Похожие публикации

6 Создание публикации из набора макетов Создание новой публикации на основе уже существующей
Реферат
Как и любые профессиональные программы, программы верстки требуют от пользователя наличия специальных навыков, хорошего знания терминологии. Да и стоя...полностью>>

6 Создание публикации из набора макетов Создание новой публикации на основе уже существующей
Реферат
Как и любые профессиональные программы, программы верстки требуют от пользователя наличия специальных навыков, хорошего знания терминологии. Да и стоя...полностью>>

6 Создание публикации из набора макетов Создание новой публикации на основе уже существующей
Реферат
В публикации установить указатель в то место, где должен находиться один из углов текста, и перетаскиваать его по диагонали, пока не получится текстов...полностью>>

Прокладка кабеля в земле Условия и преимущества подземной прокладки кабелей
Документ
Прокладка кабелей в земле наиболее экономична. Кроме того, в отличие от воздушных линий, монтаж кабеля в земле не подвергается обильным снегопадам, шт...полностью>>



Урок музыкальной литературы во 2-м классе. Тема урока: Очем и как говорит музыка. «Детский альбом» П. И. Чайковского

Островская Я.Е.

Урок музыкальной литературы во 2-м классе.

Тема урока: О чем и как говорит музыка. «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить пройденный материал в разных формах работы (вопросы, работа с карточками, «разминка», викторина);

  2. Отработать термины, пройденные на последних уроках;

  3. Познакомить ребят с фрагментом биографии Чайковского и историей создания «Детского альбома» при помощи презентации, мультфильма и прослушанных ранее произведений.

План и ход урока:

Организационный момент:

Приветствие;

Повторение пройденного:

Мы в этом году пытались выяснить, как сделано музыкальное произведение, из чего оно состоит. Мы освоили 5 основных выразительных средств музыки, которые помогают композитору раскрыть содержание музыкального произведения. Для того, чтобы лучше запомнить эти термины, мы выучили стих, который сейчас прочтем.

  1. Стихотворение с жестами!

Текст стихотворения:

Звуки выстроились в ряд -

получился ЗВУКОРЯД.

В звукоряде три РЕГИСТРА -

есть высокий, средний, низкий.

Форте-пьяно каждый раз -

вот ДИНАМИКА у нас.

ТЕМП теперь нам выбрать нужно,

посмотреть три слова:

быстро, медленно умеренно -

вот и все готово.

Звук отрывистый и плавный,

и не очень связный -

ШТРИХ рисует образ разный,

в музыке он важный.

Здесь мажор, а здесь минор -

весело и грустно.

Первый ЛАД у нас — задор,

а другой звучит не так,

и темно, и густо.

Грустно, весело, спокойно –

нужные слова возьмем,

и ХАРАКТЕР музыкальный

в каждой пьесе назовем.

Автор Островская Я.Е.

  1. Разминка. Чтобы лучше усвоить, какое выразительное средство какими словами определяется, мы проводим устную разминку. Один круг – без ошибок, а другой с ошибками. Разминка проводится на закрепление выразительных средств музыки – нужно определить термин по составляющим его словам (один человек говорит составляющие слова, а другой по ним определяет термин, к которому они относятся: например – быстрый, медленный, умеренный – темп, и т.д.) Это называется «бросать мячики»

Мы делали карточки с условными обозначениями основных выразительных средств музыки, чтобы при помощи этих условных обозначений «зашифровывать» и «расшифровывать» прослушанные музыкальные произведения.

  1. Работа с карточками – «Шифровки» с проверками: (выход к доске, запись указанных в списке произведений условными обозначениями с проигрыванием и обсуждением – правильно «зашифровано» или нет):

1) Майкапар, «В садике»;

2) Шуберт, вальс си минор;

3) песня «Как на тоненький ледок»

4) Чайковский. «Болезнь куклы»

5) Марш деревянных солдатиков из «Детского Альбома» П.И.Чайковского

  1. Викторина по пособию Первозванской – 5 номеров:

  1. Майкапар. «Эхо а горах»

  2. Шуман. «Дед Мороз»

  3. Свиридов. «Дождик»

  4. Лядов. «Кикимора», «Колыбельная кота Баюна»

  5. Шуман «Веселый крестьянин»

  1. Отработка термина «цикл» на материале мультфильма по «Детскому Альбому» Чайковского и трех пьес про куклу, которые не вошли в мультфильм.

Форма беседы с вопросами.

Итак, мы прослушали много разных пьес разных композиторов и выяснили, что музыкальными средствами можно передать много разных вещей: у нас были пьесы про природу и про времена года, были пьесы про сказочных персонажей в музыке, потом мы при помощи музыки даже «поиграли в игрушки», познакомились с пьесами-сценками и пьесами-портретами.

Какие еще новые пьесы мы послушали на прошлом уроке? Я вам их сейчас напомню – проигрывание на фортепиано.

Да, совершенно верно, это «Вальс» и «Сладкая греза» из «Детского Альбома» Чайковского.

Скажите пожалуйста, все знают, что такое «греза»? Греза – это видение того, о чем ты думаешь, или тебе кажется, что ты что-то видишь, а на самом деле ничего нет, просто это зримый образ твоих мыслей. Когда говорят – «…и пригрезилось же такое…» - имеют в виду, что привиделось, померещилось что-то странное или непонятное. Но грезы бывают и красивые, приятные, как видение-мечта. Вот Чайковский, чтобы никто не сомневался, назвал грезу из своей фортепианной пьесы «сладкая», «Сладкая греза», и это вполне соответствует содержанию пьесы и звучанию ее музыки.

Мы сейчас посмотрим мультфильм, где знакомые нам пьесы объединились в очень интересный цикл. Я надеюсь, что вы узнаете музыку и скажете, какие из прослушанных нами на уроках произведений входят в эту музыкально-мультипликационную историю.

Просмотр мультфильма по «Детскому Альбому» (4 пьесы: «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»)

Вопросы:

Понравилось?

  1. Итак, какие пьесы вошли в тот м/ф. который мы сейчас посмотрели?

  2. Скажите, в каком исполнении мы слушали эти пьесы на уроке, и в каком исполнении они звучали в м/ф?

  3. Какую историю рассказали нам авторы м/ф при помощи разных инструментальных пьес?

  4. Здесь была проиллюстирована каждая отдельная пьеса по заглавию и содержанию, так, как мы делаем на уроке, только в м/ф, или произошло нечто совсем другое?

  5. В просмотренном м/ф четыре совершенно разных фортепианных произведения объединились в одну волшебную сказку, в одну цельную музыкальную историю. Скажите, когда несколько самостоятельных музыкальных пьес объединяются в одно большое целое при помощи общего главного героя или какого-нибудь сюжета, как называется такое большое «составное» произведение?

А какой еще цикл из трех пьес мы послушали на последних уроках и даже делали к нему рисунки, которые мы потом обсуждали? Из самых последних прослушанных новых произведений у нас были три пьесы про куклу из «Детского Альбома» Чайковского , которые также можно объединить вместе, в одно целое, потому что они складываются в одну цельную музыкальную историю. Вот у нас и получился целый музыкальный рассказ, сюжет про девочку и про куклу. Вы со мной согласны?

  1. «Детский альбом» Чайковского – знакомство со сборником, история создания.

А теперь посмотрите на список, который я вам раздаю на уроках, чтобы вам было легче ориентироваться в музыкальных произведениях, если кто забыл свои карточки или тетрадь со списком. В этом списке около некоторых названий стоят черные карандашные точки. Как вы думаете, почему?

Потому что все эти пьесы входят в сборник пьес для фортепиано, который называется «Детский альбом» и который написал специально для детей П.И.Чайковский. М.б. кто-нибудь вспомнит, что мы знаем о Чайковском? А если не помнит, то давайте прочтем в нашем конспекте на странице 6

Правильно, Чайковский – великий русский композитор 19-го века. Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей. Я вам сейчас расскажу историю его возникновения.

Рассказ с презентацией - «Детский Альбом».

У Петра Ильича Чайковского своих детей никогда не было, он был одиноким человеком. Но у него был любимый племянник Володя - сын сестры Петра Ильича Александры Ильиничны Давыдовой. Она со своим мужем Львом Васильевичем Давыдовым и сыном Володей жила в деревне Каменка на юге страны, на Украине, в своем большом доме. Петр Ильич очень дружил с семьей сестры и любил приезжать к ним в гости и даже какое-то время там жить. Володю Давыдова, как тогда было принято в приличных семьях, учили играть на фортепиано. Он должен был играть противные и скучные гаммы, упражнения, этюды. Учить музыке начинали с раннего возраста. И вот однажды, когда Чайковский очередной раз приехал в Каменку и услышал, как тоскливо мучается со своими занятиями его любимый племянник, он решил написать сборник детских пьес, чтобы детям было занимательно и интересно, чтобы занятие музыкой перестало быть мучением и стало радостью. Это произошло в мае 1878 года. Сборник был посвящен Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет, и который потом стал большим музыкантом, известным виолончелистом. «… Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще это маленький поэт… это мой любимец. Как не восхитителен его младший брат, но Володя все-таки занимает самый тепленький уголочек моего сердца»- писал Чайковский в одном из своих писем.

Слайды №1 - №5 из 1-й части презентации: показ портретов.

Когда сборник вышел в издательстве, на заглавном листе можно было прочесть: «Детский альбом. 24 легкие пьесы для фортепиано. Подражание Шуману». Почему Чайковский посвятил свой «Детский альбом» Володе Давыдову, понятно. Но почему «подражание Шуману»? Я надеюсь, вы помните, что Роберт Шуман - знаменитый немецкий композитор, который тоже писал сборники пьес для детей. У нас про это написано в распечатке на с.8. Пару детских пьес Шумана мы с вами хорошо знаем – напомните мне их, пожалуйста. Правильно, это «Дед мороз» и «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы». Так вот, Шуман тоже писал сборники пьес для детей, только свой самый лучший и самый известный сборник – «Альбом для юношества» он написал ровно на тридцать лет раньше, чем Чайковский, в 1848 г. Чайковский хорошо знал, ценил и любил музыку Шумана. Поэтому его, как своего предшественника, он и отметил на титульном листе своего сборника. Поэтому часто сборники и записи Чайковского и Шумана печатают и издают вместе, как двух творческих «родственников». Вот мы видим это на слайдах.

Слайды №6 - №9

«Детский Альбом» Чайковского стал первым сборником пьес для детей в России. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках. Эта музыка жива и сегодня, ее играют дети всего мира, и не только на фортепиано. В наше время поэт Виктор Лунин написал замечательные стихи ко всем 24 пьесам этого сборника, а художница Вера Павлова сделала иллюстрации к каждой пьесе. Некоторые ее рисунки – только к тем пьесам, которые мы с вами прошли – мы с вами сейчас посмотрим.

Слайды №1 – 6 из 2-й части презентации: показ иллюстраций

На следующем уроке мы вернемся к сказочной теме и послушаем сказочный цикл из «Детского Альбома» под названием «Нянины сказки», а также совершим музыкальное путешествие при помощи «Детского альбома» Чайковского. И будем еще долго знакомиться с разными пьесами из этого прекрасного сборника.

Ресурсное обеспечение урока:

  1. Т.Первозванская. «Мир Музыки». Учебное пособие «Слушаем музыку», 1-й класс, С-Пб, «Композитор»,2004. – СД диск;

  2. СД диск из аудиопособия по музыкальной литературе для учебных заведений М.Кушнира ( 40 СД дисков. Москва, Торговый дом «Ландграф», 2003);

  3. Мультфильм «Детский альбом Чайковского» на ЖК экране через компьютер;

  4. ЭОР: Презентация, составленная Островской Я.Е., «Детский альбом» Чайковского,

1-я и 2-я части.