Похожие публикации

Внеклассное мероприятие «Радуга профессий!» Подготовили: Богданова А. Л. Маракулина О. Е. Цели
Внеклассное мероприятие
Ведущий 1.(слайд 1) Здравствуйте, дорогие ребята, нам очень приятно видеть вас всех на нашем празднике! Некоторые ребята учатся еще в начальных класса...полностью>>

Заместитель Главного редактора риа новости Лимина Наталья
Документ
Балашова Алла Леонидовна - директор по развитию Нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение», директор Нижегород...полностью>>

Рабочая программа по специальности 080200. 62 «Менеджмент» Профиль «Производственный менеджмент» (1)
Рабочая программа
Рабочая программа составлена профессором кафедры Рогачевским А.М. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального о...полностью>>

Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (крис) Двенадцатая сессия Женева, 18-21 ноября 2013 г (2)
Документ
1 В своем сообщении от 18 ноября 2013 г., направленном в Секретариат, делегация Египта от имени Группы по Повестке дня в области развития (ГПДР), пред...полностью>>



Программа дисциплины «Экономическая история» для направления/ специальности 41. 03. 03 «Востоковедение и африканистика» (2)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Экономическая история» для направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Школа востоковедения

Программа дисциплины

Экономическая история

для направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра

Авторы программы:

Демина М.О., преподаватель, e-mail: mdemina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________2014 г

Зав. кафедрой проф. Маслов А.А.

Рекомендована Академическим советом ОП «Востоковедение и африканистика» «___»____________ 2014 г.

Председатель Худяков Д.А. _________________________

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г.

Ученый секретарь Коваль Т.Б. ___________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, изучающих дисциплину «Экономическая история».

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «бакалавр»), разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

  • основной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки академического бакалавра 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочим учебным планом Университета по направлению подготовки/специальности 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки академического бакалавра, утвержденным в 2014 г.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются:

  • формирование у учащихся системного представления об истории мирохозяйственных процессов, их взаимосвязи и базовых категориях, которые их характеризуют;

  • ознакомление учащихся с основными теориями, закономерностями и тенденциями развития экономических систем Востока и Запада;

  • ознакомление учащихся с классической научной и научно-учебной литературой, а также с новейшими исследованиями по тематике дисциплины;

  • развитие навыков научно-исследовательской работы с привлечением литературы на иностранных языках.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • основные этапы в развитии мировой экономики;

  • историю становления экономических систем Востока и Запада;

  • историю отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);

  • теории и концепции экономического развития стран мира;

  • особенности формирования хозяйственного комплекса изучаемой страны/региона.

  • Уметь

  • ориентироваться в мировых экономических, демографических, миграционных процессах;

  • применять теоретические знания при рассмотрении истории экономического развития стран мира;

  • выделять и формулировать основные предпосылки и последствия мирохозяйственных явлений;

  • выявлять общности и различия западного и восточного путей социально-экономического развития;

  • аргументированно излагать свое видение экономических процессов на Западе и на Востоке, в изучаемой стране/регионе в устной и письменной формах;

  • находить, критически оценивать и анализировать научную информацию по проблематике дисциплины;

  • корректно использовать экономическую и иную научную терминологию.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • поиска и работы с источниками по широкой тематике дисциплины на русском и иностранных языках;

  • ведения научных (научно-учебных) дискуссий по вопросам социально-экономического развития стран мира с использованием соответствующей терминологии;

  • применения полученных знаний в профессиональной и экспертно-аналитической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.

СК-Б1

Качественно усваивает новый материал, воспроизводит его в устной и письменной формах, применяет полученные знания на практике, демонстрирует самостоятельный подход к решению учебных и профессиональных задач.

Интерактивные лекции с использованием ИКТ, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания, написание реферата.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).

СК-Б6

Использует профессиональную литературу и электронно-информационные ресурсы, самостоятельно отбирает необходимую информацию по заданной тематике, критически оценивает и творчески интерпретирует собранный материал.

Самостоятельная работа, выполнение домашнего задания, написание реферата.

Способен участвовать в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере мировой экономики и международных экономических отношений.

ИК-Б1.1 НИД_ ЭАД

С привлечением теорий экономического роста прогнозирует характер дальнейшего развития мирохозяйственных процессов, определяет место изучаемой страны/региона в мировой экономике, оценивает перспективы ее дальнейшего участия в международных экономических отношениях.

Интерактивные лекции с использованием ИКТ, дискуссии, самостоятельная работа; выполнение домашнего задания, написание реферата.

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности, свои идеи, точку зрения.

ИК-Б 2.1_2.2_2.5.2_3.1_3.2

Демонстрирует навыки публичных выступлений, ведения дискуссии, активно участвует в обсуждениях на профессиональные темы, убедительно аргументирует свои выводы, обосновывает свою точку зрения, соблюдает принципы академической этики.

Презентации результатов домашнего задания, тематические дискуссии на семинарских занятиях.

Способен описывать ключевые проблемы в сфере мировой экономики, используя необходимую научную терминологию.

ИК-Б 5.4_5.6

Дает определения и корректно использует экономическую терминологию, при необходимости применяет язык смежных социальных дисциплин.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания, написание реферата.

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности.

СЛК-Б2

Имеет представление о специфике социально-экономического развития изучаемой страны/региона и ключевых стран мира, применяет эти знания при анализе основных проблем мировой экономики и в практике межкультурной коммуникации.

Интерактивные лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания, написание реферата.

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

СЛК-Б3

Способен работать самостоятельно, ставя задачи и определяя пути, методы и сроки их решения, в том числе в условиях ограниченного времени; применяет системный подход к решению профессиональных задач.

Семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания, написание реферата.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин «Экономика и политика изучаемого региона», обеспечивающих теоретическую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История западных цивилизаций

  • Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки

  • История изучаемого региона

  • Основы экономической теории

  • Социально-экономическое развитие стран Азии

    Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • английский язык (уровень не ниже Upper-Intermediate),

  • восточный язык (не ниже среднего уровня),

  • владеть основными категориями и терминами макро- и микроэкономики,

  • владеть основными приемами информационной обработки текста и перевода литературы по специальности,

  • иметь представление о культуре устных выступлений и об академической этике в целом.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика изучаемого региона

  • Тенденции экономического развития изучаемого региона

  • Международные экономические отношения на Востоке

  • Мировая экономика

5Тематический план учебной дисциплины

1 модуль

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Вводная лекция. История возникновения термина «капитализм» и его трактовки. Зарождение рыночных отношений. Формационный и цивилизационный подходы при анализе развития мирового хозяйства. Особенности хозяйственных отношений и воспроизводства национального продукта на Западе и на Востоке.

8

2

2

4

2

Разложение феодализма и генезис капитализма в Западной Европе в XVI – последней трети XVIII в.

14

2

4

8

3

Промышленный переворот и индустриализация в развитых странах Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии) и США в последней трети XVIII века и до конца XIХ в.

24

6

4

14

4

Зарождение и формирование экономической науки в западных странах. Меркантилизм. Классическая школа политической экономии. Экономическая теория К. Маркса.

18

4

4

10

5

Формирование колониальной системы. Восток в период господства колониализма – общая характеристика периода и влияния на традиционные восточные культуры.

8

2

2

4

6

Иностранный капитал и развитие колониальных государств. Арабские страны-полуколонии. Британская Индия. Китай второй половины XIX в.: политика самоусиления и попытки реформ. Модернизация Японии, становление японского капитализма.

28

6

6

16

7

Религиозно-философские традиции Востока как идеологическая база для развития нового типа хозяйственных отношений.

8

2

2

4

Итого:

108

24

24

60

6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 модуль

Параметры **

Текущий

Реферат по экономической истории изучаемого региона

7-ая неделя

Объем 3000-5000 зн. Время на подготовку работы – 4 недели. Время на проверку результатов контроля – 5 дней.

