Похожие публикации

Лекция Налоги и налоговая система Сущность и место налогов и налогообложения в экономике
Документ
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке взимаются с юридических и физических лиц в доход государства. Они поступают в бюджеты различных у...полностью>>

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1)
Документ
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито поль...полностью>>

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по музыке» (для учащихся 5 7 классов)
Методическое пособие
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.Музыкальное образо...полностью>>

Тест №12 Выполни рно ученье свет, а неученье тьма синоним «незнание» Не хлебом единым жив человек отрицание Ненастья бояться счастья не видать не употр. Без «не» Незнайка лежит, а знайка далеко бежит синоним «глупый»
Документ
Палата была маленькая, послеоперационная, но операций в больничке было немного, и сейчас там лежали вовсе не хирургические больные. – усиление отрицан...полностью>>



Судебная практика по вопросам самовольного строительства в г. Барнауле


Судебная практика по вопросам самовольного строительства в г.Барнауле

Инспекция Алтайского края по надзору в строительстве является органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный строительный надзор. Основной задачей госстройнадзора является выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в области строительства.

К сожалению, строительство объектов без разрешения, до сих пор имеет распространение. Единственной мерой воздействия инспекции по таким фактам, прямо предусмотренной положением об инспекции, иными нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление государственного строительного надзора, является назначение административных наказаний в рамках административного производства по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ. Однако, несмотря на солидные штрафы (для юридических лиц - от 500 тысяч до одного миллиона рублей, на граждан от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц и предпринимателей, - от 20 до 50 тысяч рублей), полностью искоренить проблему «самостроев» исключительно административными мерами невозможно.

Согласно статьям 8, 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения. Аналогичные нормы, в том числе обязанность осуществлять контроль за архитектурной и градостроительной деятельностью юридических и физических лиц на территории г.Барнаула, осуществлять контроль за самовольным строительством и другими нарушениями градостроительного законодательства закреплено Уставом муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, Положением о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Положениями о районах в г.Барнауле и администрациях районов г.Барнаула.

Поскольку самовольные постройки в первую очередь нарушают публичные интересы муниципальных образований, данным образованиям и дано наиболее эффективное средство борьбы с «самостроем» – обращение с иском о сносе самовольных построек.

Закон предусмотрел, что в границах муниципального образования, соответствующая администрация, в рамках контроля застройки своих территорий, вправе обратиться с иском о сносе самоволки независимо от форм собственности и целевого назначения земель, на которых она расположена. Указанные полномочия, не могут быть подменены полномочиями государственных органов, в том числе по осуществлению государственного строительного надзора.

Наибольшую актуальность проблема самовольных построек приобрела в связи со строительством многоквартирных домов под видом индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС).

Учитывая, что у инспекции отсутствуют полномочия для осуществления госстройнадзора при строительстве индивидуальных жилых домов (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи не поднадзорны инспекции), информация о самовольно возведенных таким способом объектах попадает в инспекцию, как правило, на этапе завершенной постройки.

Как показывает практика, застройщики возводят такие жилые объекты фактически бесконтрольно, в отдельных случая грубо нарушая нормы площади застройки, этажности, пожарной безопасности, технических условий эксплуатации, без учета интересов смежных землепользователей. Проживание в таких домах представляет потенциальную опасность для жильцов. Цена квадратного метра жилой площади в таких домах несколько ниже рыночной, но его эксплуатационные качества, как правило, не выдерживают никакой критики. В различных инстанциях края сегодня рассматриваются многочисленные жалобы, связанные с проблемами по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, поскольку в домах проживает в несколько раз больше человек, нежели позволяют возможности инженерных сетей.

Ярким примером такого объекта является 4-х этажный жилой дом с административными помещениями в г.Барнауле, ул. 4-я Западная, дом 29а – застройщик гр.Афанасьев. В 2007 году инспекция выявила факт самовольного строительства объекта уже на завершающей стадии.

Застройщик был привлечён к административной ответственности, после чего представил свидетельство о регистрации права собственности на самовольную постройку. Уже в 2009 году в инспекцию поступила коллективная жалоба граждан-жильцов указанного дома на недостатки, допущенные при строительстве. В рамках полномочий инспекции принятие каких-либо мер не представлялось возможным, в то же время, с учетом рекомендаций инспекции, при ее участие в суде гражданами получены положительные решения судов по искам о применении последствий недействительности ничтожных сделок купли-продажи помещений в данном жилом доме.

В Обзоре судебной практики арбитражного суда Алтайского края за 1 полугодие 2010 года важности позиции Инспекции, выраженной в отзывах на иски самовольных застройщиков, уделено особое внимание. Аналогичное значение участию представителей инспекции в процессах придается и судами общей юрисдикции. По указанию Пленумов Высших судов России, данному в совместном Постановлении от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при решении вопроса о признании права собственности на самовольные строения судами тщательно исследуются обстоятельства безопасности Объектов, наличия, либо отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, соблюдение прав и интересов третьих лиц при строительстве объектов капитального строительства.

Для изучения данных вопросов к участию в делах, рассматриваемой категории, Инспекция привлекается по инициативе судов края. Участие в судебных разбирательствах обеспечивается в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, и направлением должностных лиц инспекции в качестве специалистов в порядке ст.188 ГПК РФ, 55.1 АПК РФ для дачи суду консультации в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний в области строительства.

Несмотря на то, что большинство объектов самовольной постройки - многоквартирных домов, строящихся под видом индивидуальных, - не подпадают под госстройнадзор, инспекция во всех случаях поддерживает требования заинтересованных лиц о сносе самовольных построек, либо заявляет обоснованные возражения против исков о признании прав на такие постройки.

Так же в 2009-2012 годах инспекция к участию в разрешении рассматриваемых споров судами привлекалась по инициативе сторон (в основном ответчиком – администрацией города) и по собственной инициативе. Необходимо отметить, что по собственной инициативе инспекция участвует не во всех спорах о признании прав на самовольные постройки, а только по тем объектам, которые по своим параметрам подпадают под действие регионального госстройнадзора. Признаки таких объектов указаны в ст.ст.49 и 54 ГрК РФ.

Всего за 2009-2012 годы инспекция приняла участие в более чем в 70 делах по искам о признании права собственности на самовольные постройки.

Количество дел, в которых участвует инспекция, ежегодно увеличивается.

Имеет место снижение процента их удовлетворяемости.

год

Всего дел

Не признано право собственности

Признано право собственности

Приостановлено в связи с экспертизой

Оставлено без рассмотрения

2009

13

3 (23%)

10 (77%)

-

-

2010

20

11 (55%)

7 (35%)

-

2 (10%)

2011

27

14 (52%)

9 (33%)

3

1

2012

(на 15.05. 2012)

26

4 (15%)

13 (50%,

в том числе объекты УФСИН-10)

9

-

Наиболее яркие примеры дел:

- арбитражным судом края отказано в признании права собственности на многоквартирный жилой дом по ул.Краевая, 252, на объект общественного назначения по ул.Трактовая 50 (помещения подвала после реконструкции), по ул.Сельскохозяйственная, 1Б, по ул.Энтузиастов, 52, Юрина, 194, Кулагина, 18, в г.Бийске, ул.Социалистическая, 74/1 и др.;

- Индустриальным районным судом г.Барнаула принято решение о сносе самовольной постройки – многоквартирного жилого дома по ул.Геодезическая, 53 в г.Барнауле;

- Октябрьским районным суде г.Барнаула: признаны ничтожными сделки по приобретению жилых помещений в многоквартирном жилом доме по ул.4-я Западная, 29 «а» в г.Барнауле; принято решение о признании права собственности за застройщиком на незавершенный строительством индивидуальный жилой дом по иску администрации Октябрьского района г.Барнаула о сносе самовольно строящегося многоквартирного жилого дома по ул. Смирнова, 31 в г.Барнауле; признаны права на объект по ул.Димитрова, 38 в г.Барнауле;

- в Центральном районном суде г.Барнаула рассматривается иск инспекции о сносе самовольной постройки по ул. Партизанской, 60, 62 в г.Барнауле; иск граждан г.Барнаула о сносе многоквартирного жилого дома по пр. Трудовому, 30 в г.Барнауле; иск прокуратуры Центрального района г. Барнаула о признании жилого дома по пр.Сельскому, 62 в г.Барнауле многоквартирным; иск администрации Центрального района г.Барнаула о сносе самовольной постройки 4-х этажного с подвалом административного здания по ул.Чкалова, 66 в г.Барнауле и др.

