Похожие публикации

Участие в научно-практических конференциях
Документ
Рациональная организация урока и домашней самостоятельной работы учащихся - необходимое условие достижения образовательных целей при изучении курса ма...полностью>>

Национальный научный центр наркологии общероссийская общественная организация «российская наркологическая лига»
Документ
Вопросы организации взаимодействия государственных наркологических учреждений и негосударственных реабилитационных центров в Приволжском Федеральном о...полностью>>

Должностные инструкции инструктора по физической культуре
Документ
1.1. Инструктор по физической культуре назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности вос...полностью>>

Длина окружности
Урок
Учитель. Если «опоясать» банку ниткой, а затем ее «распрямить», то длина нитки будет приблизительно равна длине окружности банки. Чтобы получить более...полностью>>



Тест №1 что свойственно любому государству: 1 рыночная экономическая система; 2 стремление расширить свою территорию

Право. 11 класс.

Часть А.

  1. Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество

  1. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд
3) Арбитражный Суд
4) Конституционный Суд

  1. Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?

1) Уголовного
2) Гражданского
3) Семейного
4) Административного

  1. На общем собранием производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество. Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление о выходе из состава кооператива. При расчете гражданин Н. должен получить

1) стоимость части имущества, соответствующую его доле в уставном капитале кооператива
2) часть стоимости имущества кооператива, полученную в результате раздела всей его стоимости на количество его членов
3) гарантию на получение процентов по будущим прибылям акционерного общества
4) свой пай или часть имущества, соответствующую этому паю

  1. Магазин «Вкуснятина» продал гражданину Р. некачественные продукты. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация? 

1) дисциплинарное
2) уголовное
3) административное
4) гражданское

  1. Гражданин К. прочитал в газете статью, в которой были приведены неверные сведения, порочащие его достоинство. Какой нормативный документ станет основой для рассмотрения его дела в суде?

1) Закон о защите прав потребителя
2) Трудовой кодекс
3) Уголовный кодекс
4) Гражданский кодекс

  1. Согласно Конституции РФ, в нашей стране

1) государственные пособия и пенсии устанавливаются трудовым договором
2) членство в общественных объединениях обязательно
3) полная дееспособность приобретается с рождения
4) основное общее образование обязательно

  1. В РФ экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному

  1. Одна из сторон в гражданском судопроизводстве

1) истец
2) потерпевший
3) свидетель
4) эксперт

  1. В какой из приведенных в задании ситуаций необходимо обратиться к нотариусу?

1) Гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает.
2) Гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде.
3) Гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем ее сыну.
4) Гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению, нарушили ее права.

Часть В.

  1. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». 
    1) Охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное; 4) общественноопасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников. 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны. 
    1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром 2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт 3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг 
    4) супруги К. купили загородный дом в кредит 5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла 

  2. Найдите в приведенном списке конституционные требования к судьям судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гражданство Российской Федерации 2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет 3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет 4) достижение 25-летнего возраста 
    5) высшее историческое образование 

  3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 
    1) налог на собственность 2) прямой налог 3) подоходный налог 4) налог на прибыль фирм 5) налог на землю 

  4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. 
    (1) Правовое государство — величайшее за-воевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть. Определите, какие положения текста носят 
    А) фактический характер Б) характер оценочных суждений 
    Запишите в таблицу под цифрой, обозначающей положение, букву, выражающую его характер. 

1

2

3

4

Часть С.

  1. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

  2. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 
    План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 

Ответы:

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

3

4

4

4

4

1

1

3

Часть В.

1

2

3

4

5

34

35

124

2

ббаа

Часть С

  1. В ответе могут быть названы следующие признаки: 
    — строгое отделение законодательной власти от исполнительной; 
    — исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента; 
    — президент избирается на выборах, отдельных от парламентских; 
    — исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента. 

  2. В ответе: 
    1) должно быть названо понятие — «правовая норма» или «норма права»; 
    2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например: 
    - общеобязательность; 
    - формальная определенность; 
    - нормативность; 
    - установление и защита государством. 

  3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 
    1) Понятие права. 
    2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности. 
    3) Отличия права от других видов социальных норм. 
    4) Система права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормативные правовые акты. 
    5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. 
    Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Различные виды заданий по теме: Форма государства.

Форма государственного устройства. Форма правления

Задание 1. Что представляет собой форма государственного устройства?

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Форма государственного устройства показывает из каких единиц состоит государство, какова степень суверенности этих единиц, каков механизм распределения полномочий между центром и его субъектами.

