Похожие публикации

Рис. 1 – Изменение формы пика в зависимости от суммарного количества примесей в нем
Документ
Были апробированы методы, позволяющие использовать прибор ДСК-500 для определения интегральной чистоты лекарственных веществ. Метод основан на явлении...полностью>>

Инструкторско-методическое занятие по проведению утренней физической зарядки в/ч 03667 и в/ч 43431 (2)
Документ
Истра) Физическая подготовка Инструкторско-методическое занятие по проведению утренней физической зарядки в/ч 03 7 и в/ч 43431 10:00-13:00 5 ноября (в...полностью>>

Магистерская программа «Психология в бизнесе» Действует с 04ноября по 23 декабря 2013 г
Программа
18) Мартынова А.В.(л)11.11;18.11; 5.11;0 .1 ; 09.11; 1 .1 ; 3.1 . ВТ 1 .40-18.00 Экономическая психология (ауд....полностью>>

Внимание! Категорически запрещается резка абразивным кругом («болгаркой»)
Документ
Сайдинг МП СК-14х226 (корабельная доска) Ширина профиля габаритная 260 мм Ширина профиля полезная 226 мм Высота профиля 14 мм Длина любая до 6 м Добор...полностью>>



Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Урок проводится как повторительный либо по материалу всего курса (целесообразно использовать вопросы и задания на стр. 237-238 учебника), либо по разделу «Древний Рим». В этом втором варианте план повторения может быть таким: 1. Рост территории Римского государства. 2. Республика и монархия в Риме. 3. Общественные отношения. 4. Достижения римской культуры. 5. Происхождение и сущность христианства.

Желательно использовать на уроке настенные картины (как уже знакомые учащимся, например: «В имении римского рабовладельца», «Бой гладиаторов в Колизее», так и, возможно, новую - «Улица в Помпеях»). Для обобщений по вопросу 4 учитель использует материал табл. 20.

Таблица 20. Важнейшие достижения римской культуры

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ПИСЬМО

Древнеримский (латинский) алфавит создан на основе греческого. Латинским письмом и языком пользовались даже в отдаленных от Рима странах. Позже в средневековой Западной Европе на латинском языке составлялись юридические документы, писались научные сочинения, стихи и т. п. В настоящее время десятки народов пользуются в своей письменности латинским алфавитом

НАУКА

Научное творчество Лукреция. Римский (юлианский) календарь был создан на основе египетского по инициативе Юлия Цезаря. Римский календарь мало отличался от того календаря, которым мы пользуемся в настоящее время (сохраняются римские названия месяцев и их продолжительность, начало года приходится на 1 января)

ИСКУССТВО

Поэма Вергилия «Энеида». Поэма Лукреция «О природе вещей». Создание парадных и величественных построек и сооружений (храмы, амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны). Широкое использование в строительстве арок; купольные постройки. Римский скульптурный портрет - одно из высших достижений древнего искусства

Вопросы и задания:

1. Покажите на карте и определите словами территорию Римского государства: а) в конце VI в. до н. э.; б) перед началом Пунических войн; в) при императоре Траяне. Обобщая ответы, учитель напоминает главную мысль: более 600 лет продолжались римские завоевания, из маленького города-государства на Тибре Рим превратился в огромную средиземноморскую державу.

2. 1) Когда римляне изгнали последнего царя и провозгласили республику? 2) Какие государства называются республиками? Почему Римское государство с 509 г. до н. э. мы называем республикой? 3) Когда в Риме установилась монархия? Как она называлась? В чем состояла особенность Римской монархии при Октавиане Августе? 4) Как изменилось управление государством при императоре Диоклетиане? 5) Когда Римская империя была разделена на два государства? На какие именно? Покажите на карте важнейшие области Западной и Восточной Римской империи. 6) Когда и почему пала Западная Римская империя? В обобщении учитель отмечает, что на протяжении 1200 лет существования Римского государства менялась его форма: в глубокой древности Римом правили цари, напоминающие племенных вождей гомеровских поэм; больше 400 лет в Риме была республика, которую затем сменила монархия. Однако во все времена Римское государство защищало интересы эксплуататорских классов, организовывало захваты и ограбления чужих стран, подавляло сопротивление трудящихся.

3. 1) Почему во II-I вв. до н. э. в римской Италии скопилось огромное количество рабов? 2) Где использовали их труд? Покажите, что рабовладельческий строй достиг в Риме наибольшего развития. 3) Почему рабство постепенно превратилось в тормоз развития хозяйства? 4) Как рабовладельцы пытались создать заинтересованность у работников в труде?

4. I) Какие постройки и сооружения создавались римлянами? Что нового внесли римляне в строительное искусство? 2) На каком языке говорили римляне? Как возникла их письменность? Почему алфавиты народов Западной Европы похожи на алфавит древних римлян? 3) Что вам известно о римском календаре? Как он был создан? Каковы его особенности?

5. 1) Когда и где возникло христианство? Каковы причины его возникновения? 2) Каков был первоначальный состав христиан и как он постепенно менялся? 3) Что называется христианской церковью? Когда и почему христианство становится господствующей религией? 4) Каково было отношение христиан к инакомыслящим?

При повторении истории древнего Рима может быть использован «Диафильм по истории древнего мира. Для повторительно-обобщающих уроков в 5 классе»,

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Основа для изучения данной проблемы - научное положение о двух скачках в процессе развития человечества: первый скачок (в философском смысле этого слова) человек совершил при выделении из животного мира, второй - при формировании человека современного вида (См.: Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969, с. 171- 172). В соответствии с этим положением основными понятиями элементарного курса являются древнейший человек и человек разумный. Под первым понимаются древнейшие предки современного человека (научные названия которых -«человек умелый», питекантроп, синантроп - на уроках не употребляются); под вторым - человек современного вида, появившийся на Земле более 30 тыс. лет назад (Все даты в данном пособии даются по учебнику).

  • Древнейшие люди, их отличия от современных людей и животных. Учащиеся знакомятся с утверждением науки о животном происхождении человека (в дальнейшем это утверждение может быть сопоставлено с религиозными мифами древних народов о сотворении людей богами: из глины, из разных частей своего тела и т. д. - стр. 65, 82). Древнейшие люди отличались от современного человека меньшим объемом мозга, низким лбом с развитым надбровным валиком, сутулостью и неустойчивой походкой. В то же время древнейшие люди обладали мозгом, намного превышающим сложностью строения мозг животных, они передвигались на задних конечностях, большие пальцы на руках древнейшего человека заметно отстояли от.остальных. Главным отличием людей от животных была способность мыслить и трудиться (Интересный материал о возникновении человека учитель найдет в кн.: Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1974, с. 37).

  • В курсе подчеркивается, что труд начинается с изготовления орудий. Трудовой опыт передавался от одного поколения к другому. Труд способствовал развитию мозга и речи.

  • Районами обитания древнейших предков современного человека в учебнике (§ 1) названы Африка, Азия и Европа; время их жизни - более 2 млн. лет назад. Эти данные не противоречат науке, однако учителю следует помнить, что вопрос о возрасте и родине человечества не является решенным. Открытия последних десятилетий в Олдовейском ущелье в Танзании, а также в Кении и Эфиопии доказывают, что обезьяноподобные люди (названные учеными «человеком умелым»), изготовлявшие каменные орудия и охотившиеся на крупных животных, появились свыше 2 млн. 600 тыс. лет назад. Из возможных областей прародины человека ученые исключают Америку и Австралию; одни исследователи считают такой прародиной Африку, другие наряду с Африкой - Южную Азию и Европу.

  • «Человек разумный», его отличия от древнейших людей. Сравнительно с древнейшими людьми мозг «человека разумного» увеличился в размерах и приобрел более сложное строение, лоб стал высоким, рука подвижной, походка устойчивой, речь развитой. «Человек разумный» - это человек современного вида.

  • Появление «человека разумного» явилось предпосылкой мощного расцвета хозяйства. Последний, однако, произошел далеко не сразу: орудия, которыми пользовался «человек разумный», поначалу мало отличались от тех орудий, которые служили его непосредственным предшественникам - неандертальцам (термин в курсе не употребляется). Качественно но« вым вещественным источником были созданные «человеком разумным» изображения животных и другие произведения искусства. Возникновение искусства и религиозных верований - наиболее яркое подтверждение развития, достигнутого «человеком разумным» по сравнению с его предшественниками.