 

Домашнее задание

1 раз в неделю

К каждому семинарскому занятию один или несколько учащихся готовят домашнее задание. Форма отчетности – устное выступление и развернутый план в письменной форме. Длительность выступления – 5 минут. Время на подготовку домашнего задания – 1 неделя.

Итоговый

Экзамен

 

Письменный экзамен по билетам. Время на подготовку – 30 мин. Время ответа – не менее 5 мин. Экзамен в письменной форме: 1 вопрос по Европе или общий по странам Востока, 2 вопрос по изучаемому региону.

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Основным элементом текущего контроля является выполнение домашних заданий (подготовка сообщений, обзоров, докладов, чтение статей, рекомендованных преподавателем). Критериями оценки домашних работ являются: полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, качество интерпретации данных, логика изложения материала, аргументированность выводов, точность ответов на вопросы, стилистическая и терминологическая корректность.

Одной из форм текущего контроля является реферат. Преподаватель предлагает учащимся темы рефератов на выбор. В отдельных случаях тематика реферата может быть скорректирована после согласования с преподавателем. Студенческие рефераты оцениваются по следующим критериям: полнота раскрытия темы, логическая структурированность, аргументированность выводов, стилистическая и терминологическая корректность.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале и вносятся в рабочую ведомость.

Итоговый контроль по дисциплине представляет собой экзамен в письменной форме. Экзаменационные вопросы распределены по билетам. Каждый билет включает в себя два вопроса из разных тематических блоков. На экзамене учащиеся должны продемонстрировать знание материала, изученного в рамках данного курса; умение сформулировать и убедительно обосновать свою позицию по проблемным вопросам; системный подход к оценке тех или иных явлений в истории мировой экономики; владение экономической терминологией.

Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, неправильные ответы на дополнительные вопросы преподавателя, недостаточное раскрытие темы, нарушение логики ответа, некорректное использование терминологии.

Оценка может быть повышена, если учащийся демонстрирует эрудицию, удачные примеры и сравнения, привлекает дополнительную информацию для подтверждения своих тезисов, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Примерное соответствие оценок по 10-ти балльной системе и количества ошибок:

10 – блестяще;

9 – 1 ошибка;

8 – 2 ошибки/неточности или частичное искажение смысла;

7 – 3 ошибки/неточности, или неправильный ответ на 1 дополнительный вопрос, или нарушение логики ответа;

6 – 4 ошибки, или неправильные ответы на 2 дополнительных вопроса, или неполное раскрытие темы, или значительное нарушение логики ответа;

5 – тема одного из вопросов полностью не раскрыта или допущено 5 фактических ошибок;

4 – тема одного из вопросов полностью не раскрыта, даны неправильные ответы на все дополнительные вопросы или допущено 6 и более фактических ошибок;

3, 2, 1 - "неудовлетворительно", темы двух вопросов полностью не раскрыты, фактологическая база ответов сильно искажена или полностью отсутствует, не просматривается логика изложения, отсутствуют выводы.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по степени их участия в проводимых обсуждениях, успешности выполнения заданий в аудитории, правильности ответов на вопросы. Оценки за работу на семинарских занятиях, а также оценки по всем формам текущего контроля преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале рассчитывается как среднее арифметическое всех выставленных оценок и определяется перед итоговым контролем – Онакопленная.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопленная + 0,5*Оитоговая ,

где Оитоговая – оценка за итоговый контроль.

Способ округления результирующей и накопленной оценок: стандартный математический.

ВНИМАНИЕ: студенты, без уважительной причины пропустившие более половины занятий, не могут претендовать на удовлетворительную накопленную оценку за текущий контроль.

В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может по своему усмотрению повысить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель по своему усмотрению может понизить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

7Содержание дисциплины

  1. Вводная лекция.

Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа.

