Похожие публикации

Спецкурс «Основы исследовательской деятельности учащихся» «Согласовано» Рассмотрено на заседании Зам директора по методического объединения
Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»...полностью>>

Спецкурс «Основы исследовательской деятельности учащихся» «Согласовано» Рассмотрено на заседании Зам директора по методического объединения
Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»...полностью>>

Спецкурс «Основы исследовательской деятельности учащихся» «Согласовано» Рассмотрено на заседании Зам директора по методического объединения
Рабочая программа
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информ...полностью>>

Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 14 октября 2013 года
Документ
Правительство РФ приняло поправки в закон «О негосударственных пенсионных фондах» и связанные с ним законодательные акты РФ, которые предполагают акци...полностью>>



Курбатов В. И, Курбатова О. В

159

Социальное проектирование

ничейным набором рычагов, позволяющих регулировать стихийно развивающиеся миграционные процессы в стране. И хотя существуют «естественные» ограничения возможностей государственного регулирования миграции, практически полное его отсутствие наносит колоссальный ущерб геополитическим и социально-экономическим интересам государства и

общества.

В той или иной степени государственное регулировании миграции практикуется во многих странах мира. Однако зарубежный опыт регулирования касается в основном проблем, связанных с приемом и расселением «беженцев», с контролем за незаконной миграцией и т. д. Государственное регулирование внутренних миграционных потоков весьма ограниченно и применяется лишь в некоторых государствах, в основном с целью заселения районов нового освоения. Да и сама острота этой проблемы в России уникальна, как неповторимы и обуславливающие ее особенности нашей страны: масштабы территории, схема расселения, протяженность границ, особенности развития отдельных регионов, состояние рынка труда, рынка жилья и др.

Миграции принадлежит значительная роль в практической реализации крупных инвестиционных программ. Пока эта функция миграции не востребована. Рост инвестиций требует адекватного размещения трудовых ресурсов, локального притока рабочей силы определенного количества и качества.

Практика «латания миграционных дыр» должна уступить место комплексной, взвешенной миграционной политике, ориентированной на перспективу социально-экономического роста страны.

Первый этап — разработка научно и экономически обусловленной концепции миграционной политики. Для него необ­ходимо наличие ответов на следующие вопросы: какова чис­ленность населения в тех или иных регионах, каким должен быть его демографический состав, какое население можно рассматривать как избыточное и как организовывать его переселение, где необходимо использовать преимущественно экономические рычаги, а где административные и какие.

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

Очевидно, что в новых рыночных условиях основным и единственным регулятором глобальных внутренних миграционных процессов могут стать лишь экономические регуляторы, т. е. политика в области инвестиций поддержки работодателей, оживление производства в регионах Севера и Востока, а также социальная политика, компенсирующая неблагоприятные условия проживания.

Необходимо выработать общие подходы к государственной миграционной политике и общие правила ее реализации.

На втором этапе необходимо создание механизмов реализации единой государственной политики регулирования и проектирования миграционных процессов. Под этими механизмами понимаются следующие:

  1. Комплексное миграционное законодательство (нужно выявить «белые пятна», увязать все имеющиеся законы и нормативные акты, разработать недостающие, опираясь на общие для всех министерств и ведомств и согласованные на концептуальном уровне принципы работы с мигрантами и территориями).

  2. Единая классификация категорий мигрантов и система их учета.

  3. Механизм разграничения федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих миграционных проблем.

  1. Система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных проблем.

  2. Система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов и отдельных регионов.

Миграция, как фактор социально-экономического и политического развития общества, все больше и больше заставляет обращать на себя внимание не только теоретиков, но и представителей исполнительной и законодательной власти. Ежегодно Правительство РФ рассматривает вопросы, связанные с миграцией, Федеральной миграционной программой, миграционной политикой.

Пока же анализ миграционной ситуации и управления миг- рационными процессами показывает, что наука еще не ответи-


160

161

Социальное проектирование

ла ни на вопросы концептуального характера, касающиеся миграционной политики, ни на практические требования интеграции мигрантов. При принятии управленческих решений зачастую остро чувствуется недостаток аргументов, предъявленных наукой. Некоторые ученые просто говорят об отсутствии в России миграционной политики, не предлагая взамен ничего. Основными понятиями, используемыми для характерис­тики миграционных процессов являются:

1. Миграция — перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образовании в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная) и типу (внешняя или внутренняя).

  1. Добровольная миграция — перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства.

  2. Вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища. Может быть внешней или внутренней, возвратной или безвозвратной.

  1. Внешняя миграция — перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания.

  2. Внутренняя миграция — перемещение людей в пределах территории РФ с целью постоянного или временного изменения места жительства.

  3. Незаконная миграция — въезд в РФ, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ.

7. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания. Мигрант, выезжающий на территорию нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

162

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

8. Пункт первичного приема вынужденных переселенцев

— государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для приема и временного размещения территориальным органом миграционной службы граждан РФ при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ на период рассмотрения вопроса о регистрации их ходатайства о признании вынужденными переселенцами.

9. Центр временного размещения вынужденных переселенцев — государственное учреждение ФМС России, предназначенное для временного проживания лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами, прибывших с ними членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства или места пребывания на территории РФ.

10. Пост миграционного контроля — структурное подразделение территориального органа миграционной службы, осуществляющее в пункте пропуска через государственную границу РФ иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих на территорию РФ.

  1. Обустройство вынужденных переселенцев — содействие вынужденным переселенцам в обеспечении их занятости, жилищном обустройстве и социальной адаптации.

  2. Компактное поселение — поселение для постоянного проживания в одном населенном пункте нескольких семей вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек.

Причины миграции в России

Важнейшим направлением научных исследований в области миграции населения является изучение факторов и причин, которые заставляют индивида принимать решение переехать 1 на новое место жительства или остаться на прежнем.

В этом параграфе мы постараемся дать картину динамики мотивации мигрантов. В целом в России 72% мигрантов, совершивших переезд во второй половине 90-х гг., сменили место

163

Социальное проектирование

жительства внутри страны, 1,2% прибыли из стран дальнего зарубежья, 27% приехали из республик бывшего СССР.

Основной причиной переезда для подавляющего большинства мигрантов явились семейные обстоятельства. Доля мигрантов «по семейным обстоятельствам» составляет в городах в пределах 52—58%.. В сельской местности процент мигрантов по семейным обстоятельствам еще более высок и составляет СО—64%. Понятно, что семейные обстоятельства часто складываются в связи с процессами, происходящими в социально-экономической или политической сфере. Переезд, к примеру, одного из супругов «на работу» для членов его семьи является основанием для мотивации их миграции по семейным обстоятельствам. Для понимания взаимосвязи миграции и жизненного цикла человека следовало бы сделать формулировку «семейные обстоятельства» более детализированной, выделить несколько наиболее распространенных форм миграции по семейным обстоятельствам. Расплывчатость данной формулировки не позволяет оценить влияние каких-либо социально-экономических процессов или причин в стране на реальное содержание этого мотива миграции.

Сохранение патриархальных традиций в России подтверждается отчасти структурой мотивации миграции мужчин и женщин. В частности, среди всех мужчин-мигрантов, проживающих в городах России, около 25% прибыли в связи с переменой места работы и около половины — по семейным обстоятельствам, тогда как среди городских женщин-мигрантов эти причины назвали соответственно около 15 и 60%. У мигрантов, проживающих в сельской местности, наблюдаются сходные закономерности.

Перемена места работы — вторая по распространенности причина миграции. У горожан удельный вес трудовых мигрантов в общей их численности был несколько выше, чем у сельских жителей — 19,5 и 16,7% соответственно. Некоторое снижение в последние годы в миграционном потоке доли мигрантов «на работу» относительное. В значительной степени оно связано со структурными изменениями и увеличением среди мигрантов числа тех, кто переезжает по иным причинам.

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

Третьей причиной можно назвать совокупность прибывших на учебу (11,3%), в то время как среди сельских жителей — немногим более 3%. Это вполне естественно, так как абсолютное большинство специальных и высших учебных заведений находится в городах.

Возвратная, или повторная, миграция после получения образования привела к тому, что доля учебных мигрантов в старших миграционных когортах оказалась заниженной. В сельской местности третья по распространенности причина переезда (7,6%) — это неустроенность быта. В городах это 5% всех мигрантов.

С середины 1980 г. в России происходят события, провоцирующие новые причины для миграции. Из них наиболее болезненные последствия имеют политические (межнациональные конфликты), экологические (авария на ЧАЭС) и экономические (перестройка общественного производства, зарождающееся в чрезвычайно трудных условиях предпринимательство и растущая безработица).

Экономические причины. Менее всего выражена динамика доли мигрантов с «новыми экономическими» причинами переезда. Например, доля назвавших причиной миграции невозможность устроиться на работу была практически постоян­ной во всех миграционных когортах и не превышала 1-2% как в городской, так и в сельской местности.

Невозможность самостоятельно заниматься сельским хозяйством или предпринимательством как причину переезда назвала очень незначительная часть мигрантов. Их удельный вес не превышал доли процента. Из всех лиц, совершивших переезд в связи с невозможностью заниматься предпринимательской деятельностью, около 60% — это новоселы, проживающие в местах пребывания от 0 до 5 лет. Безусловно, в этом проявляются новые тенденции формирования рынка труда и занятости. Однако можно сказать, что безработица и невозможность самостоятельно заниматься предпринимательством и сельским хозяйством оказывают влияние на миграционное Поведение.

Экологические причины. Несмотря на появление с 1986 г. потока миграции в связи с аварией на ЧАЭС, в целом доля


164

165

Социальное проектирование

мигрирующих по «экологическим» причинам относительно невысока. Лидирует в этой группе причин миграция в связи с необходимостью смены климатических условий по состоянию здоровья. Несмотря на некоторое повышение доли таких мигрантов с начала 90-х гг., она остается весьма малой — 1,2% в городе и менее 0,5% — в сельской местности. С одной стороны, это свидетельствует о достаточно низкой ценности здоровья как элемента человеческого капитала, с другой — это связано с отсутствием у потенциальных мигрантов, проживающих в регионах с тяжелыми климатическими условиями (или пострадавших от каких-либо эндогенных факторов), средств на переезд, с неопределенностью и трудностью обустройства на новом месте. Это заставляет многих отказываться от миграции, несмотря на тяжелые экологические или климатические условия в месте проживания.

Необходимо отметить, что выделение чернобыльской аварии в качестве отдельной причины миграции связано, видимо, с масштабами аварии и политическим резонансом, который она имела. Кроме того, миграция по этой причине осуществлялась в рамках государственной программы и финансировалась из государственного бюджета. Из средств массовой информации в последние годы стало известно о нескольких крупных авариях с весьма тяжелыми экологическими последствиями. Долгие годы эти сведения были закрыты. Таким образом, данная причина миграции (авария на ЧАЭС) имеет временный характер. Более того, данные показывают, что, достигнув в 1991 г. пиков на уровне 0,9 и 1,7% (в городской и сельской местности соответственно) от совокупной миграционной когорты этого года, доля мигрирующих из-за аварии на ЧАЭС начала снижаться. А самое важное, как показали наблюдения последних лет, многие из тех, кого государство вынудило покинуть зараженные территории, вновь возвращаются к своим жилищам, ведут подсобное хозяйство и т. д., поскольку в местах вынужденной миграции они оказались забытыми и неустроенными.

Политические причины. Наибольшее влияние на миграционное поведение оказали в переходный период политические причины экстремального характера, главным образом нацио-

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

нальные конфликты, сопровождающие распад СССР. К этой же группе причин следует отнести обязательное знание языка коренной национальности. Это лишь наиболее мягкая форма проявления национальных конфликтов, преимущественно в отношении русскоязычного населения. Влияние данного фактора на миграционное поведение было так велико, что национальные конфликты вошли в число самых распространенных причин миграции, заняв среди городских мигрантов третье, а среди сельских — второе место и опередив при этом миграцию на работу.

Вынужденная миграция в связи с обострением межнациональных конфликтов и усилением давления на население нетитульных национальностей в ряде бывших советских республик к началу 90-х гг. приобрела столь значительные масштабы и стала играть такую роль в социальной обстановке в ряде регионов, что потребовались законодательное регулирование этих миграционных потоков и выработка правовых основ для приема таких мигрантов в местах вселения.

Существенно повлияла на миграционное поведение и криминализация жизни в России. Доля мигрировавших в связи с этой причиной составляет в городах 2,3%, в сельской местности — 2,2%.

Известно, что криминогенными факторами являются экономическая и политическая нестабильность —• спад производства, безработица, национальные конфликты. Многие полагают, что могут избежать влияния криминализации жизни, переехав в другие, более спокойные регионы. Но, нам кажется, что это является иллюзией, поскольку криминальная ситуация часто усугубляется миграцией. Особенно это касается ситуации в больших городах, где мигранты из ближнего и дальнего зарубежья уже сформировали определенный социум, находящийся зачастую вне сферы действия законодательства. Большинство мигрантов, не прошедших процедуру регистрации в милиции, оказывают серьезное влияние на формирование некоторых сегментов рынка труда в крупных городах (строительство, общественный транспорт, уличная торговля). Важным последствием миграционного потока такого рода является его непосредственная связь с теневыми секто-


166

167

Социальное проектирование

рами экономики, так как нелегальная миграция часто способствует переливу капитала из сферы регулируемой экономики в теневую.

На основе приведенных данных мы можем увидеть, как сильно зависит миграция от социальных и экономических процессов в обществе, и проследить изменения в причинах миграции на протяжении достаточно длительного времени.

В течение многих лет основными причинами миграции населения в России были семейные обстоятельства, миграция на работу и учебу. С конца 80-х гг. структура мотивов ежегодных миграционных потоков существенно изменилась. В первую очередь это связано с новыми экономическими и политическими явлениями в России.

Снижение доли трудовых мигрантов в миграционных когортах происходит в основном под воздействием структурных факторов. Во-первых, в миграционных когортах недавних лет прибытия (до 5 лет) высок удельный вес учебных мигрантов, которые впоследствии частично мигрируют повторно. Во-вторых, структура миграционного потока претерпела определенные изменения в связи с экстремальными событиями конца 80-х — начала 90-х гг., выдвинув в причины-лидеры обострение национальных конфликтов и резко повысив миграцию в связи с криминализацией обстановки. Понятно, что масштабные национальные конфликты чаще всего являются экстремальной формой проявления экономического неблагополучия в регионах, где они происходят. Поэтому можно предположить, что по мере стабилизации экономической обстановки и в условиях наметившегося сокращения притока в Россию населения из бывших советских республик данная причина со временем станет не столь значимой, а среди «новых» причин миграции усилится роль «экономических» и «экологических».

Анализ причин и факторов миграции требует внимательного отношения даже к небольшим по объему группам мигрантов, выбравшим из перечня причины-аутсайдеры. Со временем значение этих причин может возрасти.

Кроме того, за каждой долей процента стоят реальные человеческие судьбы, которые в системе сложных взаимосвязей влияют на развитие общества.

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

Классификация современных миграционных потоков

Особенности в направлениях и методах регулирования миграционных процессов на территории РФ предполагает условное выделение 5 основных составляющих:

вынужденная миграция;

внешняя миграция;

внешняя трудовая миграция;

незаконная миграция;

внутренняя миграция.

Вынужденная миграция.

Отсутствие или несовершенство национального законодательства в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, способствовало возникновению проблем вынужденной миграции на территории государств — бывших республик Союза ССР.

Приток мигрантов в Россию в последние годы составил около миллиона человек в год. Прогнозные оценки позволяют предполагать, что миграционный поток в Россию со временем будет возрастать и состоять главным образом из вынужденных переселенцев. В результате в ближайшие годы приток мигрантов на территорию России из государств бывших союзных республик Союза ССР может составить не менее 4 млн человек. Предполагается миграция примерно 400 тыс. россиян из Закавказья и 2,9 млн из Средней Азии, переселенцев с Северного Кавказа ожидается 600 тыс. человек, из государств Балтии может выехать 120—150 тыс. человек.

Основными задачами при реализации мер по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев являются разделение этих категорий, выделение в первую очередь необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая — поддержка бел-сенцев.

Это предполагает различие в работе с ищущими убежище гражданами бывшего Союза ССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств — бывших республик Союза ССР, включая Россию, перед гражданами бывшего Союза ССР должны строится на принципах


168

169

Социальное проектирование

общей (солидарной) ответственности этих стран за создавшуюся ситуацию.