Похожие публикации

Формирование коммуникативных компетенций учеников через использование интернет-ресурсов
Документ
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культур...полностью>>

М. С. Горбачев беседует с рабочими автозавода зил. Апрель 1985 г
Документ
Жизнь, ее динамизм диктуют необходимость дальнейших изменений и преобразований, достижения нового качественного состояния общества. Это прежде всего ...полностью>>

В районах продолжаются церемонии открытия Года учителя
Документ
Первыми на этой неделе, 26 января, открыли Год учителя в п. Мари-Турек. Торжественную церемонию начала начальник отдела образования Яндыбаева Лариса А...полностью>>

Года Мероприятия мбук «Безенчукский межпоселенческий культурно – досуговый центр» муниципального района Безенчукский Самарской области
Документ
Дистанционное обучение по образовательным комплексам в рамках обучения специалистов муниципальных библиотек использованию информационно-коммуникационн...полностью>>



Аминокислотный состав и структуры молекулы белка. Многофункциональность белка

Билет № 1

  1. Аминокислотный состав и структуры молекулы белка. Многофункциональность белка.

  2. Мутации, их виды и причины возникновения. Роль мутаций в эволюции и селекции.

  3. В лабораторных условиях провели опыт: в теплицу высадили сеянцы листопадных растений березы и белой акации. При искусственном освящение и продолжительности дня не более 15 ч. Деревца росли непрерывно, не сбрасывая листья даже зимой, а при освящение 8-10 ч. В сутки рост сеянцев прекращался и даже летом они сбрасывали листья (у них наступал покой). Объясните наблюдаемое явление, укажите его роль в жизни растений.

Билет № 2

  1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его сущность и значение. Фазы фотосинтеза.

  2. Вид – надорганизменная система. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и элементарная структура эволюции.

  3. Решить задачу. У плодовой мухи дрозофилы белоглазость наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Скрестили белоглазую самку с красноглазым самцом. Определите (в процентах) количество белоглазых самцов в потомстве.

Билет № 3

  1. Вирусы – неклеточные формы жизни. Особенности их строении и функционирования. Вирус СПИДа. Профилактика ВИЧ – инфекции.

  2. Приспособленность организма к совместному проживанию в экосистеме. Саморегуляции в экосистемах как основа их устойчивости.

  3. Измельчите кусочек сырого картофеля в ступе с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель в одну пробирку, а в другую положите небольшой кусочек картофеля. Капните в обе пробирки несколькими каплями перекиси водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями. В какой из пробирок реакция протекает быстрее? Объясните результаты. Поместите в третью пробирку кусочек варенного картофеля и капните несколькими каплями перекиси водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результат.

Билет № 4.

  1. Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества, их значение в клетке.

  2. Ученый Ч.Дарвин о движущих силах эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

  3. Решите задачу . По родословной представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом(доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом),генотипы детей в первом и во втором поколении.

Билет № 5.

  1. Генетическая информация в клетке. Ген, генетический код. Свойства генетического кода.

  2. Перенос веществ и энергии в экосистемах( цепи и сети питания). Трофические уровни.

  3. Рассмотрите на гербарных экземплярах видоизменения различных органов у растений( горох, барбарис, акация, боярышник, шиповник). Определите, какие из органов являются гомологичными, а какие – аналогичными.

Билет № 6.

  1. Взаимосвязь строения и функции углеводов и липидов. Регуляция углеводородного и липидного обмена в организме человека.

  2. Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем при моногибридном скрещивании, их цитологические основы.

  3. Рассмотрите вегетативные органы растений: клубень картофеля, корневище купены, корень одуванчика, корнеплод моркови, корни пшеницы, побег пастушьей сумки. Определите, какие из органов являются гомозиготными, а какие – аналогичными. Объясните происхождение этих органов и их функции.

Билет № 7.

  1. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

  2. Образование новых видов. Способы видообразования.

  3. На большой глубине в океане практически нет растительных организмов. Однако здесь обитают различные животные: губки, гидроидные полипы, роговые кораллы, двустворчатые моллюски, кольчатые черви, крабы, донные рыбы и др. Как можно объяснить отсутствие растений и что служит пищей для живущих здесь животных?

Билет № 8.

  1. Строение и функции хромосом. Кариотип. Хромосомный набор соматических и половых клеток.

  2. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере ( на примере круговорота кислорода, углерода и воды).

  3. Рассмотрите рисунок (рельефную таблицу) с изображением стадий зародышевого развития позвоночных животных. Какие особенности эмбрионального развития животных свидетельствуют о единстве происхождения позвоночных? На каких этапах развития обнаруживаются признаки типа, класса, отряда, вида? О чём они свидетельствуют?

Билет № 9.

  1. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

  2. Синтетическая теория эволюции. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.

  3. Решите задачу. На звероферме были взяты 6 серых кроликов- самок и скрещены с черным самцом (черная окраска шерсти – рецессивный признак). У 5 самок все потомство состояло из серых кроликов. У одной самки из 9 кроликов: 5 оказались черных и 4 серых. Определите генотипы родителей и потомков во всех случаях скрещивания.

Билет № 10.

  1. Клеточный метаболизм, роль ферментов и АТФ в нем. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена в клетке.

  2. Вклад Н.И.Вавилова в развитие генетики и селекции (учение о центрах многообразия происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости).

  3. Рассмотрите выданные остеологические препараты (или рисунки) верхних ( или нижних) конечностей различных видов позвоночных животных. Назовите гомологичные кости и конечности. Чем объяснить общность плана строения конечностей? С чем связаны их различия?

Билет № 11.

  1. Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории.

  2. Пути и направления эволюции, их взаимосвязь. Причины биологического прогресса и биологического регресса.

  3. Рассмотрите под микроскопом 4 микропрепарата тканей растений и животных. Определите тип ткани и с какими организмами они принадлежат. По каким признакам вы можете отличить эти ткани?

Билет № 12.

  1. Сцепленное наследование признаков. Законы Моргана.

  2. Видовая и пространственная структура экосистем. Компоненты экосистемы, их взаимосвязи.

  3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Нанесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и рассмотрите его под микроскопом. Что вы наблюдаете? Вновь нанесите на препарат дистиллированную воду и рассмотрите под микроскопом. Что вы наблюдаете теперь? Объясните происходящие явления.

Билет № 13.

  1. Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостности генотипов.

  2. Агроэкосистемы, их компоненты. Пути повышения продуктивности агроэкосистемы.

  3. Рассмотрите шишки сосны и ели, цветки шиповника, дикой редьки (или растения другого семейства). Определите направления эволюционного процесса, в результате которых сформировались различные генеративные органы у семенных растений. Какие изменения возникли в генеративных органах покрытосеменных растений в процессе эволюции?

Билет № 14.

  1. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем. Устойчивость и саморегуляция природных экосистем.

  2. Биологическое значение размножения. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, использование знаний о размножении в практической деятельности человека.

  3. Приготовьте микропрепарат листа элодеи. Капните на препарат каплю перекиси водорода и рассмотрите его по микроскопом. Пронаблюдайте за состоянием клетки. Препаровальной иглой разрушьте целостность ткани листа и вновь рассмотрите препарат под микроскопом. Объясните наблюдаемые явления. Какой газ выделяется при разложении пероксида водорода?

Билет № 15.

  1. Смена экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов. Первичные и вторичные сукцессии.

  2. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.

  3. Измерьте длину 25 семян тыквы. Составьте из полученных значений вариационный ряд и постройте вариационную кривую, выражающую зависимость частоты встречаемости признака (по вертикали) от значения длины семян ( по горизонтали). Определите по графику среднее значение признака и предел изменчивости признака.

Билет № 16.

  1. Мейоз, его фазы. Биологическое значение. Развитие половых клеток у животных.

  2. Доказательства эволюции живой природы ( палеонтологические, анатомо-физиологические, эмбриологические).

  3. Примером модели развития биоценоза служит заселение организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Какие организмы поселятся на вулканическом острове?. Как в дальнейшем будет происходить развитие биоценоза до его полного становления? Какие виды будут преобладать в зрелом сообществе?.

Билет № 17.

  1. Макроэволюция. Основные ароморфозы и идиоадаптация в эволюции растений.

  2. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.

  3. Решите задачу. Известно, что у дрозофилы гены серой окраски тела и нормальной длины крыльев располагаются в одной хромосоме. В лаборатории при скрещивании гетерозиготных серых длиннокрылых самок с черными короткокрылыми самцом в потомстве оказалось 83 серых длиннокрылых мух, 79 черных короткокрылых, 18 черных длиннокрылых, 17 серых короткокрылых. Определите генотип родителей и потомства. Объясните причину возникновения четырех фенотипических групп особей.

Билет № 18.

  1. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Последствия явлений мутагенов на организм человека. Защита окружающей среды от загрязнения мутагенами.

  2. Эволюция биосферы. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

  3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: гниющий пень, сойка, личинки насекомых, грибы, ястреб – перепелятник. Какой трофический уровень займет сойка в этой цепи питания? Постройте пирамиду энергии для данной цепи. Как изменяется численность организмов в данной цепи при переходе с одного пищевого уровня на другой?

Билет № 19.

  1. Основные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

  2. Методы селекции, их генетические основы и использование в практике сельского хозяйства.

  3. Среди первых широко применяющихся пестицидов после Второй мировой войны был ДДТ. В середине 60-ых появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?.

Билет № 20.

  1. Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

  2. Биотехнология, её научные основы и направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

  3. Сравните хромосомный набор мужского и женского организмов у разных групп животных. Млекопитающие: ХХ, ХУ; птиц: ХУ, ХХ; кузнечик: ХХ, ХО; моль ХО, ХХ. Определите, какой из полов в каждом случае является гетерозиготным. Объясните, почему соотношение полов в популяциях чаще всего равно 1:1. Ответ поясните на конкретных примерах.

Билет № 21.

  1. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения онтогенеза.

  2. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора и его результаты.

  3. Решите задачу. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека являются как аутосомные рецессивные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонематой, а второй – гетерозиготен по этим признакам?

Билет № 22.

  1. Многообразие клеток: прокариотные и эукариотные; автотрофные и гетеротрофные, их характеристика.

  2. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

  3. Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов. Определите направления эволюционного процесса, в результате которого сформировались различные типы конечностей у насекомых. Какая форма направленной эволюции имела место в этом случае?

Билет № 23.

  1. Современная система органического мира. Основные систематические категории царств растений и животных.

  2. Стадии энергетического обмена в клетке .Значение аэробного обмена веществ и эволюции организмов.

  3. Решите задачу. У томатов гены, определяющие нормальную высоту стебля и шаровидную форму плодов, сцеплены и доминируют над карликовостью и грушевидной формой плодов. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения генов с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды? Нарушения сцепления генов не происходит.

Билет № 24.

  1. Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем при дигибридном скрещивании, их цитологические основы.

  2. Развитие половых клеток у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений, его сущность и значение.

  3. Рассмотрите гербарии разных видов растений одного семейства. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растений и с помощью определительных карточек определите их название. Почему эти растения относятся к одному семейству?

Билет № 25.

  1. Матричные реакции в клетке. Синтез ДНК и РНК.

  2. Генетика пола. Соотношение полов. Наследование признаков, сцепленных с полом.

  3. Имеются три вида аминокислот – А, В, С. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из пяти аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Приведите примеры нескольких вариантов. Будут ли эти полипептиды иметь одинаковое строение и свойства? Ответ поясните.