Задание 2. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

При унитарной форме государственного устройства субъекты государства не обладают суверенитетом, а суверенитет субъектов федеративных государств ограничен

Задание 3. В чем заключается своеобразие конфедерации?

Конфедерация – союз, состоящий из нескольких самостоятельных государств, заключаемый для осуществления совместных конкретных целей.

Задание 4. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств.

а) Великобритания б) Франция в) Мексика г) ФРГ д) США е) Австро-Венгрия (1867-1918) ж) Германский союз (1815-1867) з) Япония и) Россия к) Италия л) Венгрия м) Швейцарский союз (1815-1848) н) Бразилия о) Польша п) США (1781-1787)

Унитарные государства – а, б, з, к, л, о

Федеративные косударства – в, г, д, и, н

Конфедеративные государства – е, ж, м, п

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки.

«Испания – унитарное государство. Ее субъектами являются Андалусия, Каталония, Галиссия и т. д. Начальная территориальная единица Испании - муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Самим советом или жителями избирается алькальд - руководитель исполнительного органа муниципалитета.

В соответствии с Конституцией 1978 года Испания является парламентской монархией, которой, как известно, присущи следующие признаки:

1. Верховенство власти парламента;

2. Члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по усмотрению Премьер-министра;

3.Члены правительства ответственны перед Парламентом, которому принадлежит законодательная власть;

4. Парламент находится у власти в течение четырех лет;

5. Право вето короля на решения парламента предусмотрено, но не используется.

Парламент Испании, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат – Конгресса депутатов и Сената. Минимальное количество депутатов Конгресса — 300 человек, максимальное — 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом.

Задание 6. Докажите, что:

а) Великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством

Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение»; парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции.

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства: а) Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; б) Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); в) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); г) Наличие единого гражданства.

б) США – президентской республикой и федеративным государством

Высший орган исполнительной власти — президент США. Президент — глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

в) Германия – парламентской республикой и федерацией

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера; вся государственная власть исходит от народа, она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.  Политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель.

г) Франция – смешанной республикой и унитарным государством.

Действующая Конституция регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. 

Задание 7. Тест.

1. Что из перечисленного является формами государственного устройства?

а) Монархия.

б) Федерация.

в) Авторитаризм.

г) Унитарное государство.

д) Республика.

е) Демократия.

ж) Конфедерация.

Ответ: б, г, ж

2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.

а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.

б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.

в) Это союз суверенных государств.

г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.

д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.

е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.

ж) Простое по составу, единое, цельное государство.

Ответ: б, ж

3. Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?

а) Унитарное государство.

б) Федерация.

в) Конфедерация.

Ответ: в

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бенедикт Спиноза

Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешаются поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Цит. по: Политика. Право. Школьный практикум. 9-11 кл.

Вопросы.

  1. В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления?

По мнению Б. Спинозы, суть монархического правления заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека.

  1. Подтверждает ли жизнь правильность суждения Б. Спинозы о свободе? Аргументируйте свой ответ.

Не всегда в государствах, где, по сути, каждому предоставлена полная свобода, свобода эта предоставляется в полной мере. Например, в многопартийном государстве может главенствовать одна партия, при участии в которой могут предоставляться различные привилегии и наоборот, при противостоянии ее идеологии возможны разной степени наказания.

  1. Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монархическом правлении?

Я думаю, при монархическом правлении тоже можно жить свободно, ведь такое правление не означает, что монарх будет заставлять простых людей делать несуразные вещи и править так, как ему того хочется, невзирая на предоставленные нормы. Такой монарх – деспот, а форма правления при нем – деспотия.

Задание 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Шарль Монтескье

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. <…>

Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как деспотическое вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. <…> В монархиях политика совершает великие дела при минимальном участии добродетелей, подобно тому как самые лучшие машины совершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам.

Законы заменяют здесь все эти добродетели, ставшие ненужными; государство освобождает всех от них; всякое действие, не производящее шума, там в некотором смысле остается без последствий. <…>

Честь, т. е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заменяет в нем, [монархическом правлении], политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдохновлять людей на самые прекрасные деяния и в соединении с силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добродетели. <…>

Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. <…>

Монтескье Ш. О духе законов. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум.

Вопросы.

1. В чем, по мнению Ш. Монтескье, заключается отличие республиканского правления от монархического?

2. Как вы понимаете тезис автора: «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна»? Аргументируйте свой ответ.