Содержание раздела:

История возникновения термина «капитализм» и его трактовки. Зарождение рыночных отношений. Формационный и цивилизационный подходы при анализе развития мирового хозяйства. Взгляды на социально-экономическое развитие Ш. Фурье, Ф. Энгельса, К. Маркса. Теории линейного развития Д. Бэлла, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Цивилизационный подход А. Тойнби и С. Хантингтона. Особенности хозяйственных отношений и воспроизводства национального продукта на Западе и на Востоке.

Вопросы для обсуждения:

  1. Количественные и качественные показатели экономического роста.

  2. Позитивные и негативные последствия перехода от бедности к богатству.

  3. Роль институциональных механизмов в экономическом развитии.

  4. Возможные объяснения перехода к новой модели ведения хозяйства на Западе, их преимущества и недостатки.

  5. М. Вебер о зарождении капиталистических институтов на Западе.

  6. Роль инноваций и децентрализации принятия решений в экономическом развитии западных стран.

  7. Основы западной системы роста, по версии Розенберга и Бирдцелла.

    Литература:

  1. Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995. – Введение.

  2. История мировой экономики: учебник, под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, М.: Юнити-Дана, 2012. – Вводная глава.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, М.: Ист-Вью, 2002.

2. Разложение феодализма и генезис капитализма в Западной Европе в XVI – последней трети XVIII в.

Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 8 часов.

Содержание раздела:

Наследие феодализма и предпосылки для развития капитализма в Западной Европе: частная собственность на землю, развитие городов, формирование торговой инфраструктуры, феодально-абсолютистская монархия. Классическая схема первоначального накопления капитала в Западной Европе: развитие производительных сил, отделение непосредственного производителя от средств производства, появление капиталистических предпринимателей (купцы, ростовщики, цеховые мастера, дворянство, государственные чиновники), переход от феодальной собственности к буржуазной, возникновение и развитие мануфактуры. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура. Факторы развития капитализма в Европе: великие географические открытия и как следствие - «революция цен», первая научная революция, переход к экспериментальной науке. Пример Великобритании: аграрный переворот, мануфактурная стадия развития промышленности, развитие металлургии, успехи в судостроении, активная внешняя торговля (в т.ч. работорговля), появление монополистов (ливрейных компаний, «регулируемых» и «паевых» компаний), система государственных займов, протекционизм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные условия возникновения капиталистического способа производства в Европе в XVI в.

  2. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии.

  3. Переход к капиталистическому хозяйству в Англии.

  4. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции.

  5. Специфика зарождения капиталистических отношений в Германии.

    Литература:

  1. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

  2. История мировой экономики: учебник, под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, М.: Юнити-Дана, 2012. – Главы 10-12.

  3. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. Ред. В.И. Голубовича.- Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. – Глава 2.

3. Промышленный переворот и индустриализация в развитых странах Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии) и США в последней трети XVIII века и до конца XIХ в.

    Лекции – 6 часов, семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 14 часов.

    Содержание раздела:

    Великобритания. Развитие системы образования. Механизация труда на основе внедрения новейших изобретений в производственный процесс. Использование водяных и паровых двигателей. Создание фабричной сети. Технологический переворот в металлургии. Создание сети коммуникаций (водные каналы, дороги с твердым покрытием, совершенствование средств связи). Итоги промышленного переворота в Англии: многократное увеличение объемов производства, снижение стоимости товаров, экспансия на внешние рынки, рост тяжелой промышленности, урбанизация, повышение численности рабочего населения, распространение фермерства в аграрном секторе, становление банковской системы, переход к политике фритредерства, циклическое развитие экономики. Развитие институтов в Великобритании и Испании. Гипотеза об экспорте институциональной структуры в колонии.

    Франция. Условия: большая территория и численность населения, запасы ископаемых, разветвленная феодальная система, с начала 19 в. – экономическая блокада Англии. Отсутствие крупных землевладельцев, преимущественно натуральные хозяйства, ограниченное денежное обращение. Малочисленные мануфактуры. Протекционизм во внешней торговле. Развитие банковской системы.

    Германия. Причины отставания: феодальные отношения, цеховая система, политическая раздробленность, отсутствие единой денежной системы, конкуренция со стороны более развитых европейских государств, отдаленность от основных торговых путей. Аграрная эволюция: переход от феодальных к договорным отношениям в деревне. Объединение страны, создание Таможенного союза. Буржуазная революция. Отмена цеховой системы. Промышленный переворот в Германии: периодизация, особенности, итоги. Концентрация производства, распространение картелей и синдикатов. Развитие военно-промышленного комплекса и территориальная экспансия Германии.

    США. Особенности становления капиталистических отношений в Северной Америке: сочетание элементов капитализма, феодальных отношений, рабовладельческой системы. Неравномерность социально-экономического развития: Северо-Восток, Центр, Юг. Взаимоотношения с метрополией. Война за независимость: причины и итоги. Факторы экономического роста США после обретения независимости: территориальная экспансия, низкие военные расходы, рост численности населения, урбанизация, углубление специализации районов. Предпосылки промышленного переворота: свобода предпринимательства и торговли, развитие товарно-денежных отношений, ввоз машин и оборудования из Англии, поощрение изобретений, накопление капитала. Особенности и основные направления промышленного переворота в США. Создание сети железных дорог как локомотив развития тяжелой промышленности. Предпосылки и последствия гражданской войны между Севером и Югом. Концентрация производства с конца 19 в.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки и последствия промышленного переворота и индустриализации в Великобритании.

  2. Особенности промышленного переворота во Франции. Роль банковской системы. Континентальная модель.

  3. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии.

  4. Становление экономики индустриального типа в США. Специфика экономического развития в северных и южных штатах. Итоги гражданской войны 1861-65 гг. Развитие монополистических объединений (трестов).

    Литература:

  1. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. Ред. В.И. Голубовича.- Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. – Глава 3.

  2. История мировой экономики: учебник, под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, М.: Юнити-Дана, 2012. – Главы 19, 20, 23.

  3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 69 – 91.

  4. Толмачева Р. П. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.

4. Зарождение и формирование экономической науки в западных странах. Меркантилизм. Классическая школа политической экономии.

    Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 10 часов.

    Содержание раздела:

    16 – 18 вв. – становление классической научной парадигмы. Ее основные черты: отделение науки от церкви, опора на экспериментальное знание, поиск общих закономерностей, использование научных абстракций, стремление к познанию абсолютной истины, господство принципа историзма. Зарождение классической политической экономии: ориентация не на мораль и философию, а на практику, переход от нормативного характера сочинений к позитивному, изменения объекта исследования (от домохозяйства – к хозяйственной системе государства), разработка теоретических схем, попытки выявить универсальные закономерности, представления о стадиальном характере развития экономики. Размышления о природе денег: Н. Орезм, Н. Коперник, Ж. Бодэн. Основы количественной теории денег. Философия меркантилистов. Примеры использования протекционистских мер во внешней торговле с нового времени до современности. Т. Ман: идея об общем торговом балансе. Д. Дефо: обоснование необходимости повышения благосостояния всего населения. Дж. Стюарт о роли рыночных механизмов и государственного регулирования. Формирование теории рынка и теории производства, полемика с меркантилистами. А. Смит: размышления о природе частного интереса, выводы о совершенстве рынка и механизмов его функционирования («невидимая рука»). Р. Кантильон: первая попытка теоретического обобщения аккумулированных эмпирических наблюдений, новый метод в описании социальных процессов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основы классического либерализма. Функции общества и правительства.

  2. Религиозные обоснования буржуазного предпринимательства (М. Лютер, Ж.Кальвин).

  3. Первая система национальной политической экономии (Ф. Лист).

  4. Национальная экономика исторической школы.

  5. Материалистическое понимание истории К. Маркса.

  6. Теории циклического развития М. Туган-Барановского, Н. Кондратьева.

Литература:

  1. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма, Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – XXI в.», 2010.

