Похожие публикации

Российско-германский проект профессионального обмена. Межкультурная коммуникация в детских учебных заведениях Санкт Петербург, 12. 10-20. 10. 2013
Документ
знакомство 11:30-13:00 Модуль Детские сады как учреждения межкультурного образование....полностью>>

Г. Краснодар ул. Новгородская, 2/Ялтинская, 36, эт. 3, оф. 7
Документ
Работники лечебно-профилактического, детского дошкольного и школьного учреждения, предприятия общественного питания и пищевой промышленности, служащие...полностью>>

Ействующей на основании Устава, с одной стороны, и гражданин (-ка), проживающий(-ая) по адресу
Документ
Мы, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 19», в лице заведующей Козловой Натальи Васи...полностью>>

Сведения о научных статьях опубликованных в рецензируемых (индексируемых) изданиях в 2012 году
Документ
Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте,...полностью>>



Приказ № от 200 г. Рабочая программа по литературе в 7 классе Жильцовой Надежды Александровны

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 123

Г. Санкт-Петербурга Выборгского района

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ

«__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 7 классе

Жильцовой Надежды Александровны

учителя

1квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________2011 г.

2011 -2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Учебно-тематический план.

СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

1.

Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы.

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература.

3

4.

Литература 18 века.

2

5.

Литература первой половины 19 века. Творчество А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

12

6.

Литература второй половины 19 века.

17

7.

Литература 20 века.

22

8.

Зарубежная литература.

5

9.

Итоговый тест

1

68

Календарно-тематическое планирование

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

урока

Дата

Тема

Основные понятия

и термины

Вид деятельности

на уроке

Формы диагностики,

контроля

Особая методика

проведения

1

Введение Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы.

Личность автора

беседа

Тест по летнему чтению

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

автобиография

Беседа

видеофильм

3

УНТ Былины « Вольга и Микула» Прославление мирного труда.

4

Микула- воплощение лучших качеств русского народа

Беседа

Выразительное чтение

5

Илья Муромец и Соловей- разбойник. Садко. Киевский и новгородский цикл былин.

Поэтика былин

Выразительное чтение

Урок в/ч

6

Пословицы и поговорки

Пословица

беседа

Рассказ по пословице

Элект. Энц. Собиратели пословиц.

7

Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха

Поучение летопись

беседа

8

Повесть о Петре и Февронье

повесть

Обучение устному пересказу

С.Р.

9

Подготовка к письменной работе Народная мудрость в произведениях унт

РР

10

М.В. Ломоносов «К статуе Петра 1 «, « Ода на день восшествия …»

Жанр оды

Выразительное чтение

11

Г.Р. Державин « Река времен «, « На птичку «. « Признание» Размышление о смысле жизни и свободе творчества.

Анализ стихотворений

Проверочная работа

12

А.С. Пушкин Поэма « Полтава «Интерес поэта к истории

Сравнительный анализ

Видеоряд Петербург

13

Поэма « Медный всадник « Образ автора. Любовь к Родине.

композиция

беседа

Выразительное чт

Словарная работа

14

Баллада « Песнь о вещем Олеге «

Баллада летопись

наизусть

15

Драма « Борис Годунов «Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца

трагедия

Чтение по ролям

РР

16

Повести Белкина. « Станционный смотритель «

Гуманизм повесть

беседа

Анализ эпизода « Самсон Вырин у Минского «

Выступления учащихся

17

М.Ю Лермонтов « Песня про купца Калашникова …»

Романтическая лирика

Обучение устному пересказу

мультфильм

18

Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича

Сюжет фольклор

19

Стихотворения « Когда волнуется «… « Ангел», « Молитва «

Обучение анализу стихотв.

Выразит. чтение

Создание презентаций

20

Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова

тест

Защита презентаций

21

Н.В. Гоголь Повесть « Тарас Бульба « Нравственный облик Тараса и его товарищей

Литературный герой

Создание характеристики героя

22

Сыновья Тараса Остап и Андрий Смысл противопоставления

Сравнительная хар-ка

Самост. работа.

23

РР Подготовка к сочинению по повести

План сочинения

Отбор материала

сочинение

24

И. С. Тургенев « Записки охотника Рассказ « Бирюк « Мастерство автора в изображении природы

рассказ

Пересказ эпизода

25

Стихотворения в прозе. Русский язык. Два богача.

Стихотворения в прозе

наизусть

26

Н. А. Некрасов Поэма « Русские женщины « Историческая основа .Величие духа русских женщин

поэма

беседа

Урок в\ч

27

Размышления у парадного подъезда

28

М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки. « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил «

гротеск

беседа

пересказ

мультфильм

29

Сказка « Дикий помещик» Смысл названия

Выборочное чтение

РР

30

А.К. Толстой Исторические баллады

баллада

беседа

31

Литературный ринг Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева,Некрасова. С- Щедрина.

Урок-игра

32

Л. Н. Толстой Глав ы из повести « Детство «

автобиография

Работа в группах

Характеристика героев

33

Главный герой повести. Чувства, поступки, духовный мир.

34

И. А. Бунин Рассказ « Цифры» Сложность взаимопонимания детей и взрослых

беседа

Пересказ эпизода

35

Рассказ « Лапти « Нравственный смысл рассказа

Подготовка к сочинению

Сочинение « Золотая пора детства

36

А.П. Чехов Рассказ « Хамелеон» Смысл названия

юмор

беседа

37

Средства создания комического в рассказе

деталь

38

Два лица России в рассказе « Злоумышленник «

сатира

Анализ худ. текста

Сам. работа

39

Рассказы « Тоска «, «Размазня «, Смех и слезы»

Урок в\ч

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе Бунин, А. Толстой, В. Жуковский.

Анализ лирического текста

41

М. Горький « Детство» Свинцовые мерзости жизни

трилогия

беседа

видеофильм

42

« Яркое, здоровое, творческое в русской жизни «

Сообщения учащихся

43

Обучение анализу эпизода из повести « Детство « Портрет как средство характеристики

Характеристика героя

Анализ эпизода

рр

44

Легенда о Данко из рассказа « Старуха Изергиль «Романтический характер легенды

романтизм

беседа

наизусть

45

В Маяковский « Необычайное приключение …» Роль поэта и поэзии в жизни общества

Юмор ритм рифма

беседа

Выразительное чтение

Видеофильм о поэте

46

В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям « Два взгляда на мир. Внутренний мир лирического героя

Гуманизм Лирический герой

беседа

Урок в\ч

47

Л. Андреев « Кусака « Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

гуманизм

Работа в группах

Творческая мастерская

48

А.П. Платонов « Юшка «Друзья и враги Юшки, его непохожесть на других.Внешняя и внутренняя красота

Сострадание,человеколюбие

беседа

49

А. Платонов Рассказ « В прекрасном и яростном мире «

Нравственные качества

беседа

Урок в\ч

50

Подготовка к сочинению « Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие ? ( по произведениям писателей 20 века )

План сочинения

беседа

РР

51

Б.Л. Пастернак « Июль «, «Никого не будет в доме « Картины природы в лирике Пастернака.

Пейзаж, эпитет метафора

беседа

Выраз.чтение

52

Контрольная работа Письменный анализ эпизода или стихотворения

План анализа

Анализ эпизода

Урок контроля

53

Интервью как жанр публицистики Грозные годы войны в стих. Ахматовой, Суркова, Твардовского.

интервью

видеофильм

54

Ф. Абрамов « О чем плачут лошади «Эстетические и нравственно- экологические проблемы.рассказа

Литературные традиции

беседа

55

Е. И. Носов « Кукла « ) Акимыч ) « Живое пламя « Нравственные проблемы

беседа

56

Ю.П. Казаков « Тихое утро « Взаимовыручка как мерило нравственности человека

подвиг

Урок в\ч

57

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе( Брюсов, Есенин, Заболоцкий )

Сравнение олицетворение

Работа в парах

наизусть

58

А Твардовский « Снега потемнеют синие «,Июль- макушка лета» « Братья»

Тропы и фигуры речи

Работа в группах

59

Д.С Лихачев « Земля родная» Мемуары как жанр публицистики

мемуары

беседа

60

М.М. Зощенко « Беда» Смешное и грустное в рассказе

Сатира юмор

беседа

61

Песни на стихи поэтов 20 века( А. Вертинский, и . Гофф, Б. Окуджава )Размышления о вечности, о времени,о жизни.

лирика

Урок- концерт

62

Расул Гамзатов Стихи о Родине Истоки жизни

Выразит. чтение

63

Р Бернс « Честная бедность « Своеобразие лирики

Народно- поэтич. основа

Работа в группах

Сообщения учащихся

64

Дж. Байрон Ты кончил жизни путь, герой… Гимн славы герою Анализ поэтич интонаций

Поэтическая интонация

Анализ текста

Сам. работа

65

Японские хокку Особенности жанра

Хокку хайку

беседа

Урок- эксперимент

66

О Генри « Дары волхвов « Преданность и жертвенность во имя любви

новелла

беседа

67

Р. Брэдбери « Каникулы « Мечта о победе добра

Рассказ- предупреждение

беседа

68

Итоговый урок Тестирование

Викторина

Для учителя.

1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

2. Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

3. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

4. Мультимедиа энциклопедия.

5.Литература.5-10 классы. Изучение творчества Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

6.Уроки литературы №6/2003,№4/2003.

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.

  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.