  • Подъем хозяйства и улучшающиеся условия жизни привели к росту населения. «Человек разумный» постепенно осваивает Северную Европу, Сибирь, заселяет Америку (через Берингов пролив) и Австралию.

  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНОСТИ

  • В курсе не употребляется термин «географическая среда», однако формированию представления о ней уделяется большое внимание. С первых уроков учащиеся встречаются с тем, что люди в древности жили в определенной природной среде. Эта среда оказывала то большее, то меньшее - но в целом весьма значительное - влияние на всю их жизнь. Человек в древности находился в постоянном взаимодействии с природой.

  • Географическая среда изменялась на протяжении тысячелетий как под влиянием естественных причин, так и под влиянием деятельности человека! Первые показаны в курсе на примере великого оледенения, вторая на примере преобразования людьми речных долин древнего Востока и превращения этих долин, первоначально заболоченных и малопригодных для жизни, в цветущие районы древнего земледелия.

  • Вместе с тем в одну и ту же историческую эпоху природные условия в различных регионах земного шара резко различались между собой. Эта идея отражается в курсе при изучении классовых обществ древнего Востока, Греции и Рима (природа долин Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ существенно отличалась от природы древней Италии и Греции)'.

  • Содержание знаний о географической среде. При изучении географической среды значительную роль играет историко-географическое понятие древняя страна. Под страной в курсе понимается часть поверхности земного шара, местность (Целесообразно не употреблять на уроках слово «страна» в значении «государство» (в связи с трудностями формирования у пятиклассников представления о государстве как политической организации общества - см. ниже, стр, 34)) (ср. с однокоренными - пространство, простор). На уроках речь идет о местоположении страны, ее размерах и природе (растительности, животном мире, обилии тепла или его недостатке, временах года, почвах, полезных ископаемых и т. п.). Знакомя учащихся с древней страной, учитель характеризует не все ее природные факторы, а только те, которые оказали заметное влияние на занятия и быт людей в изучаемое время.

  • В наибольшей зависимости от географической среды человечество находилось в первобытную эпоху. Однако высвобождение людей из под власти природы было процессом сложным: на смену одним формам зависимости приходили другие, Если в первобытном обществе существование людей зависело в основном от климата, растительного и животного мира, то в древних классовых обществах положение меняется. В связи с превращением земледелия в главное занятие на жизнь людей начали влиять такие климатические условия, которые прежде значительной роли не играли (времена года, атмосферные осадки), а также иные естественные факторы: почвы, реки (возможности для орошения), строение земной поверхности (горы, долины, болота). Развитие ремесел создало необходимость учитывать наличие и виды полезных ископаемых. Развитие мореплавания потребовало оценки характера морей, береговой линии, островов. Таким образом, число естественных факторов, влиявших на жизнь людей в древних классовых обществах, сравнительно с первобытными временами резко возросло. Влияние среды обитания стало более многообразным.

  • Меняются и критерии оценки одних и тех же природных факторов. Так, например, растительность рассматривалась в первобытном обществе прежде всего как объект для собирательства (чем больше съедобных плодов и кореньев, тем лучше). В классовых обществах с их производящим хозяйством критерии были иными: растительность оценивалась с точки зрения возможностей ее использования как корма для скота и как сырья для ремесел (строевой лес, папирус). Учитывалось и отрицательное влияние чрезмерно разросшихся тростниковых зарослей и джунглей на развитие земледелия.

  • Типы природных условий. В курсе упоминается более двадцати древних стран. Природа каждой была своеобразна и неповторима, однако все бесконечное многообразие природных условий может быть сведено к нескольким важнейшим типам.

  • В истории первобытного общества наиболее значительные изменения природных условий связаны с наступлением ледника. Поэтому целесообразно выделить доледниковый, ледниковый и послеледниковый типы географической среды (Все названия типов условны и на уроках не применяются).

  • Доледниковый тип характерен для района обитания древнейших людей, т. е. для Африки, Южной Азии и Южной Европы. Он охватывал период от выделения человека из животного мира до наступления ледника (более 2 млн. лет назад - 100 тыс. лет назад).

