Похожие публикации

Очно-заочная молодежная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития науки и образования в XXI веке»
Документ
Приглашаем Вас принять участие в работе Всероссийской очно-заочной молодежной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития науки и...полностью>>

По личному составу студентов (1)
Документ
В соответствии с решением приемной комиссии (протокол №14 от 20 сентября 2013 г.) зачислить в число студентов университета с 1 ноября 2013 г. очной фо...полностью>>

Вкаком веке было написано, когда, кем и у кого было приобретено «Слово…»?
Документ
которое сказал киевский князь после поражения Игоря? О чём было это слово? Где плачет Ярославна о своём муже и к кому она обращается за помощью? Кто п...полностью>>

Мероприятий по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для начальной школы на 2013-2014 учебный год Сроки (2)
Документ
Предметные области - литературное чтение, развитие речи, математика, окружающий мир. Задание повторяет структуру выходного теста для выпускников начал...полностью>>



«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Учитель начальных классов : Оспанова Г.С.

Урок русского языка в 4 «А» классе. 

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. 

Предмет, класс: Русский язык.
Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих». 
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. 
Задачи: 
1.Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся. 
2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода. 
3.Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения. 
4.Воспитывать самостоятельность, творческую активность. 

Тип урока: объяснение нового материала. 
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический, исследовательский. 
Оборудование: Учебник «Русский  язык» 4 класс , интерактивная доска, электронная презентация по теме, индивидуальные карточки, карточки с разноуровневыми заданиями. 


Ход урока 

1. Мотивационный блок. (Слайд 1,2,3) 
1). Психологический настрой учащихся. 
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность. 

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. 
Я рада приветствовать вас. (Слайд 4) 
О, сколько нам открытий чудных 
Готовит просвещенья дух, 
И опыт – сын ошибок трудных, 
И гений – парадоксов друг. 
(А.С.Пушкин) 
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? 
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (Слайд 5) 
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?(Уч-ся выбирают смайлик). Думаю, что с отличным. (Слайд 6) 

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека). 

2).«Угадай слово». - На доске слово ,которое рассыпалось.Собрать все части и прочитать слово.(Чистописание) 
(Слайд 7) 
3) Оформление тетради. Запись числа. 

2. Чистописание. (Слайд 8) 
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж 
Полька, долька, пулька, калька, 
Колья, перья, обезьянка, 
Мягкий знак всегда с вопросом, 
Кто не учил – остался с носом. 
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать о словах на первой и второй строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как вы понимаете выражение остался с носом? ( Не получил того, чего хотел, остаться ни с чем.) Спишите первые две строчки. Допишите по два своих слова к каждой строчке. 

3.Актуализация знаний учащихся. 
1). Словарно – орфографическая работа. 
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. (Слайд 9) 
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.) 

-Назовите глагол. (Вернуть) 

-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель). 
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) (Слайд 10) 
-Запишите слова в три столбика. Придумайте в каждый столбик по два слова. -Проверим правильность выполнения работы. (Слайд 11) 

2) Повторение знаний об имени существительном. 
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) (Слайд 12) 
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род). (Слайд 13) 

4. Создание проблемной ситуации. 
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» 
1). Постановка учебной задачи. 
-Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном. 
-Почему в слове ночь-мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? -Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно? (Слайд 14) 

2).Сформулируйте тему урока. 
-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих) 
3). Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (Слайд 15) 
(Слайд 16) 
(Слайд17) 
-Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ , рожь. (Слайд 18) 
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные) 
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук) 
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?) 
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?) 

-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч) 
- В чём различие? (Разный род имён существительных) 
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода). 
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р. 
рожь нож 
глушь камыш 
ночь врач 
вещь плащ) 

-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) 

5. Физминутка. 

Потрудились – отдохнём, 
Нужно, без сомнения. 
Дружно быстренько встаём, 
Выполним движения. 
(Слайд 19) 
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. 

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи. 
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи. 
1). Составить предложения из данных слов . 
(Работа в группах) (Слайд 20) 
а) по, малыш(?), бегал, берегу, реки. 
б) на, веселилась, площадке, молодёж(?). 

2). Сказка о Мягком Знаке. (Слайд 21) 
а). Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал: 
«Моя ночь, вещь и рожь, (Слайд 22) 
Моя дочь, печь, брошь, 
Мои дорогие, красивые, 
Вам нужна моя помощь, 
Любимые! 
Растрогались добрые существительные женского рода 
с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком. 
б). -Назовите слова с шипящими на конце. 
-Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах? 

(Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.) 
Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал: (Слайд 23) 
«Мой товарищ, врач, скрипач, 
Ключ, гараж, кумач и грач! 
Хочу я с вами поиграть, 
Хочу в конце у вас стоять! 
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера.Они сказали -Ь- : 
«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!» 
-Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-? 
в). Отгадайте загадки, напишите отгадки и объясните, почему вы так написали слова. (Слайд 24) 

1.Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж). 
(Правильно, ёж. Почему слово ёж пишется без -Ь- ?) 
2.Драчун и забияка, не знает страха, живёт в воде, носит иглы на спине. (Ёрш) 
(Ёрш- есть такая рыба, очень-очень колючая. Почему без -Ь- ?) 
3.Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдёт-коснётся, там след остаётся. (Карандаш) 
(Ёж, ёрш, карандаш написали без Ь. Какого рода эти сущ-е? -Правильно, мужского. Значит Ь не пишем). 
(Слайд 25) 
Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. 
Женский род -наоборот, 
Мягкий Знак в друзья берёт. 

г). Замените следующие словосочетания одним словом и объясните, почему в одних словах надо писать- Ь-, а в других нет. 
(Слайд 26) 
1.Близкий приятель, друг. (Товарищ) 
2.Сила, могущество. (Мощь) 
3.Часть суток от вечера до утра. (Ночь) 
4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. (Полночь) 
5.Молодые люди. (Молодёжь) 
6.Человек, лечащий больных. (Врач) 
(Давайте проверим: товарищ (м.р.)- Ь не нужен...) 
Помните, ребята , для того ,чтобы вспомнить эту орфограмму, стоп-сигнал шипящий звук в конце слова и только тогда мы должны рассуждать, какого рода это существительное. 

д). А сейчас самостоятельная работа по карточкам. Допишите -Ь- там, где нужно. 

Шалаш_ , чиж_ , мыш_ , ёрш_ , грач_ , вещ_ , плащ_ , нож_ , 
ноч_ , мяч_ , лещ_ , камыш_ , овощ_ . 
Проверка. 
Вывод: На конце сущ-х женского рода -пишется Ь. На конце сущ-х мужского рода — не пишется Ь! 
е). Составьте предложения используя слова на доске: (Слайд 27) 

Верный, приходит, помощ..., товарищ..., на, всегда. 

3). Работа с учебником. (Слайд 28) 
Работа над правилом. 
-Где ещё мы можно узнать нужную нам информацию? (В учебнике) 
- Прочитайте правило в учебнике (стр. 110). Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно). 
Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода). 

4). Составление памятки. 
Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. -Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми) 
(Слайд 29) 
1.Читаю или произношу слово. 
2. Определяю часть речи. 
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. 
Если существительное женского рода, то Ь пишу. 
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь. 
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). (На партах у учеников карточки с алгоритмом). 

(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.) (Слайд 30) 

5). «Блиц-опрос». Словарно – логические упражнения: 
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь. 
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач) 
Футбольное соревнование (Матч) 
Без него не откроешь замок (Ключ) 
Его надевают в дождь (Плащ) 
Маленький ребёнок (Малыш) 
Добыча охотника. (Дичь) 
Середина ночи. (Полночь) 

Тихая безветренная погода. (Тишь) 
Мелкие деньги. (Мелочь) 

7. Закрепление полученных знаний. 

1). Самостоятельная работа учащихся. Работа в  паре. (Слайд 31) 
Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Вам надо  найти  четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак. Карточка. 
Плащ Помощ Лещ 
Луч Мяч Грач 
Мыш Ёрш Нож 
Гараж Стриж Чиж 
-Проверьте работу у своего одноклассника и выставите друг другу оценки. 
-Какую оценку получил каждый из вас? Почему?(Опрос детей) 
Проверка   самостоятельной  работы. (Слайд 32) 

-Как выполняли работу? 
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.) 
2).Разноуровневые задания. Самостоятельная работа на перфокартах (выполнение теста с последующей самооценкой). 
-Выберите для себя подходящий уровень и выполните задание. 
1 уровень. 

2 уровень. 
Вставь, где нужно-ь-. 
Сторож...,обруч...,лож...,скрипач...,дрож...,уж...,калач...,роскош..., 
доч...,Петрович...,силач...,камыш...,плач...,реч... 
3 уровень. 

Поработайте теперь над новой орфограммой на карточках, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом). 
Момент контроля. 
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе). 
У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? -Давайте повторим, какова роль мягкого знака (ь) в речи ? (Слайд 33) 
Самооценка. - Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку). 
3). Закрепление  нового материала. 
- Поиграем в игру. (Рефлексия.) 
Игра: Девочки встают, если  услышат слова женского рода, а мальчики, если слова  мужского рода. 
Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь,  морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь, печь, монтаж. 
-Запишите домашнее задание. (Слайд 34) 
4)Тестовые задания по теме урока. 

8. Итог урока. Рефлексия. 
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. 

-Мы с вами хорошо потрудились. 
– Понравился ли вам урок? 
– Что нового узнали сегодня на уроке? 
- Какие задания вы выполняли с удовольствием? 
А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? 
Проверим ваше нгастроение в конце урока. (Слайд 35) 
Продолжите мои предложения: 
-Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… (Слайд 36) 
- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих). 
- Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 37) 

8. Домашнее задание. 
1уровень: Придумать свою сказку о приключениях Мягкого Знака. 
2уровень: Упр.249, стр. 111 Правило! 
3уровень: Придумать мальчикам 10 существительных с шипящими на конце мужского рода, а девочкам 10 существительных женского рода с шипящими на конце. 
Выучить алгоритм.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: « Синонимы и антонимы - закрепление »

Учитель: Оспанова Гульжанат Сериковна.

Цель:   Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи:  Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить  выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

            Ход урока

I. Психологический  настрой

 

- Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются  в группы.

- Прошу всех присесть за свои рабочие места.

 

II. Сообщение темы занятия.

 

   - Язык - и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно -

    В огромном море - море слов -

    Купаться ежечасно!

 

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

- Вам надо продолжить пословицу и слово вписать  в клеточки кроссворда.

 

Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"

 

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

 

-    Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

    Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

    Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

    Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

    Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

    Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)

    Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)

    Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

 

- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

 

- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

 

III. Путешествие на остров Синонимов.

 

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

 

А) Инструкция:

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

 

(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово.   Время  работы - 2 минуты.  Один  человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов  к  данному слову).

 

- ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

    РЕБЁНОК                                                               

    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

    ДЕЛАТЬ

    ХОРОШО

 

Б) Проверка.

                                

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт  дополняет ответ.

 

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

 

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

 

ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

 

ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

 

- Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

    "Какие слова называются синонимами?"

 

устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

 

  -  Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

    ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС       ДОКТОР - ВРАЧ

    ЛОШАДЬ - КОНЬ           БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ

      

 

   - Продолжите фразу:

    - Полученные подписи - это слова - ::..(синонимы)

    - Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

    - Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

 

-  Путешествие продолжается.

 

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

 

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV.  Работа в группах.

 

Задание для 1 группы.

 

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

 

Задание для 2 группы.

 

    Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вотнавстречу ему идёт лисица.

 

Задание для 3 группы.

 

  С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

    А не птица.

 

Задание для 4 группы.

 

    Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

    Свой хлеб слаще чужого каравая.

 

    Проверка.

             

- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

- Какой частью речи они являются?

 

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

Ответ спикера.

                                   

- Для чего синонимы нужны в речи?

 

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

- Что такое синонимы?

 

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Для чего используют синонимы в речи?

 

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

 

V. Динамическая пауза "Игра  наоборот"

 

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

 

    Вперед - назад

    Вниз - вверх

    Назад - вперед

    Присел - подпрыгнул

    Подпрыгнул - присел

          

VI.  На острове Антонимов

 

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

 

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

 

Отгадайте загадки.

 

    Я антоним к слову "зной",

    Я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада,

    А зовут меня :? (прохлада)

 

    Я антоним к слову "лето",

    В шубку снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я :? (зима.)

 

    Я антоним к слову "смех".

    Не от радости, утех,

    Я бываю поневоле

    И от счастья, и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? - Это : (плач).

 

    Я антоним шума, стука.

    Без меня вам ночью мука.

    И на уроках я нужна,

    А называюсь : (тишина).

 

- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

 

    Минус - плюс, огонь - вода,

    Дерзкий - осторожный:

    Все антонимы всегда

    Противоположны.

 

VII.  Игра "Противоположные слова"

 

Блиц – опрос . Ученик - называет антоним этого слова.

 

1 группа:  Враг - друг,  холод - жара.

 

- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

 

2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

 

- А эти слова, к какой части речи относятся ?  (прилагательные) –дайте определение

 

3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.  

 

- Какой частью речи являются ваши слова?  (глаголы) –дайте определение

 

4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение

 

- Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

 

VIII.   Динамическая  пауза- флешмоб под музыку

 

IX.  В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

 

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

 

    Худой (человек) - ________________, (толстый)

    Худой (карман) - _________________, (целый)

    Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

    Близкий (человек) - _______________, (чужой)

    Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

    Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

    Высокий (голос) - _________________, (низкий)

    Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

 

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

 

- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

 

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

 

Что такое антонимы?

 

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

- Для чего используют антонимы в речи?

 

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

 

X.  Бухта Творчества

 

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

 

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

 

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью  каких слов передается это настроение?

 

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

 

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

 

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

 

-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

 

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

 

-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

 

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

 

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)

 

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

 

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

 

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

 

 XI.  Пристань "Вопрос - ответ"

 

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

 

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

 

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

 

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

 

Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

 

XII. Рефлексия

 

-  Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

- Какую оценку поставите мне за урок? А себе?

 

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!