  2. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. Яковец Ю. Волны Кондратьева и цикличная динамика экономики и войн: теория и будущее // Экономические стратегии, №3, 2005.

5. Формирование колониальной системы. Восток в период господства колониализма – общая характеристика периода и влияния на традиционные восточные культуры.

    Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа.

    Содержание раздела:

    Особенности периодизации истории стран Востока. Разделение этапа колониальной торговли и периода колониальной экспансии промышленного капитализма. Сущность колониализма и его истоки. Сложившиеся в Новое время модели колонизации. Специфика колонизации Востока, основные мотивы колонизаторов Азии и Африки в 16-18 вв. Условия успешной торговли с восточными колониями. Столкновение восточной и западной моделей хозяйствования в 19 в. Влияние колониализма на социально-экономическое развитие восточных стран: марксистский и цивилизационный подходы. Мир-системный анализ И. Валлерстайна. Государственное предпринимательство в странах Востока.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможности и модели трансформации традиционных восточных обществ под воздействием Запада.

  2. Марксистский и цивилизационный подходы к вопросам генезиса капитализма на Востоке.

Литература:

  1. Васильев, Л. C. История Востока, Т. 2, М.: Издательство Юрайт, 2013.

  2. Новая история стран Азии и Африки: Учебник, под ред. А.М. Родригеса, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

  3. О генезисе капитализма в странах Востока (XV - XIX вв.). – М. – Издательство восточной литературы. – 1962.

  4. Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе, М., 2004.

  5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001.

  6. Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy. The Roots of Modernity, The AEI Press, WASHINGTON, D.C., 2004.

6. Иностранный капитал и развитие колониальных государств. Арабские страны-полуколонии. Британская Индия. Китай второй половины XIX в.: политика самоусиления и попытки реформ. Модернизация Японии, становление японского капитализма.

    Лекции – 6 часов, семинары – 6 часов, самостоятельная работа – 16 часов.

    Содержание раздела:

    Колонизация арабской Африки. Причины привлекательности и модели освоения Арабского Востока. Сосуществование капиталистических и традиционных форм хозяйства. Противоборство двух идеологий. Страны Ближнего и Среднего Востока в период колониализма. Взаимодействие ислама, светской власти и давления со стороны Запада. Сопоставление изначальных условий, особенностей трансформации общества и ее результатов в Египте, Турции и Иране.

    Британская Индия.

    Территориальная экспансия английской Ост-Индской компании в первой половине 19 в. Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине 19 в. Экономические факторы колонизации. Становление капиталистических отношений в Индии. Аграрная политика англичан в Индии во второй половине 19 в. Экспорт в Индию английского капитала. Создание национальных промышленных предприятий. Активизация рабочего движения, появление фабричного законодательства. Рост крестьянских выступлений, в том числе и религиозной направленности. Активизация радикального национализма.

    Китай. Упадок империи Цин. Опиумные войны, заключение неравноправных договоров. Тайпинское движение. Политика «самоусиления». «Сто дней» реформ.

    Япония. Япония периода Токугава. «Закрытие» страны. Положение крестьянства. Хозяйственный и социальный строй городов. Феодальная структура сёгуната. Экономическое развитие, рост товарно-денежных отношений. Насильственное «открытие» Японии и его последствия. Революция 1868 г. и политика модернизации. Буржуазные реформы Мэйдзи. Капиталистическое развитие Японии во второй половине 19 в.

Вопросы для обсуждения:

  1. Африка и юг Азии как колонии: общность исторических судеб и ее первопричины.

  2. Страны Арабского Востока в период колониализма.

  3. Экономические факторы колонизации и становление капиталистических отношений в Индии.

  4. Политика «самоусиления» и попытки реформ в Китае во второй половине XIX в.

  5. Экономическое развитие Японии в период Токугава.

  6. Буржуазные реформы Мэйдзи и капиталистическое развитие Японии во второй половине XIX в.

  7. Влияние японского колониализма на развитие экономики Кореи после освобождения.

  8. Чучхейский социализм в КНДР. Принципы директивного управления экономикой.

Литература:

  1. Новая история стран Азии и Африки: Учебник, под ред. А.М. Родригеса, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

  2. Новая история стран Азии и Африки: Учебник, под ред. А.М. Родригеса, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

  3. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран; Академия наук СССР, Институт народов Азии - 2-е издание. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966.

  4. Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. – М. – Издательство восточной литературы. – 1963.

  5. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – М. – КРАФТ+. – 2010.

  6. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. СпбГУ, 2002.

  7. О генезисе капитализма в странах Востока (XV - XIX вв.). – М. – Издательство восточной литературы. – 1962.

  8. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: в 2 т. – М.: Восточная книга, 2011.

7. Религиозно-философские традиции Востока как идеологическая база для развития нового типа хозяйственных отношений.

    Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа.

    Содержание раздела:

Синтез религиозно-философских направлений в Японии в период Токугава. Идеал экономической политики в конфуцианстве. Единство экономики и политики. Идея долга и призвания в философии бусидо. Семейный кодекс какун и правила ведения торговли тэнсоку. Теория государства кокутай и японский национализм.

Исида Байган и его учение о постижении сердца (сэкимон сингаку). Концепция Пути торговца. Бережливость как универсальный принцип, 3 уровня бережливости.

Патернализм в азиатских странах. Взаимоотношения «работник-работодатель» в различных религиозно-философских системах Востока.

Вопросы для обсуждения:

  1. Отношение к купеческому (торговому) сословию в различных религиозно-философских системах в Японии в период Токугава.

  2. Влияние религиозно-философских традиций на формирование принципов экономического поведения японцев.

  3. Преимущества и недостатки корпоративного патернализма.

Литература:

  1. Васильев, Л. C. История Востока, Т. 2, М.: Издательство Юрайт, 2013.

  2. Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Cultural Roots of Modern Japan, Free Press, 1985.

  3. Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении “сердца” и становление трудовой этики в Японии, М.: Восточная литература, 2007.

  4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – М. – КРАФТ+. – 2010.

8Образовательные технологии

  • Интерактивные лекции;

  • Обсуждение докладов и дискуссии на семинарских занятиях;

  • Работа с англоязычными научными текстами (подробное изучение зарубежных статей по тематике дисциплины);

8.1Методические рекомендации преподавателю

На лекционных занятиях рекомендуется:

  1. Максимально использовать визуальное сопровождение (презентации, рисунки, графики, таблицы) и другой иллюстративный материал (примеры, кейсы).

  2. Задействовать методы проблемного обучения: предоставить учащимся возможность самостоятельно решить задачу, прежде чем будет озвучен правильный ответ.

При организации семинарских занятий рекомендуется:

1) Обращать внимание на корректное использование экономической терминологии. Проверять знание ключевых определений, при необходимости – разъяснять суть того или иного понятия.

2) По каждому из видов домашнего задания четко обозначать форму отчетности (презентация, развернутый план, полный текст, сводная таблица и т.д.). Оценка за домашнее задание формируется по итогам выступления учащегося и с опорой на представленный отчетный материал.

3) В целях активизации личного опыта учащихся в процессе семинарских занятий может быть организована учебная дискуссия. При выборе темы дискуссии желательно отдавать предпочтение личностно-значимым проблемным ситуациям.

5) При работе с иностранными научными статьями обращать внимание на принципы построение текста, особенности использования терминологии, предложенную методологию исследования, источники.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля

Тематика рефератов:

  1. Развитие товарно-денежных отношений и рост ростовщического капитала в Японии во второй половине 17 – начале 18 вв.

  2. Японская деревня во второй половине 17 – начале 18 вв.

  3. Динамика численности населения как фактор социально-экономического развития Японии в период Токугава.

  4. Развитие городов и ремесленничества в Японии в период Токугава.

  5. Купечество эпохи Токугава.

  6. Особенности экономического развития Кореи до колониального захвата Японией.

