Похожие публикации

Это сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся восстановить прежние размеры и форму тела. Обозначается как
Документ
Связь между силой упругости и упругой деформацией тела была установлена английским физиком Гуком.По закону Гука, Fу = kx,где k — коэффициент пропорцио...полностью>>

Расписание занятий на подготовительных курсах (3)
Расписание
Н. .10.14 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ 4 класс МАТЕМАТИКА Борисова Наталья Тимофеевна Кабинет №317 Семина Людмила Георгиевна Кабинет ...полностью>>

Объем врп курганской области составил 144,8 млрд рублей
Документ
В 2012 году объем ВРП Курганской области составил 144,8 млрд. рублей, наибольшую долю в структуре ВРП обеспечивают обрабатывающие производства (20,4%)...полностью>>

Индустриальный парк г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей (I очередь)
Документ
В 2012 году объем ВРП Чувашской Республики составил 217,034 млрд. рублей, наибольшую долю в структуре ВРП обеспечивают обрабатывающие производства (26...полностью>>



Пояснительная записка Цель работы Совершенствование форм и методов преподавания предмета Задачи


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Десногорска

Смоленской области

Интегрированный урок

(МХК-история)

по теме «Русская культура XIV-XV веков»

10 класс





Подготовили

учитель русского языка и литературы

Винокурова Виктория Валерьевна,

учитель истории

Северина Татьяна Александровна

г.Десногорск

Пояснительная записка

Цель работы

Совершенствование форм и методов преподавания предмета

Задачи

  1. Интеграция процесса обучения.

  1. Активизация применения современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

  1. Реализация интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  1. Формирование у учащихся целостного представления об изучаемых предметах.

Сегодня многие учителя проявляют интерес к новым информационным технологиям. Без сомнения, этот интерес может оказаться плодотворным. Однако у некоторых он граничит с верой в и особую исключительность ИКТ, многократное использование которых позволит добиться блестящих результатов. Следует заметить, что при этом существует риск «перекормить» учащихся и наглядностью, и мультимедийными эффектами, и интерактивными упражнениями. Чувство меры, умение органично сочетать традиционные методы и компьютерные технологии, способность учителя отобрать нужное именно для данного занятия и класса - в этом залог успешного урока.

Урок изучения нового материала, построенный с использованием мультимедиа технологии, имеет важное преимущество - интерактивность. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации, видеоинформации, анимации. Сочетание комментария учителя, самих учащихся с видеоинформацией значительно активизирует внимание обучающихся к содержанию излагаемого учебного

материала и повышает качество информации, интерес к новой теме.

Дата создания. Отзывы

Урок разработан и апробирован в 2010 году в рамках работы областной коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке, проходившей в г. Десногорске на базе школы №3, где получил высокую оценку педагогов. Севериной Т.А. и Винокуровой В.В. приказом Комитета по образованию г. Десногорска (№87 от 15.02.10г.) объявлена благодарность за высокий уровень проведения открытого урока по теме «Русская культура XIV – XV веков».

Аннотация

Урок по теме «Русская культура XIV – XV веков» является интегрированным (бинарным) и включает в себя три компонента: МХК, историю, литературу. Данная тема изучается в курсе Мировой художественной культуры и истории России в 10 классе.

Цель урока – сформировать у учащихся целостное представление о русской культуре XIV – XV вв. как о сложном историческом процессе.

В рамках данной темы выдающиеся произведения древнерусского искусства, литературы рассматриваются в связи с важными историческими событиями эпохи. Зодчество XIV – XV вв. представлено храмовой архитектурой Московского Кремля. Иконопись рассматривается на примере творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва. Историческая эпоха представлена также памятниками древнерусской литературы: повестью Сафония Рязанца «Задонщина», «Повестью о нашествии Тохтамыша на Москву», отрывком из Московского летописного свода.

Методы

В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, метод проектов, проблемно-поисковый метод, информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием метода презентации.

Технические средства: компьютер, средства мультимедиа, интерактивная доска

К конспекту урока прилагается компьютерная презентация с включёнными в неё методическими рекомендациями по её использованию, списком программно-технического обеспечения, список использованных источников, методов, диагностика, а также видеозапись урока.

Список используемого программно-технического обеспечения

Программы, использованные для подготовки урока

Программа Office Word

Программа Microsoft POWER POINT

Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель.

Для создания презентации использован шрифт Book Antiqua полужирный , жирный, размер 60, 44, 40 38, 34, анимационные эффекты «Выцветание» и «Появление с увеличением», а также эффект звука. Презентация содержит 41 слайд. Слайды 1 – 33 демонстрируются с помощью ручного показа, на слайды 34 – 41 наложен эффект звука и установлено время показа.