Вопрос о безопасности самовольной постройки и возможности ее легализации определяется специальными законами, учитывая специфику которых, соискатели права должны предоставить суду бесспорные документальные подтверждения возможности ввода спорного объекта в эксплуатацию, без причинения вреда третьим лицам и публичным образованиям.

Однако в подавляющем большинстве случаев истцы представляют в суд технические заключения и отчеты, подготовленные с грубыми нарушениями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», без изучения исполнительной документации, документации, подтверждающей качество примененных материалов, проверочных расчетов проектных решений.

Установленные инспекцией недостатки в таких отчетах в ряде случаев служили обстоятельствами, по которым суды не принимали данные документы в качестве достаточных доказательств безопасности зданий.

Более того, такие недостатки явились основанием для обращения инспекции в СРО проектировщиков, по результатам рассмотрения которых, технические заключения отзывались выдавшими их организациями прямо из судов, как недействительные. Например:

- признаны недействительными и отозваны на доработку из суда два технических заключения по жилому дому по ул.Гоголя, 24б в г.Барнауле, тех.заключения по объектам по ул.Партизанская, 60, 62, многоквартирному жилому дому по ул.Смирнова, 31 в г.Барнауле;

- 4-х этажный многоквартирный жилой дом по ул. Геодезическая, 53 в г.Барнауле органом БТИ в ходе судебной экспертизы признан индивидуальным. Тем не менее, решением Алтайского краевого суда от 22.03.2011 поддержано решение о сносе этого объекта, именно как многоквартирного жилого дома;

- в настоящее время направлено обращение в СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков» о фактах нарушения требований законодательства при проведении визуального обследования и оценке технического состояния антенной опоры Базовой станции сотовой связи BTS 22-132U.

Часто истцами представляются акты проверок, в нарушение требований ст.54 ГрК РФ выданные различными надзорными органами по объектам, поднадзорным инспекции. Данные документы не могут служить подтверждением безопасности объектов, так как получены с нарушением закона.

В результате оценки таких документов, представляемых в дело в качестве доказательств, суды приходят к выводу о том, что истцами не приведено достаточных доказательств в подтверждение соответствия самовольной постройки требованиям градостроительных и строительных норм.

Участие Инспекции в ряде случаев обеспечило устранение в ходе рассмотрения дела нарушений строительных, противопожарных и иных норм, создающих угрозу жизни и здоровью людей, что является важным положительным результатом работы инспекции по таким делам.

Таким образом, несмотря на то, что возведение самовольных построек остается актуальной проблемой, постоянное совершенствование административной практики Инспекции, ужесточение действующего законодательства и подхода судебных органов к признанию права собственности на самовольные постройки, более заинтересованной позицией органов местного самоуправления в отношении таких построек, способствуют формированию у застройщиков понимания необходимости осуществлять свою деятельность в рамках правового поля и дает дополнительные гарантии соблюдения прав граждан при приобретении им объектов недвижимости.

В заключении хотелось бы поделиться некоторыми практическими рекомендациями для органов местного самоуправления:

- в разрешении на строительство, выдаваемом органом МСУ, необходимо указывать более подробно характеристики разрешенного к строительству объекта (количество этажей, площадь застройки, площадь и строительный объем объекта, наличие подвала, мансарды и др.);

- при выдаче разрешений на строительство уведомлять застройщиков о необходимости направления извещений о начале строительства в инспекцию (по поднадзорным инспекции объектам), об ответственности за строительство объекта не в соответствии с разрешенными параметрами;

- для раннего выявления фактов самовольного строительства обеспечить земельный контроль и контроль за застройкой территории;

- при обращении в суд доказывать наличие нарушений правил землепользования и застройки, генеральных планов застройки, нарушений, связанных с нецелевым использованием земельных участков;

- в исках усиливать строительную часть отзыва – обосновывать наличие нарушений градостроительных и строительных норм;

- по каждому выявленному факту обращаться в органы прокуратуры, которые уполномочены на проведение проверки и возбуждение административных дел, и в органы регистрации прав на недвижимое имущество о том, что имеются отклонения от разрешенного строительства или о наличии обращения в суд с иском о сносе;

- по объектам, подпадающим под действие госстройнадзора, привлекать к участию в разбирательстве инспекцию и непосредственно в инспекцию направлять копии иска (чтобы имелось больше времени на подготовку полного и обоснованного отзыва).