  • Доледниковый тип природных условий рассматривается в курсе на первом уроке раздела «Жизнь первобытных людей» (§ 1). Страны, относящиеся к данному типу, характеризуются как теплые, с богатой и разнообразной растительности) и животным миром (слоны, дикие быки, антилопы, кабаны и др.).

  • Ледниковый тип природных условий (В курсе рассматривается на двух уроках (§ 2-3)) характерен для приледниковых областей Европы и Азии. Он существовал от времени наступления резкого похолодания на Земле до времени таяния великого ледника (100 тыс. лет назад- 13 тыс. лет назад). Отличительные черты этого периода - холодный суровый климат, скудная растительность и более бедный, чем в предшествующую эпоху, животный мир (мамонты, шерстистые носороги, олени, пещерные львы и медведи) (В курсе не отмечается та мысль, что часть населения земного шара в указанный период обитала в географической среде иного типа (например, в Южной и Юго-Восточной Азии природные условия за последний миллион лет почти не изменились). См.: Борисковский П. И. Древний каменный век Южной и Юго-Восточной Азии. Л., 1971, с. 8).

  • Послеледниковый тип природных условий свойствен для периода от конца ледникового времени до времени образования древнейших классовых обществ (13 тыс. лет назад - б тыс. лет назад). Данный тип делится на два подтипа: один (назовем его северным) характерен для тех областей Европы и Азии, которые в предшествующий исторический период либо были покрыты ледником, либо являлись приледниковыми. Другой (назовем его южным) характерен для районов возникновения земледелия, т. е. прежде всего для обширных пространств Западной Азии. Отличительные черты первого подтипа (северного) - умеренный климат, большие леса, множество рек и озер,обилие зверей: оленей, быков, кабанов, лошадей (мамонтов нет, они вымерли). Отличительные черты второго подтипа (южного) - жаркий климат, обилие промысловых животных, плодородность почвы. Оба подтипа рассматриваются в курсе на двух уроках, посвященных возникновению земледелия и скотоводства (§4-5).

  • При изучении классовых обществ основное внимание в курсе уделяется цивилизациям древнего Востока, Греции и Рима. В соответствии со структурой курса целесообразно выделить три основных типа географической среды: древневосточный (долины больших рек), древнегреческий и древнеиталийский. Несмотря на то что процессы формирования классовых обществ в разных регионах имеют хронологические различия, все три типа природных условий в школьном курсе могут быть отнесены к одной исторической эпохе.

  • Древневосточный тип характерен для долин Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ, в меньшей степени - для долин Ганга и Янцзы. На уроках рассматривается общие природные особенности названных стран: близость к экватору как предпосылка жаркого климата; полноводные, широко разливающиеся реки - неиссякаемые источники влаги; плодороднейшие и очень мягкие почвы, возникшие в результате ежегодных разливов рек; наводнения (Тигр и др.) и перемена речного русла (Хуанхэ); обилие трясин и гниющих озер, зарослей тростника (берега Нила, Тигра и Евфрата) или леса (берега Ганга, Янцзы); дожди, либо редкие (особенно в долине Нила, а также в долинах Инда, Хуанхэ), либо идущие только зимой (долина Евфрата и Тигра).

  • Наряду с данным, основным для древнего Востока типом учащиеся знакомятся (правда, весьма поверхностно) с такими древневосточными странами, природа которых относится к другим типам географической среды. Это приморская страна Финикия. Это Урарту, Ассирия и Иран, расположенные в степных, предгорных и горных районах Передней Азии (§ 16). Природными особенностями указанных районов являются жаркий, засушливый климат, плодородные, но твердые почвы, небольшие горные ручьи и реки.

  • Древнегреческий тип характерен для юга Балканского полуострова, в известной степени для островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Его важнейшие особенности - теплый климат (короткая зима, знойное лето); крутые, обрывистые горы, занимающие значительную часть суши; замкнутые горными цепями небольшие долины; твердые и малоплодородные почвы; изобилие полезных ископаемых (строительный камень, металлические руды, высококачественная глина); бурные, пересыхающие летом реки; зимние дожди и летняя засуха; близость к морю, изрезанность береговой линии, обилие глубоко вдающихся в сушу бухт.

  • Древнеиталийский тип характерен для Апеннинского полуострова. Его отличают теплый морской климат, равномерно выпадающие дожди, наличие плодородных долин, обилие лугов, пологие горы.

  • Влияние географической среды на жизнь человека. В курсе рассматривается влияние природных условий на хозяйство людей, на их быт, религиозные верования и т. п.

  • При изучении первобытного общества, где основными занятиями были охота и собирательство, нет оснований говорить о неравномерном хозяйственном и культурном развитии человечества в разных областях земного шара. С появлением пашенного земледелия одни народы опережают в своем развитии другие. Так, более раннее возникновение в Египте и в Южном Междуречье классов и государства ставится в курсе в непосредственную зависимость от характера природных условий.

  • Особенности хозяйства большинства древних стран (например, интенсивная торговля городов-государств Греции) могут быть поняты только с учетом естественных факторов (см. пособие, табл. 1).

    Таблица 1. Влияние геграфической среды на занятия и быт людей в древних классовых обществах

    ТИПЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

    -

    Древневосточный (долины больших рек)

    Древнегреческий

    Древнеиталийский

    Земледелие

    Земледелие (зерновое хозяйство овощеводство, виноградорство) стало главным занятием под влиянием благоприятных факторов: 1) жаркий климат; 2) мягкие и плодородные почвы; 3) полноводные реки (разливы, восстанавливающие плодородие почв; возможности для орошения). Неблагоприятные для земледелия факторы: 1) отсутствие дождей в период созревания злаков; 2) перенасышение влагой одних участков и недостаточное насыщение ею других в результате разлива.

    Жаркий климат благоприятствовал виноградарству и оливководству. Неблагоприятные для зернового хозяйства факторы: 1) неплодородные почвы; 2) малоземелье, 3) засуха в период созревания хлебов; 4) отсутствие рекЮ пригодных для орошения.

    Жаркий климат, обилие (сравнительно с Грецией) земель, годных для обработки, равномерно выпадающие осадки благоприятствовали выращиванию зерновых, винограда, оливок, овощей и фруктов.

    На развитие земледелия большое влияние оказало появление железных орудий

    Скотоводство

    Развитию скотоводства благоприятствовало обилие дикорастущих растений, шедших на корм животным

    Корма (в том числе дикорастущие) были в избытке. Это способствовало разведению различных животных: быков, ослов, буйволов, овец, коз, свиней и др.

    Кормов для крупного рогатого скота не хватало. Мелкий скот пасся на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья.

    Корма были в избытке ( скот пасся на подножном корму круглый год).

    Ремесла

    Наличие полезных ископаемых (глины, камня, руд) способствовало развитию гончарства, строительства, обработки металлов

    Обмен

    Судоходные реки способствовали развитию обмена между различными областями страны. В Южном Междуречье природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором одни продукты (зерно, финики, шерстяные ткани) производились в избытке и частично предназначались для обмена на другие, вывезенные из чужих стран (металлы, лес, камень).

    Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятствовали развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т.д.

    Морское положение благоприятствовало развитию торговли. Однако незначительное число островов близ берегов Италии затрудняло мореплавание. У римлян обеспеченность плодородными землями и сырьем не вызывало острой необходимости в обмене с соседними народами. Поэтому римляне первоначально мореплавателями не были (до III в. до н.э.)

    Быт

    Одежда сравнительно с северными странами была более легкой, оставляла открытой значительную часть тела. Окна в жилищах были невелики (иногда отсутствовали), что создавало внутри дома прохладу и сумрак. Люди проводили много времени во внутреннем дворике, в саду подле дома, на его крыше. Вставали рано, в жаркие часы дня отдыхали

  • В целом изучение географической среды и ее оценка не являются для учащихся сложными. Некоторые трудности усвоения связаны с тем, что знание школьниками природной среды, в которой они обитают, мешает созданию представления о среде иного типа. Так, учащимся средней полосы привычный характер смены времен года (весна - лето - осень - зима) кажется иногда едва ли не единственно возможным. Между тем они узнают на уроках, что в Египте различали не четыре, а три сезона: засуха, разлив и третий сезон (ноябрь-февраль), на который приходились главные сельскохозяйственные работы.