Технические устройства, использованные для подготовки урока

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

Дидактические материалы

Карточки с отрывками из произведений древнерусской литературы

1. Сафоний Рязанец «Задонщина».

Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: «Пришла нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришёл он на Русь и хочет идти на нас в Залескую землю».

И вот князь Дмитрий Иванович и его брат, Владимир Андреевич, помолившись богу, урядили свои храбрые полки в Русской земле и помянули прадеда своего, великого князя Владимира Киевского.

Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» К Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, хотят реку перейти и с жизнью расстаться нам во славу»

2. «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву»

А в Москве было замешательство великое и сильное волнение. Были люди в смятении. Одни хотели остаться, затворившись в городе, другие бежать помышляли. Город охвачен был смятением и мятежом. И вот, когда всё так происходило, приехал в город некий князь литовский, по имени Остей, и тот ободрил людей и мятеж в городе усмирил, затворился с ними в осаждённом граде со множеством народа.

Князь же Олег обвёл царя вокруг своей земли и указал ему все броды на реке Оке. Царь же перешёл Оку, взял Серпухов и сжёг его. И оттуда поспешно устремился к Москве, волости и сёла сжигая и разоряя, а народ христианский посекая и убивая, а иных детей в плен беря. И пришёл с войском к городу Москве.

_____________________________________________________________________

3. «Московский летописный свод»

Царь Большой Орды пошёл на православное христианство на Русь, на святые земли и на великого князя, похваляясь пленить всё православие и самого князя взять. С царём шла вся Орда. Князь же великий Иван Васильевич начал посылать к Оке на берег своих Воевод.

Услышал окаянный царь Ахмат, что на всех тех местах, куда ему идти, стоят против него с великим князем многие другие люди, и пошёл в Литовскую землю, желая обойти через Угру. А князь великий Иван Васильевич повелел сыну своему Ивану Ивановичу идти к Калуге, к Угре на берег.

_____________________________________________________________________

Опережающие задания, связанные с подготовкой учащимися проектов по русской иконописи, храмовой архитектуре Москвы XIVXV веков

  1. Формулировка темы проекта. Составление плана проекта.

  2. Работа с искусствоведческими, историческими, литературными источниками. Сбор информации.

  3. Обработка информации. Составление текста презентации.

  4. Создание презентации в компьютерной программе Microsoft POWER POINT с использованием программ Office Word и программ работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрывателя по теме проекта.

  5. Создание общей презентации урока.

________________________________________________________

Карточки с критериями оценки проекта

  1. Соответствие содержания проекта теме. Актуальность выбранной темы в рамках данного раздела.

  2. Объём и полнота разработки.

  3. Уровень творчества. Оригинальность раскрытия темы.

  4. Использование литературных источников, цитат, иллюстраций.

  5. Качество оформления презентации. Использование эффектов анимации, звука.

  6. Грамотность речи. Умение отвечать на вопросы аудитории

Технологическая карта урока

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с русской культурой XIV – XV вв.;

Показать, как важные события русской истории XIV – XV вв. повлияли на развитие культуры данной исторической эпохи;

  1. Развивать умения учащихся работать с историческими, искусствоведческими, литературными источниками;

Развивать творческие способности учащихся;

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;

  1. Воспитывать чувство гордости за национальное достояние России; высокие нравственные качества личности; эстетическое чувство.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ.

МХК – история – литература

План урока

1. Русская литература 14-15 вв.

2. Русская архитектура 14-15 вв.

3. Русская иконопись 14-15 вв.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации учащихся, выполненные в программе POWER POINT, карточки с текстами произведений древнерусской литературы.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель 2. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета – МХК и историю. И это не случайно.

Актуализация знаний.

Учитель 1. На протяжении нескольких уроков мы изучали социально- экономическое и политическое развитие России XIV – XV веков.

Могущество любого государства определяется не только политическим и экономическими завоеваниями, но и достижениями в материальной и духовной сфере. Из курса обществознания вспомните, как называется процесс создания человеком материальных и духовных ценностей.

Ученик. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей называется КУЛЬТУРОЙ.

Учитель 1. В связи с этим определите тему нашего урока применительно к тому историческому периоду, который мы изучаем.

Определение темы урока.

Ученик. Тема нашего урока – « Русская культура XIV – XV веков».

(Тема проецируется на экран и в тетрадь)

Мотивация.

Учитель 2. Как вы думаете, почему, рассматривая историю любого государства, мы обращаемся к разделу «Культура»?

Ученик. Для того чтобы посмотреть, как важные исторические события государства повлияли на развитие его культуры.

Учитель 1. Действительно. История и культура тесно связаны. Историческая эпоха накладывает отпечаток на развитие культуры. Поэтому мы и объединили уроки МХК и истории.

Учитель 2. Определите цель нашего урока.

Ученик. Мы должны показать связь русской культуры XIV – XV веков с важнейшими историческими событиями данной эпохи.

(Цель урока проецируется на экран)

Учитель 2. Поэтому мы и объединили уроки МХК и истории.

Работая по нашей теме, обратите внимание и на то, какие изменения произошли в русской культуре в этот период? С чем они связаны?

Учитель 1. В этом нам помогут литературные памятники данной исторической эпохи, исследовательские проекты по русскому искусству XIV – XV веков, подготовленные вами к сегодняшнему уроку.

Учитель. Работа на нашем уроке будет построена по следующему плану:

(На экран проецируется план урока)

План урока

1. Русская литература 14-15 вв.

2. Русская архитектура 14-15 вв.

3. Русская иконопись 14-15 вв.

Учитель 1. Мы обращаемся к первому вопросу нашего урока. Запишите его в тетрадь. Назовите исторические события эпохи, которые могли найти отражение в литературе страны?

Ученик. Куликовская битва, свержение татаро-монгольского ига, объединение русских земель вокруг Москвы.

(По окончании ответов учащихся основные события данной исторической эпохи проецируются на экран)

Учитель 1. Правильность ваших ответов мы проверим в процессе работы над отрывками из литературных памятников 13-15 веков. Эти отрывки перед вами.

(Первоначальное ознакомление с текстом в чтении учителя)

Прочитайте первый отрывок. О каком историческом событии идёт речь?

1. Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: «Пришла нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришёл он на Русь и хочет идти на нас в Залескую землю».

И вот князь Дмитрий Иванович и его брат, Владимир Андреевич, помолившись богу, урядили свои храбрые полки в Русской земле и помянули прадеда своего, великого князя Владимира Киевского.

Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» К Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, хотят реку перейти и с жизнью расстаться нам во славу»

Ученик. В этом произведении говорится о Куликовской битве.

Учитель 1. Подтвердите это цитатой.

Учитель 1. Вы познакомились с отрывком из повести Сафония Рязанца «Задонщина».

Запишите название произведения в тетрадь. Обратите внимание на правильность написания имён собственных, названий произведений. (Учитель записывает название произведения на интерактивной доске, подчёркивая ошибкоопасные места).

Прочитайте второй отрывок. О каком историческом событии здесь говорится?

2. А в Москве было замешательство великое и сильное волнение. Были люди в смятении. Одни хотели остаться, затворившись в городе, другие бежать помышляли. Город охвачен был смятением и мятежом. И вот, когда всё так происходило, приехал в город некий князь литовский, по имени Остей, и тот ободрил людей и мятеж в городе усмирил, затворился с ними в осаждённом граде со множеством народа.

Князь же Олег обвёл царя вокруг своей земли и указал ему все броды на реке Оке. Царь же перешёл Оку, взял Серпухов и сжёг его. И оттуда поспешно устремился к Москве, волости и сёла сжигая и разоряя, а народ христианский посекая и убивая, а иных детей в плен беря. И пришёл с войском к городу Москве.

Ученик. В этом отрывке говорится о походе Тохтамыша на Москву.

Учитель 1. Какие строки произведения это подтверждают?

Ученик приводит цитату.

Учитель 1. Это отрывок из «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву».

Запишите название произведения в тетрадь. (Учитель записывает название произведений на интерактивной доске, подчёркивая ошибкоопасные места).

Прочитайте третий отрывок. О каком историческом событии идёт речь?

3. Царь Большой Орды пошёл на православное христианство на Русь, на святые земли и на великого князя, похваляясь пленить всё православие и самого князя взять. С царём шла вся Орда. Князь же великий Иван Васильевич начал посылать к Оке на берег своих Воевод.

Услышал окаянный царь Ахмат, что на всех тех местах, куда ему идти, стоят против него с великим князем многие другие люди, и пошёл в Литовскую землю, желая обойти через Угру. А князь великий Иван Васильевич повелел сыну своему Ивану Ивановичу идти к Калуге, к Угре на берег.

Ученик. В этом произведении говорится о таком важном историческом событии, как стояние на Угре.

Учитель 1. Подтвердите это цитатой. Перед вами отрывок из Московского летописного свода. Запишите название произведения в тетрадь. (Учитель записывает название произведения на интерактивной доске, подчёркивая ошибкоопасные места).

Как вы думаете, в чём заключается для нас ценность этих произведений?

Ученик 1. Именно по литературным памятникам мы изучаем эту историческую эпоху.

Ученик 2. Велика и их художественная ценность, ведь они являются ещё и произведениями искусства, входящими в культурное наследие России. Перед вами экспозиция с произведениями древнерусской литературы. Они есть в нашей библиотеке, где вы можете с ними познакомиться.

(Экспозиция произведений древнерусской литературы)

Учитель 1. Это не единственные произведения литературы, созданные в данный исторический период. Были и другие замечательные литературные памятники. С ними вы познакомитесь дома по материалам учебника.

Учитель 2. Исторические события данной эпохи нашли своё отражение и в русском искусстве, прежде всего в московской архитектуре. Ведь с Москвой связан процесс объединения русских земель. Именно Москва становится духовным и политическим центром Русской земли. Мы переходим ко второму вопросу нашего урока. Запишите в тетрадь: Русская архитектура 14 – 15 вв.

На экране: Русская архитектура 14 – 15 вв.

Учитель 2. Приступая к данному вопросу, повторим основные понятия, связанные с архитектурой. Дайте определение терминам, которые вы видите на экране.

На экране: Храм

Апсида

Арка

Закомара

Карниз

Пилястры

(Ученики дают определение каждому термину, после этого определение появляется на экране).

Храм – архитектурное сооружение культового характера. В христианстве храм – дом Божий на земле. Церковь – тело Господне.

Апсида – полукруглый выступ церковной стены в области алтаря

Арка – перекрытие проёма в стене между двумя опорами.

Закомара – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания, повторяющее очертания расположенного за ней свода.

Карниз – верхняя выступающая часть здания.

Пилястры – плоские четырёхгранные выступы стены, четырёхгранные полуколонны

На экране:

И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою душой

Напоминают мне явление Авроры,

Но с русским именем и в шубе меховой.

О. Мандельштам

Учитель 2. Определите смысл этого поэтического высказывания Мандельштама, ознакомившись с московской архитектурой 13-15 веков.

Предоставляем слово нашим искусствоведам, подготовившим проекты по русскому искусству 14-15 веков. Работаем в соответствии с критериями оценки проекта. Они у вас на партах. По окончании защиты проекта вы можете задать вопросы участникам презентации. Техническое обеспечение проекта производит Хроменков Егор. Во время выступления искусствоведов не забывайте работать с тетрадью, записывая новую информацию в тетрадь.

Представление проектов учащимися сопровождается компьютерной презентацией.

1. Проект « Итальянская и русская душа» московских соборов».

Успенский собор.

Искусствовед 1. Расцвет русского зодчества XIVXV веков связан с объединением русских земель и возвышением Московского княжества. Духовный подъём, который переживала русская земля в эту эпоху, наиболее ярко отразился в памятниках архитектуры Московского кремля.

Цель нашего проекта – показать особенности русской архитектуры, связанной с объединением русских земель вокруг Москвы. Ведь Москва должна была стать лицом нового, мощного государства.

Но к концу XV века Московский Кремль изрядно обветшал. Своим архитектурным возрождением Москва обязана Ивану III.

Перестройка Кремля началась в 1472 г. с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Новый собор заложили на месте старого, сооружённого ещё при Иване Калите в XIVв. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. По своим размерам будущий храм должен был превосходить все существовавшие тогда церкви Северо-Восточной Руси. По замыслу Ивана III, новый собор должен был не только отразить мощь молодого государства, но и подчеркнуть историческую преемственность русской государственности: Успенский собор в Киеве – Успенский собор во Владимире – Успенский собор в Москве; Москва – второй Владимир и третий Киев, а московские князья – законные наследники киевских и владимирских князей, законные государи всея Руси. Спустя два года после начала работ стены храма были уже почти готовы, но 20 мая 1474 г. неожиданно рухнула северная стена доведённого до сводов здания.

После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь. Ему предстояло найти новых зодчих. Выбор его, по совету жены, византийской царицы, Софьи Палеолог, долгие годы жившей в Риме, остановился на итальянских архитекторах. Для строительства собора был приглашён Альберти Фиораванти из Болоньи, прозванный на Руси Аристотелем. Как и многие художники эпохи Возрождения, он обладал несколькими талантами: был не только выдающимся архитектором, но и литейщиком, хорошим артиллеристом. Мастер поразил москвичей своими хитроумными изобретениями. Для разрушения остатков старого собора он использовал замысловатые тараны, известь, замешанная по его рецепту, отличалась особой крепостью. Блоки белого камня соединялись железными «скрепами». Через четыре года, в 1479 г. строительство было завершено.

На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор. Его высокие гладкие стены украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К восточной стене примыкали пять алтарных апсид – полукруглых выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Своды храма опирались на шесть стройных столбов – два квадратных у входа в алтарь и четыре круглых. Но в чётких геометрических линиях сооружения, в светлом интерьере можно было узнать черты архитектуры итальянского Возрождения. И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным «яко един камень», по точному замечанию современника. Впечатляли и размеры храма. Таким образом, архитектурный замысел русского царя был выполнен.

15 августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы совершилась церемония освещения нового собора. С этого дня Успенский собор стал средоточием русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари, провозглашались важные государственные акты, происходило постановление в сан митрополитов и патриархов. Здесь же располагались и гробницы этих иерархов. В успенском соборе находилась главная православная святыня – икона Владимирской Божьей Матери. И по сей день Успенский собор остаётся величайшим памятником русской культуры, поражающим своей красотой и величием.

Архангельский собор

Искусствовед 2. Архангельский собор – ещё один выдающийся памятник храмового зодчества Московского Кремля XVв. По преданию, в начале XIIIв. На месте современного Архангельского собора стояла деревянная церковь в честь архангела Михаила, предводителя небесного воинства и покровителя русских князей в ратных делах. В 1238г. монголо-татары сожгли Москву дотла вместе со всеми церквями и монастырями. Восстанавливая город, князь Михаил Хоробрый возвёл церковь на старом месте. В церкви были похоронены московские князья Даниил Александрович и Юрий Данилович. Церковь стала княжеской усыпальницей.

В 1333г. Иван Калита перестроил храм из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Новый храм мало уступал в размерах Архангельскому собору 1508г. Он был возведён в память избавления от страшного голода 1332г. Он стал вторым в иерархии Кремлёвских храмов. В нём похоронили Ивана Калиту. Так храм приобрёл особое значение главного государственного некрополя. В разное время его украшали росписями русские мастера Захария, Иосиф и Николай «с дружиною», Феофан Грек.

В последний год своей жизни, предчувствуя скорую кончину, Иван III поручил архитектору Алевизу Фрязину, недавно прибывшему из Италии, построить собор – семейную усыпальницу рода великих князей. Как и Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый познакомился с традициями русской архитектуры и вв конструкции нового храма решил следовать им. Мощный шестистолпный храм он увенчал пятиглавием, ассиметрично сдвинув его к восточной стороне здания. Однако внешнее убранство собора архитектор выполнил на итальянский лад. Фасады храма он разделил широким карнизом на две горизонтальные части, украсив их двумя рядами пилястр (плоских колонн). Закомары зодчий отделил от плоскости стены ещё одним карнизом и внутри них поместил белокаменные резные раковины (впоследствии этот элемент очень полюбился русскими архитекторами). Таким образом, закомары, конструктивная форма, указывающая на линии сводов, стали одновременно и украшением стены.

Иван III был похоронен в стенах ещё недостроенного собора в октябре 1505г. Рядом со своими предками – Иваном Калитой и Дмитрием Донским и другими русскими князьями, в течение двух столетий собиравшими русские земли вокруг Москвы. Архангельский собор служил усыпальницей для русских князей вплоть до конца XVII в.

Успенский и Архангельский соборы – уникальные памятники Кремля, олицетворяющие собою связь древнерусского искусства с культурой западной Европы и, прежде всего, с архитектурой итальянского Возрождения.

Учитель 2. Вы можете задать вопросы участникам проекта или внести свои дополнения.

Ученик 1. В чём причина неудачи первой попытки строительства собора?

Искусствовед 1. По свидетельству летописцев, зодчие допустили ошибку в конструкции собора, а также жидко замешивали раствор, скрепляющий блоки. Но главная причина в том, что за время монголо-татарской орды русские мастера утратили многие навыки. После нашествия Батыя строительство из камня на Руси прекратилось на несколько десятилетий. Многих зодчих увели в орду. Русское зодчество стало возрождаться лишь в конце 13 в., но качество строительства было невысоким.

Ученик 2. Какие здания Кремля были ещё построены Алевизом Новым?

Искусствовед 2. Алевиз Новый участвовал в строительстве новой Кремлёвской стены, Великокняжеского дворца вместе с Марком Фрязиным, Пьетро Антонио Солари. Из построек Великокняжеского дворца сохранилась только Грановитая палата. Три церкви и собор Вознесенского девичьего монастыря, построенные Алевизом Новым не сохранились.

Учитель 2. Запишите в тетрадь: Кремлёвская стена, Грановитая палата. Алевиз Новый, Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари. Обратие внимание на правильность написания имён собственных, названий архитектурных памятников.

Дополнения.

Ученик. Я знаю, что помимо Успенского собора, на территории Москвы был построен и Благовещенский собор.

Учитель 2. А вы знаете, кто из русских мастеров участвовал в его строительстве?

Учитель 2(ученики). Новгородские мастера.

Запишите: Благовещенский собор.

Вернёмся к высказыванию Мандельштама.

В чём же проявилась «итальянская и русская душа» московских соборов?

Ученик. Аврора в римской мифологии - богиня утренней зари. Здесь символизирует итальянское Возрождение. Итальянские мастера создавали русские соборы, используя элементы итальянской архитектуры Возрождения. Но при этом они сохраняли традиции древнерусского зодчества.

На экране: Русская иконопись XVXV веков

Учитель 1. Русская иконопись также стала отражением сложных исторических процессов эпохи. Переходим к следующему вопросу нашего урока. Запишите в тетрадь: Русская иконопись 14 – 15 вв. Повторим основные понятия, связанные с этим видом искусства. Дайте определение терминам, которые вы видите на экране.

На экране: Икона

Троица

(Ученики дают определения, после этого определения появляются на экране).

Икона – от греческого «священный образ», изображение Христа, Богоматери, святых.

Троица: Бог Отец (Творец, Создатель) Бог Сын (Логос – от греческого «разум», «слово») Бог Дух Святой.

Учение о Святой Троице: Бог един в трёх лицах (ипостасях – от греческого «личность»)

На экране:

Без Новгорода, без его трепета страха божьего не было бы и расцвета Москвы. (М.Дунаев)

Дайте толкование этому высказыванию, ознакомившись с русской иконописью 14-15 вв.

2. Русская иконопись. Проект «Феофан Грек и Андрей Рублёв – путь к русской национальной идее».

Феофан Грек

Искусствовед 3. Тема нашего проекта – «Феофан Грек и Андрей Рублёв – путь к русской национальной идее». Духовное возрождение русского народа нашло своё отражение и в иконописи XIVXV веков. В этот период русская иконопись проходит сложный путь, связанный с поиском русской национальной идеи.

Цель нашего проекта – проследить этот путь на примере творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва, ярких представителей новгородской и московской школ.

Выдающимся представителем новгородской школы стал Феофан Грек, замечательный византийский мастер греческого происхождения. Он соединил основы византийской иконописи с новгородскими её особенностями, своё творчество в великое искусство.

По особому приглашению зрелый, уже сложившийся мастер прибыл в Новгород. К тому времени им уже были расписаны церкви в Крыму и Малой Азии. Вскоре росписи Феофана Грека стали украшать и русские храмы, среди которых новгородская церковь Спаса – Преображения, а также Благовещенский собор в Москве.

По словам современников, «преславный мудрец, искусный философ», мастер удивлял всех своей блестящей образованностью.

Мир Феофана Грека – это мир строгой требовательности к человеку, самоуглубление в сочетании с поиском истины. Эту строгость, а также напоминание о страхе божьем читаем мы в святых ликах Спаса и Апостола Павла. Перед вами иконы Феофана Грека «Спас в силах» и «Апостол Павел». Они, несомненно, отличаются от ликов Андрея Рублёва, полных спокойной мягкой доброты, милосердия, сострадания к человеку. Перед вами для сравнения иконы Рублёва «Христос Спаситель» и «Апостол Павел». Здесь мы не видим той суровости, строгости, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, лики Рублёва наполнены любовью и тихим светом.

Напоминание о греховности человека, страхе божьем читаем мы и в иконе Благовещенского собора «Преображение Господне», написанной Феофаном Греком. В основу взят сюжет, когда Иисус преображается перед своими учениками – апостолами Петром, Иаковом, Иоанном. В этот момент им являются пророки Моисей и Илья, ученики слышат глас божий: «Се сын мой возлюбленный. Его слушайте». Услышав эти слова, ученики преисполнились страха божьего. Фигуры Христа, Моисея и Ильи неподвижны: они совершенны. Фигуры же апостолов полны движения. Это признак человеческого несовершенства, греховности: их ещё не коснулась божья благодать.

Я шесть веков дышу его огнём

И ревностью шести веков изранен!

Придёшь ли, милосердный самарянин,

Поить меня твоим прохладным льном.

Так писал о Феофане Греке русский поэт Арсений Тарковский.

Феофан Грек – это динамический поиск и драматическая напряжённость. Рублёв – обретение божественной истины и созерцательности. Не случайной и во многом символичной стала их встреча на строительстве Благовещенского собора.

Андрей Рублёв

Искусствовед 4.«Есть «Троица» Рублёва – значит, есть Бог», - определил значение творчества выдающегося русского иконописца Павел Флоренский.

Самым замечательным и прекрасным творением древнерусской живописи, несомненно, можно назвать икону Андрея Рублёва «Троица». Появление этого шедевра в данную историческую эпоху неслучайно. Культ Святой Троицы – один из самых почитаемых на Руси. В нём отразилась русская религиозная идея соборности – идея единения людей с Богом и друг другом, ставшая основой духовного возрождения России в XIVXV веках.

Написанная в первой трети XV в., икона была создана в похвалу преподобному Сергию Радонежскому, ставшему духовным вождём русского народа. Андрей Рублёв был его последователем. Не случайно «Троица» украшала собор Пресвятой троицы, построенный на месте упокоения Сергия Радонежского, где после 40 лет вёл свою монашескую жизнь Андрей Рублёв.

По книге «Бытия», сюжетом ветхозаветной Троицы является приём и угощение старцем Авраамом и его женой Сарой трёх таинственных странников – ангелов, возвестивших хозяев о появлении у них сына Исаака. Обычно художники, иллюстрируя этот эпизод Священной истории, сосредоточивали внимание на подробностях события. Это угощение Авраамом и Сарой гостей, трапеза, яства, утварь. Рублёв же, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции, подверг её переосмыслению и создал нечто абсолютно новое, оригинальное, то, что не удавалось ни одному средневековому живописцу. Он показал Троицу как триединство.

Три ангела – символ триединства Бога. Ангел слева - это Бог-Отец. Его символ дом, находящийся над ним, так как творение мира уподобляется домостроительству. Ангел в центре – это и есть сам Иисус Христос. Он облачён в вишнёвый хитон с золотой полосой и синий плащ – традиционные цвета одежды Христа. Дерево, находящееся над ним – это символ Христа, принёсшего себя в жертву во имя искупления грехов человеческих. Ангел справа – это Бог – Святой Дух. Его символ гора, находящаяся над ним, олицетворяющая духовное возрождение. Стол, вокруг которого сидят ангелы, не пиршественный стол, а алтарь для жертвоприношения. Поэтому на нём только одна жертвенная чаша, в ней – голова тельца, являющаяся прообразом Христа. Тема чаши трижды повторяется в композиции иконы. Это сама жертвенная чаша, чаша в очертании ног ангелов и большая чаша, в которую помещена фигура самого Христа. Фигура ангелов вписаны в круг – символ вечности, символ единства ангелов. А их индивидуальность автор подчёркивает позой жестом, положением в иконном пространстве, разнообразием цветовой палитры.

В красоте внешней художник видел красоту внутреннюю. Бог есть любовь. Любовь - прежде всего жертва. Красота божественной любви – вот истина.

Всё это кистью достохвальной

Андрей Рублёв мне начертал,

И этой жизни труд печальный

Благословеньем божьим стал.

Так определил значение творчества Андрея Рублёва русский поэт Н.Гумилёв.

Икона Андрея Рублёва «Троица» - это святая Русь. На этом великом произведении воспитывалась национальная идея единения русского народа. Путь русской иконописи от Феофана Грека к Андрею Рублёву – это путь духовных исканий, связанный с обретением божественной истины.

Учитель 1. Можете задать вопросы.

Ученик 1. Вы сказали, что встреча Феофана Грека и Андрея Рублёва в работе над росписями Благовещенского собора была не случайной и во многом символичной. Почему?

Искусствовед 2. Исторически Новгород и Москва часто оказывались во вражде. А встреча двух мастеров символизировала духовное единение Новгорода и Москвы.

Ученик 2. Были ли у Рублёва последователи?

Искусствовед 2. Да. Дионисий. Он стал ещё одним ярким представителем московской иконописной школы.

Учитель 2. Запишите в тетрадь имя этого иконописца.

Вернёмся к высказыванию. Дайте ему толкование.

Ученик. Это высказывание раскрывает тесную духовную связь между новгородской и московской иконописными школами, Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, которые через духовные искания пришли в своём творчестве к отражению русской национальной идеи.

Учитель 1. В чём заключается исторический смысл высказывания?

Ученик. Иван III завершает объединение русских земель вокруг Москвы, присоединив в 1478г. Новгород, который считался всегда вольным городом. Взаимосвязь же двух мастеров, Феофана Грека и Андрея Рублёва, символизирует идею единения русского народа.

Учитель 1. Вы помните, что после Батыева нашествия Русь лежала в руинах. Но русская душа сумела возродиться. И возродилась она через веру. Не случайно Сергий Радонежский направляет в войско Дмитрия Донского монахов Пересвета и Челубея. Со словами «За веру!» русские воины шли в бой и сражались за свободу родной земли. Идея Троицы - идея единения русского народа.

Вывод.

Учитель 2. Мы познакомились с достижениями русской культуры 13-15 вв.

Как же изменилась русская культура в связи с историческими событиями данной эпохи?

Ученик 1. В русской иконописи наметился отход от традиций византийских канонов, проявилось новаторство русских мастеров.

Ученик 2. В архитектуре наметилось влияние европейского стиля, но при этом сохранились лучшие традиции русского зодчества.

Учитель 2. « Итальянская и русская душа» московских соборов отразилась здесь в сочетании архитектуры итальянского Возрождения и русского зодчества.

Учитель 2. С каким главным историческим процессом были связаны эти изменения?

Ученик. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Учитель 2. Как это событие отразилось в русской литературе, архитектуре, иконописи?

Ученик. В произведениях культурных деятелей этой исторической эпохи произошло возрождение русской национальной идеи, связанной с объединением русского народа.

Учитель 1.Как вы думаете, почему, спустя столетия, творчество выдающихся русских мастеров 14-15 этой исторической эпохи по-прежнему актуально?

Ученик. Сегодня Россия переживает сложные времена. Русские люди разобщены. Поэтому идея единения русского народа, которая отразилась в архитектуре и живописи 14-15вв., особенно актуальна.

Ученик. Произведения русских мастеров несут также и общечеловеческие ценности: идеи добра, всепрощения, мира и согласия.

Учитель 2. Русская икона и по сей день остаётся источником духовных сил для многих из нас, завораживая своим нравственным и художественным совершенством. А православные храмы - по-прежнему главная святыня России. Именно здесь у русского человека есть уникальная возможность слиться во всеобщем чувстве любви к Богу и друг к другу. И эта соборная молитва, молитва всем миром не раз спасала русский народ во времена лихолетья, русских людей в их вере в счастливое будущее родной земли.

Учитель 1. И сейчас у вас есть возможность ещё раз насладиться удивительными произведениями искусства великой исторической эпохи – эпохи объединения русской земли.

(Просмотр слайдов с изображением выдающихся произведений русской архитектуры, иконописи XIV-XV вв. под музыку (Болгарский распев «Тебе одеющегося»).

Учитель 1. Своё видение русской культуры отразите в синквейне.

Учитель 1. Знакомство с культурой родной страны воспитывает в нас чувство гордости за национальное достояние России, чувство любви к Родине, уважение к её историческому прошлому.

Учитель 2. Мы видим, какие замечательные памятники культуры были созданы выдающимися русскими мастерами. Наша задача – сохранить это национальное достояние. Не случайно, что некоторые из них охраняются ЮНЕСКО и составляют всемирное наследие. Узнайте, какие памятники московской архитектуры данного исторического периода охраняются ЮНЕСКО. Это и будет вашим домашним заданием по МХК.

Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учитель 1. Домашнее задание по истории.

Рефлексия. Давайте оценим вашу работу на уроке. (Учащиеся получают отметки за активность, интересные дополнения и вопросы).

Оценим наших искусствоведов. (Учащиеся производят оценивание работы искусствоведов по критериям оценки проекта, которые находятся на партах).

Критерии оценки проекта

  1. Соответствие содержания проекта теме. Актуальность выбранной темы в рамках данного раздела.

  2. Объём и полнота разработки.

  3. Уровень творчества. Оригинальность раскрытия темы.

  1. Использование литературных источников, цитат, иллюстраций.

  2. Качество оформления презентации. Использование эффектов анимации, звука.

  3. Грамотность речи. Умение отвечать на вопросы аудитории.

Выставление отметок.

Диагностика

Результативность занятия отслеживается по работе учащихся на уроке.

Критериями успешности работы являются:

  1. Степень усвоения учащимися основных понятий по теме;

  2. Степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений о русской куль­туре 14 – 15 в.в.;

  3. Степень умения работать с историческими, литературными, искусствоведческими источниками;

  4. Степень умения работать в программе POWER POINT;

Результативность отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащи­мися в процессе работы на уроке: выполнения ими практических заданий по составлению синквейна, ответов на вопросы учителя, создания компьютерной презентации в режиме POWER POINT.

Правила составления синквейна

Синквейн - это “стихотворение, высказывание, состоящее из пяти строк. В синквейне учащийся выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

  1. Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

  2. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

  3. Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия;

  4. Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение к понятию;

  5. Пятая строка - одно ключевое слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Критерии оценки проекта

  1. Соответствие содержания проекта теме. Актуальность выбранной темы в рамках данного раздела.

  2. Объём и полнота разработки.

  3. Уровень творчества. Оригинальность раскрытия темы.

  4. Использование литературных источников, цитат, иллюстраций.

  5. Качество оформления презентации. Использование эффектов анимации, звука.

  6. Грамотность речи.

  7. Умение отвечать на вопросы аудитории

Список используемых источников

  1. Дунаев М. М. Своеобразие русской иконописи. Очерки о русской культуреXII – XVIIвв. – М.: Издательство «Гончаръ», 1995

  2. Иванов Ю.Г. Русские святыни. Шедевры храмового зодчества России. – Смоленск: Русич, 2006

  3. 4. М.Е. Фёдорова, Т.А. Сумникова. Хрестоматия по древнерусской литературе. Издательство «Высшая школа». Москва , 1979 г.

  4. Детская энциклопедия. Искусство т.7 ч.1. АВАНТА +