Похожие публикации

Задачи: учить делить текст на части и выделять их при записи; закреплять знание структурных частей текста
Документ
Цель: формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность пре...полностью>>

Органа первичной проф- союзной организации гбоу
Документ
1.1. Настоящим положением регулируется порядок направления работников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионально...полностью>>

Санкт-Петербургский социологический ежегодник, 2009. / Отв редакторы: А. О. Бороноев, Н. Г. Скворцов. Спб.: Астериорн, 2009. 286 с
Документ
Проблемная ситуация. В европейской обществоведческой мысли с давних пор предпринимаются попытки построить некие совершенные образцы общественного устр...полностью>>

Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания
Методические указания
Настоящие Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания "Порядок отбора проб и физико-химические методы исп...полностью>>



Корчагина Галина Петровна

Корчагина Галина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 81

Приобщение читателя к Донской культуре

Самобытностью и разнообразием отличается культура донского казачества, она уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Донской регион богат глубокими культурными традициями. Знакомство с ними влияет на воспитание подрастающего поколения, на формирование нравственных качеств и духовное развитие.
Содержание образования МБОУ СОШ № 81 отражает историко-культурные, социально-экономические, демографические особенности Донского края. Реализация регионального содержания образования осуществляется за счет обогащения федерального компонента значимой региональной информацией, предоставляющей возможность в рамках усвоения минимума содержания основных программ получить представление о природных условиях, культуре, экономике, историческом прошлом Ростовской области, о героизме и подвигах дончан в годы войны. Об этом многое можно узнать из произведений писателей Дона. В соответствии с областной долгосрочной целевой программой «Культура Дона» (2010 – 2014 годы) в школе разработан региональный курс «Литература Дона и о Доне», который изучается с 1 по 11 класс. Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного края позволяет решать следующие задачи: более глубокого развития интереса к предметам, становления интереса к духовной культуре малой родины, оптимизации процесса социализации личности, адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.

В начальной школе в рамках внеурочной деятельности ведется курс «Доноведение» в 1-х -2-х классах; курсы «Мой край», «Песни и сказки Тихого Дона» во 2-х—4-х классах - в качестве дополнительного материала регионального содержания предмета « Литературное чтение». Изучение данных курсов направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Донского края, нравственных ценностей.

В курс «Литература» 5-х, 6-х, 7 -х классов включен модуль краеведческой направленности «Литература Дона», в 8-11 классах он реализуется в виде учебных практик и проектной деятельности.

Таким образом, региональный компонент является важной составляющей частью школьного литературного образования. В настоящее время в школьной практике использую самые разнообразные формы подачи материала, в том числе и при изучении творчества  донских писателей: уроки – спектакли, уроки – диспуты в старших классах, уроки – беседы по прочитанному, при изучении языковых особенностей произведения применяю метод исследования; учащиеся готовят доклады, сообщения, выполняют творческие работы по заданным темам, проекты,  презентации. 

Величайшим памятником русской культуры является   литературное наследие Дона. Богат наш Донской край фольклором: казачьи песни, былины, пословицы и поговорки – оказали влияние ни на одно поколение. Десятки прославленных писателей и поэтов родились на Донской земле или посещали наш край, следовали на Кавказ через нашу малую Родину. Это А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Чехов, Л.Толстой, С.Есенин, В.Маяковский, М.Шолохов и многие другие. Интересно увидеть места, в которых бывали литераторы, прочитать упоминания о нашей стороне в их произведениях. Именно поэтому знакомство с литературным краеведением - одно из важных направлений в школьной исследовательской деятельности. Ведь, познавая родной край, школьник изучает свою Родину. В школе функционирует ШАНС (Школьное академическое научное сообщество), одним из направлений работы которого является литературное краеведение. Исследовательская деятельность  учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. На поисково-исследовательских конференциях Школьного академического научного сообщества в номинации «Литературное краеведение» рассматривались следующие исследовательские проекты учащихся: «Донская казачья песня», «Поэтическое прошлое и настоящее Донского края», «Пейзаж и его роль в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон», « Образ коня в творчестве поэта Николая Туроверова», «Тема казачества В русской литературе». Используя ИКТ, учащиеся создают исследовательские проекты. Анализируя результативность данной работы, можно сделать следующие выводы, что усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяет кругозор в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; формирует нравственные качества.

Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства. Именно поэтому изучение курса «Литература Дона » помогает приобщению школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков, способствует постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создает условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося. В результате изучения донской литературы ученик должен знать: литературу донских писателей с позиций духовно- нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирования культуры чувств, с учетом культуры родного Донского края; своеобразие выразительного и меткого языка донской литературы; народно—поэтическое наследие Дона.

Литература Дона и о Доне - это часть отечественной духовной культуры, порожденной географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием населения края, поэтому изучение данного курса помогает личностному развитию – развитию индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей, ориентаций и качеств, а также развитию интеллектуальных качеств личности,  воспитанию готовности к самосовершенствованию, толерантности в условиях многонационального региона, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к нравственным ценностям   культуры Дона

Приложение №1 Донская литература в 5 классе

Произведение по программе

Региональный компонент

1.

«Белеет парус одинокий». Валентин Катаев

Р/к Снановление характера казачат в повести И.Д. Василенко «Артемка»

2.

Вениамин Каверин. «Два капитана».

Р/к Приключенческая повесть донского писателя С.И. Семенова «Генерал Севера»

3.

Стихи о прекрасном и неведомом (М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка»).

Р/к Стихи донских поэтов о детстве:

С.А. Королева, В.К. Жака, В.С. Петрова

4.

А. Конан Дойл « Затерянный мир».

Р/к Мир приключений и фантастики в повести донского писателя Н.Суханова « В пещерах мурозавра»

5.

В.Г. Короленко « В дурном обществе».

Р/к В.Г. Короленко на донской земле

6.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Р/к Пришвинские традиции в изображении мира природы в произведениях донских авторов Г.С. Колесникова, В.А. Закруткина и др.

7.

Лев Кассиль «Кондуит и Швабрания».

Р/к Мир детства в повести донского писателя Г.С. Колесникова «Жизнь степного орла»»

8.

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Р/к Мир животных в донской прозе. А.А. Кркищенко «Старая лошадь»

9.

Стихи о животных. В. Инбер. «Сеттер Джек», И. Бунин «Змея», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Р/к Родной край в лирике донцов В.Н. Котельникова, И.И. Краснова, А.Г. Оридовского.

10.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Р/к В едином потоке со всемирной литературой. Донские писатели-переводчики зарубежной классики( А.П. Оленич-Гнененко и др.)

11.

Рекомендации для чтения летом.

Р/к Донские писатели-краеведы В.С. Моложавенко, В.П. Гнутов, С.С. Гурвич

Приложение №2

Используются следующие пособия для учителя и учащихся:

  1. Программа. Региональный компонент литературного образования для 5-11 классов. Р.Б. Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык. Ростов-на-Дону

  2. Доноведение. Е.Ю.Сухаревская. Ростов-на-Дону

  3. Край родной В.Б. Небратенко, В.Д. Яцык. Ростов-на-Дону

  4. Сказки Тихого Дона. П.Лебеденко. Ростов-на-Дону

  5. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга»

  6. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга»

  7. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга»

  8. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 10-11 классах. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга»