития (2)
Документ
1.1.Должность государственной гражданской службы Ростовской области ведущего специалиста (далее – ведущий специалист) отдела межрегиональных связей (д...полностью>>

Российская федерация иркутская область нижнеудинское муниципальное образование администрация постановлени е (2)
Документ
1. Провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с «для эксплуатации жи...полностью>>

Руководство по эксплуатации содержание (4)
Руководство по эксплуатации
Настоящее руководство знакомит пользователя с конструкцией, правилами эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хра...полностью>>



Примечания Р. К. Медведевой Трубецкой Е. Н. Т77 Смысл жизни / Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Примечания Р. К. Медведевой

Трубецкой Е. Н.

Т77 Смысл жизни / Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко.

— М.: Республика, 1994. — 432 с. — (Мыслители XX века).

ISBN 5—250—02428—9

Творческое наследие философа Евгения Николаевича Трубецкого (1863—1920), ближайшего друга и последователя Вл. С. Соловьева, — одна из ярких страниц в истории русского "духовного ренессанса" начала XX века.

В настоящее издание вошли произведения Е. Н. Трубецкого, которые были созданы им в основном в последний период жизни: "Смысл жизни" — главный его труд, наиболее полно выражающий миросозерцание автора, "Умозрение в красках" и др. В них философ предупреждает об огромной опасности бездуховности, вражды и милитаризма для судеб России и всего человечества, развивает свое учение о социальном и нравственном идеале, подчеркивает значение русской культуры для грядущего духовного возрождения страны.

Адресуется широкому кругу читателей.

Т 0301070000-071

079(02)— 94 ББК 87

ISBN 5— 250—02428— 9 © Издательство "Республика", 1994

СОДЕРЖАНИЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Предисловие .................................................................................................................................................. 4

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 5

1. Вопрос о смысле вообще и вопрос о смысле жизни ................................................................... —

II. Общезначимый и сверхвременный смысл как искомое всякого сознания ............................... 7

III. Истина как акт безусловного сознания .................................................................................................. II

IV. Истина как всеединая мысль и всеединое сознание ..................................................................... 15

Глава I. МИРОВАЯ БЕССМЫСЛИЦА И МИРОВОЙ СМЫСЛ .............. 22

1. Бессмыслица существования ..................................................................................................................... —

II. Жизненная суета и требование смысла .................................................................................................... 33

III. Спор о жизненном пути ............................................................................................................................ 38

IV. Мировой смысл ............................................................................................................................................. 46

V. Горизонтальная линия жизни и ее оправдание .................................................................................. 52

VI. Вертикальная линия жизни и ее оправдание ........................................................................................ 56

VII. Оправдание страдания ..................................................................................................................................... 60

Глава II. ТЕОДИЦЕЯ ............................................................................... 65

1. Антиномия единого и другого как общий корень сомнений в смысле мира. Противоречия

дуалистического и монистического миропонимания ............................................................................. -

II. Антиномия всеединого и другого перед судом христианского сознания. Всеединство и

временное бытие ............................................................................................................................................ 69

III. Противоречие в мысли о мировой эволюции и путь к его решению ............................................. 75

IV. Вопрос о зле. Свобода твари и идея вселенского дружества ............................................................. 78

V. Свобода твари и зло с точки зрения христианской теодицеи ............................................................ 87

VI. Свобода твари и ад ........................................................................................................................................... 91

Глава III. СОФИЯ ................................................................................ 97

1. Мир и замысел Божий о мире. Против гностического понимания Софии.................................... -

II. Божественная идея и свобода твари .................................................................................................... 102

III. Мир как относительное небытие: его положительные и отрицательные потенции ................. 106

IV. Радуга как разрешение антиномии временного и вечного ........................................................... 110

V. Творческий акт Бога в вечности и творчество человеческой свободы во времени .............. 115

Глава IV. ОТКРОВЕНИЕ БОЖЬЕГО ДНЯ ......................... 120

1. Явление Софии в творении. Свет ............................................................................................................ —

II. Всеединство в строении космоса ............................................................................................................... 126

III. День и ночь. Мир растительный и животный ................................................................................... 128

IV. День и ночь в человеке ............................................................................................................................. 133

V. День Божий и явление Триединства ...................................................................................................... 140

Глава V. ГРЕХ И ИСКУПЛЕНИЕ ........................................................ 143

1. Религиозные сомнения, исходящие из интуиции всеобщности зла. Христианское

учение о грехопадении .............................................................................................................................. — ,

II. Первородный грех, смерть и греховная жизнь ..................................................................................... 146

III. Первородный грех и человеческая свобода. Христос и Адам .................................................... 150

IV. Учение о Христе как ключ к разрешению вопроса о человеческой свободе ........................... 155

Глава VI. РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ .............161

1. Человеческая мысль и откровение ....................................................................................................... — 1

II. Смертное и бессмертное в человеческой мысли ............................................................................. 168

III. Онтологические препятствия к Богопознанию и их преодоление ................................................. 174

IV. Критерий апостола Иоанна ..................................................................................................................... 178

V. Откровение и суд испытующей мысли ................................................................................................. 181

Глава VII. ÂÑÅÌÈÐÍÀß ÊÀÒÀÑÒÐÎÔÀ È ÂÑÅÌÈÐÍÛÉ ÑÌÛÑË ....... 190

1. Вопрос о смысле жизни и катастрофа современной культуры .................................................... —

II. Современный патриотизм и его искушение ....................................................................................... 197

III. Крушение мирского порядка и его положительный смысл .......................................................... 201

IV. Катастрофические эпохи и "последние дни" ........................................................................................ 205

V. Конец — разрушение и конец — цель .................................................................................................. 209

VI. Смысл мира и относительные ценности культуры ........................................................................... 212

VII. Фаталистическое и христианское понимание конца .......................................................................... 216

УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ

Этюды по русской иконописи

УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция ............................................. 223

ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ ............................... 245`

РОССИЯ В ЕЕ ИКОНЕ.................................. 269

ДВА ЗВЕРЯ Статьи 1906—1919 годов

СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ .............................................................................................................................. 292

ДВА ЗВЕРЯ. Старое и новое ................................................................................................................................ 298

Старое и новое (Вместо предисловия) ............................................................................................. —

Всеобщее, прямое, тайное и равное ...................................................................................................... 299

Древний философ на современные темы........................................................................................... 303

Два зверя................................................................................................................................. 301

Максимализм ......................................................................................................................... 313

Буран................................................................................................................................. 320

Гоголь и Россия..................................................................................................................... 323

СТАРЫЙ И НОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕССИАНИЗМ ............................................ 333

СМЫСЛ ВОЙНЫ ....................................................................................... 352

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, КОНСТАНТИНОПОЛЬ И СВЯТАЯ СОФИЯ ..... 355

ВОЙНА И МИРОВАЯ ЗАДАЧА РОССИИ ................................................... 370

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ..................... 381

ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС ПАТРИОТИЗМА ........................ 397

С. А. Левицкий. ЕВГЕНИЙ ТРУБЕЦКОЙ ..................................................................... 416

Примечания .................................................................................................................... 420

Указатель имен............................................................................................................. 425

ПРЕДИСЛОВИЕ

Внешним поводом настоящего труда являются мучительные переживания мировой бессмыслицы, достигшие в наши дни необычайного напряжения. Когда была написана его первая глава, катастрофа, ныне постигшая Россию, только надвигалась и была мучительным предчувствием. Слышались отдаленные раскаты грома приближающейся грозы; но оставалась надежда, что она минует, и все еще казалось целым. Потом труд был прерван в самом его начале революционной бурей. Он возобновился под гром пушек московского октябрьского расстрела 1917 года. Теперь, когда он кончен, Россия лежит в развалинах; она стала очагом мирового пожара, угрожающего гибелью всемирной культуре.

Потребность ответить на вопрос о смысле жизни в такие эпохи чувствуется сильнее, чем когда-либо. Да и самый ответ при этих условиях приобретает ту выпуклость и рельефность, которая возможна только в дни определенного, резкого выявления мировых противоположностей. Где — глубочайшая скорбь, там и высшая духовная радость. Чем мучительнее ощущение царствующей кругом бессмыслицы, тем ярче и прекраснее видение того безусловного смысла, который составляет разрешение мировой трагедии.

Едва ли нужно к этому прибавлять, что современные события и переживания, о которых идет здесь речь, по отношению к основному замыслу настоящего труда играют роль только внешнего повода. В общем, этот труд — выражение всего миросозерцания автора — представляет собою плод всей его жизни. Текущими событиями обусловливается не его содержание, а та особая конкретная форма, в которую облеклись некоторые его главы. В общем же, настоящая книга продолжает ход мыслей, который уже раньше развивался в ряде трудов, в частности в моем "Миросозерцании В. С. Соловьева" (1913) ив "Метафизических предположениях познания" (1917). Да и все прочие труды, мною доселе изданные, частью выражают собою то же миросозерцание, частью же представляют собою подготовительные этюды к этой книге, где основные начала этого миросозерцания выражены полнее и определеннее, чем в более ранних моих сочинениях. Также и последующие мои религиозно-философские труды, если Бог даст мне дожить до их осуществления, могут быть лишь дальнейшим развитием высказанных здесь основоположных мыслей о смысле жизни.

Москва, 15(28) июня

1918 года

Кн. Евгений Трубецкой

==4

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о смысле вообще и вопрос о смысле жизни

Попытке ответить на вопрос о смысле жизни должна предшествовать ясная и точная его постановка. Мы должны прежде всего сказать, что мы разумеем под тем "смыслом", о котором мы спрашиваем.

Спрашивать о смысле — значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т. е. о таком мысленном значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли. — Спрашиваем ли мы о смысле какого-либо непонятного нам слова, о смысле какого-либо нашего переживания или целой нашей жизни, вопрос всегда ставится о всеобщем и безусловном значении чего-либо: речь идет не о том, что значит данное слово или переживание для меня или для кого-либо другого, а о том, что оно должно значить для всех.

Так понимаемый "с-мысл" есть логически необходимое предположение и искомое всякой мысли. — Основное задание логической мысли заключается в том, чтобы не быть только субъективным переживанием. Поэтому всякая логическая мысль стремится утвердиться в чем-то безусловном и всеобщем, что носит название истины или смысла. Мысль же только субъективная, которая не достигает цели этого стремления, мысль, не способная стать общезначимою, отбрасывается всяким логически мыслящим как бессмысленная. Иначе говоря, "смысл" есть общезначимое мысленное содержание, или, что то же, общезначимая мысль, которая составляет обязательное для всякой мысли искомое.

Нетрудно убедиться, что так понимаемый "смысл" представляет собою логически необходимое предположение не только всякой мысли, но и всякого сознания. Со-знать именно и значит — осмыслить, т. е. отнести сознаваемое к какому-нибудь объективному, общезначимому смыслу. Пока я только переживаю те или другие ощущения, впечатления, эмоции, — я еще не сознаю; со-знаю я только с того момента, когда мысль моя, возвышаясь над воспринимаемым, относит его к какому-либо общезначимому мысленному содержанию, утверждаемому как "смысл".

