Похожие публикации

Цели недели тестирования
Документ
[ВСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ] объединилась с другими странами Европы, чтобы принять участие в мероприятиях первой Европейской недели тестирования на...полностью>>

Иркутская область (1)
Документ
В связи с увеличением гибели людей на пожарах и с наступлением периода особой пожарной опасности в лесах на территории города Ангарска в период с 01 о...полностью>>

Московский центр детского и семейного отдыха при департаменте культуры
Документ
Правительство Москвы уведомляет Вас о возможности льготного отдыха в детских оздоровительных лагерях и санаториях Подмосковья, Рязанской и Брянской об...полностью>>

Необходимый пакет документов для поступления, (обучения) Категории а и В
Документ
2.Фотографии 3/4 6 шт. с правым уголком, матовые 2-е из которых необходимы для прохождения водительской медицинской комиссии + дополнительно фото (при...полностью>>



Тесты; бизнес-моделирование; финансовое планирование семейного бюджета

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Коробкин А. З., к.э.н., доцент

Дорошко Т.В., ст. преподаватель

Дорошко В. Н., магистрант

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

www.vetal.doroshko@gmail.com

Специальным факультетом повышения квалификации руководителей и переподготовки специалистов Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации предложена целостная, системная модель реализации Государственной программы повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013—2018 годы в формате семинаров и практических занятий.

Модель включает в себя 3 составляющие: установки (культура финансового поведения), знания (минимальное представление о терминологии, рисках и доходности, процентных ставках, инфляции, видах расчетов, ипотеке, принципах функционирования финансового рынка, о природе и функциях финансовых институтов и инструментов, азы юридической и налоговой грамотности) и навыки (умение читать договор и понимать его содержание, сравнивать предложения, производить расчеты).

Стратегической основой модели является адресный подход к ее участникам, который заключается в индивидуализации инструментов и методик преподнесения информации, формирования конструктивного диалога между преподавателем и группой. Формами этих инструментов являются:

  • тематические лекции;

  • практические занятия, в т.ч. с использованием специализированного программного обеспечения (Домашняя бухгалтерия, Fin-plan.demo);

  • тесты;

  • бизнес-моделирование;

  • финансовое планирование семейного бюджета;

  • сценарный, SWOT- и event-анализ.

В модели выделены следующие информационные адресные группы:

  1. Группы риска — потребители финансовых продуктов, имющие недостаточно знаний о возможностях и рисках финансовой системы:

  • потребители кредитных продуктов;

  • покупатели акций в ходе «народных» IPO;

  • пенсионеры.

  1. Группы высокого инвестиционного потенциала («группы прорыва») — активные, перспективные потребители финансовых продуктов, имеющие возможность воспользоваться ими:

  • молодые предприниматели;

  • граждане Республики Беларусь, работающие за рубежом и имеющие высокий доход.

  1. Группы высокого информационого потенциала («ресурсные группы») — участники, которые имеют малое представление о финансовых продуктах, но в будущем будут активными потребителями:

  • студенты;

  • молодые специалисты неэкономического профиля образования;

  • школьники старших классов.

  1. Группы государственных служащих («государственные люди») — экспертная и консультативно-просветительская группа, которая является генератором государственных решений.

  2. Журналисты и редакторы СМИ — проводники и распространители информации в социальном пространстве.

Принципами реализации модели является утвержденные государством приоритеты развития диалога «власть — общество —бизнес»:

  • государственно-частное партнерство;

  • соединение финансовой и юридической грамотности;

  • единство информационной политики;

  • разработка и обкатка электронных продуктов-памяток для слушателей (презентации, разработочные таблицы, полезные ссылки);

  • активное использование обратной связи;

  • межведомственная координация: разделение полномочий учатников (УВО, органы власти, бизнес) и общая координация и контроль.

Представленная модель (рисунок 1) отличается «разделением труда» в финансовом просвещении населения.

ВЛАСТЬ

БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок — Институциональная модель реализации Государственной программы повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013—2018 годы

Источник — собственная разработка.

Государству отдана роль продвижения экономической грамотности среди широких слоев населения и среди государственных служащих; координация усилий финансовых организаций (включая СРО), тиражирование успешного опыта, создание единых стандартов финансовой грамотности (публикация материалов, учебников, справочников, пособий); поддержание информационного ресурса (возможно, совместно с СРО).

Бизнесу предоставлена роль реализации программ финансового просвещения среди продвинутых «групп прорыва» для увеличения потенциальной клиентской базы.

Образованию отведена роль разъяснения и консультационного органа продвижения государтсвенных принципов и стандартов экономического поведения физического лица.

Таким образом, реализация этой модели позволит системно и целостно подойти к вопросу финанового просвещения населения, сформировать единую стратегию инфомационного позиционирования бизнеса, власти и образования в достижении общей цели — благополучия населения.