  7. Экономическое развитие Кореи в период японского колониального господства 1910-1945 гг., роль Японии в индустриализации Кореи.

  8. Противоречие между экономическим развитием Кореи как японской колонии и культурно-политическим подавлением корейской нации Японией.

Преподаватель предлагает учащимся темы рефератов на выбор. В отдельных случаях тематика реферата может быть скорректирована после согласования с преподавателем.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.

    1. История возникновения понятия «капитализм» и его трактовки. Характерные черты рыночных отношений.

    2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической истории.

    3. Наследие феодализма и предпосылки развития капитализма в Западной Европе.

    4. Переход к капиталистическому хозяйству в Англии (XVI – последней трети XVIII в.)

    5. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии (XVI – последней трети XVIII в.)

    6. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции (XVI – последней трети XVIII в.)

    7. Специфика зарождения капиталистических отношений в Германии (XVI – последней трети XVIII в.)

    8. Предпосылки и последствия промышленного переворота и индустриализации в Великобритании.

    9. Институциональная теория экономического развития: сопоставление Великобритании и Испании.

    10. Особенности промышленного переворота во Франции. Роль банковской системы.

    11. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии.

    12. Становление экономики индустриального типа в США. Специфика экономического развития в северных и южных штатах. Итоги гражданской войны 1861-65 гг.

    13. Зарождение классической политической экономии и ее основные категории. Функции общества и правительства.

    14. Формирование колониальной системы. Восток в период господства колониализма – общая характеристика периода и влияния на традиционные восточные культуры.

    15. Страны Арабского Востока в период колониализма.

    16. Экономические факторы колонизации и становление капиталистических отношений в Индии.

    17. Политика «самоусиления» и попытки реформ в Китае во второй половине XIX в.

    18. Экономическое развитие Японии в период Токугава.

    19. Буржуазные реформы Мэйдзи и капиталистическое развитие Японии во второй половине XIX в.

    20. Религиозно-философские традиции Японии как идеологическая база для развития капиталистических отношений.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовые учебники

  1. История мировой экономики: учебник, под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, М.: Юнити-Дана, 2012.

  2. Васильев, Л. C. История Востока, Т. 2, М.: Издательство Юрайт, 2013.

  3. Новая история стран Азии и Африки: Учебник, под ред. А.М. Родригеса, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

10.2Основная литература

  1. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993. (/opac/elcat_info.htm?livre=0002929)

  2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, М.: Ист-Вью, 2002.

  4. Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. – М. – Издательство восточной литературы. – 1963.

  5. Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе, М., 2004.

  6. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002.

  7. История Японии, ред. А.Е. Жуков, М., Институт востоковедения РАН, 1998.

  8. Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении “сердца” и становление трудовой этики в Японии, М.: Восточная литература, 2007.

  9. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. СпбГУ, 2002.

  10. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – М. – КРАФТ+. – 2010.

  11. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран; Академия наук СССР, Институт народов Азии - 2-е издание. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966.

  12. Мартынов В. В. Корея. Экономико-географическая характеристика КНДР и Южной Кореи. М., 1970.

  13. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Вып. 2.

  14. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма, Ростов н/Д: Изд-во «Содействие – XXI в.», 2010.

  15. О генезисе капитализма в странах Востока (XV - XIX вв.). – М. – Издательство восточной литературы. – 1962.

  16. Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995.

  17. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: в 2 т. – М.: Восточная книга, 2011.

  18. Толмачева Р. П. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.

  19. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. – М: Олма медиа групп, 2008.

  20. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. Ред. В.И. Голубовича.- Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.

  21. Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy. The Roots of Modernity, The AEI Press, WASHINGTON, D.C., 2004.

10.3Дополнительная литература

  1. Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Cultural Roots of Modern Japan, Free Press, 1985.

  2. Семенова Н.П. Экономика Корейской Народно-демократической Республики. Учебное пособие. – М., МГИМО, 1986 г.

10.4Программные средства

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft PowerPoint – для подготовки презентаций к устным докладам.

  • Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор.