Похожие публикации

Итоговый тест по алгебре за 7 класс I
Документ
Лодка проплыла 3 ч против течения реки и 2 ч по течению реки, проплыв за это время 32 км. Скорость течения реки 3 км/ч, Найдите собственную скорость л...полностью>>

Рисунок к задания 80
Документ
...полностью>>

Ассоциация производителей керамической плитки Испании (Ascer) Управление экономики и торговли Посольства Испании в Российской Федерации
Документ
Ассоциация импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики представляет интересы более 100 российских предприятий, давно и плодотворно ...полностью>>

Ответьте на вопросы удивительно креативного брифа
Документ
Как лучше всего выразить эту идею? Откуда мы знаем, что наша идея верна? Какие ключевые показатели по привлечению кадров планируем увеличить и на скол...полностью>>



Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок).

Цели урока: углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

Оборудование: «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданиями, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши –

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

2. Слово учителя:

- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:

1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)

2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)

3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)

4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).

5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).

- С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия.

    1. Закрепление изученного.

а) Орфоэпическая минутка.

Обратите внимание на ударение:

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Давайте обратимся к словарю.

б) Работа со словарем (у каждого ученика на парте лежит «Школьный фразеологический словарь русского языка»).

в) Выполнение упражнений.

1. Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия).

Стали искать проводника, а

его и след простыл;

его поминай как звали;

он сквозь землю провалился.

Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой.

2. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречается и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал; хоть иголки собирай;

слова не вытянешь; куры не клюют;

хоть глаз выколи; рта не закрывают;

по чайной ложке; на ночь глядя;

чуть свет; не покладая рук;

повесить нос; воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

душа в душу; единым духом.

(Все слова даны на карточках, написаны в два столбика).

3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака.

Приводить в ярость – действовать на нервы – доводить до белого каления – выводить из равновесия. (Примеры записаны на доске).

4. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):

Глеб у доски повесил …

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

5. Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

На ухо наступил …;

покупать … в мешке;

смотрит как … на новые ворота;

биться как … об лед.

6. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят …

о кротком, безобидном человеке;

о чувстве большой неловкости, стыда;

о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

(Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).

- Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.

4. Выступление учащихся.

(Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С. Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался – И.А. Крылову.)

- Наше путешествие продолжается. Мы останавливаемся на проспекте Крылатых выражений. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.

Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:

Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.

Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.

Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.

Крылатые слова.

Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения.

Выступление учащихся.

Кричать во всю Ивановскую.

Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.

Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.

Казанская сирота.

В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.

- Ребята, подобных выражений очень много. Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями нашего села.

- Наше путешествие продолжается. На улице Творчество нам предстоит еще одно испытание – конкурсы, для выполнения которых вам необходимо образовать команды и посоревноваться. Давайте разделимся на три группы по принципу – в первую войдут те, кто ассоциирует себя с Луной, во вторую – те, кто ассоциирует себя с Солнцем, в третью – те, кто считает, что похож на звезду. Что ж, ни пуха ни пера!

5. Выполнение творческих коллективных заданий:

а) конкурс живописцев.

Учитель показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

б) конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить: Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

в) Конкурс «Кто больше?»

Учитель называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово: нос, рука, голова, глаз, палец.

6. Домашнее задание: 1) сочинить сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм или 2) написать историю, используя несколько фразеологизмов.

7. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?