==5

Положим, я сижу на берегу большой реки. Я вижу вдали что-то похожее на туман; потом впечатление проясняется и я отчетливо воспринимаю какой-то дымок. Может быть, это — поднявшееся над рекой облако; может быть, это — дым отдаленной фабричной трубы или идущего вдоль берега паровоза. Но вот дымок, казавшийся сначала неподвижным, начинает приближаться, следуя извилинам реки; а вместе с тем мое ухо ясно начинает различать усиливающееся по мере приближения шлепанье по воде. И вдруг мне окончательно становится ясным несомненный смысл всего воспринимаемого, смысл, разом превращающий весь хаос моих восприятий во единую, целостную картину. Это — пароход идет вниз по течению! Все, что раньше мне представлялось или казалось, — облако, дым фабрики или паровоза — отбрасывается мною как только мое, мнимое, психологическое. Я нашел нечто сверхпсихологическое, что больше всех м(?их ощущений, переживаний, мыслей, общее искомое моих мыслрй, которое ими предполагается и которое поэтому называется "с-мыслом". В отличие от всего того мнимого, кажущегося, что я отбросил, это мысленное содержание, сознаваемое мною как смысл, утверждается мною как общеобязательное. Раз для меня ясно, что я вижу и слышу пароход, идущий против течения, я требую, чтобы и все признавали то же самое. То же самое мысленное содержание должно выразить "с-мысл" переживаний и восприятий других людей, которые тут же рядом со мною смотрят вдаль в том же направлении и слушают.

Такое же значение вопроса о "смысле" может быть показано на любом конкретном примере. — Это — всегда вопрос об общезначимом мысленном определении чего-либо, о безусловном значении для мысли чего-либо познаваемого или просто сознаваемого. В этом значении слова "смыслом" должно обладать все, что мы сознаем, ибо "сознать" именно и значит облечь что-либо в форму общезначимой мысли. Все то, что не поддается такому выражению, — тем самым находится за пределами возможного сознания.

Под "смыслом", таким образом, всегда подразумевается общезначимая мысль о чем-либо, и в этом значении смыслом обладает решительно все, что может быть выражено в мысли без различия ценного и неценного. Так понимаемый "смысл" может выразиться как в положительной, так и в отрицательной оценке любого предмета нашего познания, ибо отрицательная оценка совершенно так же, как и оценка положительная, может быть облечена в форму общезначимой мысли. Мы можем говорить о хорошем, дурном или о безразличном по отношению к добру и злу "смысле" того или другого деяния или факта, — все эти изречения одинаково могут находиться в полном соответствии со словом "смысл" в широком его значении.

Но кроме этого общего значения общезначимой мысли слово "смысл" имеет еще другое, специфическое значение положительной и общезначимой ценности, и именно в этом значении оно

==6

понимается, когда ставится вопрос о смысле жизни. Тут речь идет, очевидно, не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а о том — стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого. Такая ценность, в качестве всеобщей, допускает общезначимое мысленное выражение; и, стало быть, тесное, специфическое значение слова "смысл" в данном случае не отменяет, а дополняет общее его значение. Искомым тут, как и во всех вопросах о "смысле", является общезначимая мысль, но при этом, — общезначимая мысль о ценности. Нам предстоит прежде всего рассмотреть, какими данными мы располагаем для решения этой задачи.

II. Общезначимый и сверхвременный смысл êàê èñêîìîå âñÿêîãî ñîçíàíèÿ

Чтобы искомое нами сознание смысла жизни было ясным и глубоким, мы должны сначала отдать себе отчет в необходимых предположениях всякого сознания.

С одной стороны, материалом нашего сознания служат разнообразные психологические переживания — ощущения, впечатления, чувствования. С другой стороны, как уже было выяснено, самый акт сознания выражается в отнесении всего этого психологического материала к чему-то общезначимому и постольку — сверхпсихологическому — к смыслу. Этот сверхпсихологический смысл и есть основное необходимое предположение всякого сознания как такового. Раньше всякого конкретного сознания, раньше всякого усилия, которое я делаю, чтобы сознать что-либо, я предполагаю, что те переживания, которые я стремлюсь осознать, имеют какой-то объективный с-мысл и постольку могут быть выражены в форме общезначимой мысли.